Контрольная работа по русскому языку для 3 класса за 1 полугодие УМК Перспектива
Методика проведения диктанта
Текст диктанта читается три раза.
I. Целевая установка на аудирование
− Учитель медленно и выразительно читает весь текст диктанта в соответствии с произносительными нормами русского языка. Чтение не должно быть орфографическим, «подсказывающим».
− Обучающиеся слушают.
− На данном этапе возможно выявление и объяснение лексического значения незнакомых обучающимся слов (целесообразно спросить у обучающихся, все ли слова им понятны).
II. Целевая установка на письмо под диктовку
− Текст диктанта читается по отдельным предложениям. Учитель читает
предложение. Обучающиеся слушают. Обучающиеся приступают к записи предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца. Учитель диктует предложение для записи, при необходимости разделяя его на небольшие смысловые отрезки.
− Обучающиеся записывают.
− Диктуя предложение, учитель выдерживает равномерный темп, спокойный тон, предупреждая тем самым отставание в письме. При этом важно читать громко и внятно, четко произнося слова.
− Учитель может сообщить обучающимся о постановке неизученного
пунктуационного знака тире в предложении, а также при диктовке слов с не изучаемыми орфограммами использовать орфографическое
проговаривание.
III. Целевая установка на самопроверку
− По окончании записи всего текста учитель читает его снова целиком от начала до конца, делая паузы между отдельными предложениями.
− Обучающиеся проверяют написанное
Диктант.
Кормушка.
Стоит чудесный зимний денек. Ребята сделали для птиц кормушку и повесили ее на березу. Дети насыпали в кормушку хлебные крошки. А вот и первые гости! На гибкие ветви деревьев сели прелестные птички. На голове черная шапочка. Спина, крылья и хвостик синие. Это синички. К кормушке подлетели снегири, воробьи, голуби. Радостно иметь хороших друзей. (53 слова)
Русский язык.
Учени ____ 3 ___ класса Ф.И. __________________________________ II вариант
1. Запиши текст под диктовку.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Выпиши из текста третье предложение.
Ответ. ________________________________________________________
______________________________________________________________
1) Подчеркни в нём главные члены.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
3. Прочитай предложение.
В саду кусты и старые ступеньки засыпаны первым снежком.
Выпиши из данного предложения слово, в котором
1) букв столько же, сколько звуков _________________________________
2) букв больше, чем звуков _________________________________
3) звуков больше, чем букв _________________________________
4. В данном предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:
Утром ветви березки покрылись белым снегом.
Выпиши это слово, обозначь его части.
Ответ. _______________________________________________________
Русский язык.
Учени ____ 3 ___ класса Ф.И. __________________________________ I вариант
1. Запиши текст под диктовку.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Выпиши из текста пятое предложение.
Ответ. ________________________________________________________
______________________________________________________________
1) Подчеркни в нём главные члены.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
3. Прочитай предложение.
У крыльца грязь со снегом хлюпает под ногами.
Выпиши из данного предложения слово, в котором
1) букв столько же, сколько звуков _________________________________
2) букв больше, чем звуков _________________________________
3) звуков больше, чем букв _________________________________
4. В данном предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:
Пушистый снег поскрипывал у нас под ногами.
Выпиши это слово, обозначь его части.
Ответ. _______________________________________________________
Система оценивания проверочной работы по русскому языку
При оценивании ответов допущенные обучающимися орфографические
и пунктуационные ошибки на не изучаемые в начальной школе правила
не учитываются.
1. Запиши текст под диктовку.
№ Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы
Кормушка.
Стоит чудесный зимний денек. Ребята сделали для птиц кормушку и повесили ее на березу. Дети насыпали в кормушку хлебные крошки. А вот и первые гости! На гибкие ветви деревьев сели прелестные птички. На голове черная шапочка. Спина, крылья и хвостик синие. Это синички. К кормушке подлетели снегири, воробьи, голуби. Радостно иметь хороших друзей. (53 слова) Оценивается только полностью записанный текст диктанта. Возможен ненамеренный пропуск двух-трёх слов.
