КТП по окружающему миру для 2 класса с УУД по программе А.Плешакова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Останкинская средняя школа
городского округа город Бор Нижегородской области




СОГЛАСОВАНО. УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВР Директор школы
__________/И.Н.Трошина _____________/М.В.Шевцов
Приказ № от






Календарно-тематическое планирование
по окружающему миру
во 2 классе
на 2016-2017 учебный год

(УМК «Школа России»)


















урока
Тема урока
Характеристика деятельности
УУД
К-во часов
Дата
Правка
Приме-чание




Предметные
Метапредметные
Личностные





Раздел «Где мы живём?» (4 ч)

1
Родная страна

Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
различать государственные символы России (герб, флаг, гимн), отличать герб и флаг России от гербов и флагов других стран; исполнять гимн Российской Федерации;
анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; приводить примеры народов России; различать национальные языки и государственный язык России; обсуждать, почему народы России называют братскими;
работать со взрослыми: извлекать из различных источников (энциклопедии, краеведческая литература, интервью с родителями, работниками музеев) сведения о гербе своего региона и города, национальном составе населения региона, гербах других государств, представленных в рабочей тетради и сборнике тестов;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Знать:
название нашей планеты, государственной символики РФ и своего региона.
Уметь: определять родственные связи в семье;
находить информацию в ходе беседы с родителями, со старшими родственниками.
Регулятивные : Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.
Различать допустимые и недопустимые формы поведения. Коммуникативные : Умение слушать и вступать в диалог. Познавательные : Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
1




2
Город и село. Проект «Родной город (село)»

 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село;
работать в паре: находить изображения города и села, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; рассказывать о своём городе (селе) по плану;
работать в паре: сравнивать городской и сельский дома; описывать интерьер городской квартиры и сельского дома; оценивать преимущества и недостатки городских и сельских жилищ;
рассказывать о своём доме по плану;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся:
распределять обязанности по выполнению проекта;
подбирать фотографии (открытки, слайды) или фотографировать достопримечательности своей малой родины;
собирать информацию о выдающихся земляках по краеведческой литературе или с помощью интервьюирования;
оформлять стенд, мультимедийную презентацию;
проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов;
ухаживать за памятниками;
помогать взрослым в благоустройстве;
проводить экскурсию в краеведческий (городской, сельский, школьный) музей;
оценить свои достижения в реализации проекта
Знать: характерные особенности городских и сельских поселений
Уметь: описывать предметы на основе предложенного плана.
Регулятивные : Умение корректировать, вносить свои изменения в способ действия, в случае расхождения с эталоном. Коммуникативные : Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Познавательные : Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез.
Развитие готовности к сотрудничеству.
1




3
Природа и рукотворный мир
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
работать в паре: классифицировать объекты окружающего мира, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;
приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира, заполнять таблицу в рабочей тетради;
работать в группе: обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему миру,
- отбирать из списка необходимые слова для характеристики отношения к миру, рассказывать о своём отношении к окружающему:
обсуждать название книги «Великан на поляне» и предисловие к ней;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Знать: что такое природа.
Уметь: различать объекты природы и предметы рукотворного мира.
Регулятивные : Умение высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией. Коммуникативные : Сотрудничество в поиске информации. Познавательные : Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать, структурировать.
Формирование адекватной и позитивной самооценки.
1




4
Наш адрес в мире. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём»

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
определять свой «адрес в мире»;
работать в паре: сравнивать звезды и планеты; анализировать схему в учебнике, находить на ней нашу планету, называть известные детям страны мира;
сопоставлять образы родной страны с образами других уголков планеты, узнавать природные и рукотворные картины Отечества;
называть свой домашний адрес;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Выполнять тестовые задания учебника;
оценивать свои достижения и достижения других учащихся
Проверить свои знания и умения ; формировать умение адекватно оценивать свои достижения.
Регулятивные : Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. Коммуникативные : Умение аргументировать своё предложение. Убеждать и уступать. Познавательные : Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении.
1




Раздел «Природа» (20ч)

5
Неживая и живая природа

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;
классифицировать объекты природы по существенным признакам;
различать объекты неживой и живой природы; обозначать объекты природы цветными фишками; осуществлять контроль и коррекцию;
приводить примеры объектов живой и неживой природы; заполнять таблицу в рабочих тетрадях;
работать в паре: анализировать существенные признаки живых существ, обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку;
устанавливать связи между живой и неживой природой;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Уметь: на конкретных примерах раскрывать связи между живой и неживой природой; различать объекты живой и неживой природы.

