Методическая разработка на тему Взаимосвязь игровой и учебно-познавательной деятельности на уроках английского языка.
Чувашский республиканский институт образования
Кафедра дошкольного и начального образования
Методическая разработка
на тему:
Взаимосвязь игровой и учебно-познавательной деятельности на уроках английского языка.
Работа выполнена
Мулендеевой Мариной Владимировной
учителем МОУ «Гимназия №46» г. Чебоксары
Чебоксары
2009
Содержание:
1. Введение.3 стр.
2. Теоретическая часть..5 стр.
2.1. Особенности обучения иностранному языку в начальных
классах5 стр.
2.2. Психологические основы обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте8 стр.
2.3. Общие положения понятия игры11 стр.
3. Практическая часть.14 стр.
3.1. Игры, Рифмовки, фонетические, речевые зарядки, используемые на уроке английского языка.....14 стр.
4. Заключение...18стр.
5. Список использованной литературы..19стр.
6. Примечание..20 стр.
1. Введение. Тема моей методической разработки: «Взаимосвязь игровой и учебно-познавательной деятельности на уроках английского языка в начальных классах».
Актуальность исследований в данной области состоит в том, чтобы помочь ребенку как можно раньше преодолеть языковой барьер и привить ему любовь к английскому языку. Уже давно доказано, что чем позже ребенок начинает изучать английский язык, тем сложнее проходит процесс обучения, хотя, на мой взгляд, необходимо рассматривать этот аргумент в ракурсе индивидуальных способностей каждого ребенка. Какую пользу может принести изучение английского языка в начальных классах средней школы?
Обучая английскому языку можно сформировать:
Коммуникативные умения. Умение общаться предполагает умение слушать собеседника, вступать в разговор, поддерживать его, и так далее.
Внести определенный вклад в формирование у школьников общих учебных навыков и умений (как умение работать с книгой, справочной литературой и др.)
3. Активное использование информационных технологий будет способствовать приобщению учащихся к работе с техникой. Цель данной работы: изучение особенностей преподавания английского языка в начальной школе и применение на практике одной из методик его преподавания во 2 классе средней школы. Задачи: - определить особенности преподавания английского языка учащимся младших классов; - изучить роль познавательных и развлекательных игр на начальном этапе обучения английскому языку; - раскрыть основные методы обучения английскому языку младших школьников; Методы решения задач:
1. Анализ учебников и книг, действующего УМК «Английский в фокусе» (Spotlight Starter, Spotlight 2, Spotlight 3) с целью изучения предлагаемых в них упражнений.
2. Беседы с учащимися (на основе анкетирования). Предметом исследования является проблема обучения английскому языку в начальных классах. Гипотеза исследования: наилучшим методом для обучения младших школьников английскому языку является игра. Работа состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части описываются возможности детей младшего школьного возраста в области изучения английского языка, раскрываются основные особенности и характеризуется методики обучения английскому языку младших школьников. В практической части данной работы приводятся игры, рифмовки, речевые зарядки которые используются на уроках английского языка. Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что ее результаты могут способствовать разрешению многих проблем, связанных с обучением детей английскому языку в начальных классах. Практическая ценность данной работы состоит в том, что данные методические рекомендации и многие задания и упражнения могут быть применены учителями английского языка в начальных классах.
2. Теоретическая часть.
2.1. Особенности обучения иностранному языку в начальных классах .
В обучении иностранному языку огромную роль играет грамотное и разумное начало. Хорошее начало может быть залогом дальнейшего успеха, плохое – принести непоправимый вред. От искаженного произношения, неправильной, невнятной речи так же трудно избавиться в дальнейшем, как от любой вредной привычки.
Дети очень восприимчивы, они легко имитируют взрослых, поэтому важно с самого начала обучить их правильно, ничего не испортить.
