Методические материалы по организации проектно-исследовательской деятельности на краеведческом материале









Методическое пособие
по организации проектно-исследовательской деятельности
на краеведческом материале




Автор
Циценко Лидия Васильевна,
учитель русского языка и литературы,
руководитель школьного краеведческого музея
















п.Новокасторное.2016


Содержание
стр.
Пояснительная записка .3
Методические рекомендации по организации
проектно-исследовательской деятельности
на краеведческом материале ..7
Заключение.14
Список литературы...15


















Пояснительная записка
« мы должны строить своё будущее на прочном
фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм.»
Путин В.В.
Актуальность темы обусловлена потребностями современного общества. Ни для кого не секрет, что приоритеты современного общества расставлены, увы, не в пользу духовно-нравственных ценностей. В связи этим школа, выполняя социальный заказ общества все большее внимание должна уделять именно воспитательному аспекту современного образовательного процесса. Воспитать гражданина и патриота – вот основная задача школы. В настоящее время патриотическое воспитание российской молодёжи является одним из приоритетных направлений государственной политики. В.В. Путин подчеркивает: «Возрождать воспитание нужно с национальных ценностей».
Патриотизм (преданность Родине, готовность ее защищать) – одно из основополагающих качеств духовности человека. Жизнь, Родина, добро для ребенка всегда начинаются с его ближайшего окружения. В Конвенции о правах ребенка (1991г.) сказано: «Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизации, отличной от его собственной» (статья 29).
Возрождение патриотизма – шаг к возрождению России. Мировая история свидетельствует, что без патриотизма нельзя создать сильную духом державу, привить людям понимание их гражданского долга.
В связи с этим проблема патриотического воспитания становится одной из актуальных. К настоящему времени вопросом военно-патриотического воспитания занимаются на высшем уровне. Сформирована определенная нормативно-правовая база, из которой можно выделить следующие документы:
 Закон Российской Федерации от 13 мая 1995 года «О днях воинской славы России»;
 Закон Российской Федерации от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе»;
 Концепция военно-патриотического воспитания, утвержденная в марте 1998 года.
Проблемы патриотического воспитания личности нашли отражение в нормативных документах Министерства образования Российской Федерации:
 Государственная программа военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы»;
 программа Министерства образования Российской Федерации «Формирование условий для гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи. Увековечение памяти защитников Отечества».
Научно-методологические основы патриотического воспитания заложены в областной целевой программе «Патриотическое воспитание граждан в Курской области на 2012-2015 годы» (УТВЕРЖДЕНА постановлением Администрации Курской области от 28 октября 2011 г. № 544-па).
Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены и в ФГОС второго поколения - это формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства. В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.
Память истории, сочетающаяся с чувством гордости за свою историю,- основа достоинств нации,  её  способности  в реализации  национальных интересов, ценностей, идеалов. И сегодня в учебно-воспитательном процессе следует  сделать продуктивной  не только  тему  Великой  Отечественной  войны 1941-1945гг, но и  современных локальных войн, а также  тему  малой Родины. Следует убеждать каждого ребёнка в том, что клочок, на котором мы родились либо живём, где находятся  могилы наших предков, является  самым дорогим, неповторимым. Долг каждого взрослого и ребёнка постоянно  оберегать этот  клочок, беспокоиться о мире и покое на нём. Разговор  с  учащимися  надо вести так, чтобы в их душах  надолго остался след памятных воспоминаний.
       Данное методическое пособие является результатом многолетней работы по патриотическому  воспитанию.
Новизна методической идеи состоит в объединении различных видов деятельности (познавательной, трудовой, краеведческой, поисковой, творческой), направленных на усвоение патриотических, гражданских, нравственных понятий и правовых норм поведения, на приобретение умений и навыков исследовательской деятельности.
Область применения: методическое пособие адресовано учителям краеведения, классным руководителям, педагогам дополнительного образования и руководителям музеев.
Цель пособия: обобщение  и распространение  педагогического  опыта организации и проведения проектно-исследовательской деятельности на краеведческом материале как  наиболее  эффективной формы в работе по патриотическому воспитанию   с подрастающим поколением.
Задачи:
охарактеризовать основные направления краеведческой работы в школе;
показать этапы организации учебно-исследовательской работы учащихся;
продемонстрировать возможности применения материала исследовательских работ на уроках и во внеурочное время.
Деятельность  педагогов в данном направлении  имеет позитивные  возможности:
- для  общества  в целом: воспитание  исторически-грамотных, активных граждан, использование   накопленного опыта и духовного потенциала в целях сохранения  и преемственности славных боевых традиций;
-для образовательных  организаций: освоение  педагогами  новых технологий, форм работы;
- для обучающихся: сформирована субъектная позиция; максимально раскрыт творческий потенциал.
Возрастные  группы:  обучающиеся  5-11классов.
Результативность: любая деятельность педагога отражается в успехах и результатах его обучающихся,  у которых повышается познавательная активность, стимулирующая  проявление творческих способностей, а также у учащихся будут сформированы
 активная гражданская позиция;
 духовная, физическая и практическая готовность к защите Родины.





















