Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК Начальная школа XXI века 3 класс


Календарно-тематическое планирование
«Окружающий мир»
«Начальная школа XXI века»
3 класс

п/п Тема
урока Тип
урока Характеристика
деятельности учащихся Домашнее
задание Дата проведения Корректировка
план факт Земля – наш общий дом (6 ч.)
1 Где и когда ты живёшь. Счёт лет в истории.
вводный Рассматривает рисунок, схему в учебнике. Понимает, что значит находиться в пространстве. Сравнивает арабские и римские цифры. Пользуется римскими цифрами для записи веков. Работает с «лентой времени» в рабочей тетради. Рисует схему «Где я нахожусь». Работает с текстом учебника. Стр. 8-10; р.т. стр. 3 02.09 2 Солнечная система. Природные, искусственные тела и природные явления.
комбинированный Перечисляет общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Различает природные тела и природные явления. Пишет небольшой рассказ (этюд, зарисовку) о явлении природы. Стр. 11-13; р.т. стр. 4-5 05.09 3 Солнечная система. Солнце – звезда. Планета Земля – шар. комбинированный Характеризует главную звезду Солнечной системы. Характеризует форму и размер Земли. Называет основные условия жизни на Земле; причины смены дня и ночи; причины смены времен года. Объясняет пословицы. Стр. 14-17; р.т. стр. 6-8 09.09 4 Условия жизни на Земле. Значение Солнца для жизни на Земле.
комбинированный Составляет таблицу «Характеристика Земли». Работает в группе, заполняет «Паспорт Земли». Делает вывод на основе длительных наблюдений (по проращиванию семян). Проводит и комментирует опыты, доказывающие смену дня и ночи, смену времен года. Понимает, что такое «сутки» и «год». Приводит примеры, доказывающие возможность /невозможность жизни человека без солнечного света. Стр. 18-22; р.т. стр. 8 12.09 5 Водная оболочка Земли. комбинированный Перечисляет общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Понимает значение воды для жизни на Земле. Наблюдает за растениями в разных областях земного шара. Делает вывод о зависимости количества растительности от количества воды. Приводит примеры источников воды на Земле. Рассказывает о водоеме или водном потоке. Самостоятельно находит информацию об охране воды. Стр. 23-26; р.т. стр. 9-11 16.09 6 Воздушная оболочка Земли. комбинированный Понимает, что воздух – это смесь газов. Объясняет, что такое «атмосфера» и каково ее значение для Земли и ее обитателей. Проводит и комментирует опыт, доказывающий, что кислород поддерживает горение, а углекислый газ – нет. Анализирует и сравнивает понятия «чистый воздух», «грязный воздух». Подбирает информацию о том, как защитить воздух от загрязнения. Объясняет, что такое «погода», «прогноз погоды». Стр. 27-32; р.т. стр. 12 19.09 Как человек изучает Землю (3 ч.)
7 Человек познаёт мир. Географическая карта. практикум Понимает методы познания мира: наблюдения, эксперимент, изучение опыта человечества. В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Пользуется географической картой и глобусом. Работает с глобусом: находит экватор, полушария, полюса, меридианы и параллели. Выполняет практическую работу по карте. Готовит небольшое сообщение по вопросу «Людям каких профессий нужны карты?» Стр. 34-40; р.т. стр. 14 - 16 23.09 8 Человек познаёт мир. План. практикум Понимает, что значит «читать» карту. Называет и графически воспроизводит несколько условных обозначения плана и карты. Объясняет устройство компаса. Определяет по нескольким признакам правила ориентирования в незнакомой местности. Стр. 40 – 41; р.т. стр. 17-20 26.09 9 Ориентирование на местности. комбинированный Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. Учебник стр. 41 - 44
Рабочая тетрадь стр. 20-21
30.09 Царства природы (28 ч.)
10 Бактерии.
комбинированный Понимает бактерии как маленькие примитивные живые существа. Кратко характеризует особенности жизни бактерий, места их обитания. Объясняет значение бактерий в природе и в жизни человека. Стр. 46-48; р.т. стр. 22 03.10 11 Грибы комбинированный Понимает, что грибы – это особое царство природы. Кратко характеризует особенности внешнего вида и строения грибов. Называет отличие их от растений. Комментирует правила сбора грибов. Иллюстрирует свое сообщение по теме «Любимые грибы нашей семьи». Стр. 49-53; р.т. стр. 23 07.10 12 Растения. Если бы на Земле не было растений.
