Конспект урока по литературному чтению на тему Алфавит (1 класс)
Учитель Попова Надежда Ивановна
Школа МОБУ «НСОШ №3» п. Новосергиевка
Класс 1 АТема урока Алфавит
Цель урока
Задачи урока формировать представления об алфавите, как группе букв, расположенной в установленном порядке
-совершенствовать умение запоминать название и последовательность букв русского алфавита;
-формировать умение пользоваться алфавитом;
-развивать фонематический слух, речь;
-воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.
Планируемые результаты:
Личностные формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные Регулятивные УУД:
организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; логические - построение рассуждений по обозначенной проблеме; постановка и решение проблем - самостоятельный поиск и создание способов решения проблем творческого характера.
Коммуникативные УУД:
формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
формировать умение работать в паре и группе;
формировать умение слушать и понимать других.
Предметные
- запоминать название и последовательность букв русского алфавита;
- учиться располагать слова в алфавитном порядке;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
Межпредметные связи окружающий мир, математика, литературное чтение, музыка
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, раздаточный материал.
Этап урока УУД
I Мотивация к учебной деятельности
Слайд 1
-Пожелаем друг другу удачи…
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Удачи! (прикосновение всей ладонью)
Чтобы хорошо учиться,
Надо очень много знать,
Каждый день копилку знаний
Непременно пополнять.
- Чем мы пополним, сегодня, копилку наших знаний вы узнаете, позже.
Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Личностные: действие смыслообразованияII Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
Игра «Буквы на убывание».
Ы А Щ Л Ь Ф А Я В Ё И Ж Т О
- На какие две группы можно разделить эти буквы? Какая лишняя? Почему?
- На какую букву нет слов? (ы)
- Какая буква всегда ударная? (ё)
- Какая буква может обозначать два звука, в каких случаях? (я)
- Какая буква обозначает звук всегда мягкого согласного? (щ)
- Какая буква обозначает звук всегда твердого согласного? (ж)
- Из оставшихся букв составьте слово. Какое получилось слово? (алфавит)
Регулятивные:
контроль, коррекция.
Познавательные:
общеучебные: умение структурировать знания.
III Выявление места и причины затруднения
-Кто догадался, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Давайте определим тему урока. Слайд 2
- Ребята, а что вы хотели бы узнать на уроке об алфавите?
- А какие задачи мы перед собой поставим? Слайд 3
Узнаем,….. что такое алфавит? Почему алфавит назвали алфавитом?
Выясним … Где применяют алфавит?
Научимся располагать…. буквы в алфавитном порядке.
Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
IV Построение проекта выхода из затруднения
Звуковой анализ слова «алфавит».
- Ребята, вы определили тему урока, а теперь исследуем слово «алфавит»: Слайд 4
- Поставим ударение.
- Сколько слогов? Как доказать? (3)
- Посчитайте количество букв и звуков в слове. (7)
- Почему звук [в] - мягкий?
2. Что же такое алфавит? (дети высказывают свое мнение)
Инсценирование рассказа(дети –буквы, алфавит и азбука)
Как-то раз король АЛФАВИТ и королева АЗБУКА решили устроить праздник. Все звуки надели нарядные платья, превратились в буквы, и отправились на главную площадь. Король дал команду буквам построиться и встать каждому на свое место по номеру жилища. Буквы! По порядку алфавита рассчитайтесь! Королеве АЗБУКЕ очень понравился строй букв. С тех пор строй букв в данном порядке и стали называть по имени короля – АЛФАВИТ или королевы АЗБУКА.
Вывод: Алфавит – буквы расположенные в определенном порядке.
Можно вот такую запись …В А Г Б Д… назвать алфавитом? Почему?
(Буквы, расположены не в установленном порядке.)
—А сколько букв в алфавите?
-– Прочитайте загадку: Слайд 5
На странице букваря
Тридцать три богатыря
Мудрецов богатырей
Знает каждый грамотей.
(буквы)
- Найдите строку, в которой указано количество букв в русском алфавите. Что значит тридцать три богатыря? (Тридцать три)
3. Практическая работа (Учащиеся считают количество букв в алфавите.)
Вывод: В алфавите 33 буквы.
Физкультминутка под музыку
- А знаете ли вы, кто составил азбуку? (Азбуку составили Кирилл и Мефодий). Слайд 6
-В 863 году братья составили славянскую азбуку, посмотрите на картинку. Прочитайте, как назывался этот порядок букв? (Славянский порядок букв назывался «кириллица»). Слайд 7
-Как вы думаете, почему назвали «кириллица»? ( Славянский алфавит назывался по имени одного из братьев).
А почему современный порядок букв назвали «алфавит» вы узнаете, поработав в парах по рядам. Ваша задача прочитать текст и дать ответ на поставленный вопрос.
(Учащиеся читают текст, в котором надо подчеркнуть ответ на поставленный вопрос)
Учащиеся читают текст, в котором надо подчеркнуть ответ на поставленный вопрос.
Текст 1. Почему алфавит так назвали?
