Выступление Организация коррекционно-развивающей деятельности во внеурочное время в Перевозской школе-интернате.
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Перевозского муниципального района Нижегородской области
«Коррекционная школа-интернат»
Слайд 1
Слайд 2
Организация коррекционно-развивающей деятельности во внеурочное время
в Перевозской школе-интернате.
зам. директора по УВР Лобанова В.А.
г. Перевоз
2016 год
Слайд 3 Коррекционная работа является основным видом деятельности коррекционной школы, которая представляет систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательной деятельности, преодоление и/или ослабление имеющихся у них недостатков в психическом и физическом развитии.
Слайд 4 Одной из задач коррекционной работы является осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико- педагогической помощи детям с умственной отсталостью с учетом особенностей их психо-физического развития и индивидуальных возможностей.
Её осуществляет педагогический коллектив Перевозской школы-интерната: 15 учителей, 6 воспитателей, 15 педагогов с высшим образованием, 2 – с высшей категорией, 18 – с первой квалификационной категорией, 18 - со специальным образованием.
Коррекционно-образовательная система Перевозской школы-интерната ориентирована на следующий состав учащихся:
- это учащиеся с легкой и средней степенью умственной отсталости;
- это учащиеся с тяжелой степенью умственной отсталости;
- это учащиеся с расстройствами аутистического спектра, осложненными легкими интеллектуальными нарушениями.
Слайд 5 В нашей школе коррекционная работа проводится в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Слайд 6 Логопедическая работа в школе - интернате занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья, так как нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень распространенными и имеют стойкий характер.
У учащихся школы-интерната наблюдаются нарушения, затрагивающие фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую сторону речи (см. диаграмму 1).
Диаграмма 1
Речевые нарушения у учащихся Перевозской школы-интерната
13EMBED Excel.Chart.81415
Выводы: в последние годы увеличилось число учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Слайд 7 Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи у учащихся с умственной отсталостью способствуют развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, успешной социальной адаптации.
Логопедическое воздействие направлено на речевую систему учащихся в целом. Слайд 8 Работа логопеда ведется по следующим основным параметрам, которые Вы видите на слайде (см. диаграмма 2)
Диаграмма 2
Динамика сформированности речевых компонентов
у учащихся с 1 по 7 класс
13EMBED Excel.Chart.81415
Вывод: речевые компоненты сформированы у 86 - 100% учащихся, посещавших логопедические занятия. (см. диаграмму 3)
Диаграмма 3
Результаты логопедической работы
13EMBED Excel.Chart.81415
Вывод: ежегодно выпускаются с хорошей речью и значительными улучшениями в звукопроизношении и письме 50% учащихся.
Слайд 9 На групповых логопедических занятиях в 2016-2017 учебном году занимаются 50 учащихся, которые ведет Назарова М.В. учитель первой квалификационной категории. На индивидуальных логопедических занятиях с учителем-логопедом первой квалификационной категории Наместниковой Е.С. занимаются 18 учащихся. Оба педагога имеют логопедическое образование.
Коррекционно-развивающая работа проводится и в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения учащихся. В школе работает социально-психологическая служба. В рамках этой службы осуществляется психологическое и социально-педагогическое изучение учащихся с целью организации индивидуального подхода к ним, оказывается психологическая и социально-педагогическая помощь учащимся и их родителям (законным представителям).
Слайд 10 Психологическое сопровождение учащихся осуществляет педагог - психолог 1 квалификационной категории Калачева В.В. Она проводит коррекционно-развивающие занятия по межличностному общению, развитию рефлексивного сознания у детей младшего школьного возраста, профилактике и коррекции нарушений поведения и эмоций у подростков в соответствии с коррекционно-развивающими программами «Развитие эмоциональной сферы младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в интеллектуальном развитии», "Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе". Индивидуальными и групповыми занятиями с психологом охвачено 70 учащихся школы. Коррекционно-развивающие занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов в соответствии с программой коррекционного курса для учащихся 1-4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» /Л. С. Сековец/ ведет Вершинина Ю.А. с 26 учащимися.
Слайд 11 Для отслеживания результатов диагностика проводится 2 раза в год (начало учебного года и конец учебного года) по методикам, представленным на слайде:
Объект исследования
Название методики
Для исследования ручной и общей моторики
диагностические методики Н.И. Озерецкого и М.О. Гуревича («Оценка тонкой моторики рук», «Координация движений обеих рук», «Оценка тонкой моторики пальцев рук», «Оценка статического равновесия», «Оценка динамического равновесия»).
Для диагностики зрительного и слухового восприятия
«Подбор изображений по образцу и цвету», «Подбор по образцу геометрических фигур», «Узнавание реалистических изображений», «Узнавание контурных изображений», «Различение ритмических последовательностей», методики С.Д. Забрамной, О.В. Боровик.
