Конспект урока по литературному чтению на тему Первый букварь. Алфавит (1 класс)

1.Тема урока: Алфавит. Первый букварь, азбука.
2. Тип урока: Открытие нового знания.
3. Представление о результатах:
- личностные результаты: проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых знаний и умений; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
- метапредметные результаты:
а) Познавательные УУД:
формулировать проблему с помощью учителя; выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя; строить речевое высказывание в устной форме.
б) Коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов; контролировать действия партнёра.
в) Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; планировать совместно с
учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
- предметные результаты: - дети познакомятся с первыми печатными русскими учебными книгами, с русскими людьми, которые
принесли славянам грамоту, написали первые учебные книги, напечатали их, открыли школы для детей;
- приведут в систему знания об изученных звуках и буквах, их обозначающих;
- узнают об истории своей родины, научатся ценить её историческое достояние.

4.Цель урока: познакомить с первыми печатными русскими учебными книгами, сравнить современную русскую азбуку с азбукой наших предков, познакомить с текстами старых букварей, учить понимать смысл пословиц, развивать речь, логическое мышление, внимание, воспитывать интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

5. Технология: системно - деятельностный метод обучения.

6. Оборудование: азбука, букварь, современный алфавит, древнерусский (славянский) алфавит, электронное приложение (первый букварь, азбука, рисунок Ивана Федорова, рисунок печатного станка, рисунок буквицы и заставки, рисунок украшений из книг, рисунок типографии Ивана Федорова, рисунки страниц азбуки и букваря).

№ п/п
Этап урока
Цель
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результат

1.
Самоопределение к деятельности.
Проверка готовности к уроку.
Включение детей в урок.
Уточнять и конкретизировать действия учащегося.
-Урок литературного чтения.
Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок!
Контролировать свою готовность к уроку.
Готовность к учебной деятельности.

2.
Формулирование учащимися темы и цели урока.
Формулировать познавательную цель с помощью учителя.
На доске изображение: 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Внимательно посмотрите на данное изображение. Проследите путь стрелочек и назовите написанные здесь буквы в обозначенном порядке.
Скажите, что у вас получилось, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Чтение учителем стихотворения про алфавит:

Буквы – значки, как бойцы на парад, В четком равнении построились в ряд. Каждый в условленном месте стоит, И называется все – алфавит.

Буквы! По порядку алфавита рассчитайтесь!
Дети отвечают.

А Б В Г Д Е












Мы назвали буквы в алфавитном порядке. Значит, тема сегодняшнего урока – «Алфавит».






Дети слушают.



Дети работают в группах, составляя алфавит у доски.


































Самооценка.

3.
Актуализация знаний.
Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве; опора на выделенные учителем ориентиры действия.



Сколько букв в русском алфавите?
Сколько гласных букв?
Согласных?
Назовите буквы, которые не обозначают звука.
Назовите парные согласные.
Дайте характеристику звуков:
[ч] [б] [ж]

Найдите слова близкие по значению:

учитель, азбука, дети,
алфавит, преподаватель, ученики,
педагог, ребята, букварь.

Ну а теперь дайте полную формулировку темы урока.



Ответы детей.






Дети работают в группах.



Дети работают у доски, меняя карточки со словами.


Ответ детей:
«Тема урока: Алфавит, азбука, букварь».








Самооценка.




Самооценка.


4.

Мотивация учебной деятельности.

Повторение изученного материала.

Всегда ли люди пользовались современным русским алфавитом?


Выборочное чтение по тексту «Первоучители словенские»

- Кто создал старославянский алфавит?
- Кто такие Кирилл и Мефодий?
- Почему их называют равноапостальные?
- Какой праздник отмечается 24 мая в нашей стране?

Ответ детей:
«Нет, т.к. раньше люди пользовались старославянским алфавитом».



Дети отвечают на вопросы отрывками из текста.













Самооценка.

5.
Постановка учебной задачи
Обсуждение затруднений. Постановка проблемы урока.
Достаточно ли вам знаний, чтобы прочитать и понять, что здесь написано?


·ДЕТИУЧАТБУКВЫ.
Предложение это или слово?
Почему сложно прочитать предложение?

Вам было сложно, но вы молодцы – справились с заданием.

Сможете ли вы прочитать, что здесь написано:
БУКИ ЛЮДИ АЗ ГЛАГОЛЬ ОН СЛОВО ЛЮДИ ОН ВЕДИ ИЖЕ




Дети пытаются прочитать.









Дети пытаются прочитать, но не могут. Не хватает знаний.