У детей младшего школьного возраста прекрасно развита долговременная память. Все, что он учил, надолго запоминается. Но хуже развита оперативная память. Ребенок способен запоминать языковой материал целыми блоками, как бы «впечатывать» в его память. Но происходит это в том случае, когда у него создана соответствующая установка и ему очень важно запомнить тот или иной материал. Легче всего это происходит в игре.
Игры и игровые ситуации приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствуют эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивают практическую направленность обучения.
Новое рождается почти на каждом уроке. Часто дети сами подсказывают тему игры, ситуации. Фразу «Давайте поиграем» они ждут с нетерпением. Их веселый смех, желание говорить по-английски служат показателем заинтересованности.
Наблюдение за процессом обучения английскому языку с использованием игр и игровых ситуаций показывает, что применение их 1) дает возможность привить учащимся интерес к языку, 2) создает положительное отношение к его изучению, 3) стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность детей, 4) дает возможность более целенаправленно осуществлять индивидуальный подход в обучении.
Чтобы поддержать и сохранить интерес детей к изучению английского языка, учитель должен всегда помнить следующее:
1.Дети все время нуждаются в поддержке. Учителю не следует акцентировать внимание на их ошибках. Надо просто повторить правильно слово или фразу, где были допущены ошибки. Критика со стороны учителя может привести к нежеланию работать.
2.Дети любят фантазировать. Способность фантазировать может быть успешно использована на уроках, особенно при исполнении песен и рифмовок.
3.У детей этого возраста слабо развиты навыки общения в коллективе. Поэтому в работу нужно включать большое количество игр, которые учат детей общаться и сотрудничать со сверстниками.
4.Дети постоянно нуждаются во внимании учителя. Когда учащиеся работают самостоятельно, учителю следует общаться с ними, например, подойти и задать вопрос о выполняемом задании. Это также позволит выяснить, насколько хорошо дети поняли новый материал и нужны ли им дополнительные объяснения.
5. Так как детское внимание очень неустойчиво, требуется постоянная смена заданий. Поэтому УМК «Английский в фокусе» предусматривает смену видов деятельности каждые 5-10 минут.
6.Вполне возможно, что на начальном этапе изучения языка может возникнуть так называемый период «молчания», когда некоторые дети не смогут или не захотят отвечать на уроке. Это период адаптации, и учителю не следует беспокоиться по этому поводу. Известно, что такие дети в любом случае воспринимают информацию, но воспроизвести её они смогут несколько позже.
7.Младшим школьникам легче научиться правильному произношению, чем старшим. Они точнее воспроизводят услышанное и не боятся делать ошибки. Поэтому очень важно, чтобы учитель говорил отчетливо, но, в то же время, в естественном темпе. При отработке нового материала учащиеся сначала повторяют слова и структуры за учителем и диском хором, а затем индивидуально. При работе хором дети не боятся делать ошибки и чувствуют себя увереннее.
Особенности видов памяти.
Известно, что новая информация воспринимается и запоминается по-разному. У одних учащихся лучше развита зрительная память (визуалы), у других – слуховая (аудиалы), а третьи воспринимают большую часть информации через осязание и с помощью движений (кинестетики).
Визуалы лучше воспринимают новый материал с использованием разных наглядных пособий, таких, как диаграммы, иллюстрации, видеофильмы, картинки, раздаточный материал, мимика и жесты учителя и т. д.
Аудиалам необходим слуховой сигнал, они лучше запоминают, участвуя в разговорах, дискуссиях. Письменная информация мало что значит для них до тех пор, пока они её не услышат. Очень часто они лучше воспринимают текст, который читается вслух или записан на диск. Такие учащиеся музыкальны, воспринимают мир через звуки, ритм и образы.
Кинестетики познают мир с помощью прикосновений и движений. Они очень подвижны, им трудно усидеть на одном месте и долго заниматься одним делом. Такие учащиеся любят активные игры, хорошо выполняют различные действия, у них хорошая координация движений и хороший глазомер.
Для успешного восприятия материала учащимися, обладающими разными видами памяти, в УМК «Английский в фокусе» предусмотрены задания и упражнения, позволяющие использовать все каналы восприятия.
