Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы.


Конспект урока русского языка во 2 классе
по программе «Перспективная начальная школа».
Учитель: Лазакович Оксана Игоревна
Тема урока.  Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы.
Цели урока. Дать первоначальное представление об образовании слов с помощью
                        суффиксов  –ИК, -ОК, -ЁК.
                        Формировать  общие учебные умения: работа с учебником, работа
                        со словарем.
                        Развивать  устную речь учащихся.
                        Воспитывать чувство прекрасного.
УУД:
Л.: проявляет интерес к процессу письма, заинтересованность в получении консультации, совета с целью улучшения учебных результатов.
П.: сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям; использует готовые и создаёт в сотрудничестве с другими учащимися и учителем знаково-символические средства для описания свойств и качеств изучаемых объектов; задаёт вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи ( в рамках доступного).
Р.: определяет, формулирует  учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно, сопоставляет свою работу с образцом; оценивает её по критериям, выработанным в классе;
К.: оформляет свою мысль в устной и письменной речи; обосновывает высказанное суждение; умеет задавать уточняющие вопросы
Оборудование.        Учебник по русскому языку № 3
                        Учебник по русскому языку №2 (словари).
                        Тетрадь на печатной основе для самостоятельных работ № 2.
Картинки с животными для загадок, опорные слова о суффиксе.
                        
I.Организационный момент.
- Сегодня мы начнем наш урок с загадок.
- Плетет он сеть, а не гамак.
  Хотя он вовсе не рыбак.
  И ставит сети не в реке,
  А в уголке, на потолке. (Паук)
- Не жужжу, когда сижу,
  Не жужжу, когда хожу.
  Если в воздухе кружусь,
  Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук)
- К каким группам относятся эти животные?
- Назовем их ласково.
- Они открывают сегодня новую тему. Давайте узнаем какую.
II. Актуализация и целеполагание.
- Найдите по «Содержанию» тему урока.
- Прочитайте тему. Откройте нужную страницу.
- Определите,  сегодня мы будем изучать новое или повторять.
- Определите цели урока. Что нам предстоит узнать и чему научиться?
III.Формирование новых знаний и умений.
Работа с учебником.
Упражнение № 20
- Какой словарь нам поможет изучить новую тему? (Пиктограмма – Обратный словарь)
- Где его нужно открыть?
- Прочитаем первые 3 абзаца задания.
- Какие требования мы должны выполнить?
- Открываем словарь и сначала устно, в парах, обсудите, как образовались любые 4 слова. Старайтесь это делать по – очереди. Сначала один, потом – другой.
- Отчёт пары.
- Обратите ещё раз внимание на образец. Стрелочка идёт от того слова, от которого образовалось другое слово. Лобик образовалось от слова лоб, поэтому и стрелочка идёт от слова лоб. Покажите образование первых 4 слов из словаря по – образцу.
Проверка (один ученик работает у доски)
- Прочитайте 4 абзац в задании.
- Слова  в парах родственные?  Почему?                                                                                                                    
- Чтобы определить, где находится частичка – ик, сначала выделим в первом слове каждой пары окончание и корень. Что для этого нужно сделать?
- Где же находится частичка   – ик в  словах слева: до или после корня?
- Предположите, для чего служит эта частичка?
- Как изменилось значение слова ЁЖ, если к нему добавили частичку  –ИК?
- В русском языке говорят, что такая частичка придает словам уменьшительно-ласкательный смысл.
Физкультминутка. Упражнения на осанку.
Раз - подняться, потянуться. Два - согнуться, разогнуться. Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка.На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать, Шесть - за парту тихо сесть.
     Упражнение № 21
- Прочитайте первые 3 абзаца задания самостоятельно.
- Какие требования вы должны выполнить?
- Какими будут слова в каждой паре?
- Выполните по образцу предыдущего упражнения. Не забудьте выделить окончание, корень в первом слове каждой пары. А потом мы посмотрим,  подтверждаются ли выводы, сделанные после выполнения упр. 20
Взаимопроверка с консультантами.
- Какая частичка в словаре выделена голубым цветом?
- Где находится эта частичка в слове?
- Для чего она служит?
Вывод.
- Кто – нибудь из вас может предположить, как называется такая частичка в слове?
- А для чего служит суффикс?
- Давайте проверим, совпадают ли наши предположения?
Чтение плаката Летучей Мыши.
- На что похож значок суффикса? Выделите суффиксы – ИК и – ЁК во всех ваших записях.
- Прочитайте диалог наших героев на с. 23.
- Вернемся к нашим друзьям на стр.22. Прочитайте пары слов. (Паук – паучок, жук – жучок). С помощью каких суффиксов образовались  эти слова?
 - С какими же суффиксами слов, называющих предметы, мы сегодня встретились?
На доске карточки со словами:
Маленькое слово
Часть слова
Для образования новых слов
Для связи слов в предложении
После корня
Перед корнем
Не имеет значение
- Выберите опорные слова, которые характеризуют суффикс.
На доске появляется схемка3562709580371768415170180После корня
После корня
396815114905Часть слова
00Часть слова

28639701501603329796150160СУФФИКС
3968151112958Для образования новых слов
00Для образования новых слов

Физминутка для глаз.
Упражнение 22.
2.Работа в тетради на печатной основе.
стр.18,  № 23
- Прослушайте запись и сравните её с текстом упражнения 22 .
- Как называется прослушанное произведение?
- Прочитайте задание и принимайтесь за работу. Слова в скобках помогут вам написать родственные слова с безударным гласным.
Баю-баюшки-баю. Не лежится на краю-
Придет серенький ___________ (волк),
Он ухватит за _______________ (бок),
Он ухватит за _______________ (бок),
И потащит во _______________ (лес)
Под ракитовый ______________ (куст).
Взаимопроверка обмен тетрадями
IV. Домашнее задание.