Развитие поисково-исследовательской деятельности у младших школьников на краеведческом материале


Овчаренко Инна Александровна
учитель начальных классов
МКОУ СОШ № 25 с УИОП
Развитие поисково-исследовательской деятельности у младших школьников на краеведческом материале
Важнейшей задачей школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями и способами действия с ними в соответствии с познавательными установками.
В современных условиях, когда объём необходимых человеку и обществу знаний быстро возрастает, уже нельзя ограничиться лишь освоением определённой суммы знаний: важно развивать у учащихся потребность и умение постоянно повышать свой интеллектуальный уровень, максимально приблизив учебную деятельность ребёнка к познавательной.
До настоящего времени не дано строгого понятия « поисково - исследовательская деятельность учащихся», не разработана технология формирования исследовательской деятельности учащихся, не разработаны критерии, уровни оценки сформированности учебно - исследовательской деятельности младших школьников.
Широкие возможности для поисково – исследовательской деятельности предоставляет краеведческий материал. Краеведение в настоящее время, по определению академика Д. С. Лихачёва, — «самый массовый вид науки». В последнее десятилетие по России в целом резко возрос интерес к проблемам изучения родного края. С одной стороны, это дань моде, с другой — насущная необходимость, и диктуется она потребностями общества в создании условий для становления гражданина. Один из патриархов отечественного краеведения, председатель Союза краеведов России  С. О. Шмидт, утверждает, что «интерес к тому, что ближе всего, — основа интереса ко всему остальному и путь к пониманию этого „остального“, к развитию общих представлений о мире и обществе».
Включение краеведческого материала в структуру образовательного процесса стимулирует воображение, наблюдательность, творческое мышление, одновременно приобщая младших школьников к культурным, нравственным и эстетическим ценностям региона.
Изучение краеведения предполагает непосредственное участие в поисково-исследовательской работе, как учащихся, так и самого учителя.
Краеведение должно носить системный, плановый характер. В нашей школе разработана программа краеведческого кружка, которая отражает межпредметную интеграцию. Ее содержание, тематика, формы и методы определяются с учетом возрастных особенностей учащихся.
Краеведение в школе осуществляю в двух направлениях:
первое - работа краеведческого кружка «О прошлом память сохраним»;
второе - организация общешкольной краеведческой работы по плану воспитательной работы школы.
Программа кружка «О прошлом память сохраним» предназначена для учащихся 3-4 классов как внеклассное занятие. Она предусматривает теоретический и практический материал, который раскрывается на примерах своего края. Состоит из следующих разделов: «Родословие», «Родной город», «Район».
Материал направлен на изучение истории своего края, истории его образования и развития. Изучение родного края имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует формированию личности, воспитанию учащихся в духе патриотизма.
Основная задача – дать необходимые знания по истории родного края, познакомить учащихся, не только с прошлым, но и с современным состоянием города, предположить перспективы развития.
Занятия кружка носят преимущественно практический характер, учащиеся приобретают умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений. Учатся выделять главное, сравнивать, систематизировать сведения о своей семье, городе, крае, проводить исследовательские и поисковые работы. Подобный подход учит более глубоко осмысливать последовательность событий, содействует формированию исторического мышления.
Краеведческая поисково- исследовательская работа реализуется на занятиях в краеведческом кружке, в сотрудничестве со школьной библиотекой, на встречах с ветеранами, старожилами, при совместной деятельности с родителями, бабушками, дедушками, при проведении экскурсий.
Основой работы краеведческого кружка является поисково-исследовательская работа. Аспекты изучения самые разнообразные. В исследовательской работе выделяют следующие этапы:
выбор темы для исследования;
подбор краеведческой литературы по выбранной теме (помощь оказывает библиотекарь);
составление примерного плана (консультирует учитель);
сбор материала по выбранной теме (встречи, экскурсии, беседы со старожилами);
систематизация материал, корректировка плана;
учащиеся фотографируют, собирают старые фотографии, делают рисунки, составляют схемы, таблицы;
оформляют работы;
защищают исследовательскую работу.
Для организации общешкольной краеведческой работы применяются разнообразные формы общения и взаимодействия учащихся с людьми старшего поколения, которые позволяют понять и усвоить социально одобряемые нормы поведения и жизни. С помощью такого взаимодействия достигается преемственность поколений, передача накопленного жизненного опыта от старшего поколения к младшему. Усвоение учащимися этого опыта, овладение им лучше происходит через совместную с взрослыми деятельность:
совместные трудовые дела;
встречи с интересными людьми;
концерты, подарок ветерану;
экскурсии по родному краю;
выставки народного творчества.
Таким образом, развитие исследовательской деятельности на основе краеведения способствует актуализации знаний, умений, навыков ребёнка, их практическому применению, формированию представлений об окружающих предметах и явлениях, традициях и обычаях своего города. Тем самым, решая ещё одну важнейшую задачу – воспитание личности, гражданина, патриота своей малой Родины.