Регулятивные : Умение корректировать, вносить свои изменения в способ действия, в случае расхождения с эталоном. Коммуникативные : Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Познавательные : Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез.
Развитие готовности к сотрудничеству.
1




6
Явления природы

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
работать в паре: различать объекты и явления природы, рассказывать об изменениях, происходящих с природными объектами, как о природных явлениях;
приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений;
анализировать иллюстрации учебника, определять сезон по характерным природным явлениям;
рассказывать (по своим наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева;
практическая работа: знакомиться с устройством термометра, проводить опыты с термометром, измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Уметь: узнавать изученные объекты живой и неживой природы; измерять температуру воздуха, тела человека; анализировать и делать выводы из изученного материала
Регулятивные : Прогнозирование результатов. Коммуникативные : Умение слушать и вступать в диалог. Развитие готовности к сотрудничеству. Познавательные : Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении.
1




7
Что такое погода

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса;
характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра;
приводить примеры погодных явлений (дождь, гроза, метель и др.);
работать в паре: составлять план рассказа о погодных явлениях и рассказывать по этому плану;
сопоставлять научные и народные предсказания погоды;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой, фиксировать результаты в «Научном дневнике»; использовать для фиксации наблюдений метеорологические знаки; составить сборник народных примет своего народа (своего региона) о погоде, используя дополнительную литературу и интервьюируя взрослых членов семьи.
Уметь: наблюдать и описывать состояние погоды; записывать температуру воздуха, выбирать одежду по погоде, составлять план рассказа и рассказывать по плану.
Регулятивные : Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий. Коммуникативные : Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.
Умение договариваться, находить общее решение. Познавательные : Поиск и выделение нужной информации. Формирование универсального логического действия - синтеза
Формирование адекватной и позитивной самооценки.
1




8
В гости к осени (экскурсия)



Понимать учебные задачи экскурсии и стремиться их выполнить;
наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость между ними;
определять природные объекты с помощью атласа-определителя «От земли до неба» (например, какому растению принадлежат опавшие листья, какие цветы цветут осенью, каких птиц ешё можно наблюдать в природе);
оценивать результаты своих достижений на экскурсии
Уметь: наблюдать за изменениями в неживой и живой природе и устанавливать взаимосвязь между ними.
Регулятивные : Умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с эталоном. Прогнозирование результата. Коммуникативные : Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо вопрос или предмет. Умение находить общее решение. Познавательные : Ориентация в своей системе знаний: в учебнике на развороте, в оглавлении, в словаре
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении.
1




9
В гости к осени
 Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе, выступать с сообщениями по изученному материалу;
рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений);
сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые бы.;;: сделаны во время экскурсии; прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе; дополнять сведения учебника и экскурсии своими наблюдениями над осенним трудом человека;
работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, подготовить фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота осени»;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Уметь: рассказывать об осенних изменениях в живой и неживой природе, выступать с сообщениями.
Регулятивные : Умение высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией. Коммуникативные : Сотрудничество в поиске информации. Познавательные : Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать, структурировать.
Формирование адекватной и позитивной самооценки.
1




10
Звёздное небо

 Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
находить на рисунке знакомые созвездия;
сопоставлять иллюстрацию учебника с описанием созвездий;
моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея;
знакомиться по учебнику с зодиакальными созвездиями, осуществлять самопроверку
работать со взрослыми: наблюдать звездное небо, находить на нём изученные созвездия; пользоваться для поиска созвездий на небе атласом-определителем; находить информацию о зодиакальных созвездиях в дополнительной литературе, Интернете;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Уметь: наблюдать за звездным небом и находить на нем изученные созвездия, сопоставлять иллюстрации учебника с описанием, пользоваться дополнительными источниками информации.
Регулятивные : Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. Коммуникативные : Умение слушать и вступать в диалог. Развитие готовности к сотрудничеству. Познавательные : Определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении.
1




11
Заглянем в кладовые земли

 Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды;
различать горные породы и минералы;
работать в паре: с помощью атласа-определителя приводить примеры горных пород и минералов, готовить краткие сообщения о них;
читать и обсуждать отрывок из книги А. Е. Ферсмана «Моя коллекция»;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Уметь: различать составные части гранита, а также горные породы и минералы.
Регулятивные : Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что е Коммуникативные : Умение аргументировать своё предложение. Убеждать и уступать Познавательные : Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывания
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении.
1




12-13
Про воздух и про воду
Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
рассказывать о значении воздуха и воды для ; растений, животных и человека;
работать в паре: анализировать схемы, показываюшие источники загрязнения воздуха и воды: !
описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека;
наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности;
работать со взрослыми: находить информацию об охране воздуха и воды в родном крае: наблюдать небо, водные пейзажи, описать свои впечатления; готовить фоторассказы о красоте неба и воды;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Знать: о значении воздуха для всего живого.
Регулятивные : Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. Готовность к преодолению трудностей. Коммуникативные : Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.
Понимание возможности различных точек зрения на какой либо вопрос или предмет Познавательные : Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать, структурировать.
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении.
2




14
Какие бывают растения

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
устанавливать по схеме различия группами растений;
работать в паре: называть классифицировать растения, осуществлять самопроверку:
приводить примеры деревьев, кустарников. трав своего края;
определять растения с помощью атласа-определителя;
оценивать эстетическое воздействие растений на человека;
работать со взрослыми: наблюдать и готовить рассказ (фоторассказ) о красоте растений:
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Уметь: классифицировать растения, приводить примеры деревьев, кустарников, трав.
Регулятивные : Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. Коммуникативные : Сотрудничество в поиске информации. Познавательные : Анализ объектов. Умение классифицировать, структурировать знания.
Формирование адекватной и объективной самооценки.
1




