Выступление на презентационной площадке Поддержка талантливой молодежи и молодежных инициатив, создание условий для воспитания здоровой, счастливой, ориентированной на труд личности в рамках работы августовской педагогической конференции
Школьный лагерь – территория успешности подрастающего поколения (слайд 1)
Поверните калейдоскоп! Вы увидите привычное мероприятие в свете новых красок и возможностей! Детям будет интересно, а вы станете получать удовольствие от своего труда! (слайд 2)
Возможность развития личности ребенка в условиях оздоровительного лагеря определяется воспитательным и оздоровительным потенциалом нашей школы. (слайд 3) Сами условия детского оздоровительного лагеря уникальны с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности ребёнка в свободное время. Именно здесь ребёнок на определенное время освобождается от влияния школы, опеки и контроля родителей, здесь он может получить то, что ему нужно больше всего – ощущение свободы. Занятость школьников в оздоровительном лагере в каникулярное время обеспечивает снятие накопленной за учебную четверть или год усталость, способствует восстановлению интеллектуальных и физических сил, развитию и совершенствованию творческих задатков, помогает войти в систему новых социальных связей и ролей, реализовать личные планы, удовлетворить потребности в значимых сферах деятельности.
Исходя из статистики, наш оздоровительный лагерь при школе пользуется популярностью как среди школьников, так и среди родителей. (слайд 4)
Учебный год Каникулярный период
Осень Зима Весна Лето
б с/з р.пб с/з р.пб с/з р.пб с/з р.п.
2012-2013 85 - - 80 - - 70 - - 2013-2014 55
(35) 20 - 100 - - - - - 20
80
14
(20)
20 70 10
(15)
- 35 4
(10)
2014-2015 - - - - - 33
(15) - - 33
(20) 70 - 62
(40)
67 - 17
(30)
Мы видим, что с введением изменений в оплате путевок, а именно – полная родительская плата, количество желающих учащихся посещать оздоровительный лагерь не уменьшилось, и родители готовы платить за то, чтобы их ребенок был не только «под присмотром», но и учился, развивался, реализовывался – как это происходит в течение учебного года.
Все это во многом определяется спецификой лагеря как открытой педагогической системы, предполагающей высокую вариабельность воспитательных программ, их индивидуализацию, возможность максимально учесть все аспекты жизни и деятельности ребенка в каникулярное время.
(слайд 5)
Часто мы избавляем ребёнка от проблемы выбора, принятия самостоятельного решения, хотя только такая ситуация даёт человеку возможность «делать» самого себя, становиться успешным человеком. При этом необходимо найти гармонию индивидуального и коллективного. В основе коллективной жизнедеятельности лежит личностно – ориентированный подход. Сущность его заключается в том, что главной ценностью в коллективе является личность ребёнка, уникальная и неповторимая. И тут важно организовать время пребывания в лагере таким образом, чтобы не оставить без внимания ни одного ребёнка, вовлечь его в игровую, спортивную, творческую деятельность. Ребёнок проявляет своё «я», чувствует, что он кому-то нужен, что к нему прислушиваются, его уважают и ценят как личность. Через проведение массовых дел: игр, состязаний, турниров, конкурсов, спортивных соревнований – развивать у детей чувство взаимоподдержки и гордости за результаты своей деятельности. (слайд 6) В течение смены дать возможность каждому попробовать себя в разных социальных ролях – исполнителя, наблюдателя, организатора, генератора идей, что способствует социализации детей и привлечению их в дальнейшем к правильному профессиональному выбору, к активной жизненной позиции успешного человека.(слайд 7)
Поэтому мы даем детям возможность задуматься: кто такой успешный человек и как стать успешным в условиях лагерной смены. Добровольность участия детей и подростков в деятельности лагеря, возможности проявить себя в соответствии с индивидуальными качествами, а также организация различных видов стимулирования активности и самостоятельности, применение системы поощрений, систематическое информирование о результатах соревнований, конкурсов, об условиях участия в том или ином деле способствуют пониманию того, что успешный человек тот, кто ставит цель и добивается её, тот, кто чего-то добился в жизни в принципе и на смене в частности.
Педагогическим коллективом нашей школы накоплен опыт разнообразной деятельности, органически сочетающей в себе три составляющих: спорт, творчество, интеллект. В ходе работы сложились свои традиции, система стимулирования творческой и организаторской активности детей. Но любая деятельность требует изменений в использовании традиционных для лагеря форм, новых подходов, новых педагогических технологий и методов.
Первые шаги в профориентационном направлении в каникулярное время мы сделали, организовав смену «Калейдоскоп профессий» для 33 учащихся 1-6 классов во время весенних каникул.
Смена была организована так, чтобы дети смогли попробовать себя в разных видах деятельности. Для этого были привлечены руководители курсов внеурочной деятельности. Школьники участвовали в мероприятиях следующих курсов внеурочной деятельности:
(слайды 8,9)
«Сильные, смелые, ловкие» - веселые старты «Ура! Каникулы!», открытое первенство лагеря по пионерболу.
«Родничок» - экскурсия по памятным местам п. Хор
«Школа вежливых наук» - «Слагаемые здоровья»
«Техническое моделирование» - «Вторая жизнь газеты»
«Ритмика» - «Музыка, танцы, спорт»
«Начальное техническое моделирование» - изготовление панно на стекле
«Я - исследователь» - занятие школы юных мыловаров
«Юные пожарные» (внеурочный курс и кружок) – «Пожарная эстафета» (с приглашением представителей 87ПЧ 3ОПС Хабаровского края)
«Традиции моего дома» - «Древо моей семьи»
«Компьютерная анимация и мультипликация» - «Мой первый мультфильм»
«Портрет моей семьи» - девочки выступили в роли модельеров и придумывали одежду для кукол, мальчики рисовали герб своей семьи.
«Я - исследователь» - строили из бумаги дом
«Почемучка» - выполнили коллаж о лагере
Смена получилась интересная и насыщенная. Мы предложили ребятам продолжить профориентационную смену во время летнего лагеря, ведь лето – это самая благодатная пора для творческой деятельности. И получили от детей согласие. Что у нас получилось – можно увидеть из нашего фильма.
(слайд 10)
Я хочу завершить и сказать следующее – примеряя на себя различные социальные роли ребёнок – участник смены задумается: успешен ли он, какие шаги необходимо предпринять для своей успешности. Собирательный образ «Успешного человека», составленный самими участниками смены (активное участие во всех общелагерных мероприятиях, много друзей, свобода, самостоятельность, общественное признание, постановка и достижение цели), легко реализуем в течение смены. Это есть первая попытка актуализации успешности ребёнка и подростка в жизни.
(слайд 11)