комбинированный Называет места обитания растений на планете Земля. Приводит примеры отдельных представителей флоры, живущих в разных условиях (водоём, луг, пустыня, лес и др.). Стр. 54-58; р.т. стр. 30 10.10 13 Разнообразие мира растений (флоры). комбинированный Выделяет группы растений, отличающиеся строением, внешним видом, условиями произрастания: папоротники, мхи, хвойные, водоросли, цветковые. Приводит примеры ядовитых растений. Классифицирует растения по разным основаниям. Стр. 59-62; р.т. стр. 24 14.10 14 Растения прекрасные, но опасные (ядовитые растения). комбинированный Выделяет группы растений, отличающиеся строением, внешним видом, условиями произрастания. Приводит примеры ядовитых растений. Классифицирует растения по разным основаниям. Стр. 65-67; р.т. стр. 31-32 17.10 15 Растения – живые существа. Корень, его значение. комбинированный Составляет короткое сообщение по теме «Как живёт растение». Называет отличия растений от животных. Кратко характеризует органы растения, их значение для роста и развития. Называет особенности питания и размножения растений. Объясняет последовательность развития жизни растения, характеризует значение органов растения. Стр. 68-69; р.т. стр. 25 21.10 16 Побег – сложный надземный орган растения. комбинированный Владеет способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. Стр. 70-74; р.т. стр. 26 24.10 17 Цветок и плод растения. комбинированный Сравнивает плоды растений. Приводит примеры плодов с заданными характеристиками. Приводит примеры вегетативного размножения растения (частями, корнями, клубнями, корневищем, луковицами), размножения семенами. Стр. 74-78; р.т. стр. 26-27 28.10 18 Размножение растений комбинированный Практическая работа. Работа с иллюстративным материалом. Выполнение заданий в рабочей тетради. Стр. 78-82; р.т. стр. 27-28 31.10 19 Растения дикорастущие и культурные. комбинированный Приводит примеры дикорастущих и культурных растений и объясняет их принадлежность к той или иной группе. Изготавливает книжку-самоделку «Культурные растения». Стр. 82 - 87; р.т. стр. 29 11.11 20 Красная книга России
урок-проект Кратко характеризует страницы Красной книги (чёрные, красные, оранжевые, жёлтые, белые, зелёные). Приводит правила охраны растительного мира. Называет растения оранжевых страниц Красной книги своей местности. Стр. 88 - 94; р.т. стр. 34-36 14.11 21 Правила поведения на природе. комбинированный Приводит правила поведения на природе. Стр. 93-94; р.т. стр. 33 18.11 22 Животные. Роль животных в природе.
комбинированный Перечисляет общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Объясняет высказывание «Животные – живые тела природы». Кратко рассказывает о связях животных друг с другом (звенья одной цепи). Самостоятельно подбирает информацию для книжки-самоделки «Роль животных в природе». Стр. 95 - 97; р.т. стр. 37
21.11 23 Разнообразие мира животных (фауны.) комбинированный Распределяет животных по группам: одноклеточные и многоклеточные, беспозвоночные и позвоночные животные. Классифицирует животных по принадлежности к классу, по величине, форме, внешнему виду и способам защиты. Стр. 98 - 99; р.т. стр. 38
25.11 24 Животные – живые существа (организмы). комбинированный Сравнивает животных по их умению ориентироваться в окружающем мире. Классифицирует животных по типу питания (веществами, которые содержатся в растениях или в организмах других животных). Стр. 100 - 103; р.т. стр. 40-41
28.11 25 Животное – живой организм. комбинированный Кратко рассказывает о разнообразии движений и типов дыхания животных. Приводит примеры животных, которые бегают, плавают, прыгают, летают, ползают. «Читает» рисунок-схему. Составляет свою схему по аналогии. Стр. 104 - 107; р.т. стр. 43 02.12 26 Как животные приспосабливаются к условиям жизни. комбинированный Понимает, что всё поведение животного подчинено инстинктам – врождённым формам поведения. Кратко рассказывает о том, как животные по-разному приспосабливаются к условиям жизни: строят гнёзда, впадают в спячку, охотятся, отпугивают, обороняются и др. Приводит примеры разнообразного поведения животных. Стр. 107 - 109; р.т. стр. 39 05.12 27 Беспозвоночные животные.
