РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ для 4 класса УМК Начальная школа XXI века

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8»
г. Гая Оренбургской области


«УТВЕРЖДАЮ» «СОГЛАСОВАНО» «РАССМОТРЕНО»
Директор школы Зам. Директора по УВР Руководитель МО
Алтухов А. Н. / / _Хвостова Р. В. /_________/ Николаева Т. Ю./ /
Приказ № _____ от Протокол № __ от
«_____»________201__г. «_____»________201__г. «_____»________201__г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
И
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УРОКОВ МАТЕМАТИКЕ
В 4 КЛАССЕ
НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД.

Учитель: Савочкина Т. В.
Образование: высшее, ОГПИ им. Т. Г. Шевченко г. Орска
по специальности «Педагогика и методика начального образования»,
квалификация – учитель начальных классов
Квалификационная категория: высшая
Стаж педагогической деятельности: 22 года.
Недельная нагрузка: 4 часа


2013-2014 учебный год
Пояснительная записка

1. Соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту.
Рабочая программа курса «Математика» разработана на основе авторской программы В.Н. Рудницкой. (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е издание, доработанное и дополненное – М.: Вентана-Граф, 2011г. – 176 с.). Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России. Рабочая программа разработана на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, начального общего, общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- инструктивно- методического письма «Начальная школа в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2011- 2012 учебном году»;
-авторской программы «Математика» в 2- ух частях, 4 класс / Авт.-сост. В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева. - 2-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2010 («Начальная школа XXI века»);
- примерной (типовой) учебной программы по математике «Начальная школа XXI века». Программа курса «Математика» Издательский центр (Сб. программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп.)-М. : Вентана – Граф 2010 года реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.




2. Кому адресована программа.
Программа адресована обучающимся четвертых классов общеобразовательных школ.

3. Роль и место данной дисциплины в образовательном процессе.
На ступени начального общего образования этот учебный предмет является основой развития у обучающихся познавательных универсальных действий, в первую очередь логических и алгоритмических. В процессе знакомства с математическими отношениями, зависимостями у школьников формируются учебные действия планирования последовательности шагов при решении задач; различения способа и результата действия; выбора способа достижения поставленной цели; использования знаково-символических средств для моделирования математической ситуации, представления информации; сравнения и классификации (например, предметов, чисел, геометрических фигур) по существенному основанию. Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия.
Формирование моделирования как универсального учебного действия осуществляется в рамках практически всех учебных предметов на этой ступени образования. В процессе обучения обучающийся осваивает систему социально принятых  знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых как для обучения, так и для его социализации.


4. Цели и задачи программы.
Основная цель уроков математики в начальных классах создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития ребенка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения.
Цели и задачи обучения математике.

Обучение математике в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;
предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины;
умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;
реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.
Важнейшими задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне,
соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе.
Математика как учебный предмет вносит заметный вклад в реализацию важнейших целей и задач начального общего образования младших школьников. Овладение учащимися начальных классов основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приёма решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в начальной школе.


5. Принципы, лежащие в основе построения программы.
Органическое сочетание обучения и воспитания.
Усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей.
Практическая направленность обучения.
Выработка необходимых для этого умений.
Обновление содержания курса "Математики" шло за счет обогащения его сведениями из различных математических дисциплин (арифметики, алгебры, геометрии, логики) с целью установления перспективы математического образования и формирования готовности к систематическому изучению алгебры и геометрии в основной школе. Принципом реализации деятельностного подхода было предъявление материала дискуссионного характера, когда учащиеся в процессе учебного диалога определяют способ построения учебной задачи, обсуждают алгоритм ее решения. Такой подход позволяет существенно повысить уровень математического образования школьников, развить их мышление и воспитать устойчивый интерес к занятиям математикой.

6. Специфика программы.
В основу подбора содержания обучения положены методологические принципы:
анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе;
возможность широкого применения изучаемого материала на практике;
взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным;
обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе;
обогащение математического опыта младших школьников за счет включения в курс новых вопросов, ранее не изучавшихся в начальной школе;
формы текущего контроля знаний, умений, навыков -10 текущих; 3-итоговых контрольных работ

7. Образовательные технологии и приемы.
Курс предполагает применение в практике учителя широкого спектра современных образовательных технологий, методов, форм обучения, приёмов и иных педагогических ресурсов организации учебно-воспитательной работы с учащимися в процессе как урочной, так и внеурочной деятельности:
-ориентирование всего учебного материала, его структуры и способов представления на максимальное включение младших школьников в учебную деятельность;
- значительный воспитательный потенциал;
- преобладание проблемно-поискового метода обучения, заданий и вопросов, инициирующих детское действие с целью овладения универсальными учебными действиями;
- проектные, творческие задания, практические работы, учебные диалоги;
- практическая направленность содержания учебного материала с опорой на социальный опыт ученика, связь с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД;
-возможности для дифференцированного и личностно-ориентированного образования школьников, реализации педагогики сотрудничества;
- возможности для работы с современной информационно-образовательной средой: использование информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов, интернет-ресурсов, различных мультимедийных приложений
- ориентация на здоровьесбережение младших школьников;
- возможности для разнообразия организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной.

8. Основные содержательные линии курса (разделы, структура).