Каждое пропущенное в тексте диктанта слово, содержащее орфограмму, квалифицируется как орфографическая ошибка.
Если в тексте диктанта присутствует пять и более исправлений неверного написания на верное, то за выполнение задания снимается 1 балл
Соблюдение орфографических норм К1Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка).
Возможно наличие одного-двух исправлений неверного написания на верное в словах с орфограммами 4
Допущено не более двух орфографических ошибок (в их числе возможна одна однотипная ошибка). Возможно наличие трёх исправлений неверного написания на верное в словах с орфограммами 3
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора написания заключены в грамматических (в роще, в поле; колют, борются) и фонетических (шило, жизнь; чаща, чайник) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое слово или его форму (вода – воды; рот – ротик; головка – голова; устный – уста).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная
Допущено три-четыре ошибки 2
Допущено пять ошибок 1
Допущено более пяти ошибок 0
К2Соблюдение пунктуационных норм Пунктуационных ошибок нет 3
Допущена одна ошибка 2
Допущено две ошибки 1
Допущено более двух ошибок 0
Максимальный балл 7 баллов
2. Выпиши из текста третье/ пятое предложение.
1) Подчеркни в нём главные члены.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы
3-ье Дети насыпали в кормушку хлебные крошки.
5-ое На гибкие ветви деревьев сели прелестные птички.
Верно обозначены главные члены предложения 1
Верно обозначен только один главный член предложения.
ИЛИ Наряду с верным обозначением подлежащего и/или сказуемого теми же графическими знаками (соответственно одной или двумя чертами) подчёркнуты второстепенные члены (второстепенный член) предложения.
ИЛИ Все главные члены предложения обозначены неверно / не обозначены 0
Максимальный балл 1
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы
Сущ глаг предл сущ прил сущ3-ье Дети насыпали в кормушку хлебные крошки.
Предл прил сущ сущ глаг прил сущ
5-ое На гибкие ветви деревьев сели прелестные птички. Отсутствие указания части речи над словом в записанном предложении приравнивается к ошибке
Верно определены все части речи в предложении 3
Допущена одна ошибка 2
Допущено две ошибки 1
Допущено более двух ошибок 0
Максимальный балл 3
3. Выпиши из данного предложения слово, в котором букв столько же, сколько звуков/ букв больше, чем звуков/ звуков больше, чем букв
2 в. - В саду кусты и старые ступеньки засыпаны первым снежком.
1 в. - У крыльца грязь со снегом хлюпает под ногами.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы
в котором букв столько же, сколько звуков –
2 в. – саду, кусты, засыпаны, первым, снежком (любое из слов)
1 в. – снегом, ногами (любое из слов)
букв больше, чем звуков - 2 в. – ступеньки; 1 в. – крыльца, грязь звуков больше, чем букв - 2 в. – старые; 1 в. – хлюпает Верно выписаны все 3 слова 3
Верно выписаны 2 слова 2
Верно выписано 1 слово 1
Выписаны все слова неправильно ИЛИ слова не выписаны 0
Максимальный балл 3
4. В данном предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:
2 в. - Утром ветви березки покрылись белым снегом
1 в. - Пушистый снег поскрипывал у нас под ногами.
Выпиши это слово, обозначь его части.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы
В правильном ответе должно быть выписано слово и обозначены его части: 2 в. – березки 1 в. - пушистый Выписано правильное слово, верно обозначены части слова 2
Выписано правильное слово, при обозначении частей слова допущена одна ошибка 1
Выписано правильное слово, при обозначении частей слова допущены две или более ошибки.
ИЛИ Выписано неправильное слово / слово не выписано 0
Максимальный балл 2
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка попятибалльной шкале «2» «3» «4» «5»
Первичные баллы 0-7 8-11 12-14 15-16