Рабочая программа по музыке 3 класс по программе Начальная школа XXI века


Комитет по образованию Егорьевского района Алтайского края
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Первомайская средняя общеобразовательная школа"
Принято:
Педагогическим советом
протокол № ___ от ___ ____ 2015г. Утверждена:
Директор МОУ «Первомайская СОШ» ____________М.А Калинина
приказ № ___ от ____ _____ 2015г.
Рабочая программа учебного предмета
«Искусство. Музыка»
Предметная область: «Музыка»
Уровень: начальное общее образование
Класс: 3
Срок реализации 1 год
Разработчик:
Устинова Елена Владимировна
учитель начальных классов
с. Первомайское, 2015 г.
Структура рабочей программы.
Титульный лист
Пояснительная записка
2.1.Общая характеристика учебного предмета
2.2. Описание места учебного предмета в учебном плане
2.3. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
4. Содержание учебного предмета
5. Календарно-тематическое планирование с указанием видов учебной деятельности
6. Планируемые результаты
7. Описание учебно-методического и материально-технического образовательного процесса
8. Оценочные материалы. Критерии оценивания образовательных результатов.
9. Лист фиксации изменений
2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2.1. Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа учебного предмета музыка для обучающихся 3 класса начальной общеобразовательной школы составлена на основе:
Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приказ министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373
Примерной основной образовательной программы начального общего образования. М.: Просвещение, 2011г.
Авторской программы 1-4 классы В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр – М.: Вентана-Граф, 2012г.
Учебного плана МОУ «Первомайская СОШ» на 2015-2016 учебный год
Федерального перечня учебников на 2015-2016 учебный год (Приказ министерства образования и науки РФ лот 31.03.2014 г. № 253)
Годового календарного графика МОУ «Первомайская СОШ»тна 2015-2016 учебный год
Положения о рабочей программе МОУ «Первомайская СОШ»
Содержание музыкального образования в начальной школе - это запечатлённый в музыке духовной опыт человечества, в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на Земле с эстетических и нравственных позиций.
Цель уроков музыки: воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей духовной культуры (Д.Б.Кабалевский), где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.
Задачи уроков музыки:
Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека.
Формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта- человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку
Развитие музыкального восприятия как творческого процесса- основы приобщения к искусству.
Овладение интонационно – образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на проведение 1 урока, 34 часа в год.
2.3. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Специфика музыкальных занятий в начальной школе заключается в овладении общими способами постижения музыкального искусства, позволяющими как можно раньше представить в сознании учащихся целостный образ музыки, приобщить к музыкальной культуре.
Основу программы составляют русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка. При отборе музыкального материала учитывался принцип «независимости» той или иной музыки для данного возраста. Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие исключительно важную роль в развитии музыкальной культуры школьников в данный возрастной период — та музыка, которая может вызвать ответное чувство и душе ребенка именно в возрасте 6—11 лет.
В качестве методологического основания концепции учебного курса «Музыкальное искусство» выступает идея преподавания искусства сообразно природе ребенка, природе искусства и природе художественного творчества. С учетом этого программа опирается на следующие принципы:
• преподавание музыки в школе как живого образного искусства;
• возвышение ребенка до понимания философско-эсте- тической сущности искусства;
• деятельностное освоение искусства;
• моделирование художественно-творческого процесса.
В данной программе вокально-хоровое исполнительство детей, игра на музыкальных инструментах, исполнение музыки в движении, слушание музыки выступают не как виды музыкальной деятельности, а рассматриваются в качестве форм приобщения к музыке, являющихся лишь частным случаем но отношению к исполнительству как категории более общего порядка. В качестве же видов музыкальной деятельности выдвигаются деятельность композитора, исполнителя, слушателя, которые представлены в неразрывном единстве, обьединенные восприятием музыки, эти виды деятельности отражают три необходимых условия существования музыки.