Элементы арифметики
Множество целых неотрицательных чисел.
Многозначное число; классы и разряды многозначного числа. Десятичная система записи чисел. Чтение и запись многозначных чисел.
Сведения из истории математики. Римские цифры: I, V, X, L, C, D, М; запись дат римскими цифрам; примеры записи чисел римскими цифрами.
Свойства арифметических действий.
Арифметические действия с многозначными числами.
Устные и письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел.
Умножение и деление на однозначное число, на двузначное и трёхзначное число.
Простейшие устные вычисления.
Решение арифметических задач разных видов, требующих выполнения 3-4 вычислений.
Величины и их измерение.
Единицы массы: тонна и центнер. Обозначение: т, ц. Соотношение: 1 т = 10 ц, 1 т = 1000 кг, 1 ц = 100 кг. Скорость равномерного прямолинейного движения и её единицы. Обозначения: км/ч, м/с, м/мин. Решение задач на движение.
Точные и приближённые значения величины (с недостатком, с избытком). Измерения длины, массы, времени, площади с заданной точностью.
Алгебраическая пропедевтика.
Координатный угол. Простейшие графики. Диаграммы. Таблицы.
Равенства с буквой. Нахождение неизвестного числа, обозначенного буквой.
Логические понятия.
Высказывания.
Высказывание и его значение (истина, ложь). Составление высказываний и нахождение их значений.
Решение задач на перебор вариантов.
Геометрические понятия.
Многогранник. Вершина, ребра и грани многогранника.
Построение прямоугольников. Взаимное расположение точек, отрезков, лучей, прямых, многоугольников, окружностей.
Треугольники и их виды.
Виды углов. Виды треугольников в зависимости от вида углов (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные).
Виды треугольников в зависимости от длины сторон (разносторонние, равнобедренные, равносторонние).
Практические работы. Ознакомление с моделями многогранников: показ и пересчитывание вершин, ребер и граней многогранника. Склеивание моделей многогранников по их разверткам. Сопоставление фигур и разверток: выбор фигуры, имеющей соответствующую развертку, проверка правильности выбора. Сравнение углов наложением.



9.Ценностные ориентиры изучения курса
Ценностные ориентиры содержания курса математики.
Математика является основой общечеловеческой культуры. Об этом свидетельствует её постоянное и обязательное присутствие практически во всех сферах современного мышления, науки и техники. Поэтому приобщение учащихся к математике как к явлению общечеловеческой культуры существенно повышает её роль в развитии личности младшего школьника.
Содержание курса математики направлено, прежде всего, на интеллектуальное развитие младших школьников: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, а также реализует следующие цели обучения:
сформировать у учащихся значимые с точки зрения общего образования арифметические и геометрические представления о числах и отношениях, алгоритмах выполнения арифметических действий, свойствах этих действий, о величинах и их измерении, о геометрических фигурах;
владение математическим языком, знаково-символическими средствами, установление отношений между математическими объектами служит средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в повседневной практике;
овладение важнейшими элементами учебной деятельности в процессе реализации содержания курса на уроках математики обеспечивает формирование у учащихся «умения учиться», что оказывает заметное влияние на развитие их познавательных способностей;
решение математических (в том числе арифметических) текстовых задач оказывает положительное влияние на эмоционально-волевое сферу личности учащихся, развивает умение преодолевать трудности, настойчивость, волю, умение испытывать удовлетворение от выполненной работы.
Кроме того, важной ценностью содержания обучения является работа с информацией, представленной таблицами, графиками, диаграммами, схемами, базами данных; формирование соответствующих умений на уроках математики оказывает существенную помощь при изучении других школьных предметов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса математики.

Личностными результатами обучения учащихся являются:
самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
готовность и способность к саморазвитию;
сформированность мотивации к обучению;
- способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
- заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
способность к самоорганизованности;
высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
Метапредметными результатами обучения являются:
владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
- выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);
создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;
понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
- адекватное оценивание результатов своей деятельности;
- активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
готовность слушать собеседника, вести диалог;
умение работать в информационной среде.
Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:
- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
- умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
- овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
- умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.


10. Требования к уровню подготовки обучающихся.


К концу обучения в четвертом классе ученик научится:
называть:
любое следующее (предыдущее) при счете многозначное число, любой отрезок натурального ряда чисел в прямом и в обратном порядке;
классы и разряды многозначного числа;
единицы величин: длины, массы, скорости, времени;
пространственную фигуру, изображенную на чертеже или представленную в виде модели (многогранник, прямоугольный параллелепипед, куб, пирамида, конус, цилиндр);
сравнивать:
многозначные числа;
значения величин, выраженных в одинаковых единицах;
различать:
цилиндр и конус, прямоугольный параллелепипед и пирамиду;
читать:
любое многозначное число;
значения величин;
информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;
воспроизводить:
устные приемы сложения, вычитания, умножения, деления в случаях, сводимых к действиям в пределах сотни;
письменные алгоритмы выполнения арифметических действий с многозначными числами;
способы вычисления неизвестных компонентов арифметических действий (слагаемого, множителя, уменьшаемого, вычитаемого, делимого, делителя);
способы построения отрезка, прямоугольника, равных данным, с помощью циркуля и линейки;
моделировать:
разные виды совместного движения двух тел при решении задач на движение в одном направлении, в противоположных направлениях;