15
Какие бывают животные

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки;
работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщениями;
сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы». выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Уметь: разделять животных на группы – птицы, рыбы, звери, насекомые.
Знать: зависимость строения животных от их образа жизни.
Регулятивные : Умение работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные : Умелое оформление своих мыслей в устной и письменной речи. Познавательные : Поиск и выделение необходимой информации. Классификация объектов. Умение осознанно и произвольно строить своё предложение.
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении.
1




16
Невидимые нити

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
устанавливать взаимосвязи в природе: между неживой и живой природой, растениями и животными, различными животными;
работать в паре: моделировать изучаемые взаимосвязи; выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей;
читать и обсуждать стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете», делать вывод о необходимости бережного отношения к природе и сохранения природных связей;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Уметь: устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей.
Регулятивные : Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. Коммуникативные : Сотрудничество в поиске информации. Познавательные : Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез.
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Формирование ценности «любовь к природе».
1




17
Дикорастущие и культурные растения

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществляв контроль и коррекцию;
работать в группе: приводить примеры дикорастущих и культурных растений; классифицировать культурные растения по определённым признакам;
находить новую информацию в текстах о растениях, обсуждать материалы книги «Великан на поляне»;
сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении (по своему выбору);
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Уметь: сравнивать и отличать дикорастущие и культурные растения.
Знать: о важной роли растений в жизни человека.
Регулятивные : Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий. Коммуникативные : Умение слушать и вступать в диалог. Познавательные : Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать, структурировать знания.
Ценностно-смысловая ориентация учащихся. Формирование адекватной и позитивной самооценки.
1




18
Дикие и домашние животные


Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
сравнивать и различать диких и домашних животных, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;
работать в группе: приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека, рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними;
находить в тексте нужную информацию. обсуждать материалы книги «Зелёные страницы;
сочинять и рассказывать сказочную историю о диком или домашнем животном (по своему выбору);
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Уметь: сравнивать и отличать диких и домашних животных.
Знать: о значении животных для человека.
Регулятивные : Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. Коммуникативные : Умение аргументировать своё предложение. Сотрудничество в поиске информации. Познавательные : Поиск и выделение необходимой информации. Классификация объектов.
Знаково-символическое моделирование.
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.
1




19
Комнатные растения

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку;
работать в паре: определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса, находить в атласе-определителе информацию о них;
оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека;
практическая работа в группе: осваивать приёмы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией:
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Уметь: узнавать и называть комнатные растения; ухаживать за комнатными растениями; рассказывать о правилах ухода за комнатными растениями.
Регулятивные : Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Коммуникативные :научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения Познавательные : формулировать собственное мнение и позицию.
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении.

1




20
Животные живого уголка

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними;
работать в паре: определять животных живого уголка с помощью атласа-определителя и учебника; использовать информацию из атласа-определителя для подготовки сообщения;
рассказывать о своём отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы;
практическая работа в группе: осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями; характеризовать предметы ухода за животными в зависимости от их назначения;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Уметь: ухаживать за животными живого уголка.
Знать: о значении содержания животных в живом уголке для физического и психического здоровья человека.
Регулятивные : Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Коммуникативные : задавать вопросы; строить понятные высказывания. Познавательные : научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.
1




21
Про кошек и собак

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника, атласом-определителем;
приводить примеры пород собак с помощью атласа-определителя;
обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме, объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу;
работать в группе: использовать тексты учебника как образец для выполнения заданий (составлять словесный портрет своего питомца, извлекать из дополнительной литературы нужную информацию, составлять общий план рассказа о домашнем питомце);
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Уметь: приводить примеры разных пород кошек и собак
Регулятивные : Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные : формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные : научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием Интернета.
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности
1




22
Красная книга
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
работать в паре: выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране;
работать в группе: читать тексты учебника и использовать полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге; составлять общий план рассказа о редком растении и животном; рассказывать о редких растениях и животных по составленному плану;
работать со взрослыми: узнать, какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу; подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору);
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Уметь: выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; осознавать ответственность за сохранение природы.
Регулятивные : Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные : формулировать собственное мнение и позицию; Познавательные : устанавливать причинно-следственные связи; научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Формирование ценности «любовь» к природе.
1




23
Будь природе другом!
Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
работать в паре: по схеме в учебнике анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них;
знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил; предлагать аналогичные правила, рисовать условные знаки к ним;
читать и обсуждать рассказ Ю. Аракчеева «Сидел в траве кузнечик»;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся:
распределять обязанности по выполнению проекта;
извлекать информацию из различных источников;
готовить рисунки и фотографии (слайды мультимедийной презентации);
составлять собственную Красную книгу;
презентовать Красную книгу с использованием подготовленных наглядных материалов;
оценивать свои достижения в выполнении проекта
Уметь: обобщать информацию о факторах, угрожающих живой природе; делать выводы из изученного материал
Регулятивные : Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - вносить необходимые коррективы в действия. Познавательные : использовать знаково-символические средства;
Осознание ответственности человека за благосостояние общества, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается
1




