Жидкое состояние вещества. Свойства поверхностного натяжения.


ИСПАРЕНИЕ- парообразование со свободной поверхности жидкости. Молекулы пара испаряются с поверхности жидкости в воздух, если ее кинетическая энергия больше потенциальной энергии с другими молекулами.
Испарение может происходить при любой температуре.
При испарении температура жидкости уменьшается.
Скорость испарения жидкости зависит от :-температуры жидкости
-площади ее поверхности
-рода вещества
-скорости ветреных потоков над жидкостью.
КИПЕНИЕ-парообразование, переход жидкости в пар, происходящий, с образованием пузырьков пара по всему объему жидкости или на поверхности сосуда. Кипение происходит при такой температуре, когда давление насыщенных паров сравнивается с давлением внутри жидкости. Эту температуру называют температурой кипения.
Т-зависит от внешнего давления.
Т-зависит от рода жидкости.
ТЕКУЧЕСТЬ: Текучесть жидкости объясняется тем ,что перескоки молекул из одного положения равновесия в другое происходит преимущественно в направлении действия внешней силы. Относительные положения молекул в жидкости не фиксированы. Молекулы сравнительно медленно изменяют свое положение друг относительно друга. Под действием внешней силы (например, силы тяжести) жидкость течет, сохраняя свой объем, и принимает форму сосуда.
ДИФФУЗИЯ- взаимное проникновение молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого вещества. Явление диффузии доказывает существование промежутков в веществе. Скорость протекания диффузии зависит от температуры.
БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ- беспорядочное движение частиц, из которых состоят вещества. Открытие движения молекул принадлежит английскому ботанику Р. Броуну, который наблюдал движение цветочной пыльцы, взвешенной в воде, вызванное толчками окружающих молекул жидкости. Сложность траектории связана с тем, что молекулы вследствие своего движения сталкиваются друг с другом, а число их в макроскопических телах невообразимо много. Броуновское движение подтверждает наличие непрерывного движения частиц в веществе.
В чем состоит основное положение МКТ ?1.Все вещества состоят из молекул или атомов.
2.Между молекулами (атомами) есть промежутки.
3. Между молекулами ( атомами) действуют силы притяжения и отталкивания.
Тема урока: Жидкое состояние вещества. Свойства поверхностного натяжения.
Задачи урока: повторить ранее изученные свойства жидкости (испарение, кипение, диффузия, текучесть, не сжимаемость), дать объяснение свойств жидкостей на основе МКТ; изучить явление поверхностного натяжения: определение явления, характеристики, распространение в природе, применение в технике; сформировать умение наблюдать явление поверхностного натяжения.
План урока
Этапы урока Время Приемы и методы
1.Организация класса
2.Совершенствование знаний и умений
3. Изучение нового материала
4.Отработка знаний и умений
5.Рефлексия
6.Итог урока
7. Домашнее задание Повторение. Работа в группах
Рассказ. Постановка опытов. Работа с учебником. Беседа.
Экспериментальные задания. Работа в группах.
Рефлексия.
Выставление отметок
Записи в тетради. П №912
2. Совершенствование знаний и умений:
Ребята, на прошлом уроке вам дано было задание, повторить основные свойства, жидкости. Предлагаю вам поработать в группах для того, чтобы сообща сформулировать эти свойства. Я раздам листочки-ориентиры, но вы можете и в произвольной форме сформулировать свойства жидкостей. (время-3мин)
Работа в группах:
Ответы группы:
3.Изучение новой темы: Мы повторили известные нам свойства жидкости.
Учитель. Какие еще свойства присущие жидкостям?
Вопрос-проблема. Будет ли плавать кусок железа в жидкости, если его плотность больше плотности этой жидкости? ( нет).
А пластинка из железа?
Опыт: лезвие плашмя на воде. Почему не тонет?
(архимедова сила, сила тяжести)
Опыт: лезвие на воде острием. Тонет.
Вопрос: действует ли сейчас архимедова сила и сила тяжести? Достаточно ли этих сил, чтобы удержать лезвие, чтобы оно плавало? (нет)
Учитель: какое предположение можно выдвинуть на основе проведенных экспериментов?
Ученик: (На поверхности воды на лезвие бритвы действует сила, направленная вверх, она сравнима с силой тяжести).
Учитель: Итак, на поверхности воды лезвие бритвы не тонет, а если его погрузить целиком в воду, то оно утонет. Значит, поверхность воды, обладает каким- то свойством? Какое это свойство жидкости нам предстоит сегодня узнать.
Запишем тему урока. «Жидкостное состояние вещества. Свойства поверхности жидкости».
Объяснение поверхностного натяжения жидкости.
Учитель. Рассмотрим МКТ поверхностного слоя жидкости. Молекулы на поверхности жидкости находятся в особых условиях по сравнению с молекулами ее внутренних слоев. Внутри жидкости результирующая сила притяжения, действующая на молекулу со стороны соседних молекул, равна нулю.
Молекулы поверхностного слоя жидкости притягиваются только молекулами внутренних слоев. Молекулы, находящиеся на поверхности, под действием результирующей силы притяжения втягиваются внутрь жидкости. На поверхности остается такое число молекул, при котором площадь поверхности жидкости оказывается минимальной при данном объеме жидкости. Молекулы поверхностного слоя оказывают молекулярное давление на жидкость, стягивая ее поверхность к минимуму. Этот эффект называют поверхностным натяжением.
Учитель. Запишем определение поверхностного натяжения.
Поверхностное натяжение- явление молекулярного давления на жидкость, вызванное притяжением молекул поверхностного слоя к молекулам внутри жидкости.
Силу, которая действует вдоль поверхности жидкости перпендикулярно линии, ограничивающей эту поверхность, и стремится сократить ее до минимума, называют силой поверхностного натяжения.
Учитель. От чего зависит сила поверхностного натяжения?
Высказывание учеников:
Я предлагаю узнать ,от чего зависит сила поверхностного натяжения с помощью эксперимента. Работаем в группах.
4.Отработка знаний и умений (работа в группах).
Лаборант раздает лоточки с приборами руководителям групп.
Учитель проводит инструктаж по проведению экспериментов.
Цель эксперимента: проверить, все ли жидкости обладают свойством поверхностного натяжения, и от чего оно зависит?
Результаты исследования сформулируйте в виде вывода и запишите в тетрадь.
Отчет групп о проделанном эксперименте.
Группа№1
Группа№2
Группа№3
Группа№4
Группа№5
Группа№6
Учитель. Из опытов можно сделать общий вывод, который запишем себе в тетрадь.
Вывод: Явлением поверхностного натяжения обладают все жидкости , причем для каждой жидкости поверхностное натяжение различное и сила поверхностного натяжения зависит от температуры , рода жидкости и прямо пропорциональна длине границы поверхностного слоя. Силу поверхностного натяжения жидкости можно изменить.
Учитель. Запишите формулу силы поверхностного натяжения :
F=olгде F-сила поверхностного натяжения
l-длина соприкасающихся поверхностей.
о- коэффициент поверхностного натяжения.
Единица коэффициента поверхностного натяжения - ньютон на метр (Н/м).
Поверхностное натяжение вокруг нас (слайды).
5.Рефлексия.
1.Какие свойства жидкости вы знали?
2.Сегоднешний урок был для вас открытием чего-то нового?
3.Где можно применить знания полученные сегодня на уроке?
6.Итог урока.
7.Домашнее задание: Прочитать конспект урока. Приведите примеры действия сил поверхностного натяжения, № 912.
Группа №1
Руководитель группы:
Оценочный лист №1
Домашнее задание
Ф.И. учащегося С/О О/Г О/У ИТОГОВАЯ