упорядочивать:
многозначные числа, располагая их в порядке увеличения (уменьшения);
значения величин, выраженных в одинаковых единицах;
анализировать:
структуру составного числового выражения;
характер движения, представленного в тексте арифметической задачи;
конструировать:
алгоритм решения составной арифметической задачи;
составные высказывания с помощью логических слов-связок «и», «или», «если, то», «неверно, что»;
контролировать:
свою деятельность: проверять правильность вычислений с многозначными числами, используя изученные приемы;
решать учебные и практические задачи:
записывать цифрами любое многозначное число в пределах класса миллионов;
вычислять значения числовых выражений, содержащих не более шести арифметических действий;
решать арифметические задачи, связанные с движением (в том числе задачи на совместное движение двух тел);
формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях;
вычислять неизвестные компоненты арифметических действий.
К концу обучения в четвертом классе ученик может научиться:
называть:
координаты точек, отмеченных в координатном углу;
сравнивать:
величины, выраженные в разных единицах;
различать:
числовое и буквенное равенства;
виды углов и виды треугольников;
понятия «несколько решений» и «несколько способов решения» (задачи);
воспроизводить:
способы деления отрезка на равные части с помощью циркуля и линейки;
приводить примеры:
истинных и ложных высказываний;
оценивать:
точность измерений;
исследовать:
задачу (наличие или отсутствие решения, наличие нескольких решений);
читать:
информацию представленную на графике;
решать учебные и практические задачи:
вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры;
исследовать предметы окружающего мира, сопоставлять их с моделями пространственных геометрических фигур;
прогнозировать результаты вычислений;
читать и записывать любое многозначное число в пределах класса миллиардов;
измерять длину, массу, площадь с указанной точностью,
сравнивать углы способом наложения, используя модели.


11.Результаты освоения учебного предмета

Различать:
– знаки арифметических действий (+, –, х,:) и знаки отношений (=,>,<,) использовать при чтении числовых выражений термины «сумма», «разность», «произведение», «частное», называть компоненты действий;
–  геометрические фигуры: точку, отрезок, треугольник, четырехугольник (в том числе и прямоугольник), пятиугольник, круг.
Применять результаты табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления при вычислениях. Производить устные несложные вычисления с натуральными числами и нулем в пределах 100.
Складывать и вычитать письменно трех-, четырехзначные числа. Решать простые арифметические задачи, раскрывающие смысл каждого действия; требующие нахождения числа, которое на несколько единиц (в несколько раз) больше (меньше) данного.
Измерять длину отрезка с помощью линейки, строить отрезок заданной длины. Находить в объектах окружающего мира геометрические фигуры.
Сравнивать: элементы пересекающихся на плоскости фигур; результаты своей деятельности с условием задачи (задания); процесс решения задачи с заданным алгоритмом.
Умножать (письменно) двух-, трехзначные числа на однозначное и двузначное, делить на однозначное и на двузначное.
Применять правила нахождения периметра и площади прямоугольника (квадрата); единицы длины (мм, см, дм, м, км).
Читать и записывать натуральные числа в пределах миллиона в десятичной системе счисления. Находить значение числового выражения (в том числе выражения со скобками), содержащего два-три арифметических действия.
Устанавливать связи и зависимости:
– между величинами (скоростью, временем и длиной пути) при равномерном прямолинейном движении;
– между ценой, количеством и стоимостью товара.
– последовательность действий при решении арифметической задачи (алгоритм).
Решать несложные составные (в два-три действия) арифметические задачи, являющиеся комбинацией простых задач.
Вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата). Строить геометрические фигуры с помощью инструментов, делить геометрические фигуры на составляющие части.
Кратко характеризовать:
– свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения);
–  значение числовых выражений. Правила порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без них;
– единицы массы, вместимости, времени.
Проверять правильность вычислений. Сравнивать результаты своей деятельности с эталоном (образцом, правилом). Находить ошибки в решении задачи (примера), устанавливать и устранять их причину.


12. Виды и типы уроков.

Программа предусматривает проведение уроков ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний, комбинированных, интегрированных уроков.

13.Формы организации урока.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

14. Итоговый контроль.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью контрольных работ, комплексной работы (РЭ), которые включают вопросы (задания) по основным проблемам курса. Для контроля над освоением программного материала используются в основном тематические и итоговые контрольные работы.
Тематические работы проводятся после окончания крупных тем программы. По результатам текущего контроля выявляется степень усвоения только что изученного материала и производится коррекция дальнейшего процесса обучения.
Итоговые контрольные работы проводятся в конце каждой учебной четверти и имеют целью проверку полученной детьми математической подготовки за длительный промежуток времени. Форма итоговой аттестации обучающихся – контрольная работа.
Контроль над уровнем достижений учащихся по математике производится в форме контрольных, проверочных и самостоятельных работ.
Для определения содержания контрольных работ используются следующий сборник:
- В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева Математика в начальной школе: Проверочные и контрольные работы. – М.: Вентана-Граф, 2006.- 304 с.- (Оценка знаний).


15. Объем и сроки изучения.
Программа рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю).
1четверть – 36 ч. 2 четверть – 28 ч. 3 четверть – 40ч. 4 четверть – 32 ч.