Детское творчество в программе — это не отдельный вид деятельности учащихся, связанный прежде всего с «досочинением» детьми элементарных ритмических и мелодических формул, интонационных схем, в результате чего музыкальное развитие ребенка сводится к поиску «мелодических штампов». Под детским творчеством пони мается прежде всего готовность к творчеству, когда ученик хочет и готов постичь смысл своей деятельности, когда у него появляется ощущение необходимости сравнивать, соотносить, выбирать и находить то, что лучшим образом может выразить его слышание и видение того или иного явления, события, факта, его собственное художественное отношение в целом. Именно эта внутренняя работа ученн ка, процесс мысленного и реального экспериментирования с выразительными средствами, становится важнее закон ченного результата, особенно на начальных этапах вхож дения в музыку.
Одной из задач учителя является создание школьной музыкальной среды, когда музыка не на словах, а на деле действительно пронизывает всю жизнь ребенка, становясь необходимым и естественным условием его существования, ведущим фактором духовного становления личности.
Основная идея содержания третьего года обучения отражение истории и души народа в музыке России. Учитель в каждом регионе страны начнет занятия с музыки, бытующей в данной местности, с национальной музыки, постепенно охватывая ближнее и дальнее зарубежье и показывая, как музыка исторически становилась универсальным средством общения, передачи духовных ценностей.
Раскрытие этой идеи начинается с уроков-монографий, благодаря которым школьники вводятся в интонационную атмосферу русской классической музыки, в многообразие ее форм и жанров. Знакомство с ней подводит детей к ответу на вопрос: «Как и почему мы чувствуем родственность отечественной музыки?» Ответ на него требует специального содержания обучения, которое объединяется в две содержательные линии.
• Первая погружает школьников в истоки происхождения народного творчества, в сущность национального музыкального искусства. Оно протекает как изучение фольклора, при этом делается акцент на выявлении «механизма» преломления в музыке национальных черт характера.
• Вторая содержательная линия раскрывает соотношение народной и композиторской музыки как двух этапов становления национальной музыкальной культуры. Через их преемственность (в частности, на основе обработок народной музыки) утверждается мысль, что «музыку создает народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем» (М.И. Глинка).
Кульминацией проблематики года становится рассмотрение места и значения русской классической музыки в музыкальной культуре мира.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
В результате обучения детей музыке в начальной школе предполагается достижение следующих результатов:
- личностные результаты:
основы гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
основы национальных ценностей российского общества;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
уважительное отношение к истории и культуре других народов;
высокая мотивация учебной деятельности и личностный смысл учения;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение избегать конфликтов;
этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
-метапредметные результаты:
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления;
способность решать проблемы творческого характера;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; умение определять наиболее эффективные способы решения;
умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;
освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
использовать знаково-символические средства представления информации;
активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Музыка»,; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
владеть логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения;
готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определять цель и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно решать конфликты посредством компромисса и сотрудничества;
- предметные результаты:
сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;
сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края , развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению;
использовать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений.
Содержание учебного предмета
Содержание тем учебного курса.
Характерные черты русской музыки (8 ч)
Введение: интонационно-образный язык музыки М. И. Глинки, П. И. Чайковского, М.П. Мусоргского (музыкальные портреты).
Понятия «русская» и «российская» музыка – различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая скромная «вязь» Севера, особенная лихость, сила и стройность казачьей песни и «многоголосица» других музыкальных культур внутри России. Общее – интонационные корни.
Народное музыкальное творчество – «энциклопедия» русской интонационности (12 ч)
Обрядовость как ведущее начало русского фольклора. Своеобразие героики в народном былинном эпосе. Знаменный напев. Протяжная песня как особый интонационный склад русской музыки. Частушки и страдания. Танцевальные жанры. Инструментальные плясовые наигрыши.
Истоки русского классического романса (6 ч)
Интонационная сфера городского музицирования: взаимодействие крестьянской песни и городского салонного романса, городская лирика (общепопулярная), старинный романс.
Композиторская музыка для церкви (2 ч)
Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре (6 ч)
Обработка народных песен. Переосмысление интонационной сферы русской песенности в творчестве композиторов: два пути – точное цитирование и сочинение музыки в народном духе.
