РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ для 4 класса УМК Начальная школа XXI века

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8»
г. Гая Оренбургской области


«УТВЕРЖДАЮ» «СОГЛАСОВАНО» «РАССМОТРЕНО»
Директор школы Зам. Директора по УВР Руководитель МО
Алтухов А. Н. / / _Хвостова Р. В. /_________/ Николаева Т. Ю./ /
Приказ № _____ от Протокол № __ от
«_____»________201__г. «_____»________201__г. «_____»________201__г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
И
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
В 4 КЛАССЕ
НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД.

Учитель: Савочкина Т. В.
Образование: высшее, ОГПИ им. Т. Г. Шевченко г. Орска
по специальности «Педагогика и методика начального образования»,
квалификация – учитель начальных классов
Квалификационная категория: высшая
Стаж педагогической деятельности: 22 года.
Недельная нагрузка: 1 час


2013-2014 учебный год
Пояснительная записка

1. Соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту.
Рабочая программа учителя по курсу изобразительного искусства для учащихся 4-го класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
рекомендациями Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011 г. рекомендованной МО и Науки РФ;
с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы 1-4 класса, авторы: Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская 2011 г, согласующейся с концепцией образовательной модели «Начальная школа 21 век»;
Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственных стандартов начального образования по образовательной области «Изобразительное искусство».


2. Кому адресована программа.
Программа адресована обучающимся четвертых классов общеобразовательных школ.

3. Роль и место данной дисциплины в образовательном процессе.
Программа "Изобразительное искусство и художественный труд" является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды: живопись, графику, скульптуру, народные декоративные искусства, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими видами искусств и их конкретными связями с жизнью общества и человека. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной. Эти три художественные деятельности являются основанием деления визуально-пространственных искусств на виды:
изобразительные – живопись, графика, скульптура;
конструктивные – архитектура, дизайн;
различные декоративно-прикладные искусства.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы. Поэтому при выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.


4. Цели и задачи программы.
Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
·  воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
·  развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
·  освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
·  овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
·  развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.


5. Принципы, лежащие в основе построения программы.
Органическое сочетание обучения и воспитания.
Усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей.
Практическая направленность обучения.
Выработка необходимых для этого умений.

6. Специфика программы.
Программа открывает возможность реализации интегрированного обучения в художественном образовании школьников, педагогического творчества учителя, поскольку предложенная структура учебного материала предоставляет учителю свободу творческого поиска, инициативы и самостоятельности в раскрытии темы, задач, последовательности изучения, выборе художественных материалов, формах работы с детьми. В основе программы дано максимальное проявление самостоятельности и активной личностной позиции педагога. В ней приведены примерные задания, которые ориентируют педагога на разработку и создание своих учебных и творческих заданий, форм и видов работы. Структура, образовательные задачи, принципы организации процесса обучения, темы заданий и учебно-методический материал программы могут стать основой работы учителя при любом количестве учебных часов в неделю.


7. Образовательные технологии и приемы.
Курс предполагает применение в практике учителя широкого спектра современных образовательных технологий, методов, форм обучения, приёмов и иных педагогических ресурсов организации учебно-воспитательной работы с учащимися в процессе как урочной, так и внеурочной деятельности:
-ориентирование всего учебного материала, его структуры и способов представления на максимальное включение младших школьников в учебную деятельность;
- значительный воспитательный потенциал;
- преобладание проблемно-поискового метода обучения, заданий и вопросов, инициирующих детское действие с целью овладения универсальными учебными действиями;
- проектные, творческие задания, практические работы, учебные диалоги;
- практическая направленность содержания учебного материала с опорой на социальный опыт ученика, связь с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД;
-возможности для дифференцированного и личностно-ориентированного образования школьников, реализации педагогики сотрудничества;
- возможности для работы с современной информационно-образовательной средой: использование информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов, интернет-ресурсов, различных мультимедийных приложений
- ориентация на здоровьесбережение младших школьников;
- возможности для разнообразия организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной.

8. Основные содержательные линии курса (разделы, структура).

Освоение каждым народом данного ему природного ландшафта (региональный компонент). Формирование понятия освоение человеком принадлежащего ему природного ландшафта (национальный образ мира, человек в среде): человек природа культура (региональный компонент).
Расширение и обогащение представления о пространстве. Формирование понятия и представления о национальной культуре: природа, климат, географические условия, особенности труда, культуры, обычаев, народного искусства, характера жилища (народной архитектуры). Национальный дизайн, эстетика мира вещей. Закладываются основы проектного мышления.
Использование ИКТ на занятиях способствует становлению мировоззрения ученика, его нравственных и патриотических чувств; направлено на освоение культуры родного края и культуры разных народов; воспитывают уважение к другим национальностям.
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму
Развитие фантазии и воображения
III. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства


9.Ценностные ориентиры изучения курса
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.
Опыт эмоционально-ценностного восприятия изобразительного искусства, нравственно-эстетическое отношение к его произведениям. Виды изобразительных (пластических) искусств (общее представление), их связь с жизнью. Понимание того, что природа, общественные явления, исторические события и др. – источники вдохновения художника. Умение различать реальность и фантазию в произведениях изобразительного искусства, понимать ценность и место искусства в повседневной жизни. Установление взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.
Ценность художественного опыта разных народов в общем культурном процессе и место в нем русского изобразительного искусства (общие представления). Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Отражение в произведениях русских художников патриотических чувств; художественные достоинства, выразительные средства произведений. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников (В. Васнецов, И. Репин, В. Суриков, В. Серов, А. Саврасов, И. Шишкин, И. Левитан, К. Юон, И. Грабарь, А. Пластов, А. Дейнека; Рафаэль, Леонардо да Винчи, Рембрант, Ван Гог, Моне и др.) – по выбору.
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России (с учетом местных условий): художественные особенности, композиция, колорит, тематика различных произведений декоративно-прикладногоискусства. Жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет; исторический, анималистический жанры (общее представление, различение). Особенности изобразительного языка художников (рисунок,цвет,композиция). Ориентация в современном информационном пространстве (дизайн, плакаты,пиктограммы,реклама). Ведущие художественные музеи России: Государственная Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Понимание роли музеев в нравственном и эстетическом воспитании человека.


10. Требования к уровню подготовки обучающихся.