16. Библиографический список
для обучающихся.
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
Математика. 4 класс. Учебник.
В 2-х частях. 2011 г. Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2012 г. Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 2012 г. Рудницкая Виктория, Юдачева Татьяна
Математика. Дидактические материалы. 4 класс. В 2-х частях, 2012 г. Рудницкая В.Н.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2011 г. Кочурова Е.Э.

17.Библиографический список
для учителя.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2011 г. Рудницкая В.Н.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 2012 г.


18. Место курса в учебном плане

На изучение математики в 4 классе отводится по 4 часа еженедельно. Курс  рассчитан на 136 ч (34 учебных недели).

19. Материально-техническая база
Карточки с заданиями для 4 класса.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Телевизор с DVD проигрывателем.
Демонстрационные измерительные инструменты (треугольник и транспортир).
Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (Палетка, квадрат).
Демонстрационные таблицы по темам 4 класса.
Геометрические фигуры и величины. (Учебно-методическое пособие)
1. Точки. Линии. Многоугольники.
2. Периметр многоугольника.
3. Площадь геометрических фигур.
4. Угол. Виды углов.
5. Величины.
6. Единицы времени.
7. Единицы длины. Единицы массы.
8. Единицы площади.
9. Скорость. Время. Расстояние.
Таблица « Единицы измерения».
Магнитная доска.
Измерительные приборы: весы, часы.
Наборы предметных картинок.
Набор пространственных геометрических фигур: куб, шар, конус, цилиндр, разные виды многогранников (пирамиды, прямоугольный параллелепипед (куб).
Индивидуальные пособия и инструменты: ученическая линейка со шкалой от 0 до 20, чертёжный угольник, циркуль, палетка.
- Таблица «Разрядов и классов».
- Схема-алгоритм « Сложение многозначных чисел».
- Схема-алгоритм « Вычитание многозначных чисел».
- Таблица «Скорость».
- Схема « Нахождение скорости, времени, расстояния».
- Таблица « Координатный угол».
- Таблица « Свойства арифметических действий».
- Модели геометрических фигур.
- Таблица « Единицы массы».
- Схема-алгоритм « Умножение многозначного числа на однозначное».
- Схема-алгоритм «Умножение многозначного числа на двузначное».
- Схема-алгоритм « Умножение многозначного числа на трехзначное».
- Таблица « Высказывания».
- Таблица « Деление суммы на число».
- Схема-алгоритм «Деление на однозначное число ».
- Схема-алгоритм «Деление на двузначное число».
- Схема-алгоритм «Деление на трехзначное число».
- Схема-алгоритм « Решение уравнений»
- Таблица « Угол и его обозначение. Виды углов».
- Таблица « Виды треугольников».
- Схема-алгоритм «Точное и приближенное значение величины ».
-Чертежные инструменты



Содержание курса
Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта НОО, в авторскую программу изменения не внесены.
Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.


Содержание программы
4 класс (136 ч)

Элементы арифметики
Множество целых неотрицательных чисел.
Многозначное число; классы и разряды многозначного числа. Десятичная система записи чисел. Чтение и запись многозначных чисел.
Сведения из истории математики. Римские цифры: I, V, X, L, C, D, М; запись дат римскими цифрам; примеры записи чисел римскими цифрами.
Свойства арифметических действий.
Арифметические действия с многозначными числами.
Устные и письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел.
Умножение и деление на однозначное число, на двузначное и трёхзначное число.
Простейшие устные вычисления.
Решение арифметических задач разных видов, требующих выполнения 3-4 вычислений.
Величины и их измерение.
Единицы массы: тонна и центнер. Обозначение: т, ц. Соотношение: 1 т = 10 ц, 1 т = 1000 кг, 1 ц = 100 кг. Скорость равномерного прямолинейного движения и её единицы. Обозначения: км/ч, м/с, м/мин. Решение задач на движение.
Точные и приближённые значения величины (с недостатком, с избытком). Измерения длины, массы, времени, площади с заданной точностью.
Алгебраическая пропедевтика.
Координатный угол. Простейшие графики. Диаграммы. Таблицы.
Равенства с буквой. Нахождение неизвестного числа, обозначенного буквой.
Логические понятия.
Высказывания.
Высказывание и его значение (истина, ложь). Составление высказываний и нахождение их значений.
Решение задач на перебор вариантов.
Геометрические понятия.
Многогранник. Вершина, ребра и грани многогранника.
Построение прямоугольников. Взаимное расположение точек, отрезков, лучей, прямых, многоугольников, окружностей.
Треугольники и их виды.
Виды углов. Виды треугольников в зависимости от вида углов (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные).
Виды треугольников в зависимости от длины сторон (разносторонние, равнобедренные, равносторонние).
Практические работы. Ознакомление с моделями многогранников: показ и пересчитывание вершин, ребер и граней многогранника. Склеивание моделей многогранников по их разверткам. Сопоставление фигур и разверток: выбор фигуры, имеющей соответствующую развертку, проверка правильности выбора. Сравнение углов наложением.




















ГРАФИК
прохождения практической части программы по видам работ



Тема




1.
Контрольная работа № 1 по теме «Сложение многозначных чисел».

2.
Вводная административная контрольная работа (ГОО).

3.
Контрольная работа № 2 по теме «Вычитание многозначных чисел».

4.
Контрольная работа № 3 по теме «Задачи на движение».

5.
Итоговая контрольная работа за 1 четверть.

6.
Контрольная работа № 4 по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел».

