Конспект урока по окружающему миру на тему По равнинам и горам (4 класс)
Этапы Содержание УУД
Организационный момент Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Сергеевна и сегодня, урок окружающего мира у вас буду вести я. Можете садиться. Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
2. Актуализация знаний
- Ребята прежде чем нам перейти к новой теме, давайте вспомним с вами условные обозначения и названия полезных ископаемы и выполним задание.
У вас на столах лежат карточки, на них изображены условные обозначения и название полезных ископаемых. Вам необходимо верно соединить их.
Задание выполняем ручкой.
На это задание я вам даю 1 минуту.
(проверка задания: вызов одного ученика, который говорит свои варианты ответов, после каждый ученик проверяет свою работу, исправляет ошибки карандашом и оценивает себя)
- Проверили? Теперь поставьте оценку карандашом: если все верно-5
1-2 ошибки- 4
3 ошибки- 3
Ниже- 2
- Кому не удалось выполнить задание на хорошо и отлично не расстраивайтесь, повторите знаки и в следующий раз у вас будет высокая оценка.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправ-ленной познавательной деятельности.
3 Самоопределение к деятельности
Над Россией солнце светит.
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны ее родней!
О. ВысотскаяКак вы понимаете слова поэта? (Россия- это наша Родина, страна, в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить)
- Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг.
- Как вы думаете ,что будет нашим экскурсоводом? (карта)
- Кто мне скажет, что это за карта? (физическая карта)
- Какой страны? (России)
- Что такое физическая карта России?
Сегодня она расскажет и покажет вам, как выглядит поверхность нашей Родины.
- И так тема нашего урока «По равнинам и горам»
(Работа по рубрике «Вспомним»)
- Что можно рассказать по карте о поверхности нашей стране? (она разнообразна, на ней есть горы, равнины, реки, озера и т.д.)
- Как равнины и горы обозначаются на карте?( с помощью цветов: коричневый, зеленый, желтый)
- Какая поверхность в нашем крае- равнинная или гористая? (равнинная)
- Что нам поможет в путешествии? (Карта России)
- А этот природный объект укажет нам дорогу. Отгадайте про него загадку:
Доброе, хорошее.
На всех людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит. (Солнце)
- Где встает солнце? (На востоке)
С востока нашей страны мы и начнем наше путешествие. Но сначала повторим условные обозначения на физической карте.
- На что указывает цвет? (цвет на карте указывает, где вода, а где суша)
- Посмотрите на физическую карту России и скажите, какие цвета вы еще видите. (На карте России несколько цветов: зеленый, желтый и коричневый, а еще синий цвет в виде ниток и пятен.) Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.3. Оформлять свои мысли в устной форме.4. Умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
4. Работа по теме урока
Самостоятельная работа. - Давайте разберемся в этой цветовой гамме. Посмотрите на схему в нижнем левом углу карты на стр. 50 учебника.
- Какие линии вы увидели на этой диаграмме? (главная линия на диаграмме- сплошная, а остальные- пунктирные)
- Что написано под сплошной линией?- (моря и океаны)
Это называется уровнем моря.
- Что находится ближе всего к уровню моря? (ближе всего находятся низменности, на карте они имеют зеленую окраску)
- Что находится выше низменностей? (возвышенности и горы, у них желтая окраска и коричневая)
Мы познакомились с условным цветовым обозначением форм земной поверхности. Пора отправляться в путь.
- Мы с вами на востоке России- на полуострове Камчатка.
(слайд «Вулканы Камчатки»)
- Найдите полуостров Камчатки на ваших картах.
- Что вы скажете о поверхности полуострова? (С севера на юг по всему полуострову проходят горы)
- Давайте с вами на диаграмме найдем высоту этих гор (Ключевая Сопка- 4688м)
- Кто хочет показать нам эти горы?
Продолжим наше путешествие.
- Теперь мы с вами пойдем
Среднесибирское плоскогорье.
- А вы знаете что значит слово «плоскогорье»? Как вы думаете? (Плоскогорье это плоская гора)
Плоскогорье- место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря.