К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
Различать:
– рисунок, живопись, лепку, художественное конструирование, декоративно-прикладные работы;
– цвета основные, теплые, холодные, цветовой контраст;
– на слух простейшие музыкальные жанры (песни, танец, марш);
– характер интонаций в музыке; разговорную и музыкальную речь.
Приводить примеры: произведений архитектуры; произведений выдающихся художников России, известных народных промыслов; выдающихся композиторов и их произведений; выдающихся исполнителей; композиторов, фольклорных коллективов, центров музыкальной культуры родного края.
Кратко характеризовать значение искусства в жизни человека:
– средства художественной выразительности декоративного образа и художественного образа вещи, предмета (цвет, ритм, силуэт, композиция);
– понятия «композитор», «исполнитель»;
– содержание, характер, настроение, особенности средств выразительности несложных фрагментов из произведений русских композиторов-классиков, выявляя сходство и различия.
Сравнивать: знакомые музыкальные сочинения русских и зарубежных композиторов; произведения разных художников одного жанра.
Определять:
– на слух состав исполнителей музыкального произведения;
– на слух характер музыкального произведения;
– по главным отличительным признакам (колорит, форма, орнамент, традиционная технология) предмет (вещь) традиционного народного промысла.
Владеть:
– приемами использования цвета, тона, линии, пространства при создании рисунков на различные темы;
– основными певческими навыками, учитывать при исполнении дирижерские жесты учителя; петь народные песни русского или другого народа, классические и современные песни.
– Создавать:
– творческие композиции (использовать всю плоскость листа бумаги, выражать в рисунке смысловые связи между объектами, определять сюжет);
– по собственному замыслу ритмический аккомпанемент к песне-пляске;
– танцевальные, музыкально-ритмические движения для народной плясовой, для передачи простых образов, простые импровизации (снежинки, ветер, волны и др.);
– ассоциативный ряд к произведению музыкального или изобразительного искусства;
– рисунки, сочинения на темы музыкальных пьес, музыкальных спектаклей, телепередач.


11.Результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:
1)  формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
2)  формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;
3)  развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии; развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей;
4)  воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:
1)  освоение способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
2)  развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
3)  развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
4)  активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
5)  формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести;
6)  развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов;
7)  развитие интереса к искусству разных стран и народов;
8)  понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли;
9)  освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;
10)  формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
11)  воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре;
12)  формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по изобразительному искусству должны отражать:
1)  формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
2)  индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
3)  развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания;
4)  проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей;
5)  использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;
6)  сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
7)  умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства.
8)  нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.


12. Виды и типы уроков.

Программа предусматривает проведение уроков ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний, комбинированных, интегрированных уроков, уроков - выставок. Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, - продуктивные, включающие в себя наблюдения, размышления, обсуждения, “открытия” новых знаний,

13.Формы организации урока.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

14. Итоговый контроль.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью уроков - выставок.

15. Объем и сроки изучения.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
1четверть – 9 ч. 2 четверть – 7 ч. 3 четверть – 10 ч. 4 четверть – 8 ч.

16. Библиографический список
для обучающихся.
Изобразительное искусство. Учебник. 4 класс
Савенкова Любовь Григорьевна, Ермолинская Елена Александровна

17.Библиографический список
для учителя.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2011 г. Савенкова Любовь Григорьевна, Ермолинская Елена Александровна + CD-ROM
Аранова, С. В. Обучение изобразительному искусству. -СПб.: Каро, 2004.
Басина, Н. С кисточкой и музыкой в ладошке. - М.: Линка-Пресс, 1997.
Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. -М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.
Учебник. ИЗО. – Савенкова, УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА» - 2006.


18. Место курса в учебном плане

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается с 1-го по 4-й класс по одному
часу в неделю.
Общий объём учебного времени составляет 135 часов. 4 класс – 34 часа


19. Материально-техническая база
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
СD с презентациями по темам предмета
Технические средства обучения (ТСО)
Мультимедийный проектор
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы по предмету в цифровой форме.
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения в цифровой форме
Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям.
Видеофильмы (памятники архитектуры, народные промыслы, художественные музеи, творчество отдельных художников, художественные технологии) в соответствии с программой обучения.

Учебно-практическое оборудование
Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения.
Гербарии растений.
Объемные геометрические тела.
Картины русских и зарубежных художников.
Портреты русских и зарубежных
художников.
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.
Схемы по правилам рисования предметов, растений, животных, деревьев, птиц, человека.
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте
Конструкторы
Краски акварельные и гуашевые.
Тушь
Ручка с перьями
Бумага А3, А4.
Бумага цветная
Фломастеры
Восковые мелки
Кисти беличьи N 10, 20
Кисти щетины N 3,10, 13
Ёмкости для воды
Стеки (набор)
Медиатека, интернет – ресурсы.
Диск СD «Вентана – Граф». УМК «Начальная школа ХХI».
- Предметные программы.
- Программа формирования УУД.
-Программа коррекционной работы.
- Планируемые результаты освоения ООП.
- Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. wikipedia. orq/wiki.



Содержание курса
Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта НОО, в авторскую программу изменения не внесены.
Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.


4 класс
I. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму
Художник творец и природа. Искусство в окружающей предметно-пространственной среде. Развитие пространственного ощущения мира (многомерность историческая, культурная, национальная, географическая): архитектура, быт, народное искусство.
1.1. Первоосновой для создания художником произведения искусства выступают впечатления от природы, которая покоряет его многообразием состояний, форм, цвета, звуков, ароматов, ритмов, игры света и тени. Развитие представления о пространстве окружающего мира: природное пространство разных народов: Север (снежные просторы, океан), Восток (пустыни, пески, сады), Закавказье (горы, леса, озера), средняя полоса России (равнины, реки, поля, леса) и др.
1.2. Развивать представление об особенностях окружающей природной среды и их влиянии на представления каждого народа об устройстве мира мироздании: красоте, добре, чести и справедливости. Формировать представление о красоте и величии природы в большом и малом. Связь былин, сказаний, сказок песен, танцев с природным окружением.
1.3. Освоение разными народами своего природного пространства. Зависимость архитектуры, одежды, утвари от климатических условий. Развитие понимания того, что каждый народ живёт в своём природном пространстве, которые отличаются разнообразием природных ландшафтов (рельеф местности), климатом, флорой и фауной.
1.4. Организация и проведение работ по памяти или по наблюдению на темы по выбору: развитие представлений о композиции на основе кругового распределения фигур в пространстве. Использование в работе способов, приемов, средств художественной выразительности: композиция, манера письма, колорит, ритм, формат, сюжет.



