Конспект урока по окружающему миру на тему: Москва – столица России (1 класс)


Тема урока: Москва – столица России.
Тип урока: открытие нового знания.
Цели: представить детям образ сердца России – Москвы как великой духовной ценности; познакомить с главными достопримечательностями – Кремлем и Красной площадью, с гербом Москвы как символом защиты, победы светлых сил добра над темными силами зла; патриотическое воспитание учащихся.
Задачи: образовательные: познакомить с историей развития и становления Москвы; с символикой Москвы; развивать умение работать с учебником;
развивающие: способствовать развитию устной речи, мышления, умения сравнивать, обобщать, классифицировать;
воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, уважения к прошлому страны, чувство гордости за свою страну, заботливое отношение к историческим ценностям Москвы.
Планируемые результаты:
Предметные: формировать осознание целостности окружающего мира, умение обнаруживать и устанавливать элементарные связи и зависимости в обществе; расширять знания о нашей стране – России; столице России – Москве;  формировать умение использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности; расширять кругозор и культурный опыт школьника; формировать умение образно воспринимать мир; овладевать методом наблюдения и исследования.
Метапредметные:
 1.Регулятивные:  развивать умения осуществлять действия по образцу и заданному правилу, сохранять заданную цель, осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля, способность к организации, планированию различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой).
 2.Коммуникативные:  формировать умение высказывать собственную точку зрения, организовывать совместную деятельность, объяснять и доказывать свой выбор и выполняемые действия; развивать способность к связной логически целесообразной форме речи.
 3.Познавательные:
  формировать умения анализировать, сравнивать и обобщать информацию, составлять устные высказывания, структурировать полученные знания, адекватно оценивать свои действия.
Личностные: формировать готовность и способность к саморазвитию и самообучению, самоконтролю и самооценке; умение осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками; понимание особой роли Москвы; воспитывать чувство гордости за национальные достижения, уважительное отношение к своей стране и её истории.
Оборудование и материалы:
Для учителя: компьютер,  интерактивная доска, карта РФ, учебник «Окружающий мир », часть 2, записи Гимна Москвы, боя курантов и колокольного звона, репродукция герба России, иллюстрации Спасской башни и Колокольни Ивана Великого.
Для ученика: рабочая тетрадь «Окружающий мир» 2 часть,  учебник «Окружающий мир» , 2 часть, конверт с заданием, клей-карандаш.
 
Этап урока Цель этапа Деятельность учителя Деятельность
учащихся Планируемые результаты
личностные метапредметныепредметные
Организация класса (орг.момент)
Введение в тему урока. Постановка учебной задачи
Актуализация ранее усвоенных знаний (повторение)
Открытие нового знания (Формирование новых знаний)
Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным
(Первичное закрепление.)
Физкультминутка
Обобщение и систематизация знаний
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
Подведение итогов. Итоговая рефлексия учебной деятельности.
 
