Конспект урока по литературному чтению на тему Первый букварь. Алфавит (1 класс)
1.Тема урока: Алфавит. Первый букварь, азбука.
2. Тип урока: Открытие нового знания.
3. Представление о результатах:
- личностные результаты: проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых знаний и умений; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
- метапредметные результаты:
а) Познавательные УУД:
формулировать проблему с помощью учителя; выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя; строить речевое высказывание в устной форме.
б) Коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов; контролировать действия партнёра.
в) Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; планировать совместно с
учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
- предметные результаты: - дети познакомятся с первыми печатными русскими учебными книгами, с русскими людьми, которые
принесли славянам грамоту, написали первые учебные книги, напечатали их, открыли школы для детей;
- приведут в систему знания об изученных звуках и буквах, их обозначающих;
- узнают об истории своей родины, научатся ценить её историческое достояние.
4.Цель урока: познакомить с первыми печатными русскими учебными книгами, сравнить современную русскую азбуку с азбукой наших предков, познакомить с текстами старых букварей, учить понимать смысл пословиц, развивать речь, логическое мышление, внимание, воспитывать интерес и уважение к истории и культуре русского народа.
5. Технология: системно - деятельностный метод обучения.
6. Оборудование: азбука, букварь, современный алфавит, древнерусский (славянский) алфавит, электронное приложение (первый букварь, азбука, рисунок Ивана Федорова, рисунок печатного станка, рисунок буквицы и заставки, рисунок украшений из книг, рисунок типографии Ивана Федорова, рисунки страниц азбуки и букваря).
№ п/п
Этап урока
Цель
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результат
1.
Самоопределение к деятельности.
Проверка готовности к уроку.
Включение детей в урок.
Уточнять и конкретизировать действия учащегося.
-Урок литературного чтения.
Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок!
Контролировать свою готовность к уроку.
Готовность к учебной деятельности.
2.
Формулирование учащимися темы и цели урока.
Формулировать познавательную цель с помощью учителя.
На доске изображение:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Внимательно посмотрите на данное изображение. Проследите путь стрелочек и назовите написанные здесь буквы в обозначенном порядке.
Скажите, что у вас получилось, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Чтение учителем стихотворения про алфавит:
Буквы – значки, как бойцы на парад,В четком равнении построились в ряд.Каждый в условленном месте стоит,И называется все – алфавит.
Буквы! По порядку алфавита рассчитайтесь!
Дети отвечают.
А Б В Г Д Е
Мы назвали буквы в алфавитном порядке. Значит, тема сегодняшнего урока – «Алфавит».
Дети слушают.
Дети работают в группах, составляя алфавит у доски.
Самооценка.
3.
Актуализация знаний.
Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве; опора на выделенные учителем ориентиры действия.
Сколько букв в русском алфавите?
Сколько гласных букв?
Согласных?
Назовите буквы, которые не обозначают звука.
Назовите парные согласные.
Дайте характеристику звуков:
[ч] [б] [ж]
Найдите слова близкие по значению:
учитель, азбука, дети,
алфавит, преподаватель, ученики,
педагог, ребята, букварь.
Ну а теперь дайте полную формулировку темы урока.
Ответы детей.
Дети работают в группах.
Дети работают у доски, меняя карточки со словами.
Ответ детей:
«Тема урока: Алфавит, азбука, букварь».
Самооценка.
Самооценка.
4.
Мотивация учебной деятельности.
Повторение изученного материала.
Всегда ли люди пользовались современным русским алфавитом?
Выборочное чтение по тексту «Первоучители словенские»
- Кто создал старославянский алфавит?
- Кто такие Кирилл и Мефодий?
- Почему их называют равноапостальные?
- Какой праздник отмечается 24 мая в нашей стране?
Ответ детей:
«Нет, т.к. раньше люди пользовались старославянским алфавитом».
Дети отвечают на вопросы отрывками из текста.
Самооценка.
5.
Постановка учебной задачи
Обсуждение затруднений. Постановка проблемы урока.
Достаточно ли вам знаний, чтобы прочитать и понять, что здесь написано?
·ДЕТИУЧАТБУКВЫ.
Предложение это или слово?
Почему сложно прочитать предложение?
Вам было сложно, но вы молодцы – справились с заданием.
Сможете ли вы прочитать, что здесь написано:
БУКИ ЛЮДИ АЗ ГЛАГОЛЬ ОН СЛОВО ЛЮДИ ОН ВЕДИ ИЖЕ
Дети пытаются прочитать.
Дети пытаются прочитать, но не могут. Не хватает знаний.