Методические рекомендации
по организации проектно-исследовательской деятельности
на краеведческом материале
К «патриотизму нельзя только призывать, его нужно воспитывать...» - справедливо отмечал Дмитрий Сергеевич. Среди наиболее  распространённых и действенных  средств патриотического воспитания, подготовки  молодёжи к  служению Отечеству, воспитания  её  в духе  любви к Родине, российскому народу важное  место занимает краеведческая работа. В настоящее время накоплен громадный арсенал научных средств и методов организации поисковой деятельности. Новизна данных методических рекомендаций– в использовании метода проектно-исследовательской деятельности при организации и проведении поисковой работы. Под термином «проектно-исследовательская деятельность » понимается самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством педагога. В основе поисковой деятельности лежит развитие навыков научно - исследовательской деятельности. Ценность метода научного исследования заключается в том, что обучающиеся получают возможность посмотреть на свои результаты поиска с позиции ученого. Краеведческий материал – это связь науки с жизнью, связь с современностью. А главное, что при умелой организации поисковой работы у подрастающего поколения воспитываются лучшие качества гражданина и патриота. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности  в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (то есть самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Патриотизм начинается с чувства сопричастности к подвигам земляков, с открытого сердца, чистой совести и добрых дел. Наши земляки всегда вносили достойную лепту в дело защиты Родины. Подвиги воинов – лучшее тому подтверждение. Сбор материала о своих земляках для юных следопытов особенно дорог. Результатом поисковой деятельности должно стать создание в школе краеведческого музея. Создавая музей, необходимо ставить перед собой следующие задачи:
-воспитание у школьников патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов;
-приобщение детей и подростков к историческому и духовному наследию России через практическое участие в сборе и обработке документов, изучении и благоустройстве памятников.
Всю краеведческую и исследовательскую работу в музее должны вести учащиеся под руководством педагога. Члены Совета музея участвуют во всех традиционных мероприятиях:
- встречи с ветеранами;
-изучение истории родного края;
-помощь в сборе информации о памятниках Курского края;
-посещение и активное сотрудничество с музеями района и области;
-активная работа по оформлению музейной экспозиции.
На базе музея необходимо организовать работу кружков краеведческой направленности. При планировании работы краеведческих кружков необходимо учитывать такие особенности и требования:
работа кружка должна быть направлена на развитие духовно-нравственных ценностей у детей;
кружковая работа должна воспитывать детей в духе толерантности и патриотизма;
программа должна основываться на изучении духовно-нравственных ценностей народа через изучение истории родного края;
в планировании должно быть предусмотрено сотрудничество с историко-краеведческим музеем, знакомство с его фондами экспозицией и литературой.
Работа музея и краеведческих кружков должна носить системный характер. При этом решаются следующие задачи:
расширение и углубление знаний по истории родного края;
формирование умений и навыков общения и выступлений перед аудиторией;
мотивация ребенка на использование полученных знаний в научно - исследовательской деятельности;
применение метода научного исследования в поисково - краеведческой работе.
Краеведческие исследования обучающимися ведутся по нескольким направлениям. Важным этапом в процессе комплектования фондов музея является подготовка к поисково-собирательской работе. Это направление даёт возможность детям проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования разрабатываются темы, интересующие детей.
В концепции школьного музея определяются направления комплектования фондов музея.
Направления комплектования
Темы