Для исследования внимания
задания по методике Мак-Кери, методики С.Д. Забрамной, О.В. Боровик.
Для исследования памяти
тесты Чередниковой Т.В., методика Истоминой В.А., методики С.Д. Забрамной, О.В. Боровик.
Результаты диагностики показывают (см. диаграммы 4, 5):
Диаграмма 4
Слайд 12 1 класс (начальный этап). Результат диагностики осень 2012 год.
Диаграмма 5
Слайд 13 4 класс (конечный этап). Результат диагностики весна 2016 год.
Выводы: положительная динамика в развитии психомоторных, сенсорных и психических процессов у учащихся.
Слайды 14-19 Проводятся общешкольные мониторинги, результаты некоторых представлены на слайдах, а именно школьной мотивации, социально-психологической адаптации, тревожности, агрессивности, самооценки.
Диаграмма 6
Диагностика уровня школьной мотивации учащихся 1-4 классов
(Л.С. Лусканова)
Выводы: прослеживается положительная динамика развития школьной мотивации учащихся.
Диаграмма 7
Диагностика социально-психологической адаптации
учащихся 1 класса и вновь прибывших младших школьников, к школе
(Э.М. Александровская)
Выводы: прослеживается положительная динамика социально-психологической адаптации учащихся 1 класса и вновь прибывших младших школьников к школе.
Диаграмма 8
Диагностика тревожности учащихся 1-4 классов
(Р.Тэммл, М. Дорки, В. Амен)
Выводы: прослеживается снижение количества учащихся младшего школьного возраста с высоким уровнем тревожности и увеличение числа учащихся с низким уровнем тревожности.
Диаграмма 9
Оценка уровня школьной тревожности (Филлипса) учащихся 5-9 классов.
Вывод: прослеживается снижение количества учащихся с повышенным уровнем общей тревожности, страхом несоответствия ожиданиям окружающих.
Диаграмма 10
Диагностика уровня агрессивности учащихся 5-9 классов
(опросник Басса- Дарки)
Выводы: прослеживается снижение количества учащихся с повышенным уровнем косвенной агрессии, негативизмом, обидчивостью, вербальной агрессией.
Диаграмма 11
Диагностика уровня самооценки учащихся 1-9 классов
Выводы: прослеживается снижение количества учащихся с завышенным уровнем самооценки и увеличение числа учащихся с адекватным уровнем самооценки.
Специальные занятия по лечебной физкультуре (ЛФК) являются неотъемлемой частью системы коррекционно-развивающей работы.
Слайд 20 Они направлены:
- на коррекцию наиболее распространенных дефектов (нарушение осанки, походки, слабость мышц брюшного пресса, туловища, конечностей);
- на развитие координационных способностей учеников, их уровень тренированности, способов выполнения упражнений (активно, с помощью, пассивно);
- на коррекцию и компенсацию недостатков физического развития (нарушения осанки, плоскостопие, отставание в росте, в массе тела);
- на коррекцию нарушений в движениях (нарушение координации, ориентировки в пространстве, точность в движении, равновесие);
- на устранение недостатков в развитии двигательных и иных качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, прыгучести) (см. диаграмму 12)
Слайд 21 Диаграмма 12
Мониторинг недостатков физического развития учащихся
Вывод: 53,5% учащихся имеют нарушение осанки, плоскостопию, отставание в росте и массе тела.
Слайд 22 На занятия по ЛФК ходят 26 детей, из них два учащихся с ДЦП занимаются индивидуально на дому. Занятия проводит учитель 1 квалификационной категории (инструктор ЛФК) Миронов О.В. (см. диаграмму 13)
Слайд 23 Диаграмма 13
Динамика физического развития учащихся
Вывод: прослеживается положительная динамика развития осанки, координации движений у учащихся.
Слайд 24 Музыкально-ритмическая деятельность – основа ритмики – учебного предмета коррекционно-развивающей области, на котором учащиеся учатся слушать музыку, выполнять разнообразные движения, петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Рабочие программы по предмету составлены на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол №4/15 от 22 декабря 2015 г.), Программ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1 – 4 класс /В.В. Воронкова – М.: Просвещение, 2013). Занятия ведет учитель высшей квалификационной категории Клименко Н.В. Их посещают 18 учащихся. (см. диаграмму 14)
Слайд 25 Диаграмма 14
·
13EMBED Excel.Chart.81415
Вывод: у учащихся к концу обучения прослеживается положительная динамика с ниже среднего уровня до высокого игры под музыку, ориентировки в пространстве, игры на детских музыкальных инструментах, ритмико-гимнастических упражнениях.
Коррекционно-развивающая работа включает в себя также организацию внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное и физическое развитие.