- Посмотрите на диаграмму и определите высоту Среднесибирского плоскогорья (1701 м)
- Кто нам покажет Среднесибирское плоскогорье?
- А теперь отправимся на юг страны, точнее окажемся на юге Сибири.
- Определите по диаграмме и цвету, что это: горы или равнина( это горы, потому что изображены темно-коричневым цветом)
- Как называются эти горы? (Алтай и Саяны)
- Покажите их на карте у доски.
- Как называется самая высокая гора Алтая? (Белуха ее высота 4506м)
Теперь мы на Западно- Сибирской равнине.
- Каким цветом обозначается Западно-Сибирская равнина? (зеленым)
- Определите по диаграмме высоту данной равнины (до 100 м.)
Такая равнина называется низменностью и обозначается зеленым цветом.
- Западно- Сибирская равнина- это огромная низменность, и ее поверхность действительно очень ровная, ее называют «плоская равнина». Большая часть территории- это болта. По равнине течет много рек.
- Покажите на карте Западно- Сибирскую равнину.
- Теперь мы с вами отправимся на Уральские горы.
- Что вы можете сказать об этих горах, глядя карту? (Уральские горы, они протянулись с юга на север через всю территорию России. Но это невысокие горы, потому что нет темно- коричневого цвета, как на Алтае)
- Как называется самая высокая гора? (Народная, ее высота 1895 м.)
- Сравните две горы- Народную на Урале и Белуху на Алтае. (г.Белуха на 2611м выше, чем гора Народная)
- Что это нам доказывает? (Это доказывает, что горы Алтая высокие, а Уральские горы не высокие)
- Кто покажет Уральские горы на карте?
- Откройте учебники на странице 55.
- Мы с вами мысленно разделим данную статью на 3 части:
1 часть- это равнины (первые 2 абзаца)
2 часть- это Уральские горы
(3-4 абзац)
3 часть- это горы Алтай и Саяны.
(последний 5 абзац)
Прочтите данный текст внимательно, но работать мы с вами будем следующим образом.
Я разделю вас на подгруппы по рядам.
1 ряд изучает внимательно первые 2 абзаца про равнины.
2 ряд про Уральские горы
3 ряд горы Алтай и Саны.
Но обязательно прочтите всю статью целиком, для того что бы добавить или исправить своего товарища.
На это задание я даю вам 2-3 минуты.
Опрос детей по рядам (кратки пересказ, наводящие вопросы)
- Покажите мне на карте Западно- Сибирскую равнину; Среднесибирское плоскогорье; Уральские горы; горы Алтай и Саяны.
5. Практическое задание Откройте рабочие тетради на странице 32 и найдите задание № 1.
Работу мы будем выполнять в парах.
- Используя карту в учебнике, подпишите на контурной карте (с. 28-29) крупнейшие равнины и горы России.
Результаты работы группы представляют классу.
На это задание я даю вам 5 минут.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
6. Подведение итогов - Какие названия гор и равнин вам запомнились?
- Каким цветом мы обозначаем горы?
- Каким цветом мы обозначаем равнины?
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
7. Рефлексия
Вот и подошел к конце наш урок , я бы хотела взять у вас интервью, (подхожу к ребенку с микрофоном и спрашиваю)
-сегодня новым на уроке бело…
У меня получилось…
На следующем уроке я хотел бы…
Спасибо за урок !Мне было приятно с вами работать .Конспект урока
Урок Окружающего мира
Студент: Зубкова Марина Сергеевна
УМК: «Перспектива»
Учебник, автор: «Окружающий мир» Плешаков А.А.
Тема: По равнинам и горам.
Тип урока: Открытие новых знаний
Класс: 4 «Б»
Цели урока:
образовательные –сформировать представление о равнинах и горах; познакомить с равнинами и с горами территории России.
развивающие–развить познавательную активность, умение работать по карте
Воспитательные –наблюдать, обобщать. Делать выводы.
Планируемые результаты:
-учащиеся научатся пользоваться физической картой
- находить с помощью условных обозначений горы, равнины
- различать формы земной поверхности
Оборудование : учебник , презентация , физическая карта , проектор.