1.5.  Содержание и художественный образ в произведениях разных художников в разных видах искусства (изобразительное искусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство, литература и музыка) помогают понять, как каждый народ воспринимают природу и выстраивают с ней отношения. Народная архитектура в природной среде.
1.6.  Пространственные отношения между предметами в открытом пространстве с учетом единой точки зрения и воздушной перспективы. Формирование понятия об ахроматической и хроматической гамме.
1.7.  Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учетом организации плоскости рисунка как единого образа. Передача индивидуальной характеристики персонажей через их внешнее сюжетно-смысловые атрибуты. Развитие стремления самостоятельно решать творческие задачи в работе над произведением.
1.8.  Знакомство с пропорциями тела человека. Передача характерных особенностей модели (формы головы, частей лица, прически, одежды, фактуры и окраски) графическими средствами (наброски, зарисовки, на передачу характерной формы и характера человека) Изображение человека по наблюдению.
1.9.  Рисование с натуры одного предмета (домашней утвари разных народностей) в разной цветовой гамме: передача окраски предметов хроматическими цветами; передача окраски предметов с помощью тональных отношениями (черно-белое изображение).
Передача на плоскости в объеме характерных особенностей предмета, его пропорций, конструкции, масштаба деталей, выразительности формы. Знакомство с песенным фольклором, сказками и былинами разных народов. Обращать внимание на описание в сказках характеров героев, природного и бытового пространства.
1.10.  Коллективные исследования по материалам народной архитектуры, условий жизни, занятий, народного творчества разных народов (казахи, горцы, китайцы, русские, др.). Общее и отличие одного народа от другого, в чем это проявляется и причины этого отличия.
1.11.  Знакомство с народными праздниками. Оформление и разыгрывание народных праздников, обрядов, соответствующих временам года и сезонным работам.
Лепка из глины или пластилина, коллективная многофигурная композиция: «Праздник в деревне, ауле», «Праздник дракона» и др. Лепка человека в национальном костюме, за определенным видом деятельности.
1.13. Пропорции человека. Лепка в глине или пластилине.
Связь костюма с регионом и головного убора климатическими условиями.
1.14. Литературно-сказочные сюжеты в изобразительном творчестве. Создание объемно-пространственной композиции по мотивам народной архитектуры в природной среде по описанию в народной сказке.
1.15.  Декоративное украшение и убранство народной архитектуры (изба, хата, хижина, сакля, юрта, и др.). Узорная резьба наличников, причелин, крыльца и ворот избы. Формирование представлений о том, что по украшению дома можно судить о его хозяине.
1.16.  Симметрия и асимметрия в природе и декоративно-прикладном искусстве. Передача на плоскости и в объеме характерных особенностей предмета с учетом его пропорций и конструкции, масштаба деталей, выразительности изображений. Отображение флоры и фауны своего региона в орнаменте каждого народа.
1.17.  Изображение замкнутого пространства Представление о трехмерном пространстве помещения и его изображения на плоскости (три измерения: длина, высота, глубина (ширина). Формирование представлений о внутреннем убранстве народного жилища, в котором отразились представления народа об устройстве мира (мироздании) и красоте. Предметы интерьера (домашняя утварь, мебель и другие) их форма, украшение, материал, из которого они изготовлены, могут многое поведать о жизни народа: об окружающей природе (растительном и животном мире).
II. Развитие фантазии и воображения
Введение учащихся в мир фантазии, воображаемое пространство разных народов. Освоение сюжетного разнообразия сказок, чудотворной силы, используемых народами в сказках; отражение в сказке жизни народа, особенностей трудовой деятельности; характера флоры и фауны окружающей природы.
2.1. Самостоятельное вычленение творческой задачи. Родной язык, звучащее слово. Раскрытие понятия об устном народном творчестве и литературной сказке. Связь уроков изобразительного искусства с историей нашей Родины.
2.2. Творческие работы по воображению и представлению на обозначенные исторические темы, созвучные с предметами истории, литературы, внеклассного чтения.
2.3. Выражение исторического времени в литературе, поэзии, театре через отражение среды, его отображение изобразительном искусстве.
2.4. Формирование представления о композиции без конкретного изображения (абстрактная композиция). Передача в композиции настроения, динамики, колорита, исторического времени.
2.5. «Путешествия» на «машине времени» (перемещение в другие Миры, эпохи прошлого и будущего, космические путешествия, в том числе «музыкальные»).
Лепка по подсказке с соблюдением основной технологии и раскраска. Развивать умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другую.
2.6.  Изучение особенностей формы народных игрушек, взаимодействия: материала, пластики, характера, украшения в народной игрушке. Отображение характера традициионной игрушки в современной декоративно-прикладной игрушке.
2.7.  Проведение исследовательских работ по выявлению существовавших ранее промыслов и ремесел в близлежащих областях и населенных пунктах. Особенности традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов. Происхождение народного искусства, его изначальная прикладная функция. Зависимость народного искусства от особенностей местности, климата, культурных традиций, национальных особенностей.
2.8.  Символика народного орнамента узоры народного орнамента. Как через орнамент можно рассказать о жизни людей, которые его создали: как они представляли себе мир вокруг, в каких природных условиях жили и даже чем занимались.
2.9.  Форма изделий определялась их прикладной функцией. У каждого промысла была своя, только ему присущая технология изготовления вещи. Поэтому каждый народный промысел самобытен. Народные промыслы часть декоративно-прикладного искусства. Художник-прикладник создаёт вещи для жизни красивые (декоративные) и удобные (то есть имеющие практическое прикладное значение).
2.10. Подготовка одного большого художественного события на темы сказок или такие темы, как: «Жизнь на Земле через 1000 лет». «Космическая музыка».
2.11. Народные промыслы в области художественной росписи. Отображение в декоре элементов окружающей природы.
III. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства
3.1. Композиция и сюжет в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве: живопись, графика, роспись (ритм, динамика цветовая гармония, смысловой композиционный центр).
3.2. Народные художественные промыслы в области игрушки (дымковская, филимоновская, богородская, семеновская) росписи (жостово, городец, хохлома).
Работая над игрушкой, мастера создают разные образы. Проведение исследований на темы: какие народные игрушки изготавливались там, вы живёте. Какие природные материалы мастера использовали в их изготовлении? Украшались ли игрушки росписью? Продолжаются ли сегодня традиции народного промысла?
3.3.  Особенности и своеобразие формы народной архитектуры, ее зависимость от климатических и природных условий региона. Народная архитектура: форма, декоративное украшение.
3.4.  Легенды и мифы в изобразительном искусстве. Сюжетный и мифологический жанры. Сакральное искусство разных народов. Нравственный смысл народного искусства.
3.5.Анималистический жанр. Передача повадок и характера животных в произведениях живописи, графики и скульптуры, росписи, декоративно-прикладном искусстве. Отражение в них формы, характера движений, динами, смылового содержания.
3.6. Изображения человека в разных видах изобразительного искусства: живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве (Фаворский, Кустодиев, Репин, Коненков, Суриков, Васнецов, Нестеров и др.). Своеобразие формы, пластики, динамики, характера и манеры изображения каждого художника.
4 класс (34 часа)

Содержание курса
Тематическое планирование
Характеристика деятельности учащегося

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму
(изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов)