7.
Контрольная работа № 5 по теме «Единицы массы».

8.
Контрольная работа № 6 по теме «Умножение многозначного числа на однозначное».

9.
Контрольная работа № 7 по теме «Умножение многозначных чисел».

10.
Административная контрольная работа за I полугодие (ГОО).

11.
Контрольная работа № 8 по теме «Деление на однозначное число».

12.
Пробный РЭ (комплексная работа) (РЦРО)

13.
Контрольная работа № 9 по теме «Деление на двузначное и трехзначное число».

14.
Контрольная работа № 10 по теме «Решение уравнений».

15.
Комплексная работа по математике РЭ (РЦРО)


Контрольных работ – 11
Пробный РЭ – 1
Комплексная работа по математике РЭ - 1
МАТЕМАТИКА
4 класс
Тематическое планирование
1 четверть – 36 часов
№ п/п
Наименование темы
Количество часов
Дата
Особые отметки



план
факт
план
факт
Подготовка к
ГИА, ЕГЭ
Применяемые ИКТ, ЗСТ и др.
Работа с одаренными детьми
Домашнее задание
Характеристика деятельности учащихся

1.
Десятичная система счисления.
1




Зрительная гимнастика.
Учебник, с.6, № 6, 7.
Учебник, с.4-5, П. Учебник, с.8, № 20.
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

2.
Сравнение десятичной системы с римской системой записи чисел.
1




Зрительная гимнастика.
Учебник, с.9, № 26.
Учебник, с.8, № 14. Учебник, с.9, № 22.


3.
Чтение и запись многозначных чисел. Классы и разряды многозначного числа в пределах миллиарда.
1




Сигнальные метки.
Учебник, с. 15, № 37.
Учебник, с. 11-14, П., с.16, № 39, 41.


4.
Способ чтения многозначного числа.
1




Упражнения на осанку.

Р.т., с. 6, №17-19.

Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

5.
Запись многозначного числа.
1




Пальчиковая гимнастика.

Учебник,
с. 15, П.,
с. 16, № 45.


6.
Чтение и запись многозначных чисел. Самостоятельная работа.
1




Зрительная гимнастика.
Учебник, с.20, № 64.
Учебник, с.18, № 53, 56.


7-9.
Сравнение многозначных чисел.
3




Упражнения на осанку.


Презентация
Р.т., с.11, №38.
Р.т., с.12, № 40.
Учебник, с.26, № 86-87
Учебник, с.23, № 75. Р.т., с.9,
№ 29
Учебник, с.24, № 82. Р.т., с.11,
№ 35.
Учебник, с.26, № 85. Р.т., с.12,
№ 41.


10.
Многозначные числа. Проверочная работа по теме: «Нумерация многозначных чисел».
1









11.
Сложение многозначных чисел. Устные и письменные приемы сложения многозначных чисел.
1




Пальчиковая гимнастика.
Учебник,
с. 31, №113.
Учебник, с.29-30,
№ 103, 109.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

12.
Сложение многозначных чисел в пределах миллиарда.
1




Зрительная гимнастика.
Учебник, с.32,
№ 119, 124
Учебник, с.31,
№ 114.


13.
Контрольная работа № 1 по теме «Сложение многозначных чисел».
1









14.
Работа над ошибками. Проверка сложения перестановкой слагаемых.
1




Сигнальные метки.
Р.т., с.15, № 52.
Учебник, с.32., № 122, 123. Р.т., с.13, № 45.
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях.

15.
Вводная административная контрольная работа.
1









16.
Работа над ошибками. Вычитание многозначных чисел. Устные и письменные приемы вычитания многозначных чисел.
1




Упражнения на осанку.
Учебник, с.36, №142. Р.т., с.19, № 61.
Учебник, с.35, №135. Р.т., с.18, № 59.


17-18
Вычитание многозначных чисел в пределах миллиарда.
2




Пальчиковая гимнастика.
Презентация
Учебник, с.38, №158
Учебник, с.38, №160.
Учебник, с.35, № 135.
Учебник, с.38, № 157.


19.
Контрольная работа № 2 по теме «Вычитание многозначных чисел».
1












20.
Работа над ошибками. Построение прямоугольника.
1




Зрительная гимнастика.
Р.т., с.46, №197, 200.
Учебник, с.42, №175, с. 43, №181.
Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
Использовать в работе инструменты, приборы.

21.
Построение прямоугольника. Математический диктант № 1
1




Упражнения на осанку.
Р.т., с. 46, № 202.
Учебник, с. 44, № 190, с. 44, № 184, с.45, № 194.


22.
Скорость.
1




Пальчиковая гимнастика.
Р.т., с. 27, № 90.
Учебник, с.47, П. с.50, № 214, 216. Р.т., с. 26,
№ 88.
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения.

23.
Единицы скорости.
1




Сигнальные метки.
Учебник, с.53, № 228
Учебник, с. 48, П., №208, с. 51, №217


24.
Скорость.
1




Зрительная гимнастика.

Учебник, с. 51-52,
№ 221, 226
Учебник, с. 51, №222, с. 52, № 227


25.
Задачи на движение.
Нахождение скорости.
1




Упражнения на осанку.
Учебник, с. 57, № 244, №247
Учебник, с.54, П.,
№ 232. Р.т. с.31, № 101.


Выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий.
Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях.
Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

26.
Задачи на движение. Нахождение пути.
1




Зрительная гимнастика.
Учебник, с.58, № 248
Учебник, с.55, П., с.56, № 239. Р.т.,
с. 33, № 106.


27.
Задачи на движение. Нахождение времени. Проверочная работа по теме: «Задачи на движение»
1




Пальчиковая гимнастка.
Учебник, с.59,№ 259, с.60, №262
Учебник, с.56, П.
№ 246. Р.т., с.33, № 107.


28
Задачи на движение.

1




Сигнальные метки.
Учебник, с.60, №264.
Учебник, с.58, №251, 257, с.59, № 253.


29.
Контрольная работа № 3 по теме «Задачи на движение».
1









30.
Координатный угол.
1




Зрительная гимнастика.
Учебник, с. 65, № 280.
Учебник, с. 64, № 273. Р.т., с.36,
№ 113.
Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
Использовать в работе инструменты, приборы.
Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях.

31
Построение точки с указанными координатами. Математический диктант № 2
1




Упражнения на осанку.
Р.т., с.37, №119.
Учебник, с. 65, №278, 281, с. 66, №286.


32.
Графики. Таблицы. Диаграммы.
1




Упражнения на осанку.
Презентация
Учебник, с.71, №302
Учебник, с.70-71, №291, 300. Р.т., с. 40, №125


33.
Построение простейших графиков, диаграмм.
1




Сигнальные метки.
Р.т., с. 42, № 131.
Учебник,
с. 71,
№ 301, 303.


34.
Итоговая контрольная работа за 1 четверть .
1




Пальчиковая гимнастка.

Р.т., с.41,
№ 129, 130.


35.
Работа над ошибками. Переместительное свойство сложения и умножения.
Переместительное свойство сложения.
1




Зрительная гимнастика.

Учебник, с. 73, П., с. 74, №313, с. 77, № 322.
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
Использовать в работе инструменты, приборы.
Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях.

36.
Переместительное свойство умножения.
1




Упражнения на осанку.
Презентация
Р.т., с.47, №145.
Учебник, с. 74, №315, 316, с. 78, №329.


2 четверть – 28 часов


37.
Переместительное свойство сложения и умножения.
1




Сигнальные метки.
Учебник, с. 78, №328.
Р.т., с.44, 45, №139, 140.


38.
Сочетательное свойство сложения и умножения.
Сочетательное свойство сложения.
1




Сигнальные метки.
Учебник, с.82, №345.
Учебник, с. 79, П., с. 81, №342, с. 83, №349.


39.
Сочетательное свойство умножения.
1




Зрительная гимнастика.
Учебник, с.82, №346.
Учебник, с. 80, П., с. 81, №343, с. 84, №356.


40.
Сочетательное свойство сложения и умножения. Математический диктант № 3
1




Пальчиковая гимнастика.
Учебник, с.84,
№ 354.
Р.т., с. 48,
№ 151, с. 49, №155.


41.
Многогранник.
1




Пальчиковая гимнастика.

Учебник, с. 85, П., с. 87, №368, 375. Р.т., с. 53, №167.


42.
Изображение многогранника на чертежах, обозначение их буквами.
1




Сигнальные метки.
Учебник, с. 88, № 376, 377.
Учебник, с.88, №370. Р.т., с. 55, №173.


43.
Распределительные свойства умножения.
1




Зрительная гимнастика.
Учебник, с.93, №396, 397.
Учебник, с.89-90,П., с.91, №283,
с. 92, №393


44.
Вычисления с использованием распределительных свойств умножения. Самостоятельная работа
1




Упражнения на осанку.
Учебник, с.93,№400,№402
Учебник, с.91, П., №385, с. 93, №399.


45.
Контрольная работа № 4 по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел».
1









46.
Умножение на 1000, 10000, 100000.
1




Пальчиковая гимнастика.
Слайдшоу.
Учебник, с.95, №414. Р.т. с. 60, №191.
Учебник, с.94, №408, с.96, №421.
Организовывать свое рабочее место.
Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.


47-48.
Тонна. Центнер.
Единицы массы: тонна и центнер.
2




Зрительная гимнастика.
Р.т., с. 61, №192.
Учебник, с.99, П., с.100, №439, Р.т., с. 64, №203.


49-50.
Соотношения между единицами массы: тонной и центнером. Математический диктант № 4
2




Упражнения на осанку.

Презентация
Р.т., с.65, № 207. Учебник,
с. 104,
№ 456
Учебник, с. 101,
№ 444, 447; Учебник, с.101,
№ 441, 445


51.
Единицы массы.
1




Упражнения на осанку.

Учебник,
с. 102,
№ 449, 451



52.
Контрольная работа № 5 по теме «Единицы массы».
1









53-54.
Задачи на движение в противоположных направлениях.
2




Зрительная гимнастика.
Учебник, с. 108, №463.

Учебник, с.111, № 477
Учебник, с.108, №461, 464; Учебник,
с.109,
№ 467, с.110, № 472
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий.
Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях.
Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.


55.
Административная контрольная работа за первое полугодие (ГОО)
1






Учебник, с.110. №470, с.111, №475.