Алфавит – буквы, расположенные по порядку. Слово Алфавит пришло к нам из Древней Греции. Там первые две буквы назывались так – «альфа» и «вита». Именно так и возникло слово «алфавит».
Текст 2. Зачем нужен алфавит? Где применяется алфавит?
Алфавитный порядок – никогда не меняется, это очень удобно. В алфавитном порядке располагаются ваши фамилии в классном журнале, слова в словарях, книги в библиотеке.
ВЫВОД: В нашей жизни нам часто приходится сталкиваться с алфавитом.
Текст 3. Что интересного узнали из текста?
Самый длинный в мире алфавит у народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите – 71 буква. Самый короткий алфавит в Европе у итальянцев, в нем 21 буква.
- Какие задачи мы сейчас решили?
Физминутка для глаз Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера;
умение разрешать конфликты; умение выражать свои мысли. Познавательные:
общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение; умение осознанно строить речевое высказывание; моделирование; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование;
УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
V Включение в систему знаний и повторение
1.Работа по группам Слайд 8
Ребята, когда мы с вами отдыхали, буквы рассыпались, нарушив строгий порядок. Что же надо сделать? ( Необходимо разложить буквы по порядку, то есть по алфавиту).
- Будем работать в группах. Повторим правила работы в группе:
- Говорим вежливо.
- Называем собеседника по имени.
- Говорим по очереди, не перебиваем друг друга.
- Уважаем мнение собеседника.
- Работаем дружно и активно, т.к. наш успех зависит от каждого из нас.
Ученики раскладывают буквы по алфавиту, работая в группах.
1 ряд – а-й
2 ряд – к-ф
3 ряд – х – я
- Что вам помогло расставить буквы по порядку?
Буквы строго встали в ряд, будто по линейке,
Каждый знает своё место, и уйти не смеет.
Все они стоят красиво, по порядку, посмотри.
Ну, а вы теперь сумейте повторить все 33!
-Давайте все вместе хором прочитаем весь алфавит.
- А теперь попробуем спеть алфавит. Слайд 9
- Кто может рассказать весь алфавит?
-Буквы мы с вами выучили? Читать научились? Давайте почитаем.
Чтение стихотворения на с.78-79
-Прочитайте стихотворение и подумайте, когда оно было написано в наше время или очень давно.
- Чем отличается обучение в старину от обучения в настоящее время? (били розгами, ставили на горох, оставляли без обеда после урока, т.о. прививали послушание и прилежание)
- Назовите все выделенные буквы. Что спряталось в стихотворение?
-Обо всех ли изученных буквах идёт речь в стихотворении?
- Каких букв не хватает? (ё, й, ч, ш,щ, ъ, ф, ь. э, ю, я)
- Может ли оно помочь вам выучить алфавит? Регулятивные: прогнозирование.
Ро́зги — связанные в пучки или используемые по одному побеги ивы, березы деревьев и кустарников, тонкие упругие и гибкие прутья, используемые для телесного наказания — порки.
V I Рефлексия содержания учебного материала и рефлексия учебной деятельности
А теперь проверим, хорошо ли вы помните место каждой буквы в алфавите. У вас есть клеточки. В каждую клеточку вы должны будете вписать букву. Будьте внимательны.
1. В первую клетку впишите 14ую букву алфавита.
2. Во вторую клетку впишите букву, которая в алфавите стоит перед буквой Ф.
3. В третью клетку впишите пятую букву алфавита.
4. В четвёртую клетку впишите букву, которая стоит между буквами П и С.
5. В пятую клетку впишите букву, которая стоит в алфавите между буквами Н и П.
6. В шестую клетку впишите букву, которая находится в алфавите после буквы Р.
7. В седьмую клетку впишите букву, которая в алфавите стоит после буквы С.
8. В последнюю клетку впишите букву, которая находится в алфавите четвёртой с конца.
-Какое слово у вас получилось? (мудрость)
-Как вы думаете, почему именно это слово у нас получилось?
(Если выучишь все буквы, научишься читать, то можешь узнать очень многое, стать мудрее.)
- Чем мы пополнили, сегодня, копилку наших знаний?
Продолжите предложение: слайд
Я УЗНАЛ ...
ТЕПЕРЬ Я МОГУ ...
МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ ...
Я НЕ ПОНЯЛ ...
- Ребята, у вас на парте лежат 2 знака. Покажите ! знак, если вы довольны своей работой на уроке, настроение хорошее. Покажите ? знак, если у вас остались вопросы, вам нужна помощь.
Слайд
Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились!
-Я хочу каждому раздать витамины «Алфавит»
-Почему витамины названы АЛФАВИТ?
-Свяжите с темой урока.
-Ваши предположения?
Витамины - приводят наш организм в порядок, чтобы организм был здоровым и работал, как часы. Алфавит-это буквы в определенном порядке, а у организма тоже должен быть порядок, чтобы быть здоровым.
Спасибо за урок! Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания;
оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: волевая саморегуляция.