1. Первоосновой для создания художником произведения искусства выступают впечатления от наблюдений за природой, которая покоряет его многообразием состояний, форм, цвета, звуков, ароматов, ритмов, игры света и тени. Развитие представления о пространстве окружающего мира  природном пространстве разных народов: Север (снежные просторы, океан), Восток (пустыни, пески, сады), Закавказье (горы, леса, озёра), Средняя полоса России (равнины, реки, поля, леса) и др.
Графические зарисовки, пленэрные работы. Изображение с натуры природных объектов (веток, травинок, насекомых, раковин, семян, листьев и др.) любым графическим материалом с использованием основных средств выразительности графики: линии, штриха, пятна. Примерная тема композиции: «Пейзажи родного края». Создание коллективного альбома «Пейзажи нашей Родины». Освоение техники «а-ля прима»
Работа на плоскости
Выполнять графические зарисовки, этюды, небольшие живописные работы с натуры в технике «а-ля прима».
Представлять особенности освоения окружающего пространства людьми и животными.
Понимать, что такое пространственное окружение.
Запечатлевать уголки природы в пейзаже с помощью разных графических материалов.
Создавать композицию в технике компьютерной графики с помощью линий и цвета. Примерная тема композиции: «Звуки и ароматы мира»

2. Развивать понятия об особенностях окружающей природной среды и их влиянии на представления каждого народа об устройстве мира  мироздании: о красоте, добре, чести и справедливости. Формировать представления о красоте и величии природы в большом и малом. Связь былин, сказаний, сказок, песен, танцев с природным окружением
Отражение в творческих работах понимания мира в устном народном творчестве  в мифах, былинах, сказаниях, легендах, песнях. Создание многофигурных композиций по мотивам былин, сказаний и мифов. Проведение коллективных исследований (путешествий) по былинам и сказкам народов мира. Как описывается происхождение мира у разных народов? В чём сходство и различие этих представлений?
Понимать и представлять природные пространства разных народов: горы, степи, пустыни, пески, леса, озёра, равнины, реки, поля и др.
Видеть и замечать красоту в явлениях
окружающей среды.
Выполнять зарисовки, этюды, живописные и графические работы разными техниками и материалами («Путевые зарисовки художника»)

3. Освоение разными народами своего природного пространства. Зависимость архитектуры, одежды, утвари от климатических условий. Развитие понимания того, что каждый народ живёт в своём природном пространстве с присущим ему ландшафтом (рельефом местности), климатом, флорой и фауной
Архитектура разных народов. Изображение музыки родной природы (гор, степей, морей, лесов) с помощью нужной цветовой гаммы; создание композиций без конкретного изображения (абстрактные композиции). Колорит  средство выразительности изобразительного искусства. Фотосъёмка архитектурных сооружений. Создание эскиза архитектурного ансамбля с использованием художественного решения и декоративного оформления
Осваивать и понимать особенности народной архитектуры разных регионов земли, её зависимость от природных условий.
Участвовать в обсуждениях тем, связанных с ролью искусства (литературного, песенного, танцевального, изобразительного) в жизни общества, в жизни каждого человека.
Создавать пейзаж с архитектурными сооружениями в технике графики

4. Организация и проведение работ по памяти или наблюдению на темы по выбору: развитие представлений о композиции на основе кругового распределения фигур в пространстве. Использование в работе способов, приёмов, средств художественной выразительности: композиции, манеры письма, колорита, ритма, формата, сюжета
Самостоятельная работа: нахождение мотивов изображения, материала для выполнения композиции (наброски с образцов народной архитектуры, находящихся в регионе, сприродных объектов, пейзажей). Создание образа своего дома, его гармоничное вписывание в родной пейзаж. Нахождение ракурсов, при которых видны две стороны постройки. Использование в работе линейной перспективы
Активно использовать в обсуждении свои представления об искусстве и его роли в жизни общества, в жизни каждого человека.
Передавать в творческих работах с помощью цвета нужное настроение, используя нужную цветовую гамму.
Передавать средствами изобразительного искусства музыку своей родной природы (гор, степей, морей, лесов) без конкретного изображения.
Создавать проект своего дома, находящегося в конкретной природной среде.
Передавать цветом настроение в работе

5. Художественный образ в произведениях разных видов искусства (изобразительное искусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство, литература и музыка) помогает понять, как каждый народ воспринимает природу и выстраивает с ней отношения. Народная архитектура в природной среде
Чем похожи и чем различаются картины, произведения декоративно-прикладного искусства разных художников друг от друга? О чём они рассказывают зрителю? Что общего и в чём разница в картинах представленных художников? В каком уголке земли, в какой стране могли появиться пейзажи, изображённые на картинах и рисунках?
Овладевать навыками определения сюжета, содержания, графических материалов, выразительных средств художников.
Создавать графическими средствами выразительные образы архитектуры, человека, животного в конкретной природной среде с учётом климатического своеобразия региона.
Осваивать и создавать выразительные образы природы, человека, животного средствами компьютерной графики (в программе Paint)

6. Пространственные отношения между предметами в открытом пространстве с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы. Формирование понятия об ахроматической и хроматической гамме
Освоение разнообразия тем, сюжетов творческих работ художников. Пейзажные и сюжетные композиции. Передача художником своего впечатления от увиденного. Создание своих творческих работ по материалам наблюдений и зарисовок. Примерные темы композиций: «Цветущий луг», «Перед грозой», «Весна в парке» (акварель «по сырому»), «Туман в городе (деревне, селе, лесу, горах)»
Создавать свои «Путевые зарисовки».
Передавать в работе воздушную перспективу, первый, второй и третий планы, пространственные отношения между предметами в конкретном формате.
Передавать пространственные отношения между предметами в природной среде с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы

7. Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учётом организации плоскости рисунка как единого образа. Передача индивидуальности персонажей через их внешние сюжетно-смысловые атрибуты. Развитие у учащихся стремления самостоятельно решать творческие задачи в работе над произведением
Развитие представлений о сюжетной композиции и смысловых взаимоотношениях изображаемых объектов и предметов на картине. Сюжетные композиции: базары, причалы, караваны, на площади, у колодца и т. д.
Работа с репродукциями картин в электронном виде: с помощью компьютерной графики изменять цветовую гамму композиции; проанализировать, как от этого изменяется эмоциональное звучание картины
Создавать сюжетные композиции, передавать в работе с помощью цвета, пятен, линий смысловые связи между объектами изображения, колорит, динамику.
Использовать контраст для усиления эмоционально-образного звучания работы и композиционный центр, отделять главное от второстепенного.
Владеть графическими компьютерными программами

8. Знакомство с пропорциями тела человека. Передача характерных особенностей модели (формы головы, частей лица, причёски, одежды) графическими средствами  в набросках, зарисовках.
Изображение человека по наблюдению. Передача характерной формы и характера человека
Знакомство с основными пропорциями человека, освоение особенностей изображения человека в движении. Создание сюжетных композиций на бытовые темы: «В избе (юрте, сакле, касса маре, хижине, хате)». Отображение в композиции традиционного крестьянского труда (ремесло крестьян, их одежда). Передача колорита, настроения, динамики в соответствии с выбранным форматом
Находить нужный формат, выделять композиционный центр.
Передавать движение и эмоциональное состояние с помощью ритма пятен, штрихов в композиции на плоскости.
Выполнять наброски с фигур одноклассников