Эмоциональный настрой, создание ситуации успеха.
Создание условий для определения темы, формулирования цели и учебных задач урока.
планирование учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания. На этом этапе также осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение.
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания, знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала
Снять утомление на уроке, удержать умственную работоспособность детей на занятии
Формирование целостной системы ведущих знаний по теме; выделение мировоззренческих идей
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции
Формировать умение применять полученные знания, работать  в парах;  делать выводы
  Урок начинают куклы-помощники:
- Я сегодня слышала такую пословицу: «Кто в Москве не бывал, тот красоты не видал» и никак не пойму, что это значит, ведь вокруг так много красивого!
- Наверное, в Москве есть какое-то особенное место, очень красивое.
- Интересно, какое?
- Я не знаю, давай у ребят спросим.
Учитель: Ребята, кто из вас был в Москве? Как по-вашему, Москва – красивый город? А в каких местах вы побывали, что особенно запомнили? (называют некоторые достопримечательности Москвы)
Хотели бы вы еще раз побывать в Москве?
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Москве.
Прослушивание Гимна Москвы (+видеоролик)
Что за песню вы прослушали?
Какими словами можно описать музыку гимна?
Верно, как вы уже знаете, Москва – столица нашего государства. Что значит «столица»? Кто может показать на карте России расположение Москвы?
Всегда ли наша Москва была такая красивая, величественная?
Откройте учебник (с.46) Учитель читает слова: « Москва белокаменная…»
Рассмотрите иллюстрации на странице слева. Что их объединяет? Посмотрите, как одеты люди. Давайте и мы прогуляемся c ними по старинной Москве. Заметили, что и в прежние времена Москва была украшена величественными зданиями. Интересно узнать, что это за здания? Для этого побываем в современной Москве. Посмотрите на соседнюю страницу. Сравни их. Что изменилось? Попробуйте найти одинаковые здания на старинных рисунках и современных фотографиях. Прочитайте подписи к фотографиям. Кто видел эти здания и памятники? Узнали?
Сможете ли теперь объяснить, почему Москву называют белокаменной, златоглавой?
А ведь Москва не всегда была даже белокаменной. Есть такая пословица «Москва не сразу строилась». Сначала, более 850 лет назад, она была деревянной. Построена по приказу Великого князя Юрия Долгорукого как небольшая крепость для охраны дальних границ.
А еще Москва умеет разговаривать со своими гостями и горожанами, но по-особенному. Каким образом? Послушайте.
Догадались, что это за звуки? Красивые? Теперь понимаете, почему Москву называют краснозвонной?
А это что за звуки?
Узнали? Это бой курантов (часов) на Спасской башне Московского Кремля. Кто уже слышал эти звуки? Не правда ли, голос города очень похож на биение большого сердца. А бой курантов и символизирует сердце нашей Родины. Недаром люди говорят: «Кремль – сердце Москвы»
Кто знает, где именно в Москве находится Спасская башня? Кто был на Красной площади?
Найдите в учебнике изображение Спасской башни. Знаете ли вы, что под ней спрятан тайный подземный ход к Москве-реке, что часы смонтировали лишь через 134 года, а еще через 130 лет установили звезду. Высота башни 71 метр! Теперь Спасская башня является своеобразным символом Кремля и всей Москвы.
А еще люди называют Москву хлебосольной и приветливой. Почему, как вы думаете?
Верно, в Москве проходит много выставок, соревнований, конкурсов. Свои лучшие изобретения люди везут в Москву, во Всероссийский выставочный центр – главную выставку нашей страны. Москва – спортивный город, здесь много стадионов, спортивных клубов.
Представьте, что мы с вами на стадионе.
Дружно все, ребята, встали, быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
А теперь разок присели. Встали, кругом повернулись,
Тихо сели, вновь за дело.
Москва – столица России. Как вы думаете, справедливо ли, что какой-то один из городов называют главным?
Вывешивается герб Москвы.
Посмотрите, краски какого цвета в гербе главные? Красный – цвет победы, силы; синий плащ – цвет мирного неба; белый – цвет чистоты, добра.
Наше путешествие по Москве подошло к концу. Понравилось?
Так ли хорошо вы все запомнили? Хотите проверить? Откройте рабочую тетрадь на стр.32.
Попробуйте узнать эти сооружения. Уверены?
Я вам покажу несколько иллюстраций. Сможете ли вы среди них узнать эти сооружения?
Откройте конверты, которые лежат у вас на партах. Что это за изображение? (герб Москвы) Правильно.
Как вы думаете, герб какого города вам предлагают приклеить или нарисовать в соседнее окошко?
Верно, это задание можно выполнить дома с родителями, а также, если вам понравилось наше путешествие, попробуйте выполнить задание 4 на стр.33.
А теперь прочитайте пословицы, написанные на конверте. Выберите ту из них, которая по-вашему лучше подходит к сегодняшнему уроку? Можно посоветоваться с соседом по парте. Постарайтесь объяснить свой выбор.
Кто же прав? Правильно, вы все по-своему правы. Каждое мнение имеет прямое отношение к сегодняшнему уроку.
Как вы считаете, ответили ли мы на вопрос наших помощников?
Много прекрасного и интересного есть в Москве – сразу, пожалуй, обо всем не узнаешь. Сегодня на уроке мы познакомились лишь с малой частью достопримечательностей Москвы и Кремля.
Что нового вы сегодня узнали, что запомнили, о чем хотелось бы рассказать?
Дома поделитесь со своими знаниями с родителями.
Спасибо вам за урок!
 слушают диалог кукол
Ответы учащихся
Просмотр видеоролика
Гимн Москвы
торжественная, красивая, величественная, особенная…
Ответы детей. Показывают Москву на карте, прикрепляют флажок.
 
Ответы детей.
Работа с учебником,
Дети соотносят иллюстрации и фотографии. Делают выводы.
Прослушивание колокольного звона.
Прослушивание боя курантов Спасской башни
На Красной площади
Ответы детей.
повторяют движения за учителем
Ответы детей
выполняют работу по рабочей тетради, сравнивают, делают подписи
Приклеивают герб в рабочую тетрадь в зеленое окошко.
Герб нашего Королева
Работают с пословицами в парах, высказывают свое мнение
ответы детей
желание найти ответ на вопрос
эмоционально-положительное отношение к учению
эмоционально-положительное отношение к
внутреннему смыслу государственной символики России
эмоционально-положительное отношение к
внутреннему смыслу государственной символики России
умение слушать и слышать товарища, высказывать свое мнение, считаться с мнением других; принимать
образ Москвы – как духовной ценности,
умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
умение осуществлять учебную деятельность самостоятельно, взаимодействие с партнером в рамках учебного диалога.
умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
Регулятивные
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем
Познавательные
Коммуникативные
слушать учителя, не перебивать, вникать в смысл того, о чём говорят
Регулятивные
планировать своё небольшое по объему высказывание
Познавательные
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами
Коммуникативные
излагать свое мнение
Регулятивные
выделять из темы урока известные знания и умения;
Познавательные
понимать условные знаки и символы карты, уметь показать объект на карте
Коммуникативные
формулировать ответы на вопросы
Регулятивные
выделять из темы урока известные знания и умения;
Познавательные
находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, учебных пособий и пр.;
анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
Коммуникативные
включаться в диалог с учителем и сверстниками;
Регулятивные
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
Познавательные
анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
Коммуникативные
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
Регулятивные
планировать своё небольшое по объему высказывание; мысленно фиксировать основные знания
Познавательные
устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
Коммуникативные
строить монологическое высказывание
Регулятивные
оценивать свою деятельность;
сверять выполнение работы по алгоритму, записанному учителем на доске.
Познавательные
устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
проявлять индивидуальные творческие способности
Коммуникативные
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
Регулятивные
фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать свою деятельность
Познавательные
проявлять индивидуальные творческие способности при подготовке сообщений и пр.;
Коммуникативные
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
умение обобщать, систематизировать уже имеющиеся сведения;
определять достопримечательности Москвы
умение находить и показывать на карте столицу
расширять знания о столице России – Москве; расширение кругозора;
умение работать с учебником, развитие речи
умение анализировать, делать выводы;
определять достопримечательности Москвы; расширять кругозор ученика
узнавать государственную символику Москвы (герб); понимать его смысловое значение
узнавать главные достопримечательности Москвы; символику Москвы
формировать умение образно воспринимать мир; называть основные достопримечательности Москвы; соотносить смысл пословиц с темой урока;
умение работать в паре;