Проблема поставлена и запланированы действия для её решения.

6.
Решение учебной задачи.
Построение проекта выхода из затруднений.
Решить данную проблему нам поможет сегодня произведение Владимира Крупина «Первый букварь».

В давние-давние времена дети тоже учились в школе, но читали они не по букварю и писали они не в тетрадях. В старину буквы вырезали на деревянных дощечках, а писали в тетрадях, сделанных из бересты. Потом на земле появились книги. Сначала книги были рукописные. Их переписывали от руки. Переписывание книг занимало много времени, из-за этого книги были очень дорогие, и их было мало. Со временем люди изобрели станки, которые могли напечатать любое количество книг. И вот на земле появилась первая печатная азбука - азбука Ивана Федорова.

Чтение рассказа «Первый букварь» учителем и учениками.

Рассмотрите страницу старинной азбуки.
Давайте сравним буквы современного и древнерусского алфавитов.
Сможете ли вы теперь узнать, что написано на данной строке?






























Помощь учителю в чтении текста.






Дети сравнивают буквы.


Дети по первым буквам
читают : «Б л а г о с л о в и»



7.
Физминутка.
Сохранение и укрепление здоровья, снятие усталости.
Направлять.

Стали мы учениками, Соблюдаем режим сами: Утром мы, когда проснулись, Улыбнулись, потянулись. Для здоровья, настроенья, Делаем мы упражненья: Руки вверх и руки вниз, На носочки поднялись. То присели, то нагнулись. И опять же улыбнулись. А потом мы умывались, Аккуратно одевались. Завтракали не торопясь, В школу к знаниям стремясь.
Выполнять.
Снять усталость.

8.
Первичное закрепление.
Проговаривание нового знания.
Я не случайно выбрала это слово, т.к. в старину дети учились читать большей частью тексты молитв, где часто звучало слово: «Благослови».
Какие важные знания сообщаются в тексте
«Первый букварь»?

Учитель дарит на память детям фотографии памятника Ивану Фёдорову.






Ответ детей:
Первую книгу напечатал Иван Фёдоров.
Впоследствии её назвали азбукой.
Она помогала научиться читать, писать, послушанию, уважению, добру.
Самостоятельно комментируют решение.

9.
Введение знаний в систему.
Самостоятельно учитывать приобретённое знание; осуществлять итоговый и пошаговый контроль результата.
Рассмотрите страницы первого букваря.
Что необычного вы там заметили?

Да, верно такие необычные буквы называют Буквицы.

Хотите ли вы попробовать себя в роли мастера, который выполнял такие буквицы в виде орнамента?

Давайте познакомимся с другими букварями и азбуками.
Букварь для детей написал К.Д. Ушинский. Он написал для детей первую книгу «Родное слово» и книгу «Детский мир».
А больше ста лет назад «Азбуку» написал Л.Н. Толстой. У себя в имении Ясная Поляна он открыл школу для бедных детей. Он учил их читать, писать, учить стихи, рассказывать.
Л.Н. Толстой старался учить малых детей добру, состраданию, уважению к старым и беспомощным людям.
Ответ детей:
«Первые буквы абзаца высотой в несколько строк и выполнены в виде орнамента».



Дети работают в группах.

Самоконтроль.






Дети по карточкам читают рассказы «Старый дед и внучек», «Отец и сыновья» и др.








Самостоятельно выполняют работу по составлению орнамента букв.
Самооценка.






Самооценка.

10.
Итог урока.
Самооценка результатов деятельности.
Вопросом направить учащихся к анализу проделанной работы.

- Какое задание вызвало у вас затруднение в начале урока?


- Как мы решили эту проблему?


- Где нам пригодятся эти знания?
Самостоятельно прокомментировать достижение цели урока.

Чтение старославянского текста.

Познакомились с названием букв старославянского алфавита.
Если мы захотим прочитать старинные книги и многое узнать об истории нашей страны.
Анализ проделанной работы на уроке по достижению поставленной цели.

11.
Рефлексия.
Оценка своих достижений на уроке.
- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Какое задание было самым трудным?
- Какое – самым простым?
- Продолжите предложение:
- На уроке я узнал
- Я запомнил
- Мне понравилось


Я предлагаю вам дома разрисовать букву из старославянского алфавита, а может даже придумать узор (детям раздаются листы буквы «К»).

- А теперь посмотрите, сколько смайликов вы получили за урок?

- У кого весёлые смайлики?

- У кого серьёзные смайлики?

- Спасибо всем за урок.

-Урок окончен.
Ответы детей.



15