Учебно-тематический план
Содержание курса Тематическое планирование Характеристика деятельности учащегося
Народное музыкальное творчество — энциклопедия русской интонационности (12 ч) Род, родник, Родина — духовно-нравственные основы устного народного творчества. Исторически сложившиеся фольклорные жанры. Обрядовость как сущность русского народного творчества. Благородство, импровизационность и сказительность былинного народного творчества. Истоки своеобразия героики в былинном эпосе. Рекрутские, свадебные песни. Частушки и страдания. Танцевальные жанры. Инструментальные плясовые наигрыши. Свадебный обряд — ядро и критерий нравственно-эстетического отношения к жизни Сравнивать знаменный распев и протяжную песню, выявляя истоки особого интонационного склада русской музыки. Различать и выявлять выражение в русской музыке специфически национальных черт характера. Разучивать и исполнять былинные напевы, народные песни разных жанров, частушки и страдания. Стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности отечественного музыкального фольклора. Разыгрывать народные обряды, используя народные инструменты и разнохарактерные танцевальные фольклорные жанры
Истоки русского классического романса
(6 ч) Многообразная интонационная сфера городского музицирования.От крестьянской песни к городскому салонному романсу.Жанры бытового музицирования: старинный (композиторский) романс, любовный, жестокий, цыганский романс, разбойничья песня и пр. Сравнивать народные песни и примеры композиторской интерпретации вокального народного творчества.Различать интонационную сферу городского салонного романса и классического (А. Гурилёв, А. Алябьев, А. Варламов).Напевать мелодии старинных романсов, выражая интонацией психологическую насыщенность содержания
Композиторская музыка для церкви (2 ч) Хоровая музыка на религиозные тексты (Д.С. Бортнянский, П.Г. Чесноков, А.А. Архангельский, С.В. Рахманинов и др.) — значимый пласт русской музыкальной культуры. Особенности интонирования русского церковного пения Размышлять о роли музыки в церкви.Различать интонационно-мелодические особенности духовной музыки
Народная и профессионально-композиторская музыка в русской культуре(6 ч)
Два пути в профессиональной аранжировке классиками народной музыки — точное цитирование и сочинение музыки в народном духе. Особенности индивидуальных подходов к переосмыслению интонационной сферы русской песенности в профессиональном композиторском творчестве (обработки народных песен).Общее и различное в выражении героического начала в народной и профессиональной музыке. Величие России в музыке русских классиков
Различать на слух народную музыку и музыку, сочинённую композиторами в народном духе.Уметь проследить и объяснить в народной музыке зависимость комплекса выразительных средств от содержания мировоззрения русского человека, воспроизводимого конкретного чувства, черты характера.Выявлять своеобразие отношения классиков к интонационному богатству народной исполнительской культуры.Определять композитора незнакомой музыки по характерным для него принципам использования народного фольклора.Стараться в исполнении народной музыки воспроизводить специфику устной традиции.Участвовать в воспроизведении основных моментов русских обрядов
5 Календарно-тематическое планирование с указанием видов учебной деятельности.
№ п/п Дата проведения Наименование раздела и темы уроков. Вид УУД КСО Домашнее задание
план факт 1 Характерные черты русской музыки(8ч.) Интонационно-образный язык русской музыки Размышлять об общих интонационных корнях профессиональной музыки и народного творчества. Различать на слух интонации (мелодии) композиторской и народной музыки. Узнавать по характерным чертам жанры многонационального российского творчества (песни, былины, попевки, инструментальные наигрыши и пр.). Пропевать главные интонации (мелодии) изучаемых произведений композиторов-классиков. Запоминать имена корифеев русской музыкальной культуры, знать названия их лучших произведений. Понимать необходимость сохранения фольклорной культуры, древних музыкальных инструментов
М.И.Глинка «Патриотическая песнь», хор «Славься»из оперы «Иван Сусанин», «Камаринская», «Вальс – фантазия», «Я помню чудное виденье», «Ноченька Знать слова гимна России
2 Музыкальный портрет П.И. Чайковского П.И.Чайковский финал 4 симфонии, «Средь шумного бала», «У камелька», «На тройке» Найти общее в музыке
3 Музыкальный портрет М.П.Мусоргского «С няней», «В углу», «Средь шумного бала», сцены из оперы «Борис Годунов», «Богатырские ворота», «Гопак», «Трепак»
Найти общее в музыке
4 Интонационно-образный язык музыки русских композиторов
С.В.Рахманинов Фортепианный концерт ре минор, «Вокализ», «Ныне отпущаеши» Найти общее в музыке
5 Музыкальная культура России Н.А.Римский-Корсаков «Снегурочка»(ария Снегурочки, хор), «Садко» Повторить понятия
6 Музыкальная культура России
А .П.Бородин «Богатырская симфония», «Князь Игорь»
Знать слова песен
7 Музыкальная культура России
А .П.Бородин «Богатырская симфония», «Князь Игорь»
Знать слова песен
8 Итоговый урок по теме: «Характерные черты русской музыки» Музыкальная викторина Термины и понятия
9 Народное музыкальное творчество - «энциклопедия» русской интонационности(12ч.)