24
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»
Выполнять тестовые задания учебника;
оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
оценивать бережное или потребительское отношение к природе;
формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами
Уметь: адекватно оценивать свои достижения, проверять свои знания, отвечая на вопросы учителя.
Регулятивные : учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Коммуникативные : умение контролировать себя и своего партнёра. Познавательные : умение структурировать знания.
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.
1




Раздел «Жизнь города и села» (10ч)

25
Что такое экономика

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану;
- работать в паре: анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов; моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом; извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего города (села) и готовить сообщения;
читать предложенный текст, находить в нём ответы на поставленные вопросы, формулировать собственные вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников;
определять по фотографии деньги разных стран;
работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе информацию о деньгах разных стран, готовить сообщение;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Уметь: объяснять, что такое экономика, выделять ее составные части и показывать взаимосвязь этих частей.
Регулятивные :
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные :
научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Коммуникативные :
формулировать собственное мнение; задавать вопросы.
Осознание ответственности человека за благосостояние общества, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается
1




26
Из чего что сделано
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
классифицировать предметы по характеру материала, обозначать соответствующие иллюстрации цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;
работать в группе: по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ, приводить другие примеры использования природных материалов для производства изделий;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Уметь: классифицировать предметы по характеру материала; рассказывать о некоторых производственных процессах, начиная с добычи сырья и заканчивая получением готовой продукции.
Регулятивные :
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные :
проводить сравнение и классификацию; использовать знаково-символические средства.
Коммуникативные :
строить понятные для партнёра высказывания.
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.
1




27
Как построить дом
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
рассказывать (по своим наблюдениям) о строительстве городского и сельского домов;
работать в паре: сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского; узнавать на иллюстрациях учебника строительные машины и строительные материалы, ооъяснять его назначение, проводить самопроверку, рассказывать о строительных объектах в своём городе (селе);
читать текст учебника, находить названные в нём машины на рисунке, рассказывать о строительных машинах, пользуясь информацией учебника, предлагать вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Уметь: выявлять характерные особенности возведения многоэтажного городского и одноэтажного сельского домов; использовать свои наблюдения в различных видах деятельности.
Регулятивные :
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные :
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания.
Коммуникативные :
задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.
1




28
Какой бывает транспорт
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
работать в паре: классифицировать средства транспорта (предлагать варианты классификации, анализировать схемы и выделять основания для классификации, приводить примеры транспортных средств каждого вида);
узнавать по фотографиям транспорт служб экстренного вызова, соотносить его с номерами телефонов экстренного вызова, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию; запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03;
работать в группе: рассказывать об истории водного и воздушного транспорта. Используя информацию из учебника и дополнительных источников, составлять общий план рассказа об истории различных видов транспорта;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Уметь: классифицировать транспортные средства, использовать номера экстренных служб на практике.
Регулятивные :
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные :
Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям
Коммуникативные :
Формулировать собственное мнение и позицию.
Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
1




29
Культура и образование
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
различать учреждения культуры и образования, узнавать их по фотографиям, приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе;
извлекать из текста учебника нужную информацию, предлагать вопросы к тексту, отвечать на вопросы одноклассников;
обсуждать роль учреждений культуры и образования в нашей жизни;
работать со взрослыми: посещать музеи и рассказывать о них; с помощью Интернета;
- совершить виртуальное путешествие в музей (по своему выбору);
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Уметь: различать учреждения культуры и образования и приводить соответствующие примеры.
Знать: о первом музее России Кунсткамере.
Регулятивные :
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные :
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Коммуникативные :
Формулировать собственное мнение и позицию.
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.
1




30
Все профессии важны. Проект «Профессии!»
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи, о том, кем бы детям хотелось стать;
работать в паре: определять названия профессий по характеру деятельности и находить их представителей на фотографиях;
обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни;
читать и обсуждать рассказ «Кто сделал хлеб», устанавливать взаимосвязь труда людей разных профессий;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся:
распределять обязанности по подготовке проекта (кто о какой профессии будет собирать материал)
интервьюировать респондентов об особенностях их профессий;
подбирать фотографии из семейных архивов
составлять рассказы о профессиях родных и знакомых;
собирать материал в «Большую книгу профессий»;
презентовать работы;
оценивать результаты выполнения проекта
Уметь: определять названия профессий по характеру деятельности.
Регулятивные:
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные :
Строить рассуждения в форме связи простых суждений; осуществлять поиск необходимой информации.
Коммуникативные :
Строить понятные для партнёра высказывания; договариваться и приходить к общему решению.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.
1




31
В гости к зиме (экскурсия)
Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнить;
наблюдать над зимними погодными явлениями;
обсуждать зимние явления в неживой природе в прошедшие дни;
исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов;
определять деревья по их силуэтам и описаниям в атласе-определителе «От земли до неба»;
распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных;
наолюдать поведение зимующих птиц;
формулировать выводы по материалу экскурсии;
оценивать свои достижения и поведение во время экскурсии
Уметь: наблюдать за зимними природными явлениями, проводить исследование.
Регулятивные :
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные :
устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные :
задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.
1