Слайд 26 В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) внеурочная деятельность 1 класса в 2016-2017 учебном году содержит индивидуальные и групповые занятия:
№п/п
Направление
Кол-во часов
Название программы
ФИО учителя
1
спортивно-оздоровительное
1
«Подвижные игры»
учитель Миронов О.В.
2
коррекционно-развивающее
1
1
1
«Развитие познавательных интересов»
«АБВГДЕЙка»
«Веселая карусель»
учитель Бибукова Г.М.
Занимаются 5 учащихся.
Коррекционно-развивающая работа в школе-интернате включает также:
- организацию и проведение внеклассных занятий, необходимых для всестороннего развития и преодоления нарушений развития;
- организацию и проведение самоподготовки.
Внеклассное занятие по своему назначению и программному материалу является одной из форм деятельности, в которой заложена тесная связь с уроками образовательного цикла. Как специально организованная форма обучения, занятия детей с воспитателем организуются с учетом возрастной периодизации согласно социальной схеме: младший школьный возраст – 8-10 лет, средний – 11-14 лет, подростковый возраст, старший школьный – 15-18 лет.
Слайд 27 Содержание занятий направлено на формирование
- основ гражданского и патриотического воспитания (формирование основных элементов гражданско-патриотического сознания);
- личностное развитие и основы социализации (усвоение основных понятий о социальных нормах отношений, в том числе – об общечеловеческих ценностях, усвоение основных обобщенных закономерностей жизни и развития общества и человека в нем, усвоение основных понятий культуры социальных отношений, включая экономические и правовые);
- охрану здоровья и физическое развитие (усвоение основных понятий, отражающих непосредственное взаимодействие человека с окружающей средой и его последствия, усвоение основных понятий, определяющих управление собой, своим здоровьем, физическим развитием);
- трудовое воспитание (привитие трудовых навыков);
- творческое воображение (творческое самосовершенствование, усвоение основных общеэстетических понятий, связанных с художественно-образным способом познания).
Слайд 28 Занятия проходят ежедневно в соответствии с режимом ГПД, групп с круглосуточным пребыванием, тематическим планированием. В ГПД занимаются 43 воспитанника, в младшей и старшей группах с круглосуточным пребыванием 23 воспитанника. С ними работают 6 воспитателей, с первой квалификационной категорией пять из них.
Слайд 29 Самоподготовка проводится в соответствии с режимом групп. В ходе самостоятельной учебной работы у воспитанников вырабатываются навыки самообразования, самовоспитания и развивается личность обучающихся в плане положительного отношения к учебе, устойчивых интересов и навыков.
Одним из основных направлений коррекционной работы является коррекционно-развивающая работа, которая обеспечивает организацию мероприятий в школе и за ее пределами, направленные на коррекцию имеющихся недостатков умственно отсталых детей, всестороннее их развитие, желание и умение общаться с окружающими людьми, закрепление знаний.
Слайд 30, 31, 32
Это традиционные мероприятия: "И вновь сентябрь у школьного порога", "Как хорошо, что есть учителя", "У мамы нежные руки", "Новогодняя сказка", "Курс молодого бойца", "Веселая масленица", "Для милых дам", "Вместе весело шагать", "Салют Победы!", "Семейный очаг", "Детства последний звонок", Папа, мама, я – спортивная семья», «Веселые старты». А также коллективные творческие дела по основным направлениям развития личности, например: «Папа, мама, я – творческая семья», акция «Чистый берег», социальный проект «Духовные посевы», пошив костюмов к школьным и районным мероприятиям, штор в кабинеты школы, спальни интерната и т.д.
Слайд 33 Конкурсы различных уровней: Всероссийский конкурс «Цветочные мотивы» 1, 3 места, Всероссийский фестиваль детской книги «Читаем вместе» -3 место, Всероссийский Ступинский фестиваль-конкурс народного прикладного творчества сельских школьников 2 место, зональный конкурс сред детей с ОВЗ «Зажги свою звезду» (1, 3 места), областной конкурс «Я читаю Гайдара! Я рисую Гайдара!» (диплом участника), епархиальный конкурс «Дети иллюстрируют православную книгу» 2, 3 места, «Пасха красная» 3 места, VI муниципальный этап областного конкурса детского и юношеского изобразительного искусства «Я рисую мир» 1, 2, 3 места, региональный этап Международного конкурса детских рисунков «А что у Вас?» (1, 3 места), муниципальный этап областного конкурса декоративно-прикладного искусства «Творчество: традиции и современность» - 1, 2 места – в областном этапе грамота за мастерство исполнения, муниципальный творческий экологический конкурс «Мы – друзья природы» - 2 место, муниципальный конкурс буклетов по пропаганде здорового образа жизни «Дети Перевозского района – за здоровый образ жизни» (2 место), участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика», муниципальном конкурсе «Русский язык в картинках», конкурс детского рисунка МО МВД России «Перевозский» «Олимпийский калейдоскоп» (1-3 места), муниципальном конкурсе детского рисунка «Займемся добрыми делами» (3 место) и др.