9. Рисование с натуры одного предмета (домашней утвари, характерной для разных народностей) в разной цветовой гамме: передача окраски предметов хроматическими цветами; передача окраски предметов с помощью тональных отношений (чёрно-белое изображение).
Передача на плоскости характерных особенностей предмета, его пропорций, конструкции, масштаба, деталей, выразительности формы
Составление натюрморта из предметов ближайшего окружения или предметов, изображённых на разных картинах, так, чтобы по натюрморту можно было определить, с каким народом эти предметы традиционно связаны. Посещение этнографического музея, выполнение зарисовок интерьера и предметов, находящихся в нём. Передача объёма предметов: соблюдение соотношения целого и частей
Составлять тематический натюрморт из бытовых предметов.
Передавать в натюрморте смысловую зависимость между предметами и их принадлежность конкретному народу.
Выполнять наброски и зарисовки с предметов разной формы

10. Знакомство с песенным фольклором, сказками и былинами разных народов. Описание в сказках характера героев, природного и бытового пространства
Создание коллективной объёмно-пространственной композиции. Примерные темы: «Посиделки», «Весна-красна», «Масленица», «Святки». Знакомство с колыбельными песнями разных народов. Изображение интерьера, в котором могла бы звучать полюбившаяся колыбельная
Демонстрировать умение работать в коллективе в условиях сотворчества.
Передавать в рисунке настроение, колорит мелодии.
Соотносить содержание и настроение песни с интерьером, в котором она могла бы звучать.
Находить композиционный центр, выстраивать предметно-пространственное окружение (предметы в интерьере)

11. Коллективные исследования: знакомство с народной архитектурой, изучение условий жизни и занятий разных народов (казахов, китайцев, русских и др.), их народное творчество. Сходство и различие народов (в чём это проявляется, причины)
Исследование: изучение традиций народа. Примерная тема композиции: «Чайная церемония в Китае». Использование книг, энциклопедий, видеоматериалов; беседы со взрослыми. Создание декоративных композиций по результатам исследования, например в технике аппликации. Примерные темы композиций: натюрморт, игра, ремесло, праздник. Работа на большом формате, в малых группах по 2–3 человека. Материалы: гуашь, акварель, белила
Передавать в композиции сюжетно-смысловую связь объектов изображения.
Передавать индивидуальную характеристику персонажа, используя внешние сюжетно-смысловые атрибуты (одежда, поза, предметы в руках и т. п.).
Самостоятельно решать творческие задачи при работе над композицией.
Передавать пропорции, характерные черты лица и фигуры человека графическими средствами

12. Знакомство с народными праздниками. Оформление и разыгрывание народных праздников, обрядов, соответствующих временам года и сезонным работам. Лепка из глины или пластилина коллективной многофигурной композиции. Примерные темы композиций: «Праздник в ауле», «Праздник дракона» и др. Лепка человека в национальном костюме, занятого определённым видом деятельности
Работа с литературой: традиции, отображённые в сказках народов Кавказа, Центральной России, Казахстана, Китая и др. Самостоятельные исследования, посвящённые народной музыке и музыкальным инструментам разных народов (использование книг; беседы со взрослыми). Создание небольших этюдов в лепке по мотивам народных сказок. Передача характерных поз, движений персонажей
Работа в объёме и пространстве
Воспринимать и понимать смысловое содержание народной музыки.
Находить общие для разных народов интонации, мотивы, настроения.
Работать по представлению в объёме на темы, связанные с передачей нескольких фигур в движении.
Создавать небольшие этюды.
Проводить самостоятельные исследования по изучению традиционных музыкальных инструментов разных стран, в том числе с помощью Интернета

13. Пропорции человека и их отображение в объёме. Лепка в глине или пластилине. Связь костюма и головного убора с региональными традициями
Лепка из глины или пластилина фигуры человека в национальном костюме, занятого определённым видом деятельности (погонщик верблюдов, балалаечник, лотошник, сапожник, гончар, пастух с животными)
Работать с моделью: выполнять наброски, зарисовки на передачу характерной позы и характера человека.
Лепить человека по наблюдению.
Передавать характер героя через его одежду, движения, позу, жест

14. Литературно-сказочные сюжеты в изобразительном творчестве. Создание объёмно-пространственной композиции по описанию в народной сказке с использованием мотивов народной архитектуры в природной среде
Создание коллективной объёмно-пространственной композиции в природном пространстве (ландшафте) по мотивам народной сказки или былины. Использование выполненных ранее фигур (домов, деревьев и т. п.). Применение техники бумажной пластики, использование смятой бумаги (газеты), клея. Примерная тема композиции: «Аул в горах»
Наблюдать за движениями человека, передавать их в набросках и зарисовках.
Работать по памяти и наблюдению.
Создавать объёмно-пространственные композиции с учётом кругового распределения фигур в пространстве.
Передавать основной замысел работы через особенности формы каждого предмета в композиции.
Уметь грамотно перемещать детали композиции с учётом её темы и рельефа

15. Декоративное украшение и убранство жилищ народной архитектуры (изба, хата, хижина, сакля, юрта и др.). Узорная резьба наличников, причелин, крыльца избы и ворот. Формирование представлений о том, что по украшению дома можно судить о его хозяине
Разработка фрагмента узора и его трафарета по предложенной теме для печатания в два цвета. Эскизы рельефных украшений. Создание коллективной композиции в технике аппликации на листе бумаги большого формата. Примерная тема композиции: «Деревенская улица»
Декоративно-прикладная деятельность
Иметь представление о том, что такое народный декоративный орнамент, уметь создавать свой орнамент, используя элементы орнамента конкретного региона (народности).
Создавать коллективную композицию на тему.
Сотрудничать с другими учащимися в процессе совместной творческой работы

16. Симметрия и асимметрия в природе и декоративно-прикладном искусстве. Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета с учётом его пропорций и конструкции, величины деталей, выразительности изображений. Отображение флоры и фауны региона в народном орнаменте
Изучение флоры, фауны региона. Создание своего орнамента на основе результатов исследования. Разработка фрагмента узора и его трафарета по предложенной теме для печатания в два цвета. Соблюдение симметрии при создании изображения. Выполнение эскизов рельефных украшений
Представлять и передавать симметрию и асимметрию в природной форме.
Передавать на плоскости и в объёме характерные особенности предмета. Соблюдать пропорции и конструкцию, масштаб деталей, добиваться выразительности изображения