32
В гости к зиме
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий и в предшествующие дни зимы;
работать в группе: знакомиться по материалам учебника с изменениями в неживой и живой природе зимой, готовить сообщения и выступать с ними;
формулировать правила безопасного поведения на улице зимой;
обсуждать правила охраны природы зимой по материалам книги «Великан на поляне»;
работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, фиксировать их в «Научном дневнике», готовить фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота зимы»; подкармливать зимующих птиц;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Уметь: обобщать наблюдения за зимними природными явлениями
Регулятивные :
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные :
строить рассуждения; обобщать и делать выводы
Коммуникативные :
строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи.
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
1




33
Проверим себя и оценим достижения по разделу «Жизнь города и села»
Выполнять тестовые задания учебника:
оценивать правильность неправильности предложенных ответов;
формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.
Уметь: адекватно оценивать свои достижения, проверять свои знания, отвечая на вопросы учителя.
Регулятивные :
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные :
умение структурировать знания.
Коммуникативные:
умение контролировать себя и своего партнёра
Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.
1




34
Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или возьмем под защиту», «Профессии»
Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
обсуждать выступления учащихся;
оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Уметь: выступать с подготовленным сообщением.
Регулятивные :
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные :
обобщать и делать выводы; осуществлять анализ объектов.
Коммуникативные :
контролировать действия партнёра.
Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.


1




Здоровье и безопасность (9 ч)

35
Строение тела человека

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
работать в группе: называть и показывать внешние части тела человека; определять на рисунке учебника или на муляже положение внутренних органов человека; моделировать внутреннее строение тела человека;
работа в паре: извлекать из текста учебника информацию о строении и работе внутренних органов человека, предлагать вопросы по содержанию текста, оценивать ответы одноклассников;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Уметь: называть и показывать внешние части тела человека.
Регулятивные :
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные :
осуществлять подведение под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков.
Коммуникативные :
Строить понятные для партнёра высказывания.
Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.
1




36
Если хочешь быть здоров

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
рассказывать о своём режиме дня; составлять рациональный режим дня школьника;
обсуждать сбалансированное питание школьника;
работать в паре: различать продукты растительного и животного происхождения, осуществлять самопроверку;
формулировать правила личной гигиены; характеризовать назначение предметов гигиены, выделять среди них те, которые у каждого человека должны быть собственными;
демонстрировать умения чистить зубы, полученные в 1 классе, на основе текста учебника дополнять правила ухода за зубами;
формулировать выводы из изученного куриала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Уметь: выделять признаки здорового состояния человека.
Знать: и осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни.
Регулятивные :
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные :
строить рассуждения; обобщать и делать выводы
Коммуникативные :
строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи.
Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.
1




37
Берегись автомобиля!

Понимать учебную задачу урока и стремится её выполнить;
моделировать сигналы светофоров; характе -ризовать свои действия как пешехода при различных сигналах;
работа в паре: соотносить изображения и названия дорожных знаков, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию;
выбирать и отмечать фишками дорожные знаки, встречающиеся на пути в школу;
моделировать сигналы светофоров; характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах;
оценивать свои достижения на уроке
Уметь: узнавать дорожные знаки и знать, что они обозначают.
Знать: и соблюдать правила безопасного поведения на улице.
Регулятивные :
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные :
Использовать знаково-символические средства; строить речевое высказывание.
Коммуникативные :
Задавать вопросы; контролировать действия партнёра.

Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.
1




38
Школа пешехода
Понимать учебную задачу урока и стремить её выполнить;
работа в группе: формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов;
практическая работа: учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС.
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Уметь: применять в жизни правила безопасного поведения на улице.
Регулятивные :
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные : Использовать знаково-символические средства; строить речевое высказывание.
Коммуникативные :
Задавать вопросы; контролировать действия партнёра.

Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.
1




39
Домашние опасности

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
объяснять с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций;
работать в группе: на основе текста учебника формулировать правила безопасного поведения в быту, моделировать их с помощью условных знаков, узнавать («расшифровывать») правила по предложенным в учебнике знакам, сравнивать свои знаки с представленными в учебнике;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Уметь: объяснять потенциальную опасность бытовых предметов.
Знать: и осознавать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в быту.
Регулятивные :
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные : Использовать знаково-символические средства; строить речевое высказывание.
Коммуникативные :
Задавать вопросы; контролировать действия партнёра.
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Нравственно-этическая ориентация.
1




40
Пожар

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
характеризовать пожароопасные предметь: (раскалённые предметы, воспламеняющиеся вещества, открытый огонь);
запомнить правила предупреждения пожара;
моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону, по номеру МЧС;
работать в паре: рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности; читать и обсуждать рассказ «Горит костёр» в книге «Великан на поляне»;
работать со взрослыми: находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Уметь: вызывать пожарных по телефону и действовать в экстремальных ситуациях.
Знать: правила предупреждения пожара.
Регулятивные :
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные :
Устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и делать выводы.
Коммуникативные :
Задавать вопросы, контролировать себя и товарища.
Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.
1