2.2. Психологические основы обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте.
Эксперименты последних лет подтвердили, что занятия иностранным языком развивают детей, прежде всего, их логическое мышление, поднимают их образовательный и культурный уровень, наблюдается положительное влияние изучения иностранного языка и на знание родного. Длительность наиболее благоприятного для начала изучения иностранного языка, периода психологи трактуют по-разному, но наиболее часто они сходятся на периоде с 4 до 8 лет. Ребенок до 9 лет – специалист во владении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. После 10 лет ребенку приходится преодолевать множество дополнительных препятствий. Мозг ребенка имеет специализированную способность усвоения языка, но с возрастом она уменьшается. Быстрота и прочность запоминания иноязычного материала в этом возрасте объясняется как преобладанием механизмов долговременной памяти, так и наличием имритинга (впечатывание материала в сознание при условии наличия необходимого стимула и мотивации).
Установлено, что ребенок овладевает вторым языком легче, чем взрослый, только в условиях жизненно важного для него общения, источником которого для данного возраста является обучающая игра. Интерес к возможности реального включения в новую игру обеспечивает истинную внутреннюю мотивацию изучения иностранного языка детьми.
Игровая деятельность является ведущей для ребенка от 3 до 8 лет и ее значение не утрачивается в начальной школе. Обучающие возможности игры на иностранном языке отмечали многие известные педагоги: например, Л.В. Выготский и Д.Б. Эльконин. Великий русский педагог Ушинский, считал, что при правильной организации учебного процесса обучение детей иностранному языку должно начинаться с дошкольного возраста. Ушинский считал, что путь развития речи ребенка строится на развитии детского мышления, а оно в свою очередь, опирается на конкретные зрительные образы, на наглядность.
Все исследователи утверждают: 1) обучение должно быть ориентировано на психофизиологические возрастные особенности детей;
2) специальные занятия по иностранному языку можно начинать с детьми 4 - 10 лет: до 4 лет – бессмысленно, а после 10 лет – бесполезно надеяться на положительный результат; 3) лучше всего начинать изучение иностранного языка в возрасте 5-8 лет, так как система родного языка хорошо усвоена, а к новому языку уже сформировалось осознанное отношение. Именно в этом возрасте еще мало речевых штампов, легко перестраивать свои мысли на новую конструкцию и нет больших трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке.
Раннее обучение языкам несет в себе большой интеллектуальный, воспитательный и нравственный потенциал:
· стимулирует речевое и общее развитие детей и повышает общеобразовательную ценность начального обучения, как фундамента общего образования;
· приобщает детей к культуре других народов, формируя тем самым общечеловеческое сознание;
· создает благоприятную исходную базу для овладения иностранным языком, а также для дальнейшего обучения языку, поскольку предотвращается образование психологических барьеров, которые возникают при начальном обучении иностранному языку в возрасте 1-11 лет;
· обеспечивает возможность более раннего завершения изучения первого языка и подключение второго;
· совершенствует общие умения (умение работать с книгой, справочной литературой);
· формирует специальные учебные умения (умение работать с двуязычным словарем).
Следует заметить, что при грамотном построении методической системы успех в овладении предлагаемым ограниченным речевым материалом и создание необходимых предпосылок для дальнейшего усвоения иностранного языка обеспечена практически всем детям. Эффект от занятий иностранным языком в младшем школьном возрасте непременно положительно скажется на развитии детей, культуре общения, будет влиять на активизацию всех психических функций, расширит общий кругозор детей.
2. 3. Общие положения понятия игры.
Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Игра воспроизводит стабильное и новационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка. Новационное же идет от установки игры, которая способствует тому, чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры. А.М. Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре.
Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью.
Игра необычайно информативна и многое «рассказывает самому ребенку о нем.
Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических, интеллектуальных способностей, как в игре.
