«Работа на уроках русского языка с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»


Тема: «Работа на уроках русского языка с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Учитель: Владимирова Е.В. г. Торжок, МБОУ СОШ №6
В коррекционных классах широко используется работа с пословицами и поговорками. Эта работа является эффективным средством для развития умственных способностей детей. Пословицы и поговорки передают из поколения в поколение познавательный опыт народа, его морально- эстетические нормы. Они отражают представления людей о жизненных ценностях. К.Д. Ушинский считал, что ни в одной из форм языкового народного творчества не проявляются так ярко ум народа, его история, быт, мировоззрение, как в пословицах и поговорках. Пословицы и поговорки успешно используются в работе с детьми , имеющие нарушения развития. Во время работы ученик учится рассуждать и объяснять почему. Эта работа нужна для определения умственного развития ребёнка . Особую значимость эта работа приобретает при развитии мыслительной деятельности детей с трудностями в обучении.
Следует выделить ряд особенностей, которые приводят к затруднениям в понимании скрытого смысла текстов, изречений, литературных сравнений:
- своеобразие мыслительной деятельности, склонность к конкретизации;
-особенности речевого развития, бедность словаря;
-суженный диапазон эмоционального фона, трудности выражения собственных эмоциональных состояний;
-низкие способности к обучению.
В работе над пословицами и поговорками выделяется ряд методических приёмов.
Используется наглядная опора.
Использование иллюстрации позволяет добиваться лучшего усвоения приёма понимания и объяснения смысла пословиц и поговорок, повышать формирование навыков, запоминать информацию благодаря яркости изображения .Яркие иллюстрации вызывают у ребёнка интерес , позволяет продлить работоспособность ребёнка., удержать познавательный интерес.
Связь с жизненным опытом.
Работа над изучением пословиц и поговорок ведётся с использованием ситуаций из жизни. Приближенность к жизненному контексту обеспечивает доступность материала для его понимания. Учащиеся понимают о сём они говорят , так как ситуация знакома.
Развитие жизненной компетенции.
Материал подбирается таким способом, чтобы они способствовали обогащению социального опыта ученика. Это помогает развить социально- коммуникативную компетентность учащихся , а также способствует присвоению социально приемлемых образцов поведения.
Пошаговое предъявление материала.
Материал заданий предъявляется так , чтобы обеспечивался постепенный переход от работы в рамках заданных педагогом условий, т.е. по образцу к самостоятельному использованию приема, продуктивному поиску решения интеллектуальных задач.
Дозирование помощи.
Пошаговое совместное выполнение задания с ребёнком до минимальной – стимулирующей ( одобрение, похвала, поощрение)
Проведение словарной работы и развитие речи учащихся
Эта работа направлена на разъяснение редко употребляемых слов, фразеологизмов. Это обусловлено особенностями речевого развития детей с трудностями в обучении: ограниченность знаний и представлений об окружающем мире, бедность словарного запаса. Словарная работа проводится в начале каждого занятия.
Систематизация процесса коррекционных занятий по обучению понимания скрытого смысла пословиц и поговорок достигается этапностью урока. Которая предполагает решение определённых , постепенно усложняющихся от этапа к этапу.
На первом этапе происходит понимание смысла пословиц и поговорок.
На втором этапе происходит первичное расширение приёма. Для объяснения пословиц и поговорок используется собственный жизненный опыт. Приводят сами примеры , иллюстрирующие значение пословиц.
На третьем этапе происходит широкое обобщение приёма. Учащиеся учатся использовать в речи пословицы и поговор, употребляют то или иное изречение применительно к заданной ситуации.
На первом этапе работа над пониманием смысла пословиц и поговорок проводится с опорой на конкретные, проиллюстрированные жизненные ситуации. Иллюстрация используется с сюжетной основой. В процессе анализа составляется короткий рассказ, отражающий значение пословицы. Рассматривается прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Способы предъявления материала:
-иллюстрация +описание ситуации +анализ ситуации + демонстрация пословицы.
- иллюстрация +описание педагогом ситуации + объяснение значения пословицы.