комбинированный Делает вывод о том, что беспозвоночные животные не имеют позвоночника. Приводит примеры среды обитания беспозвоночных животных. Выделяет группу беспозвоночных животных (черви, моллюски, мидии, улитки, кальмары, осьминоги, насекомые, паукообразные). Понимает, что насекомые – самая большая группа беспозвоночных животных. Стр. 110 - 116; р.т. стр. 42 09.12 28 Позвоночные животные. Рыбы. комбинированный Сравнивает беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицирует позвоночных животных. Выбирает правильное утверждение, работая в паре. Характеризует особенности рыб и земноводных: внешний вид, место обитания, особенности поведения. Стр. 117 - 121; р.т. стр. 43 12.12 29 Земноводные (амфибии). комбинированный Сравнивает беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицирует позвоночных животных. Выбирает правильное утверждение, работая в паре. Характеризует особенности рыб и земноводных: внешний вид, место обитания, особенности поведения. Стр. 121 - 123; рассказ о любом земноводном 16.12 30 Пресмыкающиеся (рептилии). комбинированный Сравнивает беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицирует позвоночных животных. Выбирает правильное утверждение, работая в паре. Характеризовать особенности пресмыкающихся: внешний вид, место обитания, особенности поведения. Стр. 124 - 129; р.т. стр. 44 19.12 31 Птицы комбинированный Сравнивает беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицирует позвоночных животных. Выбирает правильное утверждение, работая в паре. Характеризовать особенности птиц: внешний вид, место обитания, особенности поведения. Стр. 129 - 133; р.т. стр. 45 23.12 32 Млекопитающие (звери). комбинированный Сравнивает беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицирует позвоночных животных. Выбирает правильное утверждение, работая в паре. Характеризует особенности млекопитающих: внешний вид, место обитания, особенности поведения. Стр. 133 - 138; р.т. стр. 46 26.12 33 Природные сообщества.
комбинированный Характеризует животное как организм. Устанавливает зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного. Приводит примеры (конструирует) цепи питания.
Стр. 139 - 144; рассказ о природном сообществе 13.01 34 Почему люди приручали животных. Проверочная работа «Царства природы»
комбинированный Рассказывает о своем любимом животном. Классифицирует животных. Составляет кластер по теме «Домашние животные». Выполняет задания проверочной работы по изученным темам. Стр. 145 - 146; рассказ о любимом животном 16.01 35 Заповедники. урок-путешествие Объясняет, что такое «заповедник». Обсуждает информацию, отвечает на проблемные вопросы. Приводит примеры нескольких заповедников России. Стр. 147 – 153; рассказ о животном заповедника 20.01 Наша Родина: от Руси до России (10 ч.)
36 Древнерусское государство. комбинированный Понимать, что о прошлом узнают разными методами: проводят раскопки, изучают берестяные грамоты, древние предметы быта и др. Кратко характеризовать потомков восточных славян – русских, украинцев и белорусов. Понимать причину расселения племен восточных славян по берегам рек. Приводить примеры племен и государств. Стр. 6 - 11; р.т. стр. 3 23.01 37 Первые русские князья. комбинированный Работает с лентой времени. Рассказывает о возникновении Древнерусского государства. Территория и города. Называет нескольких правители Древнерусского государства. Стр. 12 - 17; р.т. стр. 3-4 27.01 38 Первые русские князья. комбинированный Работает с лентой времени. Рассказывает о возникновении Древнерусского государства. Территория и города. Называет нескольких правители Древнерусского государства. Стр. 17 - 21; р.т. стр. 5-6 30.01 39 Московская Русь. Иван IV Грозный – первый русский царь. комбинированный Правильно говорит одно из названий нашей страны – Московская Русь. Кратко рассказывает о становлении Москвы как столицы. Знает, что Иван Грозный – первый русский царь. Называет дату венчания на царство первого русского царя. Стр. 22 - 25; р.т. стр. 7 03.02 40 Российская Империя. Пётр 1 Великий. комбинированный Правильно говорит одно из названий нашей страны – Российская империя. Получает информацию из рассказа учителя и из текста учебника. Кратко рассказывает об образовании Российской империи. Понимает, что Пётр I – император. Стр. 26 - 27; р.т. стр. 7, №12, 13 06.02 41 Создание русского флота. Санкт-Петербург – новая столица России. комбинированный Приводит примеры деятельности Петра I: создание флота, строительство Санкт-Петербурга, развитие промышленности, образования. Стр. 27-31; р.т. стр. 8, №14 10.02 42 Екатерина II Великая.