17. Изображение замкнутого пространства. Формирование представления о трёхмерном пространстве помещения (длина, высота, глубина). Передача изображения на плоскости. Формирование представлений о внутреннем убранстве народного жилища, в котором отразились представления народа об устройстве мира (мироздании) и красоте. Предметы интерьера (домашняя утварь, мебель и т. д.), их форма, украшение, материал, из которого они изготовлены, могут многое поведать о жизни народа: об окружающей его природе (растительном и животном мире), о его обычаях и занятиях
Создание проекта интерьера (закрытого пространства). Любой человек, обустраивая жилище (квартиру, дом, комнату), выражает свои представления о красоте и пользе. Создание в классе «музея-уголка» народного искусства из собранных учащимися экспонатов, пополнение ими школьного музея.
Ремёсла и виды народного творчества, характерные для региона, где живут ученики
Проводить совместно с родителями и учителем исследование: выявление существовавших ранее промыслов и ремёсел в близлежащих областях и населённых пунктах.
Иметь представление об особенностях традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов.
Знать о происхождении народного искусства, его изначальной прикладной функции.
Понимать зависимость народного искусства от особенностей местности, климата; видеть его связь с культурными традициями региона.
Принимать участие в экскурсиях в центры народных промыслов, находящиеся неподалеку от населённого пункта, в котором живут учащиеся.
Создавать в классе «музей-уголок» народного искусства, пополнять его экспонатами

Развитие фантазии и воображения (11 часов)

1. Самостоятельно вычленять творческую задачу. Родной язык, звучащее слово. Раскрытие понятий «устное народное творчество» и «литературная (авторская) сказка». Связь уроков изобразительного искусства с историей нашей Родины
Слушаем музыку и фантазируем: песни разных народов и произведения композиторов по мотивам народного искусства (М.П. Мусоргский, М.И. Глинка, П.И. Чайковский).
Заочные и очные экспедиции в места народных промыслов.
Самостоятельные исследования по теме «Народные мотивы в творчестве композиторов»
Работа на плоскости
Уметь работать разными художественными материалами и инструментами: кистями и красками, тушью и пером, цветными карандашами на тонированной бумаге.
Самостоятельно размышлять на темы: «Родной язык», «Звучащее слово орнамента», «Поэзия декоративно-прикладного искусства».
Раскрывать понятия «устное народное творчество», «литературная (авторская) сказка».
Создавать под руководством учителя коллективную «Книгу народной мудрости»: поговорки, притчи, пословицы, приметы, образцы лубочных картинок.
Использовать для этого поисковые системы Интернета

2. Творческие работы по воображению и представлению на обозначенные исторические темы, созвучные с темами, изучаемыми на уроках истории, литературы (внеклассного чтения)
Заочные экскурсии и путешествия, знакомящие с искусством разных эпох и народов. Изучение жизни разных этнических и социальных групп. Примерные темы композиций: «Рисуем песню», «Как поговорка рассказала о своём народе», «Мудрое Эхо»
Обмениваться мнениями об отображении исторического времени в изобразительном искусстве, литературе, театре.
Выполнять графические работы на основе результатов обсуждения

3. Выражение исторического времени в изобразительном искусстве, литературе, театре через воспроизведение конкретной среды
Создание сюжетных композиций по мотивам произведений искусства разных исторических эпох, например народных, колыбельных, праздничных песен, на темы: костюм, предметы быта, украшения, печи и др. Аппликация, коллаж
Создавать коллективные композиции в технике коллажа. Передавать в работе колорит, динамику сообразно теме и настроению.
Выполнять цветовые и графические композиции на тему. Создавать из них коллективную композицию или книгу

4. Формирование представления о композиции без конкретного изображения (абстрактная композиция). Передача в композиции настроения, динамики, колорита, исторического времени
Выполнение цветовых, графических и объёмных композиций без конкретного изображения. Создание композиции по мотивам «образной хореографии». Абстрактная объёмная форма на передачу активного движения. Лепка по мотивам народной музыки и танца. Примерные темы композиций: «Хоровод», «Барыня»
Распределять сюжеты среди учащихся в группе.
Создавать композиции по мотивам «образной хореографии» под музыку.
Представлять, что такое абстрактная композиция на плоскости и объёмная абстрактная форма в лепке (передача активного движения  динамики)

5. «Путешествия на машине времени» («перемещение» в другие миры, эпохи, в прошлое и будущее, космические путешествия). Лепка по подсказке с соблюдением основной технологии и раскраска поделок
Организация коллективных «путешествий» (в том числе «музыкальных», «поэтических») всем классом на «машине времени» в прошлое, будущее, в космос. Создание на эти темы объёмно-пространственных коллективных композиций, например: космических зданий, предметов быта, одежды. Коллективная работа в реальной среде: создание необычного пространства (в классе, в школьном музее, в игровой комнате)
Работа в объёме и пространстве
Глина, пластилин, бумажная пластика, проволочная конструкция (по выбору).
Создавать необычную, фантастическую среду (в классе, в школьном музее, в игровой комнате, в своей комнате дома, в детском саду).
Участвовать в коллективной творческой работе в реальной предметно-пространственной среде (интерьере школы).
Переключаться с одной деятельности на другую

6. Изучение особенностей формы, пластики и характера народных игрушек. Зависимость формы игрушки от материала. Особенности украшения в народной игрушке. Отображение характера традиционной народной игрушки в современной декоративно-прикладной игрушке
Творческое исследование.
Зарисовки деталей украшений народной игрушки, отображение взаимозависимости формы и цвета, формы и украшения. Создание декоративных композиций. Примерные темы композиций: «Мы под радугой живём в стране мастеров», «Фантастическая птица», «Сказочная рыба», «Волшебное растение»
Изучать форму народных игрушек и изделий декоративно-прикладного искусства.
Передавать в работе взаимозависимость материала и пластики, характера украшения и формы предмета (Филимоново, Дымково, местные народные промыслы).
Отображать характер традиционной игрушки в современной пластике. Создавать коллективные объёмно-пространственные композиции из выполненных работ.
Определять цветовой и средовой характер композиции

7. Проведение исследовательских работ: выявление существовавших ранее промыслов и ремёсел в близлежащих областях и населённых пунктах. Особенности традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов. Происхождение народного искусства, его изначальная прикладная функция. Зависимость народного искусства от особенностей местности, климата, культурных традиций, национальных особенностей
Проведение коллективного исследования  изучение символов, встречающихся в русских узорах, их значения на примере изделий старых мастеров. Составление собственных узоров для крестьянской одежды, например мужской рубашки и женского сарафана. Создание эскиза ковра из войлока, в орнаменте которого используется символика и цветовая гамма, присущие казахскому народному искусству
Декоративно-прикладная деятельность
Участвовать в подготовке «художественного события» на темы сказок (оформление класса, зала, игра с куклами, проведение народных игр: «вживание» в образы сказочных героев), включающего проигрывание эпизодов из сказок с известными героями, постановку кукольных спектаклей; приготовление национальных блюд; организацию общего стола; танцевальные и музыкально-двигательные композиции по мотивам народных танцев.
Создавать аппликацию, расписывать силуэты предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов

8. Символика узоров народного орнамента. Как через орнамент можно рассказать о жизни людей, которые его создали: каким они представляли себе мир вокруг, в каких природных условиях жили и чем занимались?
Древо, символизирующее мироздание. Создание своего «древа мира» с использованием мотивов орнамента, которые кажутся наиболее интересными
Уметь объяснить, чем похожи и в чём различны традиции каждого из народов, с которыми учащиеся познакомились благодаря информации в учебнике (в сказках), узнавая об орнаменте, оформлении жилища, обустройстве дома в целом. Что особо примечательного у каждого народа?