Оценочный лист №2 Задание-исследование
Ф.И. учащегося С/О О/Г О/У ИТОГОВАЯ
Группа №2
руководитель группы:

Оценочный лист №1 Домашнее задание
Ф.И. учащегося С/О О/Г О/У ИТОГОВАЯ

Оценочный лист №2 Задание- исследование
Ф.И. учащегося С/О О/Г О/У ИТОГОВАЯ


Группа№3
руководитель группы:
Оценочный лист №1 Домашнее задание
Ф.И. учащегося С/О О/Г О/У ИТОГОВАЯ

Оценочный лист №2 Задание –исследование
Ф.И. учащегося С/О О/Г О/У ИТОГОВАЯ
Группа№4
Руководитель группы:
Оценочный лист №1 Домашнее задание
Ф.И. учащегося С/О О/Г О/У ИТОГОВАЯ

Оценочный лист №2 Задание - исследование
Ф.И. учащегося С/О О/Г О/У ИТОГОВАЯ

Группа№5
руководитель группы:
Оценочный лист №1 Домашнее задание
Ф.И. учащегося С/О О/Г О/У ИТОГОВАЯ

Оценочный лист №2 Задание - исследование
Ф.И. учащегося С/О О/Г О/У ИТОГОВАЯ
Группа№6
руководитель группы:
Оценочный лист №1 Домашнее задание
Ф.И. учащегося С/О О/Г О/У ИТОГОВАЯ