История Великой
Отечественной войны
Дети и война ; труженики тыла; узники концлагеря; участники Курской битвы

История школы
Учительские династии; учителя –участники Великой Отечественной войны; первый выпуск школы


В соответствии с этим классы получают задания и работают по следующим направлениям, соответствующим направлениям движения «Отечество»:
Родословие ( начальные классы)
Летопись родного края ( 5-8 классы)
Великая Отечественная война (9-11 классы)
На подготовительном этапе начинается изучение темы по литературе, по материалам, уже имеющимся в музее. Одним из основных принципов  любой исследовательской работы является комплексность. Следуя ему, юные краеведы должны пытаться всесторонне исследовать тему, стремиться связать изучаемые события с общеисторическим процессами, увидеть их характерные черты, установить достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц в этих событиях. Такой подход даёт  возможность составить объективное представление об изучаемых исторических явлениях, о степени их отражения в выявленных памятниках истории и культуры. В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты.
Поисково-собирательскую деятельность осуществляют следующие группы: поисково-собирательская и исследовательская.
Группы
Функции

Поисково-собирательская
Осуществляет комплектование музейного собрания, разрабатывая краеведческие задания по классам и анализируя их выполнение

Исследовательская
Организует научно-исследовательскую работу


Основные направления научного исследования
при проведении поисковой работы
1.Включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами.
2.Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
3.Оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы.
4.Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся.
5.Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.
6.Подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, уроков мужества.
7.Редактирование и издание ученических научных сборников.
Основные условия научного исследования
при проведении поисковой работы
1.Цель исследования должна быть конкретной. 2.Выбранная задача работы должна быть доступной.
3.Работа должна быть нужной. Её результаты должны быть интересны не только вам, но ещё какому-то кругу людей. Одно из самых бесспорных проявлений таланта исследователя– умение выбрать наиболее актуальную тему исследования.
4.Работа должна быть интересна. Если самому не любопытно, каков будет полученный результат, если не доставляет радости сам процесс работы, лучше не беритесь за неё вовсе. 5.Выбор темы исследования начинать надо обязательно с вопросов, которые вы способны решить сами. Очень ценно, что юные краеведы находят темы исследований совсем близко, в окружающей жизни.
Этапы работы над научным исследованием
1.Ознакомиться с перечнем предлагаемой тематики и в соответствии со своим интересом выбрать тему.
2.Выбранную тему обсудить на индивидуальной консультации с руководителем.
3.Изучить предложенную руководителем литературу или литературу, которую автор определил самостоятельно.
4.На основе изученных материалов и тематического словаря написать анализ собственного изучения темы.
5.На основе изученного теоретического материала выполнить исследовательскую или экспериментальную часть работы.
6.Оформить работу и на основе её содержания подготовить небольшое (7 – 10 минут) выступление на итоговой конференции.
Эмпирические методы исследования
-метод опроса, анкетирование;
-использование визуальных документов (фильмы, фотографии, видеофильмы);
-анализ личных документов (дневники, письма )
Ребята овладевают теоретическим и практическим материалом по выбранной проблематике, анализируют различные точки зрения на данную проблему, разрабатывают и проводят исследование в соответствии с гипотезой и целью исследования. Результатом работы можно считать не только интеллектуальное обогащение, но и личное развитие ребенка. Как показывает опыт, окружающие отмечают у детей повышение самооценки и уверенности в себе. Ребята не боятся обсуждать и анализировать свои гипотезы.
Исследовательские работы должны иметь практическую значимость, применимость результатов исследования. Речь идёт о наработке социальной практики средствами исследовательской деятельности. В результате  такой деятельности формируется  личность  обучающегося и его ценностные ориентиры, вырабатываются навыки патриотического  поведения.
Тема Великой Отечественной войны не отошла в прошлое истории. Она и сегодня актуальна, потому что связана с основными проблемами нашего времени: немногие вернулись с фронта, немного осталось тех, кто вынес войну и уцелел. Они уходят от нас, возраст берёт своё. Потому священный долг каждого поколения - сохранить имена солдат-защитников Родины для потомков. В рамках социализации проектно-исследовательской деятельности осуществляются следующие виды деятельности: культурно-массовая, информационная.
Под руководством педагогов и актива музея ко всем знаменательным датам проводятся торжественные классные часы, уроки мужества, где ребята выступают перед учащимися и гостями с театрализованными и литературными композициями. Школьники с огромным интересом готовят рассказы и фотоэкскурсии для младших товарищей, посвящённых истории родного края, памятникам истории и архитектуры родного края, героям – ветеранам.
Формы  реализации результатов исследовательской деятельности могут быть самыми  разнообразными; они должны  быть интересными и действенными, способствовать формированию гордости за  историю  посёлка, города, края и её  знаменитых людей, соответствовать  возрасту  обучающихся. 
Для обучающимися   младшего школьного возраста рекомендуется  проводить:
 - встречи  ветеранов  Великой Отечественной  войны, других локальных войн современности; чествование  тружеников тыла и ветеранов  труда; встречи   с узниками концлагерей, детьми военных лет;
  - посещение  краеведческих, исторических музеев; посещение   мемориальных  комплексов, обелисков, памятников погибшим воинам.
Для обучающихся  среднего и старшего  школьного возраста рекомендуется проводить:
   - дискуссионные и лекционные мероприятия с участием ветеранов  Великой  Отечественной войны, участников  других  боевых сражений (военных конфликтов),тружеников тыла, детей военных лет;
 -  тематические  занятия, устные журналы;
- военно-спортивные игры;
- оформление альбомов, стендов, экспозиций;
- волонтёрскую работу по оказанию помощи  ветеранам, другим категориям участников  Великой Отечественной войны, боевых действий  современности.
Продуманная, методически грамотно выстроенная краеведческая работа поможет увидеть, как с каждым мероприятием, с каждой успешно проделанной работой сердца ребят наполняются гордостью за свой народ, за те события, о которых им довелось рассказывать, над чем пришлось работать и что нужно было узнать в процессе кропотливой исследовательской работы.
Заключение
Материалы, представленные в пособии, показывают, как на местном краеведческом материале можно рассказать о замечательных земляках, помочь детям понять общие исторические сведения и применить метод научного исследования при оформлении результата поисковой работы. Важно, чтобы  учащиеся усвоили, что  их личное достижение жизненных целей взаимосвязано с готовностью  служения своему Отечеству- тому коллективу, обществу и государству, в котором  они находятся  и живут. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее значение. Значительные исторические события, рассматриваемые через призму данной конкретной личности, становятся более понятными, приобретают особое воспитательное и образовательное значение. Внутренний мир человека сам по себе не формирует осознание чувства патриотизма – он лишь основа. Формирование происходит тогда, когда он соприкасается с общественными ценностями, идеалами и традициями.
Преподавателям проведение проектно-исследовательской деятельности на краеведческом материале поможет сформировать  « банк» методических материалов (сбор и систематизация краеведческого материала в форме исследовательских проектов, презентаций, творческих отчётов, альбомов) по патриотической тематике.