комбинированный Объясняет, почему царицу Екатерину II назвали Великой. Кратко характеризует деятельность царицы на благо России. Сравнивает характеры русских царей, рассказывает о характере, интересах Екатерины Великой. Стр. 32 - 34; р.т. стр. 8, №15 13.02 43 Последний российский император Николай II.
комбинированный Рассказывает кратко о последнем российском императоре и его семье. Приводит пример характера Николая II, особенностей его правления. Называет дату свержения последнего русского царя. Создает презентацию – выставку репродукций русских художников XIX века. Раскрывает, какие стороны жизни детей привлекали художников. Стр. 34 - 36; р.т. стр. 8 17.02 44 Советская Россия. СССР.
комбинированный Правильно называет нашу страну в XX веке. Перечисляет республики, которые входили в состав СССР, основы устройства государства. Стр. 37; р.т. стр. 9, №17 20.02 45 Российская Федерация. комбинированный Правильно называет нашу страну в XXI веке. Знает главу государства в современной России, основы устройства современной России. Создает сообщение по теме «Россия в XXI веке». Называет имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России Стр. 37-38; р.т. стр. 9 24.02 Как люди жили в старину (8 ч.)
46 Проверочная работа «История Руси и России». Из истории имён.
комбинированный Понимает, что отражают имя, отчество и фамилия человека. Объясняет, как рождались имена и фамилии. Подбирает иностранные имена, похожие на русские. Стр. 40 - 45; р.т. стр. 9-10 27.02 47 Какими людьми были славяне. комбинированный Описывает особенности внешнего вида славянина. Самостоятельно готовит небольшое сообщение по теме «Как выглядели люди в разные исторические эпохи». Объясняет значение слов «облик», «окладистая». Сравнивает изображенных персонажей с современными людьми. Стр. 46 - 50; р.т. стр. 10-11 02.03 48 Какими людьми были славяне. комбинированный Реализовывает в процессе парной работы правила совместной деятельности. Умеет критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний. Стр. 51 - 55; р.т. стр. 12 05.03 49 Какие предметы окружали людей в старину. «Скажи, какой у тебя дом…»
комбинированный Описывает устройство и внешний вид русского жилища. Понимает зависимость вида жилища от условий окружающей среды и социального положения жильца. Перечисляет особенности крестьянской избы. Приводит примеры первых каменных построек. Стр. 56 - 64; р.т. стр. 13 09.03 50 Какие предметы окружали людей в старину. По одёжке встречают… комбинированный Узнает и называет одежду людей разных сословий. Объясняет различия детской и взрослой одежды. Рисует одежду подростка. Объясняет способы изготовления обуви русских людей. Слушает рассказ учителя об одежде по приказу и исконно русской одежде. Разъясняет значения украшений одежды в разные времена.
Стр. 65 - 76; р.т. стр. 14-15 12.03 51 Русская трапеза. комбинированный Называть особенности трапезы в городе и в сельской местности. Объясняет значение пословицы «Хлеб да вода – крестьянская еда». Приводит примеры русских сказок, в которых говорится о каше. Находит репродукции картин русских художников с изображением русской трапезы. Богатый дом – обильная еда. Стр. 77 - 83; р.т. стр. 15-16 16.03 52 Верования языческой Руси. комбинированный Понимает, что до появления христианства славяне были язычниками. Называет языческих богов славян. Объясняет значение пословиц. Называет каждый день масленичной недели. Рассказывает о традиционных масленичных играх и забавах. Стр. 84 - 89; р.т. стр. 16-17 19.03 53 Принятие Христианства на Руси. комбинированный Объяснять, как происходило принятие христианства на Руси. Называть некоторые христианские праздники. Стр. 90 - 96; р.т. стр. 17-18 02.04 Как трудились в старину (15 ч.)
54 Проверочная работа «Жизнь и быт славян». Что создавалось трудом крестьян?