В общественной практике последних лет в науке понятие игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра принимается, как общенаучная, серьезная категория. Возможно, поэтому игры начинают входить в дидактику более активно. В России дидактическое значение игры доказывал еще К.Д.Ушинский. Педагогический феномен игры учащихся истолкован в трудах А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского.
Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений:
Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов.
Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.
Игра – первая ступень деятельности ребенка дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся.
Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.
Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.
Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.
7. В игре своеобразными путями осуществляется формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения произвольного запоминания и так далее.
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.
I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и тому подобное.
II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. Сюжетно-ролевые игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности школьников, их свободной фантазией.
III группа - игры, которые используются как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими. Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.
V группа игр - интеллектуальные игры – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.
Основные принципы организации игры:
Отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру.
Принципы развития игровой динамики.
Принципы поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей).
Принципы взаимосвязи игровой и неигровой деятельности. Для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей.
Принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам. Логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил – от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания к игровой инициативе, от локальных игр – к играм-комплексам, от возрастных игр – к безвозрастным, «вечным».
Безусловно одно – воспитательная, образовательная ценность интеллектуальных игр зависит от участия в них педагогов, воспитателей, родителей.
Технология игровых форм обучения легко воспринимается и ее можно применять любым учителям-предметникам.
3. Практическая часть.
3.1. Игры, Рифмовки, фонетические и речевые зарядки, используемые на уроке английского языка.
Сказки
1.1. Фонетические сказки. (Сказка про язычок).
Вариантов этой сказки множество. Я предлагаю Вам тот, который
использую на своих уроках. В сказке представлены далеко не все звуки. У нас в ротике живет язычок. Наш рот - это его домик. Посмотрите, в нашем доме есть пол, потолок, стены. (Младшие дошкольники могут еще не совсем ориентироваться в пространстве, поэтому при работе с ними необходимо уточнить, где пол, потолок, стены.) 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 И у язычка в домике есть пол, потолок, стены и даже двери. А ну-ка, язычок, открой двери, вот так (открываем рот), теперь закрой (закрываем рот). Что делает наш язычок? Он у себя в домике потрогал пол, одну стеночку,
другую и прыгнул на потолок. На потолке у язычка есть горка (альвеолы), вы
нашли горку на потолке? Я вам открою секрет: на этой горке очень любит
сидеть язычок. Ну-ка, язычок, прыгни на горку!
Примечание. Не обязательно рассказывать всю сказку до конца на первом занятии. Можно рассказать лишь о некоторых звуках, более подробно останавливаясь на тех, которые уже будут использованы на занятии.
1.2. Сказка для обучения чтению.
Начинаем свой рассказ
Как заведено у нас.
Как-то в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил да был король один.
По-английски король – “king” (кин-н).
Королевством правил он,
Мудрый там царил закон.
Во владеньях у него
Четыре улицы всего.
На улицах по шесть домов,
Узорчатых шесть теремов.
Там буквы живут гласные,
Все такие разные!
Примечание. На уроке берется та часть сказки, которая необходима для знакомства с определенными правилами чтения.
2) Фонетические зарядки
Для обучения детей фонетики.
2.1."Эхо"
Повторите с детьми звуки, которые они узнали на уроке. Следите за правильной артикуляцией. Отвернувшись в сторону учитель, отчетливым шепотом произносит пройденные звуки. Дети, как эхо, повторяют каждый звук вслед за учителем.
2.2."Назови звук и слово"
Учитель показывает различные транскрипционные значки каждой из команд по очереди. Задание для учащихся: назвать звук и вспомнить английское слово с этим звуком.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 - green, - vest, 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 - rabbit, etc.
Так я знакомлю детей с фонетикой английского языка.
3) Речевые зарядки
На развитие устной речи.
На развитие навыков аудирования.
3.1. Паровозик хотел бы познакомится с вами: Listen to him and answer his question.
- What is your name?
- Have you got a mother?
- What is her name?
- Have you got a father?
- What is his name?
- Have you got a brother?
- How old is he?