56-57.
Работа над ошибками. Задачи на встречное движение в противоположных направлениях.
2




Упражнения на осанку.
Учебник, с.112, №480,481. Учебник,
с. 119, №501
Учебник, с.116,
№490, 495. Учебник,
с. 119, №502, 503


58.
Решение задач на движение. Проверочная работа по теме: «Решение задач на движение»
1




Пальчиковая гимнастика.
Р.т., с. 72, №227.
Учебник, с.118, №496, 500.


59-60.
Умножение многозначного числа на однозначное. Письменное умножение многозначного числа на однозначное.
2




Зрительная гимнастика.
Учебник, с.122,
№ 518
Учебник, с.123, №520, №524, Учебник,
с. 124, №529 Р.т., с. 75, №239
Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.


61-62.
Умножение многозначного числа на однозначное.
2




Упражнения на осанку.

Презентация
Учебник, с.126, №537.
Учебник, с.124, № 526 Р.т., с.76, № 243.
Учебник, с.124, №528, №529.


63.
Контрольная работа № 6 по теме «Умножение многозначного числа на однозначное».
1









64.
Умножение многозначного числа на однозначное. Проверка с помощью калькулятора.
1




Зрительная гимнастика.
Р.т., с.78, № 248
Учебник, с.126, №536, 538.


3 четверть – 40 часов

65-66.
Умножение многозначного числа на двузначное.
2




Пальчиковая гимнастика.
Учебник, с.7, №18. Учебник, с.10, №31.
Учебник, с.8, №22, 23,
Учебник,
с.10, №28,29

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

67-68.
Выполнение развернутых и упрощенных записей алгоритма умножения. Самостоятельная работа.
2




Упражнения на осанку.
Р.т., с.5, №11.
Учебник, с.12, №35
Учебник, с.9, №27, с.10, №29. Р.т., с.4,№5.



69.
Проверка правильности выполнения умножения с помощью калькулятора.
1




Зрительная гимнастика.
Р.т., с.6, №12.
Учебник, с.12, №34.


70-71.
Умножение многозначного числа на трехзначное. Письменный алгоритм умножения на трехзначное число.
2




Упражнения на осанку.
Учебник, с.17, № 58.


Учебник, с. 18, № 61, с.19, № 64. Р.т., с.7,
№ 17, с. 10, № 24


72-73.
Выполнение развернутых и упрощенных записей умножения.
2




Зрительная гимнастика.
Р.т., с. 8,
№ 20.
Учебник, с.19, № 67, с.20, № 69. Р.т., с. 11,
№ 28


74-75.
Умножение многозначного числа на трехзначное.
2




Пальчиковая гимнастика.
Р.т., с. 10, № 27.
Р.т., с. 12,
№ 30, 31


76.
Контрольная работа № 7 по теме «Умножение многозначных чисел».
1









77-78.
Работа над ошибками. Задачи на движение в одном направлении.
2




Зрительная гимнастика.

Учебник, с.23, № 82,
с. 24, № 89
Учебник, с.23, № 83, с.25, № 91.
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий.
Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

79-80.
Задачи на движение в одном направлении.
2




Упражнения на осанку.
Р.т., с. 25, № 93.
Учебник, с.24, № 85,
с. 25, № 94
Р.т., с.15, № 37, 38


81-82.
Высказывания и их значения.
Истинные и ложные высказывания. Высказывания со словами «неверно, что».
2




Зрительная гимнастика.

Учебник, с.26, П.,
с. 28, № 101, 102, Учебник, с.28, № 103, 105.
Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях.
Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

83.
Логические связки «или», «и». Математический диктант №5.
1




Пальчиковая гимнастика.

Учебник,
с. 28, № 104, с. 29, № 110.


84-85.
Составные высказывания.
Логические возможности.
2




Упражнения на осанку.
Учебник, с.36, №130.
Учебник, с. 30, П.,
с.35, №127,
с. 36, № 132. Р.т., с. 21, №55, 56.
Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.


86-87.
Составление таблиц логических возможностей. Проверочная работа по теме «Высказывания».
2




Зрительная гимнастика.
Учебник, с.37,
№ 134.
Учебник, с.37, №133, с.38, №138, 140. Р.т., с.25, № 69,70.


88-89
Задачи на перебор вариантов.
2




Упражнения на осанку.
Учебник,
с. 42,
№ 147.
Учебник,
с. 42, № 147, 150. Учебник, с. 43, № 151.


90-91.
Задачи на перебор вариантов. Составление таблиц логических возможностей.
2




Пальчиковая гимнастика.

Учебник, с.44, №152, 154. Учебник, с.44, № 155.


92-93.
Деление суммы на число.
2




Упражнения на осанку.

Учебник,
с.47, №167,173.
Учебник, с.48, №170, 174.
Организовывать свое рабочее место.
Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.
Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.


94.
Деление суммы на число.
1




Зрительная гимнастика.
Слайдшоу.

Учебник, с.48, №172. Р.т., с.32, №90.


95.
Деление на 1000, 10000, 100000.
1




Зрительная гимнастика.
Р.т., с.35, №102.
Учебник,
с. 49, П., с. 51, №186, 189, 190.


96.
Сокращение частного.
Самостоятельная работа.
1




Упражнения на осанку.
Учебник, с. 51, №186.
Учебник, с.52, №187, 188.


97-98.
Деление на однозначное число.
2




Пальчиковая гимнастика.
Р.т., с.39, №109.

Учебник, с.58, №210.
Учебник, с.56, №201, 202. Учебник, с.57, №205, 206.


