Урок по окружающему миру на тему Учимся различать деревья и кустарники зимой (1 класс)
Технологическая карта 1 классТема Учимся различать деревья и кустарники зимой
Цель урока Научить различать деревья и кустарники зимой по силуэту, кроне, плодам, почкам;
Развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов, формировать умение работать в паре;
Воспитывать бережное отношение к растениям.
Задачи урока
Показать учащимся возможность и зимой определять разные виды деревьев, кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам; использовать раздаточный материал плодов деревьев для развития познавательного интереса учащихся к изучения предмета.
Планируемый результат На уроке: научиться различать изученные группы растений по существенным признакам, приводить примеры представителей каждой группы: «деревья», «кустарники».
Основные понятия Понятия: -деревья-, -кустарники-, -крона-, -плод-, -почка-.
Ресурсы:
- основные
- дополнительные Учебник О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов « Окружающий мир»
Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса «Окружающий мир», хрестоматия.
Интерактивная доска
Организация пространства Работа фронтальная, в парах, мини - исследование
Планируемый результат
Предметные результаты:
Метапредметные результаты: Личностные результаты:
перечислять способы определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам;
называть зимние погодные явления и состояния природы зимой;
отвечать на вопросы о зимних изменениях в жизни растений;
извлекать из текста учебника информацию о признаках, по которым можно узнать растения зимой;
осознавать важность проявления любви к зимней природе.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормируемые УУД
1.Организационный момент. - Здравствуйте, ребята! У нас сейчас урок окружающий мир. Садитесь, устраивайтесь поудобнее. Нас, как всегда, ждёт много интересного. Итак, улыбнитесь друг другу, начинаем работать.
Осуществляют самооценку готовности к уроку.
Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Личностные УУД: самоопределение.
2. Актуализация знаний.
- Какое у нас сейчас время года?
- Расскажите о зимних изменениях в природе, старайтесь не повторять то, что было сказано одноклассниками.
- Откройте содержание учебника. Найдите темы, которые мы уже изучили.
- Определите тему сегодня? Подскажите страницу. (44-45)
Отвечают на поставленные вопросы,
вспоминают о зимних явлениях в природе, о наблюдениях на экскурсии.
Определяют тему урока. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.
Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.
Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение.
3. Постановка учебной задачи.
Кого вы видите? Есть ли здесь знакомые? (Миша и Маша)
На прогулке Миша сказал: «Зимой все деревья выглядят одинаково. Нельзя отличить одно дерево от другого».
Вы согласны с этим утверждением? Как можно отличить деревья? (План работы)
Давайте поможем Маше доказать Мише, что и зимой можно различать деревья и кустарники. Отвечают на поставленный вопрос.
Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение.
Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению
4.Решение учебной задачи.
а) Вступительная беседа.
б) Словесное рисование
в) Угадывание деревьев и кустарников.
г) Работа по учебнику.
г) Парная работа – исследование плода растения и определение его названия.
Проверка работы на ИД.
Вопрос по экологии 1.Работа по учебнику (с.44—45).
Рассмотрите центральный рисунок на стр. 44-45. Какие деревья вы видите? Как вы узнали эти деревья? По каким признакам?
Что такое крона дерева? (Крона дерева — это его верхняя разветвленная часть.) Учитель вывешивает на доску слово «крона».
Рассмотрим крону каждого из деревьев. Чем они похожи? Чем отличаются? (Дети у ИД показывают и описывают деревья)
- У березы стройный ствол и крупные боковые ветви, отходящие под острым углом. Молодые веточки березы тонкие, свисающие вниз. Белая кора деревьев имеет черные штрихи. Это чечевички - специальные отдушины, через которые воздух проходит к внутренним тканям ствола.
У дуба могучий ствол, кряжистые толстые ветви, кора вся в глубоких морщинах. Почему такие причудливые изгибы? Хрестоматия стр. 42
У тополя веточки будто бы устремлены ввысь.
Рябина - небольшое дерево с ажурной кроной. Ее нетрудно узнать не только по силуэту, но и по плодам, которые украшают дерево и зимой.
Ель. Мощное прямое дерево. Ствол тёмно-коричневый. Широкие ветви-лапы эластичные и пружинистые. Иголочки-хвоинки короткие, колючие и прикреплены поодиночке.
Сосна. Высокое стройное дерево. Ствол красный, как будто из меди, и блестит на солнце. А ближе к земле, кора коричневая и очень толстая.
Мощные распахнутые ветви. Иголки-хвоинки длинные и мягкие, прикрепленные к ветке по две вместе.
- Ребята, чему мы сейчас учились?
Проведем самостоятельную работу, каждый попробует соединить название дерева с изображением.
Возьмите рабочие листы.
-Проверим с помощью ИД. Соедините название дерева с его силуэтом. Оцените свою работу. Если всё верно, закрасьте кружок зелёным цветом, нашёл сам и исправил ошибку - жёлтым, если были ошибки– красным.