Проблема поставлена и запланированы действия для её решения.
6.
Решение учебной задачи.
Построение проекта выхода из затруднений.
Решить данную проблему нам поможет сегодня произведение Владимира Крупина «Первый букварь».
В давние-давние времена дети тоже учились в школе, но читали они не по букварю и писали они не в тетрадях. В старину буквы вырезали на деревянных дощечках, а писали в тетрадях, сделанных из бересты. Потом на земле появились книги. Сначала книги были рукописные. Их переписывали от руки. Переписывание книг занимало много времени, из-за этого книги были очень дорогие, и их было мало. Со временем люди изобрели станки, которые могли напечатать любое количество книг. И вот на земле появилась первая печатная азбука - азбука Ивана Федорова.
Чтение рассказа «Первый букварь» учителем и учениками.
Рассмотрите страницу старинной азбуки.
Давайте сравним буквы современного и древнерусского алфавитов.
Сможете ли вы теперь узнать, что написано на данной строке?
Помощь учителю в чтении текста.
Дети сравнивают буквы.
Дети по первым буквам
читают : «Б л а г о с л о в и»
7.
Физминутка.
Сохранение и укрепление здоровья, снятие усталости.
Направлять.
Стали мы учениками,Соблюдаем режим сами:Утром мы, когда проснулись,Улыбнулись, потянулись.Для здоровья, настроенья,Делаем мы упражненья:Руки вверх и руки вниз,На носочки поднялись.То присели, то нагнулись.И опять же улыбнулись.А потом мы умывались,Аккуратно одевались.Завтракали не торопясь,В школу к знаниям стремясь.
Выполнять.
Снять усталость.
8.
Первичное закрепление.
Проговаривание нового знания.
Я не случайно выбрала это слово, т.к. в старину дети учились читать большей частью тексты молитв, где часто звучало слово: «Благослови».
Какие важные знания сообщаются в тексте
«Первый букварь»?
Учитель дарит на память детям фотографии памятника Ивану Фёдорову.
Ответ детей:
Первую книгу напечатал Иван Фёдоров.
Впоследствии её назвали азбукой.
Она помогала научиться читать, писать, послушанию, уважению, добру.
Самостоятельно комментируют решение.
9.
Введение знаний в систему.
Самостоятельно учитывать приобретённое знание; осуществлять итоговый и пошаговый контроль результата.
Рассмотрите страницы первого букваря.
Что необычного вы там заметили?
Да, верно такие необычные буквы называют Буквицы.
Хотите ли вы попробовать себя в роли мастера, который выполнял такие буквицы в виде орнамента?
Давайте познакомимся с другими букварями и азбуками.
Букварь для детей написал К.Д. Ушинский. Он написал для детей первую книгу «Родное слово» и книгу «Детский мир».
А больше ста лет назад «Азбуку» написал Л.Н. Толстой. У себя в имении Ясная Поляна он открыл школу для бедных детей. Он учил их читать, писать, учить стихи, рассказывать.
Л.Н. Толстой старался учить малых детей добру, состраданию, уважению к старым и беспомощным людям.
Ответ детей:
«Первые буквы абзаца высотой в несколько строк и выполнены в виде орнамента».
Дети работают в группах.
Самоконтроль.
Дети по карточкам читают рассказы «Старый дед и внучек», «Отец и сыновья» и др.
Самостоятельно выполняют работу по составлению орнамента букв.
Самооценка.
Самооценка.
10.
Итог урока.
Самооценка результатов деятельности.
Вопросом направить учащихся к анализу проделанной работы.
- Какое задание вызвало у вас затруднение в начале урока?
- Как мы решили эту проблему?
- Где нам пригодятся эти знания?
Самостоятельно прокомментировать достижение цели урока.
Чтение старославянского текста.
Познакомились с названием букв старославянского алфавита.
Если мы захотим прочитать старинные книги и многое узнать об истории нашей страны.
Анализ проделанной работы на уроке по достижению поставленной цели.
11.
Рефлексия.
Оценка своих достижений на уроке.
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
- Какое задание было самым трудным?
- Какое – самым простым?
- Продолжите предложение:
- На уроке я узнал
- Я запомнил
- Мне понравилось
Я предлагаю вам дома разрисовать букву из старославянского алфавита, а может даже придумать узор (детям раздаются листы буквы «К»).
- А теперь посмотрите, сколько смайликов вы получили за урок?
- У кого весёлые смайлики?
- У кого серьёзные смайлики?
- Спасибо всем за урок.
-Урок окончен.
Ответы детей.
15