Список  литературы
Агапова И.А. Патриотическое  воспитание.- М.:Айрис-кресс,2002.- 224с.
Беленко В.В. Нам дороги эти  позабыть нельзя.- М: Педагогическое общество России.2005.-48с.
Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность. Авт.-сост. Т. А.Орешкина. - Волгоград: Учитель, 2007.- 122 стр.
Детский  творческий  центр: организация  методической работы.- Волгоград: Учитель, 2008.-126с.
Зубайраев А.Л.   Патриотическое     воспитание:   духовная   сфера,  опыт // Советская  педагогика,1990.- №5.- с.10-13
Коваль М.Б. Патриотическое   воспитание подрастающего поколения.- М,2001.-137с.
Кон И.С. Молодёжь  и общество.- М.- 2001.-73с.
Кузнецова Н.А. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования  детей: пособие для руководителей и педагогов. – 2-е изд.- М: Айрис-пресс,2004.-96.
Мазыкина Н.В. Растим патриотов  России.- М.-2004
Методическое  пособие для педагогов по патриотическому воспитанию. Растим  патриотов.- М, 2003
Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Авт.-сост. И.А.Пашкович. - Волгоград: Учитель, 2006. -169 стр.
Строганова Л.В., Кребицкая Н.Л. нам дороги  эти позабыть нельзя.-Выпуск №3.- М.: Педагогическое общество России.- 2005.-48с.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715