Обрядовость - ведущее начало русского фольклора
Сравнивать знаменный распев и протяжную песню, выявляя истоки особого интонационного склада русской музыки. Различать и выявлять выражение в русской музыке специфически национальных черт характера. Разучивать и исполнять былинные напевы, народные песни разных жанров, частушки и страдания. Стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности отечественного музыкального фольклора. Разыгрывать народные обряды, используя народные инструменты и разнохарактерные танцевальные фольклорные жанры
Подлинные мелодии народного сказителя и фольклориста Рябинина
Драматизация песен
10 Героика в народном былинном эпосе
Народный былинный эпос. Были «Алёша Попович и Тугарин(Сокольник), «Ой по морю было по морюшку», «Садко и морской царь» Нарисовать рисунок
11 Знаменный распев Знаменные распевы Разыгрывание песен
12 Протяжная песня как особый интонационный склад русской музыки «Как Иван-то ходит, бродит» Выразительное исполнение
13 Частушки и страдания «Частушки под язык», «Дудик-дудик»
Сочинить частушку
14 Танцевальные жанры
Плясовые «Камаринская», «Калинка»,хоровод «Во поле берёза»
Знать названия танцев
15 Танцевальные жанры
Плясовые «Камаринская», «Калинка»,хоровод «Во поле берёза»
Термины и понятия повторить
16 Урок- викторина по теме « Народное музыкальное творчество - «энциклопедия» русской интонационности»
По теме четверти
Подведение промежуточных итогов
17 Инструментальные игровые наигрыши Казачья плясовая «Калинка» Узнавать на слух жанры музыки
18 Обрядовые песни «Не по погребу бочонок», «Как не по мосту» Узнавать на слух жанры музыки
19 Путешествие по страницам русской музыки Музыкальная викторина и игра «Путешествие по страницам русской музыки» Узнавать на слух жанры музыки
20 Путешествие по страницам русской музыки Музыкальная викторина и игра «Путешествие по страницам русской музыки» Узнавать на слух жанры музыки
21 Истоки русского классического романса(6ч)
Интонационная сфера городского музицирования
Сравнивать народные песни и примеры композиторской интерпретации вокального народного творчества.Различать интонационную сферу городского салонного романса и классического (А. Гурилёв, А. Алябьев, А. Варламов).Напевать мелодии старинных романсов, выражая интонацией психологическую насыщенность содержания
Ковой-то нету,а мне больно жаль»,песни в исполнении Ф.Шаляпина «Ноченька», «Прощай радость, жизнь моя» Знать стилевые особенности
22 Крестьянская песня и городской салонный романс
«Сидел Ваня», «Выхожу один я на дорогу», «Степь да степь кругом»
Знать стилевые особенности
23 Крестьянская песня и городской салонный романс
«Сидел Ваня», «Выхожу один я на дорогу», «Степь да степь кругом»
Знать стилевые особенности
24 Городская лирика (общепопулярная) и старинный романс «Коробейники», «Светит месяц», «Тонкая рябина», «Утро туманное», «Домик – крошечка» Знать стилевые особенности
25 Городская лирика (общепопулярная) и старинный романс «Коробейники», «Светит месяц», «Тонкая рябина», «Утро туманное», «Домик – крошечка» Знать стилевые особенности
26 Урок-исследование: взаимодействие музыки городского музицирования Обзорно классический, старинный романс и песня Повторить термины, понятия
27 Композиторская музыка для церкви(2ч.)