9. Форма изделий народных промыслов определялась их прикладной функцией. У каждого промысла была своя, только ему присущая технология изготовления вещи. Поэтому каждый народный промысел самобытен. Народные промыслы  часть декоративно-прикладного искусства. Художник-прикладник создаёт вещи для жизни  красивые (декоративные) и удобные (имеющие практическое, прикладное, значение)
Изготовление в технике бумажной пластики кукольных персонажей  героев народных сказок. Экскурсии на природу, сбор материала для создания орнамента (эскизы растений, цветов). Изготовление эскизов костюмов, игрушек, предметов быта по материалам исследований традиционного народного искусства. Создание декоративных композиций по мотивам народных промыслов  Жостова, Городца, Хохломы; народной матрёшки. Примерные темы композиций: «Новый год», «Масленица», «Весна-красна»
Изучать произведения народного и декоративно-прикладного искусства.
Уметь объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративного украшения предмета.
Создавать композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла

10. Подготовка «художественного события» на темы сказок или на такие как «Жизнь на Земле через 1000 лет», «Космическая
музыка»
Организация и проведение в классе или между классными коллективами «художественного события», посвящённого народному искусству своего региона
Создавать коллективные панно, эскизы и элементы костюмов, подбирать музыкальное сопровождение к событию.
Оформлять класс и школу к праздничным датам

11. Народные промыслы в области художественной росписи. Отображение в декоре элементов окружающей природы
Организация и проведение индивидуальных и групповых исследований окружающей флоры и фауны; отображение её объектов в местных народных росписях
Знакомиться под руководством взрослых с особенностями народного искусства своего региона.
Участвовать в коллективных проектах, связанных с историей и современным состоянием народных ремёсел.
Создавать творческий продукт (как составную часть проектной работы)

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов)

1. Композиция и сюжет в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве: живопись, графика, роспись (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр)
Развитие представлений о композиции в живописи, скульптуре, архитектуре, прикладном искусстве. Активизация интереса к миру природы и её отображению в разных видах изобразительного искусства. Выражение художником в творчестве своего эмоционального восприятия окружающей действительности
Иметь представление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искусства: в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр).
Улавливать особенности и своеобразие творческой манеры разных мастеров.
Создавать свои композиции, подражая манере исполнения понравившегося мастера

2. Народные художественные промыслы: игрушка (дымковская, филимоновская, богогодская, семёновская); роспись (жостовская, городецкая, хохломская). Работая над игрушкой, мастера создают разные образы. Проведение исследования: какие народные игрушки изготавливались там, где вы живёте? Какие природные материалы мастера использовали при их изготовлении? Украшались ли игрушки росписью? Продолжаются ли сегодня традиции народного промысла?
Развитие представлений об особенностях мотивов, характерных для народной росписи, и декоре игрушек. Формирование способности самостоятельно сопоставлять, сравнивать, анализировать произведения народных промыслов России. Например: лепка из глины или пластилина героев народных сказок, в том числе по мотивам народной игрушки. Работа в небольших группах по 4–6 человек. Развитие умения находить образы природных объектов в элементах украшения
Понимать и представлять, что такое народное декоративно-прикладное искусство.
Уметь соотносить и объяснять особенности формы изделий разных народных промыслов. Находить особенное в каждом виде народного искусства.
Выполнять самостоятельно эскизы предметов изделий народного искусства. Примерная тема: «Что общего и в чём различие между городецкой, жостовской и хохломской росписями?».
Уметь работать в сотворчестве с другими детьми

3. Особенности и своеобразие формы народной архитектуры, её зависимость от природных условий региона. Народная архитектура: форма, декоративное украшение
Формирование понятий «природные условия», «рельеф местности». Беседа о влиянии природных условий на особенности и характер народной архитектуры. Размышление на тему: «Архитектура не нарушает гармонию в природе, а воспринимается как часть природы»
Представлять и уметь объяснять понятия «природные условия», «рельеф местности».
Раскрывать в своём объяснении характер формы народной архитектуры и её зависимость от климата и окружающей природы.
Создавать эскизы, проекты архитектурных объектов, учитывая при этом их зависимость от рельефа местности

4. Легенды и мифы в изобразительном искусстве. Сюжетный и мифологический жанры. Сакральное искусство разных народов. Нравственный смысл народного искусства
Формирование представлений о солярных (солнечных) знаках, например: волнистая линия синего цвета  вода, круг  солнце, ромб (квадрат) с точками  пахотная земля и зерно. Назначение и смысловое обозначение элементов декоративного традиционного орнамента
Представлять смысл и обозначение изображений в солярных символах разных народов (фольклор устный и письменный).
Понимать, что такое сакральное искусство; воспринимать нравственный смысл народного искусства.
Создавать несложные декоративные композиции с использованием солярных знаков в эскизах росписи и декоративном орнаменте

5. Анималистический жанр. Передача повадок и характера животных в произведениях живописи, графики и скульптуры, росписи, декоративно-прикладном искусстве. Отражение в них формы, характера движений (динамику), смыслового содержания
Знакомство с творчеством художников, создававших произведения в анималистическом жанре: живопись, графика, скульптура (В.А. Серов, В.А. Ватагин, П.В. Митурич, А.Г. Сотников и др.)
Уметь передавать форму, динамику (движение), характер и повадки животных в объёме (лепка), графике (линия), живописи (работа от пятна), декоративно-прикладном искусстве (лепка по мотивам народного игрушечного промысла)

6. Изображения человека средствами разных видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства (В.А. Фаворский, Б.М. Кустодиев, И.Е. Репин, С.Т. Конёнков, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, М.В. Нестеров). Своеобразие формы, пластики, динамики, характера и манеры изображения у каждого художника
Знакомство с разными видами изобразительного искусства, в которых изображение человека  один из главных элементов композиции. Самостоятельные творческие рассуждения на данную тему. Что отличает одного художника от другого? Какими выразительными средствами пользуется художник для передачи характера человека, для создания художественного образа?
Представлять и называть разные виды изобразительного искусства, в которых изображение человека  композиционный центр.
Уметь объяснять, чем отличается изображение человека в станковом искусстве от изображения человека в декоративном или народном искусстве (формой, характером, манерой).
Создавать собственные небольшие композиции, подражая манере того или иного художника (по выбору)