41
На воде и в лесу

- понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить;
- характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу;
запомнить правила поведения во время купания;
работать в паре: различать съедобные и ядовитые грибы, обозначать их на рисунке фишками разного цвета, осуществлять контроль и коррекцию;
находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы» (рассказ «Коварные двойники»);
определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых, осуществлять самопроверку;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Уметь: избегать опасности на воде и в лесу, делать выводы из изученного материала.
Знать: правила безопасного поведения в лесу и на водоёме.
Регулятивные :
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные :
Устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и делать выводы; осуществлять поиск необходимой информации.
Коммуникативные :
Задавать вопросы; контролировать действия партнёра.
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Нравственно-этическая ориентация.
1




42
Опасные незнакомцы

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми (с опорой на иллюстрации учебника); предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях, запомнить правила поведения при контактах с незнакомцами;
моделировать звонок по телефону (обычному и мобильному) в милицию и МЧС;
работать в группе: по материалам учебника осваивать правила поведения в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных, моделировать их в ходе ролевых игр; работать со взрослыми: обсуждать другие опасные ситуации, связанные с незнакомыми людьми, сочинять об этом рассказ по аналогии с рассказами в учебнике; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Уметь: пользоваться правилами безопасного поведения с незнакомыми людьми, делать выводы из изученного материала.
Регулятивные :
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные :
Устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и делать выводы.
Коммуникативные :
строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи.
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
1




43
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»
Выполнять тестовые задания учебника;
оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

Уметь: адекватно оценивать свои знания и достижения.
Регулятивные :
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные :
умение структурировать знания.
Коммуникативные :
умение контролировать себя и своего партнёра.
Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.
1




Раздел «Общение» (7ч)

44
Наша дружная семья

Понимать учебные задачи при изучении материала раздела «Общение» и данного урока и стремиться её выполнить; рассказывать по рисунку и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях;
формулировать понятие «культура общения»;
обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи;
моделировать ситуации семейного чтения и семейных обедов;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Уметь: объяснять, что такое культура общения, делать выводы из изученного материала.
Регулятивные:
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные :
строить рассуждения в форме связи простых суждений;
Коммуникативные :
Строить понятные для партнёра высказывания.

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
1




45
Проект «Родословная»

В ходе выполнения проекта дети учатся:
интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях;
отбирать фотографии из семейного архива (желательно отсканировать в едином формате);
составлять родословное древо семьи;
презентовать свой проект с демонстрацией родословного древа;
оценивать свои достижения
Уметь: составлять родословное древо семьи, собирать информацию, работать в группе.
Регулятивные :
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные :
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Коммуникативные :
Задавать вопросы; строить монологическое высказывание.
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
1




46
В школе
.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе;
обсуждать вопрос о культуре общения в школе;
формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её;
оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах;
моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оцени-вать свои достижения на уроке
Уметь: оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе.
Регулятивные :
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные :
Строить речевое высказывание в устной форме; обобщать и делать выводы.
Коммуникативные :
Контролировать себя и своего партнёра.
Формирование адекватной и позитивной самооценки.
1




47
Правила вежливости

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения;
формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной;
моделировать ситуации общения в различных ситуациях;
- формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной
- моделировать ситуации общения в различных ситуациях;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Уметь: использовать вежливые слова в общении с другими людьми.
Знать: правила поведения.
Регулятивные:
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные :
Устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и делать выводы.
Коммуникативные :
Задавать вопросы, контролировать себя и товарища.
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Нравственно-этическая ориентация.
1




48
Ты и твои друзья
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России;
обсуждать проблему подарка в день рождения друга;
обсуждать правила поведения за столом;
моделировать правила поведения за столом (практическая работа);
формулировать правила этикета в гостях;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Уметь: использовать в жизни правила поведения в гостях и за столом
Регулятивные:
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные :
Устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и делать выводы.
Коммуникативные :
Задавать вопросы, контролировать себя и товарища.
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.
1




49
Мы – зрители и пассажиры
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре, консерватории) и формулировать их, возражая Советам Попугая;
обсуждать правила поведения в общественном транспорте (автобусе, троллейбусе, трамвае, метро) и формулировать их
формулировать выводы из изученного мате риала, отвечать на итоговые вопросы и оцени вать свои достижения на уроке на основе иллюстраций учебника

Уметь: вести себя в общественных местах.
Регулятивные :
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные :
Научатся строить логическое высказывание; делать выводы из изученного материала.
Коммуникативные :
Научатся контролировать себя и своих товарищей.
Формирование адекватной и позитивной самооценки.
1




50
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»
Выполнять тестовые задания учебника;
оценивать правильность/неправильность пред ложенных ответов;
формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами
Уметь: адекватно оценивать свои достижения
Регулятивные :
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные :
умение структурировать знания.
Коммуникативные:
умение контролировать себя и своего партнёра
Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.
1




Раздел «Путешествия» (18ч)