Музыка для церкви как часть культуры России Размышлять о роли музыки в церкви. Различать интонационно-мелодические особенности духовной музыки
П.Г.Чесноков «Да исправится молитва моя»
Сопоставить музыкальные образы
28 Композиторская музыка для церкви А.А.Аренский «Помышляю день страшный Сопоставить музыкальные образы
29 Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре(6ч.)
Обработки народных песен Различать на слух народную музыку и музыку, сочинённую композиторами в народном духе. Уметь проследить и объяснить в народной музыке зависимость комплекса выразительных средств от содержания мировоззрения русского человека, воспроизводимого конкретного чувства, черты характера. Выявлять своеобразие отношения классиков к интонационному богатству народной исполнительской культуры. Определять композитора незнакомой музыки по характерным для него принципам использования народного фольклора. Стараться в исполнении народной музыки воспроизводить специфику устной традиции. Участвовать в воспроизведении основных моментов русских обрядов
Инструментальные плясовые наигрыши ,старинные наигрыши «Долгова», «Горбатова»
Творческая работа
30 Композиторская музыка в русском стиле
Обзор музыкальной картины России Творческая работа
31 Композиторская музыка в русском стиле
Обзор музыкальной картины России Творческая работа
32 Творческие работы по теме «Народная музыка»
Обзор музыкальной картины России
Творческая работа
33 Защита творческих работ
Обзор музыкальной картины России
Творческая работа
34 Итоговый тест по теме «Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре», викторина Музыкальная викторина, итоги конкурса « Знаток – русской музыки»
Повторить понятия и термины
6. Планируемые результаты
Требования к уровню подготовки обучающихся
Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:
• проявлять интерес к русскому обрядовому пласту фольклора,
понимание синкретики народного творчества;
решать учебные и практические задачи:
• выделять интонационно-стилевые особенности народной музыкальной культуры;
• сравнивать народную и профессиональную музыку;
• свободно и непринужденно, проявляя творческую инициативу, самостоятельно запеть (начать в качестве запевалы), завести игру, начать танец и пр.;
• узнавать произведения, называть русских композиторов, называть их имена (в соответствии с программой);
• приводить примеры использования русскими классиками образцов фольклора;
• различать на слух народную музыку и музыку, сочиненную композиторами в «народном духе»;
• самостоятельно распевать народные тексты в стиле устной традиции.
7. Описание учебно-методического и материально-технического образовательного процесса
Перечень учебно-методического обеспечения
1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения – 3-е издание Москва «Просвещение» 2011г. А.М.Кондаков, Л.П.Кезина
2.Примерные программы по учебным предметам 4-е издание, Москва «Просвещение» 2010г. А.М.Кондаков, Л.П.Кезина
Программа. Музыка 1-4 классы Л.В.Школяр –М.Вентана – граф 2012г.
«Музыкальное искусство»: Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф,2013г.
7. Описание учебно-методического и материально-технического образовательного процесса
Программно-методическое обеспечение курса
В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр- Музыка: программа: 1-4 классы- М., Вентана-Граф, 2012
2) Усачёва В.О. Музыка: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений- 3-е изд., перераб. и доп. -М., Вентана-Граф, 2012
Печатные пособия
Портреты композиторов
Комплекты представлены в настенном варианте
Игры
Театральные куклы Сказка «Маша и Медведь»
Сказка «Красная шапочка»
Сказка «Зайкина избушка»
«Малыш и Карлсон»
8. Оценочные материалы. Критерии оценивания образовательных результатов.
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:• проявлять интерес к русскому обрядовому пласту фольклора, понимание синкретики народного творчества; решать учебные и практические задачи:• выделять интонационно-стилевые особенности народной музыкальной культуры;• сравнивать народную и профессиональную музыку;• свободно и непринужденно, проявляя творческую инициативу, самостоятельно запеть (начать в качестве запевалы), завести игру, начать танец и пр.;• узнавать произведения, называть русских композиторов, называть их имена (в соответствии с программой);• приводить примеры использования русскими классиками образцов фольклора;• различать на слух народную музыку и музыку, сочиненную композиторами в «народном духе»;• самостоятельно распевать народные тексты в стиле устной традиции.
9. Лист фиксации изменений
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПРОГРАММЕ
№ п\п Дата внесения изменений Характеристика изменений Реквизиты документа, которым закреплены изменения (приказ) и подпись руководителя ОО Подпись учителя