Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению
Конспект урока
Тема: Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению
Цель: научить видеть и выделять в речи и на письме вводные слова и вводные сочетания слов по значению.
Задачи:
-образовательная: познакомить с терминами « вводные слова» и «вводные предложения», с их основными группами по значению как средством выражения отношения говорящего к объекту разговора;
-развивающая: формировать пунктуационные умения и навыки, находить вводные слова в предложении, выделять их интонационно, способствовать обогащению речи школьников вводными словами; развивать культуру речи;
-воспитывающая: воспитывать любовь к родному языку и патриотические чувства.
Тип урока: комбинированный.
Методы: репродуктивный, наглядный, словесный, практический, поисковый.
Формы: самостоятельная работа, беседа, рассказ, работа со словарем, индивидуальная работа.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация в Power Point ,учебник, толковый словарь.
Ход урока:
I. Орг. момент (оформление классной работы).
II. Орфографическая зарядка ( слайд №1-3)
III. Словарно – лексическая работа со словом г л а м у р ( слайд №4-5)
IV. Объяснение нового материала
а) Прочитайте предложения; укажите, в каких из них выделенные слова являются членами предложения, а в каких не являются.
Музыка, кажется, вышла гламурная и вполне комфортная. Эта музыка мне кажется слишком гламурной.(слайд №6)
Комментарий учителя
Сравнение предложений показывает, какое слово является членом предложения, а какое введено в предложение для выражения меньшей степени уверенности. Такие слова, выражающие отношение говорящего к тому, что он сообщает, и называются вводными. Они вводятся в предложение, не являясь его членами.
б) Самостоятельно прочитайте теоретический материал учебника . Рассмотрите таблицу «Вводные слова и словосочетания» и с её помощью сформулируйте, какие значения имеют вводные слова.
V. Тренировочные упражнения
1. Упр.364 (работа по схеме)
2. Спишите отрезки предложений, расставляя знаки препинания. Дополните эти предложения (слайд №7)
3. Роль вводных слов в речи. Упр.383,384
Комментарий учителя
Итак, вводные слова, как сказал А.Кушнер, хотя и «замедляют речь», «мешают суть сберечь», важны, потому что делают речь логичной, выразительной. Неуместное же использование вводных слов ведёт к её засорению. Такую речь трудно и неприятно слушать. Она свидетельствует о низкой речевой культуре человека. Слова – сорняки, слова – паразиты заполняют паузы, когда человеку нечего сказать. Приведите примеры таких слов. Найдите слова – сорняки в данных предложениях(Слайд№8)
4. – Помните ли вы песенку, в которой были такие слова: «И хорошее настроение не покинет больше вас»? Мне хочется, чтобы при изучении трудной темы «Вводные слова» вас также не покидало хорошее настроение(гламурное настроение!) Поэтому предлагаем вам такую песенку( подготовленные ребята исполняют песню, у каждого на столе слова):
I. Если в предложенье в чём-то есть сомненье,
Если не понятно, как должно бы быть,
Говорят должно быть или вероятно.
Кажется, возможно или может быть.
Припев:
И улыбка понимания чуть коснётся ваших глаз,
Ваши знаки препинания подводить не будут вас.
II. А когда всё точно и определённо
И ничто не может вас поколебать,
Говорят действительно, правда, несомненно
Или разумеется можно здесь сказать.
III. Если в предложенье ваше отношенье
Вам необходимо чётко выражать,
Скажете вы к счастью или к сожаленью.
Даже к удивлению вы можете сказать.
IV.Если вы кому-то пояснить хотите,
Как, в каком порядке что за чем идёт,
Скажете во-первых, во-вторых и в-третьих,
Скажете вы значит и наоборот.
V. Если дружелюбно с кем-то говорите,
Чтобы собеседник лучше понял вас,
Скажете представьте или извините,
Скажете послушайте - и, может быть, не раз.
Задание: используя вводные слова из IV куплета песни, составьте небольшой текст(3-4 предложения) на тему: «Нужны ли в русском языке такие слова, как г л а м у р, ш о п, и м и д ж и другие или можно обойтись без них?»(слайд №9)
VI. Подведение итогов урока, осмысление результатов работы.
VI.Домашнее задание: п.59, 60 упр.365,367 (на выбор)
Презентация№1