Оценочный лист №2 Задание - исследование
Ф.И. учащегося С/О О/Г О/У ИТОГОВАЯ
Группа№1
Измерение силы поверхностного натяжения различных жидкостей.
Оборудование: пружинный динамометр повышенной чувствительности, штатив, кювета, мыльный раствор.
Порядок выполнение работы.
1.Установите динамометр с петлей в штатив.
2.Подставьте под петлю , кристаллизатор с мыльным раствором так, чтобы верхняя сторона петли была погружена в раствор.
3.При медленном опускании кюветы петля затянется сплошной мыльной пленкой, и на пружину будет действовать направленная вниз сила поверхностного натяжения. Измерьте ее.
4. Проделайте опыт с другим раствором.
5.Сделайте вывод. Мы исследовали два рода жидкости: мыльный раствор и подсолнечное масло (глицерин). Поверхностное натяжение у различных жидкостей различно.
Группа №2
Изменение поверхностного натяжения воды.
Цель эксперимента: изучить различные способы изменения поверхностного натяжения воды.
Оборудование: кристаллизатор, пипетка, бензол(эфир) мелко натертая пробка.
Порядок выполнения работы.
1.Налейте в кристаллизатор (до половины) воду, на поверхность которой насыпьте мелко нарезанную пробку.
2.Пипеткой введите на середину поверхности воды небольшую каплю эфира(бензола).
3.Объясните это явление.
Вывод. Насыпав на поверхность воды мелкий порошок ликоподия (пробки), мы убедились в том, что существует поверхностное натяжение воды, а капнув каплю эфира на поверхности воды убедились в то, что эфир резко понижает поверхностное натяжение воды.
Группа №3
Изменение поверхностного натяжения воды.
Оборудование: кристаллизатор, мыло, мелко натертая пробка.
Цель эксперимента: изучить различные способы изменения поверхностного натяжения воды.
Порядок выполнения работы.
1.Налейте в кристаллизатор (до половины) воду, на поверхность которой насыпьте мелко нарезанную пробку.
2.С помощью лучины введите на середину поверхности воды небольшой кусочек мыла.
3.Объясните это явление.
4. Сделайте вывод. . Насыпав на поверхность воды мелкий порошок ликоподия (пробки), мы убедились в том, что существует поверхностное натяжение воды, а опустили на поверхности воды кусочек мыла убедились в то, что мыло резко понижает поверхностное натяжение воды
Группа №4
Исследование зависимости силы поверхностного натяжения жидкости от размеров граничащих сред.
Оборудование: пружинный динамометр повышенной чувствительности, штатив, кювета, мыльный раствор.
Порядок выполнение работы.
1.Установите динамометр с перекладиной в штатив.
2.Подставьте под перекладину кристаллизатор с мыльным раствором так, чтобы верхняя сторона перекладины была погружена в раствор.
3.При медленном опускании кюветы перекладина затянется сплошной мыльной пленкой, и на пружину будет действовать направленная вниз сила поверхностного натяжения. Измерьте ее.
5. Проделайте опыт с другой перекладиной.
6.Сделайте вывод. В своем опыте мы исследовали зависимость силы поверхностного натяжения от размеров граничащих сред, меняя размеры перекладины. Убедились, что сила поверхностного натяжения зависит от размеров граничащих сред.
Группа№5
Исследование зависимости поверхностного натяжения жидкости от температуры.
Цель эксперимента: исследовать зависимость поверхностного натяжения жидкости от температуры.
Оборудование: стаканы с холодной и горячей водой, пластилин, пинцет.
Порядок выполнения работы.
1.Скатайте из кусочка пластилина шарик диаметром 2-3 мм.
2.При помощи пинцета опустите его сначала на поверхность холодной воды, а затем горячей.
3.Сравните результаты опытов и объясните их.
4. Сделайте вывод. В своем эксперименте мы исследовали зависимость поверхностного натяжения жидкости от ее температуры. Для этого использовали воду разной температуры и пластилиновый шарик. Поверхностное натяжение зависит от температуры жидкости.
Группа №6
Изменение поверхностного натяжения воды.
Оборудование: кристаллизатор, сахар, мелко натертая пробка.
Цель эксперимента: изучить различные способы изменения поверхностного натяжения воды.
Порядок выполнения работы.
1.Налейте в кристаллизатор (до половины) воду, на поверхность которой насыпьте мелко нарезанную пробку.
2.С помощью проволоки введите на середину поверхности воды небольшой кусочек сахара.
3.Объясните это явление.
4. Сделайте вывод. Насыпав на поверхность воды мелкий порошок ликоподия (пробки), мы убедились в том, что существует поверхностное натяжение воды, а опустили на поверхности воды кусочек сахар убедились в то, что сахар резко понижает поверхностное натяжение воды