Критерии оценки знаний, умений и навыков
Нормы оценок теоретических знаний
При устном ответе обучаемый должен использовать «художественный язык», правильно применять и произносить термины.
«5» ставится, если обучаемый:
-  полностью усвоил учебный материал;
-  умеет изложить его своими словами;
-  самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
-  правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«4» ставится, если обучаемый:
-  в основном усвоил учебный материал;
-  допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
-  подтверждает ответ конкретными примерами;
-  правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«3» ставится, если обучаемый:
-  не усвоил существенную часть учебного материала;
-  допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
-  затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
-  слабо отвечает на дополнительные вопросы.
«2» ставится, если обучаемый:
-  почти не усвоил учебный материал;
-  не может изложить его своими словами;
-  не может подтвердить ответ конкретными примерами;
-  не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
«1» ставиться, если обучаемый:
-  полностью не усвоил учебный материал;
-  не может изложить знания своими словами;
-  не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
Практическая работа
«5» ставится, если обучаемым:
-  творчески планируется выполнение работы;
-  самостоятельно и полностью используются знания программного материала;
-  правильно и аккуратно выполняется задание;
«4» ставится, если обучаемым:
-  правильно планируется выполнение работы;
-  самостоятельно используется знания программного материала;
-  в основном правильно и аккуратно выполняется задание;
«3» ставится, если обучаемым:
-  допускаются ошибки при планировании выполнения работы;
-  не могут самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
-  допускают ошибки и неаккуратно выполняют задание;
«2» ставится, если обучаемым:
-  не могут правильно спланировать выполнение работы;
-  не могут использовать знания программного материала;

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
ФОРМЫ
1
2
3
4
итого

Отчетный урок-выставка
1
1
1
1
4



1 четверть-- 9 часов

раздел
Тема урока
Кол. часов
Тип урока
Характеристика деятельности учащихся
Вид контроля
д\з
дата
коррекция


ИСТОКИ РОДНОГО ИСКУССТВА (9 Ч)
Какого цвета Родина?
Осенний вернисаж. Пейзаж.
1
Ком.
Изображать пейзаж по памяти и представлению
тек
материалы





Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота разных времён года.
1
Ком.

тек
материалы





Гармония жилья с природой . Русская изба.
1
Ком.
Выявлять особенности устройства русской избы, элементы
украшения избы
тек
материалы





Деревня – деревянный мир. Деревенский дом.

1
Ком.
Создавать образ русской деревни

тек
материалы





Образ русского человека (женский образ). Исторический портрет

1
Ком.
Иметь представление о красоте русского человека, традиционной народной одежде.
Уметь создавать женский народный образ
тек
материалы





Образ русского человека (мужской образ). Исторический портрет.

1
Ком.
Иметь представление о красоте русского человека, традиционной народной одежде.
Создавать мужской народный образ
тек
материалы





Воспевание труда в искусстве. Рисование человека в труде.
1
Ком.
Анализировать характер сельского труда, образы, связанные с ним.
Изображать сельский труд
тек
материалы





Народные праздники. Изображение народного гуляния.

1
Ком.
Получать знания о традициях и обычаях народных праздников
тек
материалы





Урок- выставка. Обобщение по теме «Истоки родного искусства»
1
Ком.
Составлять тематический натюрморт,
красками передавать осенний натюрморт
тек





2 четверть - 7 часов

раздел
Тема урока
Кол. часов
Тип урока
Требования к уровню подготовки
Вид контроля
д\з
дата
коррекция


Древние города нашей земли
(7 ч)
Древнерусский город-крепость. Крепостная башня.

1
Ком.
Выявлять особенности о том, как выбиралось место для постройки
крепостной стены, башни, ворот.
Изображать крепостные башни, ворота
тек
материалы





Древние соборы. Изображение собора.

1
Ком.
Применять особенности соборной архитектуры,
Соблюдать пропорции соборов.
Объяснять, почему собор является смысловым центром города
тек
материалы





Древний город и его жители. Модель древнего города.

1
Ком.
Воображать организацию внутреннего пространства Кремля.
Моделировать жилое наполнение города
тек
материалы





Древнерусские воины-
Защитники. Древняя одежда.
1
Ком.
Выявлять, как жили князья, как одевались.
Изображать древнерусских воинов
тек
материалы





Города Русской земли.
Золотое кольцо России. Изображение достопримечательность города по выбору.
1
Ком.
Создавать образы старинных русских городов: Москва, Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий.
Находить отличия в художественных образах этих городов
тек
материалы





Узорочье теремов. Изразцы.

1
Ком.
Создавать образ теремной архитектуры (теремной дворец Московского Кремля).
Изображать столбы, сводчатые потолки, расписные интерьеры, изразцы
тек
материалы





Праздничный пир в теремных
палатах. Урок-выставка.
Обобщение по теме «Древние города нашей земли»
1
Ком.
Выявлять стилистическое единство архитектуры и костюмов людей.
Создать коллективное аппликационное панно «Княжеский пир»
тек





3 ЧЕТВЕРТЬ – 10 ЧАСОВ

раздел
Тема урока
К-во часов
тип
Элементы содержания
Характеристика деятельности учащихся
Вид контроля
д/з
дата
коррекция


Величие природы на языке ИЗО
(7 ч)
Нюанс.
1
ком
Знакомство с новыми понятиями, отработка новых видов работы
Знать выразительные средства ИЗО, уметь выполнять рисунок с использованием средств в различной технике, изображать различные оттенки цвета, составлять композицию и выполнять её из различных материалов
тек
материалы





Гризайль
1
ком


тек
материалы





Монотипия
1
ком


тек
материалы





Контраст . Животные-эмблемы Сочи 2014
1
ком


тек
материалы





Архитектурный ансамбль. Работа с пластилином
1
ком


тек
материалы





Воскография
1
ком


тек
материалы





Перспектива
1
ком


тек
материалы




Выразительные средства ИЗО
(4 ч)
Форма
1
ком


тек
материалы





Шрифт
1
ком


тек
материалы





Буквица. Дизайн. Урок-выставка творческих работ
1
ком


тек
материалы










4 четверть - 8 часов

раздел
Тема урока
Кол. часов
Тип урока
Характеристика деятельности учащихся
Вид контроля
д\з
дата
коррекция


Творческая мастерская
(7 ч)
А. К. Саврасов. Деревенская природа
1
Ком.
Представлять и называть разные виды изобразительного искусства.
Создавать собственные небольшие композиции, подражая манере того или иного художника (по выбору)
тек
материалы





В.Д. Поленов. Состояние русской природы.
1
Ком.

тек
материалы





Б.М. Кутодиев. Человек в композиции
1
Ком.

тек
материалы





С.Ю. Жуковский. Времена года.
1
Ком.

тек
материалы





И.И. Шишкин. В лесу.
1
Ком.

тек
материалы





К. Моне. Море.
1
Ком.

тек
материалы





Урок-путешествие по картинной галерее.
1
Ком.

тек
материалы





Урок-выставка по теме: В картинной галерее.
1
Комб.

Тек.
-------------














sђ Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915