51
Посмотри вокруг

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта;
различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
работать в паре: находить на схеме и называть указанные стороны горизонта, моделировать стороны горизонта;
анализировать текст учебника, на его основе объяснять различия внешнего вида нашей планеты, сопоставлять вид Земли с самолета (аэрофотосъёмка) с видом Земли из космоса, формулировать вывод о форме Земли;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Уметь: различать стороны горизонта и обозначать их на схеме.
Регулятивные :
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные :
Осуществлять анализ, обобщать и делать выводы; использовать знаково-символические средства.
Коммуникативные :
Задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.
1




52-53
Ориентирование на местности
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
работать в паре: находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём городе (селе);
практическая работа в паре: знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним, осваивать приёмы ориентирования по компасу;
знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Уметь: ориентироваться на местности при помощи компаса.
Регулятивные:
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
Использовать знаково-символические средства; строить рассуждения;
Коммуникативные :
Формулировать собственное мнение; контролировать действия партнёра.
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
2




54
Формы земной поверхности
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности; анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе;
работать в паре: сравнивать по схеме холм и гору, осуществлять самопроверку с помощью текста учебника; характеризовать (на основе наблюдений) поверхность своего края;
описывать красоту гор (на основе фотографий в учебнике, рассказа Н. И. Сладкова, личных впечатлений);
работать со взрослыми: составлять фоторассказ на тему «Красота гор»;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Уметь: различать формы земной поверхности.
Регулятивные:
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные :
Использовать знаково-символические средства; проводить сравнение.
Коммуникативные :
Строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимный контроль.
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
1




55
Водные богатства

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию;
работать в паре: анализировать схему частей реки, рассказывать о частях реки по схеме, осуществлять самопроверку; на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края;
обсуждать эстетическое воздействие моря на человека (по рассказу К. Д. Ушинского, фотографиям в учебнике, личным впечатлениям);
работать со взрослыми: составлять фоторассказ на тему «Красота моря»;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
Уметь: называть части реки, различать водоемы.
Регулятивные :
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные:
Использовать знаково-символические средства; проводить сравнение.
Коммуникативные :
Строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимный контроль.
Формирование ценности «любовь» к природе.
Умение объяснять с позиций общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие и плохие.

1




56
В гости к весне (экскурсия)

Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнить;
наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»;
формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека;
оценивать свои достижения на экскурсии
Уметь: наблюдать за состоянием погоды, за весенними явлениями природы, оценивать воздействие пробуждения природы на человека.
Регулятивные :
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные :
устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные :
задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.
Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.
1




57
В гости к весне
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края;
работать в группе: знакомиться по учебнику с изменениями в неживой и живой природе весной; находить в книге «Зелёные страницы» информацию на заданную тему, различать известную и новую для себя информацию; узнавать перелётных птиц на рисунке, осуществлять самопроверку; выступать с сообщениями в классе;
моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе:
работать со взрослыми: наблюдать весенние явления в природе, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради («Мой научный дневник»), составлять фоторассказ или выполнять серию рисунков на тему «Красота весны»;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Уметь: замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них.
Регулятивные:
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные :
Научатся основам смыслового чтения познавательных текстов.
Коммуникативные :
строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи.

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
1




58
Россия на карте

Понимать учебную задачу урока и стремшь-ся её выполнить;
сравнивать изображение России на глобусе и карте;
работать в паре: соотносить пейзажи России на фотографиях учебника с местоположением их на физической карте России, обозначать их фишками с соответствующими номерами; осваивать приёмы чтения карты (определение сторон горизонта, форм земной поверхности, других объектов с помощью условных знаков);
учиться правильно показывать объекты на настенной карте (по инструкции учебника);
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Уметь: показывать Российскую Федерацию на карте.
Знать: первоначальные приемы чтения карты.
Регулятивные :
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные :
Проводить сравнение; использовать знаково-символические средства.
Коммуникативные :
Осуществлять взаимоконтроль

Формирование моральной самооценки, ценностно-смысловая ориентация учащихся.
1




59
Проект «Города России»

В ходе работы над проектом дети учатся:
распределять обязанности по выполнению проекта;
в дополнительной литературе и Интернете находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города;
составлять презентацию своего исследования, снабдив её фотографиями (открытками, слайдами);
презентовать свои проекты (проекты, выполненные в паре, группе);
оценивать достижения свои и товарищей;
оформлять стенд «Города России»
Знать: новую информацию о городах России, испытывая гордость за свою страну.
Регулятивные :
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные :
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
1




60
Путешествие по Москве

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
находить Москву на карте России; знакомиться с планом Москвы, находить на нём достопримечательности столицы;
работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей Москвы с собственными наблюдениями, отмечать фишками знакомые объекты, описывать достопримечательности по фотографиям и своим впечатлениям;
отличать герб Москвы от гербов других городов;
работать со взрослыми: совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
Уметь: называть основные достопримечательности Москвы.
Регулятивные:
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
Осуществлять поиск необходимой информации; строить речевое высказывание.
Коммуникативные :
Строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимоконтроль.
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.
1