Задания:
Даются сюжеты , пословица или поговорка. Необходимо проанализировать сюжет, составление или прослушивание рассказов к сюжетам, поясняющих смысл народных изречений, различение прямого и переносного смысла пословицы или поговорки на примере содержания сюжетов.
Даются сюжеты, пословица или поговорка. Необходимо проанализировать сюжет, демонстрируя пословицы или поговорки, объясняя её значения на примере героев сюжета.
Даются сюжеты и 3-4 пословицы и поговорки, подходящие и не подходящие по смыслу к сюжету. Необходимо проанализировать, соотнести пословицу с содержанием, дать определение смыслового соответствия.
Примеры заданий:
Рассмотрите рисунок, опишите его. Найдите пословицы подходящие к рисунку по смыслу: « Под лежачий камень вода не течёт», « Добрый поступок красит человека».
Прочитайте пословицу « Лёжа на печи не поешь калачи» и рассмотри рисунки. Одну и ту же пословицу можно применить к разным жизненным ситуациям. Опиши рисунки и объясни значение пословицы на примере их героев.
Прочитай пословицу» Яблоко от яблони недалеко падает».Рассмотри рисунок. Выбери рисунок , который указывает на прямое значение пословицы , а затем тот, который раскрывает её скрытый смысл. Составь рассказы к рисункам.
На втором этапе работы с пословицами и поговорками также используется иллюстрация, предусматривается расширение приёма, т.е. необходимо объяснить значение изречений с использованием читательского опыта. На данном этапе повышается самостоятельной работы . Учащиеся пытаются понять обобщенный смысл. В процессе работы осуществляется подготовка учащихся к употреблению в собственной речи образных выражений по отношению к той или иной ситуации.
Способы предъявления материала:
-пословица или поговорка + литературное произведение;
-пословица или поговорка +иллюстрация +пример ситуации из личного опыта;
-пословица или поговорка + образец ситуации + пример из личного опыта.
Задания:
Показывается текс и две-три синонимичные пословицы. Задание включает анализ содержания текста и смысловое соотнесение с пословицами.
Показывается текс и две-три пословицы, среди которых подходящие по смыслу к сюжету. Задание включает анализ содержания текста и смысловое соотнесение пословиц с содержанием, установление смыслового соответствия
Показывается пословица или поговорка. Задание включает анализ изречения, объяснение смысла пословицы, поговорки на примере жизненной ситуации, смоделированной самостоятельно.
Примеры заданий:
Прочитайте рассказ В.А. Осеевой « Сторож». Подходит ли к этому рассказу пословица «Жадность = всякому горю начало» и почему? Объясните значение пословицы на примере героя
Рассмотрите рисунки и найдите подходящие к нему по смыслу пословицы: « Береги честь смолоду», Семь раз отмерь, один раз отрежь».
На третьем этапе продолжается работа с опорой на личный опыт учащегося. Используются разные виды занятий. Различаются по группам, по смыслу, объясняется их значение. Учащиеся работают с текстом, при этом сопоставляя их с пословицами. Дают оценку поступков героев, формируют идею произведения. Учащиеся работают над применением пословиц в разных ситуациях.
Способы предъявления материала:
- иллюстрация + пословица или поговорка.
Задания:
Показывается иллюстрация, пословицы и поговорки. Задание включает анализ изречения , анализ сюжета. Объяснение их поступков, значение.
Даются подходящие и неподходящие по смыслу пословицы. Задания включает соотнесение со смыслом и употребление подходящих к тексту изречений.
Примеры заданий:
Найдите пословицы , в которых есть общий смысл , а какая лишняя.
Рассмотри рисунок. Прочти пословицы и поговорки: « Слезами горю не поможешь», « Глупые ссорятся , а умные договариваются».
В результате поэтапной работы изучение пословиц и поговорок уделяется особое отношение на уроке.
Использованная литература:
Никольская О.С. Аутичный ребёнок. Пути помощи/О.С. Никольская , Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг – М.: Теревинф, 1977.
Даль В.И. Пословицы русского народа/В.И. –М.,1994
Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация /И.А. Коробейников .М. : ПЕР СЭ 2002.