комбинированный Выполняет задания проверочной работы по изученным темам. Рассказывает о возникновении земледелия на Руси. Называет особенности крестьянского труда. Объясняет зависимость крестьянского труда от природных условий, времени года и погоды. Перечисляет орудия сельскохозяйственного труда. Стр. 98 - 101; р.т. стр. 19 06.04 55 Как трудились крестьянские дети. Труд крепостных крестьян.
комбинированный Понимает особенности труда мужчины и женщины, детей в крестьянской семье. Находит ответ на вопрос о том, что такое крепостное право в России, что оно давало помещикам и крестьянам. Называет дату отмены крепостного права. Стр. 102 - 108; р.т. стр. 20 09.04 56 Что создавалось трудом ремесленника? комбинированный Понимает, что такое ремесло и кого называют ремесленником. Называет особенности труда ремесленника. Кратко рассказывает о развитии ремёсел в России. Стр. 109 - 112; р.т. стр. 21, №50 13.04 57 Игрушки делать – тоже ремесло. Маленькие мастера. комбинированный Называет традиционные ремесла: изготовление деревянных и глиняных игрушек. Сравнивает игрушки по виду, по материалу. Узнает игрушку. Стр. 113-117; р.т. стр. 20-21 16.04 58 О гончарном ремесле.
комбинированный Понимает, что гончарное ремесло – одно из самых древних. Комментирует значение труда гончаров. Гжельские изделия – пример таланта гончаров. Показывает на карте места традиционных народных промыслов. Стр. 117 – 118; рассказ о глиняной посуде 20.04 59 О труде ткачей. комбинированный Приводит примеры ткачества, прядения, шитья в сказках разных народов. Проводит виртуальную экскурсию в музей ткачества. Организует мини-выставку тканых и вязаных изделий. Стр. 119 - 121; рассказ о профессии «ткач» 23.04 60 Русские оружейники.
комбинированный Кратко рассказывать об изготовлении оружия и защитных доспехов – древнем ремесле славян. Перечисляет «оружейные» города России. Стр. 121 - 125; рассказ об оружейниках 27.04 61 Что создавалось трудом рабочего.
комбинированный Объясняет значение слов: «фабрика», «завод». Показывает на карте места возникновения первых мануфактур и заводов. Кратко рассказывает о развитии мануфактур, заводов и фабрик в России. Понимает, что условием работы промышленных предприятий является наличие полезных ископаемых. Стр. 126 - 130; р.т. стр. 22-23 30.04 62 О первых железных дорогах. комбинированный Кратко рассказывает о первой железной дороге в России. Показывает ее на карте. Называет дату построения первой железной дороги. Стр. 128-130; р.т. стр. 24-25 04.05 63 Изобретения, которые сделал человек в 19 – 20 веках. О пароходе. Об автомобиле. комбинированный Кратко рассказывать об открытиях, которые изменили жизнь человека. Понимает значение развития пароходства в России. Показывает на карте реки России. Называет несколько марок автомобилей, выпускаемых в России. Классифицирует автомобили по назначению перевозок. Рассказывает о развитии автомобилестроения в России. Стр. 131 - 138; рассказ об автомобиле 07.05 64 О самолёте и аэростате. Время космических полётов.
комбинированный Составляет рассказ о самолетах. Перечисляет разные виды самолетов. Кратко рассказывает о роли современной авиации. Называет «отца российской космонавтики» – К.Э. Циолковского. Называет дату открытия «Эры космических полётов», первый искусственный спутник, первых космонавтов СССР. Готовит рассказ об одном из российских космонавтов. Стр. 139 - 148; р.т. стр. 25-27 11.05 65 Повторяем пройденный материал. урок повторения и обобщения Повторяет пройденный материал по изученным темам за 3 класс. Р.т. стр. 27-29 14.05 66 Итоговая контрольная работа. контрольная работа (итоговая) Выполняет задания итоговой контрольной работы по изученным темам за 3 класс. Р.т. стр. 30-31 18.05 67 Поработаем над проектом. урок-проект Выполняет проект по выбранной теме за 3 класс. Оформить проект. 21.05 68 Экскурсия в краеведческий музей. экскурсия Познакомиться с историей и культурой родного края. Рассказ о понравившемся экспонате 25.05