61
Московский Кремль

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России;
работать в паре: находить на фотографии в учебнике достопримечательности Кремля, рассказывать о них по фотографии; извлекать из дополнительной литературы информацию о достопримечательностях Кремля и готовить сообщения по предложенному плану;
читать текст учебника, находить в нём сведения из истории Кремля в соответствии с предложенными вопросами; сопоставлять современный облик Кремля с видами Кремля в прошлом на картинах А. Васнецова;
рассказывать о Красной площади по фотографиям в учебнике и своим впечатлениям, описывать достопримечательности Красной площади по фотографиям;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
Уметь: рассказывать о достопримечательностях Кремля и Красной площади.
Регулятивные :
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные :
Осуществлять поиск необходимой информации; строить речевое высказывание; работать с текстом.
Коммуникативные :
Строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимоконтроль.
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.
1




62
Город на Неве

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
находить Санкт-Петербург на карте России; знакомиться с планом Санкт-Петербурга находить на нём достопримечательности города;
работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей Санкт-Петербурга с собственными наблюдениями, отмечать фишками знакомые объекты, описывать достопримечательности по фотографиям и своим впечатлениям; рассказывать по приведённому образцу об одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга с использованием (при необходимости) дополнительной литературы;
отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов;
работать со взрослыми: совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу с помощью Интернета; читать рассказ об истории создания памятника Петру Первому, предлагать вопросы к рассказу, оценивать ответы одноклассников;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
Уметь: находить Санкт-Петербург на карте России.
Регулятивные :
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные :
Осуществлять поиск необходимой информации; строить речевое высказывание.
Коммуникативные:
Строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимоконтроль.
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
1




63
Путешествие по Оке

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
прослеживать по схеме, какие старинные города расположены на Оке, перечислять их в направлении от истока реки к устью;
рассказывать по фотографиям в учебнике о достопримечательностях городов на Оке; рассказывать по личным впечатлениям о городах России, в которых удалось побывать;
работать в группе: готовить сообщение об одном или двух городах на Оке, пользуясь учебником и другими источниками информации;
моделировать в виде схемы, чем знаменит каждый из городов на Оке;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



1




64
Путешествие по планете

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
сравнивать глобус и карту мира; находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки;
работать в паре: соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира, обозначать их фишками с соответствующими номерами
Уметь: находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки.
Регулятивные :
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
Осуществлять поиск необходимой информации; строить речевое высказывание; работать с текстом; делать выводы.
Коммуникативные :
Строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимоконтроль.
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.
1




65
Путешествие по материкам

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
находить материки на карте мира;
работать в группе: знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации; готовить сообщения и выступать с ними перед классом;
предлагать вопросы по содержанию сообщений, оценивать ответы одноклассников;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
Уметь: находить материки на карте мира, работать в группе, готовить сообщения и выступать с ними перед классом.
Регулятивные :
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные :
Осуществлять поиск необходимой информации; строить речевое высказывание; работать с текстом.
Коммуникативные :
Строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимоконтроль; договариваться и приходить к общему решению.
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.
1




66
Страны мира. Проект «Страны мира»

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
сравнивать физическую и политическую карты мира;
находить и показывать на политической карте мира территорию России, других стран;
работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей отдельных стран с местоположением этих стран на политической карте, обозначать эти страны соответствующими фишками; рассказывать по фотографиям о том, что можно увидеть в разных странах; с помощью карты приводить примеры стран, расположенных на разных материках;
пользуясь дополнительной литературой, определять, каким странам принадлежат представленные флаги;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
В ходе выполнения проекта дети учатся:
распределять обязанности по выполке-..'* проекта;
готовить сообщения (индивидуальные, ъ ~ъ-рах, в группах) о выбранных странах;
подбирать фотографии достопримечательностей (открытки, слайды);
презентовать свои исследования с демонстрацией иллюстраций;
оценивать свои достижения в выполнение-проекта
Уметь: различать физическую и политическую карты мира, показывать на политической карте мира территорию России.
Регулятивные :
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные :
Осуществлять поиск необходимой информации; строить речевое высказывание; работать с текстом.
Коммуникативные :
Строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимоконтроль.
Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
1




67
Впереди лето

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя «От земли до неба», осуществлять самопроверку;
- читать и обсуждать рассказ «Разговор в лесу» в книге «Великан на поляне», разыгрывать сценку по этому рассказу;
- приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе;
рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям;
работать со взрослыми: за лето подготовить фоторассказы или выполнить рисунки по темам «Красота лета», «Красота животных»;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
Знать: о жизни растений, животных и насекомых летом.
Регулятивные :
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные :
Осуществлять поиск необходимой информации; строить речевое высказывание; работать с текстом; сравнивать.
Коммуникативные :
Строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимоконтроль.
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.
1




68
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»
Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»
Выполнять тестовые задания учебника;
оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами
Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
обсуждать выступления учащихся;
оценивать свои достижения и достижения других учащихся

Уметь:
- адекватно оценивать свои знания и достижения.
- выступать с подготовленным сообщением и представлять результаты проектной деятельности.
Регулятивные :
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные:
умение структурировать знания.
Коммуникативные :
умение контролировать себя и своего партнёра
Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.
1





15