99-100.
Проверка правильности выполнения деления.
2




Зрительная гимнастика.

Учебник, с.57, № 209.
Учебник, с.58, №217, 218. Р.т., с.39, №111.


101
Пробный РЭ (комплексная работа) (РЦРО)
1









102-103.
Работа над ошибками. Алгоритм деления на двузначное число.
2




Упражнения на осанку.
Р.т., с.42, №119.
Учебник,
с. 64, №240, 245. Учебник,
с. 64, №241, 242.
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
Организовывать свое рабочее место.
Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения.
Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.


104.
Деление на двузначное число.
1





Учебник, с. 64, №244.
Учебник, с. 65, №246, 248.


4 четверть – 32 часа


105.
Деление многозначного числа на двузначное.
1




Сигнальные метки.
Слайдшоу.
Учебник, с.69, №263.
Учебник,
с. 65, №249,. Р.т., с.43, №121.


106.
Контрольная работа №8 по теме «Деление на однозначное число».
1









107-108.
Деление на трехзначное число.
2




Упражнения на осанку.
Р.т., с. 45, №129.

Учебник, с.70, №270.
Учебник, с.67, №255, 257. Учебник, с.67, №256, 257.


109-110.
Деление на трехзначное число. Математический диктант № 6.
2




Зрительная гимнастика.

Слайдшоу.
Р.т., с.46, №131.
Учебник, с.71, №273.
Учебник, с.69, № 266. Учебник, с.71, №269, 274.


111.
Контрольная работа № 9 по теме «Деление на двузначное и трехзначное число».
1









112.
Работа над ошибками. Деление отрезка на равные части с помощью циркуля и линейки.
1




Пальчиковая гимнастика.
Р.т., с.49, №140.
Учебник, с. 74, № 290, 292.


Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
Использовать в работе инструменты, приборы.
Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

113.
Деление отрезка на 4 и 8 равных частей.
1




Зрительная гимнастика.

Учебник, с.75, № 295, 296.


114-116.
Нахождение неизвестного числа в равенствах с помощью графов и правил нахождения неизвестных компонентов действий.
3




Упражнения на осанку.
Р.т., с.52, №151,
с. 53, №153,
Учебник, с.77, 79, 80, 81, П.,
С.82, №327, 336. Учебник, с.83, №331, 335. Р.т., с.53, №154.



117.
Контрольная работа № 10 по теме «Решение уравнений».

1









118.
Угол и его обозначение.
Угол и его величина.
1




Упражнения на осанку.
Р.т., с.55, №161.
Учебник, с.88, №347, 350.
Использовать в работе инструменты, приборы.
Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения.


Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.
Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Использовать в работе инструменты, приборы.
Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения.

119-120.
Сравнение углов.
2




Зрительная гимнастика.
Презентация
Р.т., с.55, №164.
Учебник, с.89, №351, с.89, №353, с.90, №356



121-122.
Виды углов. Математический диктант № 7
2




Пальчиковая гимнастика.
Учебник, с.87, №342, 343.
Учебник, с.91, П., с.92, №362, 366, с.93, №368, 370


123.
Нахождение неизвестного слагаемого в равенствах вида 8+х =16
1




Зрительная гимнастика.
Учебник, с.102, №403.
Учебник, с.96, П, с.100, №396, с.101, №400.


124.
Нахождение неизвестного множителя в равенствах вида 8
·х =16
1




Упражнения на осанку.
Учебник, с.103, №412.
Учебник, с.97, П., с.101, №399, 402.


125.
Нахождение неизвестного вычитаемого в равенствах вида 8-х=2
1




Сигнальные метки.
Учебник, с.108, №430
Учебник, с.99, П., с.102, №407, 409.


126.
Нахождение неизвестного делителя в равенствах вида 8:х=2. Проверочная работа по теме: «Деление на трёхзначное число».
1




Пальчиковая гимнастика.
Учебник, с.110, №440, 441.
Р.т., с.65, №191.


127.
Виды треугольников. Классификация треугольников по величинам их углов.
1




Зрительная гимнастика.
Учебник, с.122, №477.
Учебник, с.105, П., с.108, №427, 435.


128.
Классификация треугольников по длинам их сторон.
1




Пальчиковая гимнастика.
Учебник, с.123, №480.
Учебник, с.106, П., с.109, №431, 436


129.
Комплексная работа по математике РЭ (РЦРО)
1







Проверка знаний учащихся за курс начальной школы.

130.
Работа над ошибками. Точное и приближенное значения величины.
1




Упражнения на осанку.
Учебник, с.124, №486.
Учебник, с.114, №453, 454.
Организовывать свое рабочее место.
Использовать в работе инструменты, приборы.
Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения.


131.
Точное и приближенное значение величины.
1




Зрительная гимнастика.
Учебник, с.126, №499, 500.
Учебник, с.114, №452.


132.
Построение отрезка, равного данному. Математический диктант № 8
1




Пальчиковая гимнастика.
Р.т., с.75, №225.
Учебник, с. 119, №470.


133.
Повторение изученного в течение года. Нумерация чисел.
1




Упражнения на осанку.




134.
Повторение изученного в течение года. Многозначные числа.
1









135.
Повторение изученного в течение года. Решение задач на сравнение и движение.
1









136.
Урок обобщение изученного материала в начальной школе.
1




















Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915