Какие из этих деревьев растут в Карелии?
2. Фронтальная беседа «Как узнать дерево по плодам?»
Что это изображено в учебнике? (плоды) Что в них? (семена)
Какие из них вы знаете?
Какие из этих деревьев растут у нас в Карелии? (нет вяза, дуб и клён сажают люди)
Плоды липы - орешки размером с горошину - «подвешены» к широкому крылышку, с помощью которого они отлетают от материнского растения. У разных липовых «вертолётиков» разное число плодов - «пассажиров». У одних под крылом висит один плод, у других - два или три, а у некоторых - пять, шесть и даже больше. И самое интересное, что вырастают они на одной липе.
У клена имеется по два плода с однобокими крылышками, обращенными друг к другу. У крылышек один край округлый и тонкий, а другой - прямой и толстый.
У рябины - гроздья оранжевых ягод.
У плодов вяза семя находится в центре кружочка-крылышка.
Плод березы напоминает бабочку. Семя находится в середине, а два овальных крылышка - по бокам.
Плоды дуба - желуди.
-Проверим, сможете ли вы узнать дерево по его плодам.
-Вы сейчас будете исследовать плоды растений, которые собрали около школы. Рассмотрите и догадайтесь, от какого дерева плод. Соотнесите название и плод. Работаем в парах. Прочитаем, какие растения предложены.
1. Ясень 2. Акация 3. Берёза
4. Шиповник 5. Липа 6. Снежная ягода
Проверим работу. Опишите плоды:
1)плоды ясеня
2)плоды акации
3)сережки березы
4)плоды шиповника
5) плоды липы (орешки размером с горошину - «подвешены» к широкому крылышку)
6) снежноягодник
- Какие плоды сложно было узнать?
-Как вы думаете, что могло бы произойти, если осенью мы собрали все плоды рябины? Кто от этого пострадает?
А что случиться, если мы соберём все жёлуди? Какой вывод мы можем сделать? Рассматривают и определяют деревья по кроне (силуэтам), закрепляют работу на карточке.
Слайд 2
Работа с хрестоматией.
Определяют деревья по их стволам.
Слайд 3,4
Работают с учебником.
Работают в парах, определяют растения
Показывают среди коллекции плоды
Отвечают на вопросы по экологии
-Пострадают птицы.
-Пострадают кабаны, мыши, белки.
-Зимой плоды деревьев служат пищей лесным зверям и птицам. Без них животные погибнут от голода.
Познавательные УУД: общеучебные - поиск и выделение необходимой информации.Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.
Личностные УУД: формирование нравственно-эстетических ценностей.
5. Наблюдение за почками деревьев.
-Как же можно отличать зимой деревья? ( По кроне, силуэту, по плодам)
Растения отличаются не только по силуэтам, но и по почкам. (вывешиваю слово «почка» на доску) почка?
Посмотрите на веточки, кто догадается с какого они дерева? (тополь и берёза)
Сравните их по форме, цвету, запаху, расположению на веточке. Поработайте в парах, воспользуйтесь словами-помощниками.
-У вас на парте лежат веточки тополя и берёзы. Сравните их. Особое внимание обратите на почки.
У берёзы почки заострённые, красно-бурые, клейкие, с запахом. Расположены на веточке поочерёдно. У тополя удлинённо-овальные, остроконечные, бурые, блестящие, покрытые смолистым налётом.Итак, что же нам помогает отличить одно дерево от другого? Наблюдения учащихся, ответы на поставленный вопрос.
Регулятивные УУД: умение планировать, строить алгоритм деятельности.
Познавательные УУД: формирование логических умений(анализ синтеза, сравнение, выдвижение гипотез и их обоснование).
Коммуникативные УУД: развитие внимания учащихся.
6. Закрепление материала. Составление памятки на ИД, опираясь на опорные слова в уроке.Помогли ли мы Маше доказать Мише, что зимой можно отличить одно дерево от другого?
- На что должен обратить внимание Миша, чтобы узнать дерево. Давайте составим для него памятку.
Как узнать дерево зимой
Обрати внимание на внешний вид и крону дерева.
Рассмотри оставшиеся на дереве плоды.
Рассмотри почки на ветках. Дети предлагают памятку -определитель растений.
Слайд 6 Познавательные УУД: общеучебные умения:
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
Личностные УУД: самоопределение.
Регулятивные УУД: контроль, коррекция.
Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия
Закончите предложения:
"На уроке я узнал…";
"Было трудно…";
"Меня удивило…" Ответы детей.
Оценивание своей учебной деятельности.
Слайд 7 Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: самооценка.
Ясень
2. Акация 3. Берёза
4. Шиповник
5. Липа 6. Снежная ягода
Соедини название дерева с его силуэтом
50311052442845365950521990052874645244284510306052488565
ель дуб берёза сосна