- How are you?
- Where do you live?
- Thank you very much. Well done.
4) Игры в классе
Игры помогают эффективнее изучать иностранный язык, так как учащиеся получают возможность повторить и закрепить новые слова и структуры в увлекательной форме.
Ниже приводится список наиболее распространенных игр, которые можно использовать в классе.
На закрепление форм множественного числа имен существительных.
На запоминание артиклей.
На запоминание алфавита, лексики, счета до 10.
Игры, развивающие эмоционально-эстетические переживания, как правило, соревновательные (это всевозможные кроссворды, “аукционы”, настольно-печатные игры), выполнение команд, ритмо-музыкальные игры, тренинг поведения. Влияя на эмоционально-чувственную сферу, такие игры способствуют развитию мотивации для познавательной активности.
5) Рифмовки
Вот несколько способов, которые помогут сделать разучивание песен и рифмовок более увлекательным и эффективным.
5.1. «Слушай и делай». Дети встают в круг. Я включаю запись песни и демонстрирую действия. Во время следующих прослушиваний дети могут демонстрировать движения самостоятельно. Иногда некоторые дети выполняют движения, но не поют. Другим детям бывает трудно одновременно петь и координировать движения. Для того, чтобы все дети пели и выполняли движения, необходимо прослушать песню несколько раз. В любом случае, этот способ помогает убедиться в том, что учащиеся понимают содержание песни.
5.2. Использование опор. У детей есть набор картинок для каждого модуля из Рабочей тетради. Я прошу детей показывать картинки каждый раз, когда они слышат соответствующие слова в песне.
5.3. Инсценирование. Все песни, стихи и рифмовки имеют сюжет, и их рекомендуется инсценировать, создавая, таким образом, комфортную атмосферу на уроке. Я распределяет роли, и дети их исполняют. Они могут приготовить простые костюмы, маски и так далее, чтобы представление было более реалистичным’.
Рифмовки по теме одежда.
Рифмовки по теме мебель.
Рифмовки по теме животные.
Рифмовки по теме счет.
Рифмовки по теме цвета.
Рифмовки по теме семья.
Рифмовки на развитие устной речи.
Стихотворные рифмовки
4. Заключение
С психолого-педагогической точки зрения, игра - мощнейшая сфера «самости» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, и так далее. Благодаря играм ребенок учится доверять самому себе и другим людям, распознавать, что принимать, а что опровергать в окружающем мире. По мнению Д.Б.Эльконина, психолого-педагогический смысл игры в развитии личности заключается в «открытии ребенком нового мира, мира взрослых с их деятельностью, функциями и отношениями», в этом я с ним совершенно согласна.
Проблемы педагогической организации игровой деятельности учащихся заключаются в осознании первоочередности гуманистических целей обучения по отношению к прагматическим. Необходимость развития в процессе обучения смысловых, эмоциональных и когнитивных аспектов личности требует пересмотра традиционных принципов построения системы обучения и увеличения доли развивающих педагогических технологий. К числу развивающих педагогических технологий, без сомнения, относится игровая деятельность учащихся.
Игровая форма работы способствует тому, что ученики осознают себя действительно субъектами учебной деятельности.
Игровые формы уроков позволяют ученикам расти вместе с учителем.
Значение игры невозможно исчерпать и переоценить. Её феномен состоит в
том , что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
5. Список использованной литературы.
Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии». М.Педагогика,1989г.
Маркова А.П. и др. «Формирование мотивации учения» М.Просвещение, 1990г.
Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» – М.Просвещение, 1992г.
Давыдов В. «Проблемы развивающегося обучения», 1986г.
5. Денисова Л.Г. Место интенсивной методики в системе обучения
иностранным языкам в средней школе. Иностранные языки в школе.
1999.№4
6. Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранного языка. – М.,
1981г.
7. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому
языку на начальном этапе в средней школе. – М., 1988г.
13PAGE 15
13PAGE 142015
Заголовок 2Заголовок 415