Слайд 34 Внеурочная кружковая и секционная работа помогает ребенку так выстроить учебную траекторию, чтобы он максимально раскрыл свои способности. Дополнительное образование представлено в школе тремя кружками художественно-эстетической и научно-технической направленности: «Бисероплетение» (12 учащихся) педагог д/о Макарова С.Н., «Каприз» (13 учащихся) педагог д/о Бежаева Т.Е. , «Пирография» (20 учащихся) педагог д/о Усягин А.Г.; двумя секциями физкультурно-спортивной направленности: футбол (15 учащихся), настольный теннис (15 учащихся) педагог д/о Миронов О.В..
Слайд 35, 36, 37 В школе практикуются выставки работ кружковцев и работ учащихся столярной и швейной мастерских (учителя пто Тарасова А.И., Усягин А.Г.) 1 раз в четверть.
Слайд 38 Воспитанники танцевального кружка – участники всех школьных праздников.
Слайд 39 Участники секций играют на соревнованиях муниципального и регионального уровня.
Слайд 40 Ребята занимали 1-3 места в личном зачете в зональных соревнованиях по настольному теннису, командное 3 место в зональных соревнованиях по мини-футболу, командное 3 место в зональных соревнованиях по настольному теннису, 1 место в районных соревнованиях по настольному теннису среди девушек, 2 место в соревнованиях по мини-футболу среди юношей в рамках районной спартакиады школьников и т.д.
Наши воспитанники также посещают кружки по месту жительства: детскую школу искусств - класс игры на флейте (1), в ДЮЦе: кружок «Стиль» (2), секцию бокса (2) и ИЗО-студию «Волшебная кисть» (1), в сельских ДК танцевальные (2), творческую мастерскую (1). В школе 100% охват учащихся дополнительным образованием.
Слайд 41, 42, 43 Динамика участия обучающихся Перевозской школы-интерната
в мероприятиях различного уровня за 3 года показывает рост числа участников в мероприятиях муниципального, федерального уровня, а также рост в них числа победителей и призеров (см. диаграммы 15-17)
Диаграмма 15
Участие учащихся в мероприятиях муниципального уровня
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Диаграмма 16
Участие учащихся в мероприятиях регионального уровня
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Диаграмма 17
Участие учащихся в мероприятиях федерального уровня
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Слайд 44 Коррекционно-развивающие занятия, внеклассные занятия, мероприятия, занятия в кружках и секциях проводятся с учетом психофизиологического развития и индивидуальных возможностей детей с умственной отсталостью по нескольким направлениям:
- адаптация и социализация детей в образовательной среде, развитие сферы межличностных отношений ребенка;
- развитие познавательных процессов на основе формирования высших психических функций (внимания, восприятия, мышления, памяти, речи);
- развитие эмоционально-волевой сферы, развитие мотивации обучения;
- ранняя профилактика и своевременная коррекция недостатков и отклонений в психическом и личностном развитии детей
в соответствии с учебным планом Перевозской школы-интерната, программой воспитательной работы «Школа социализации», образовательными программами дополнительного образования детских объединений для учащихся на 2016-2017 учебный год.
При организации коррекционной работы во внеурочное время педагоги используют передовые технологии, внедряют инновационные формы и методы работы, используют на занятиях различные виды игровой деятельности, песочную терапию, сказкотерапию, музыкотерапию, проектную деятельность и т.д.
Обучая и воспитывая детей с интеллектуальной недостаточностью педагоги формируют житейские понятия, умения и навыки.
Педагогами школы-интерната выстраивается коррекционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение обучающихся на практическую деятельность.
Слайд 45, 46 Коррекционная работа помогает развить учащихся с умственной отсталостью, успешно влиться в общество, продолжить обучение или трудоустроиться. Наши выпускники учатся в ГБ ПОУ «Спасский агропромышленный техникум», ГБОУ СПО «Арзамасский техникум строительства и предпринимательства», ГБОУ СПО «Лукояновский сельхозтехникум», училищах Н.Новгорода, 10 классе МКОУ Б.Мурашкинской коррекционной школы-интерната.
Слайд 44 Спасибо за внимание. Всем творческих успехов в деле обучения, воспитания и развития учащихся с интеллектуальными нарушениями.
13PAGE 15
13PAGE 141415
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Диаграмма 1Root Entry_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-а14 °20% - Акцент2
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·20% - Акцент4
·14
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·20% - Акцент6
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·40% - Акцент2
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·40% - Акцент4
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·40% - Акцент6
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·60% - Акцент2
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·60% - Акцент4
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·60% - Акцент6
·13"
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Акцент2
·13$
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Акцент4
·13&
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Акцент6
·