Конспект урока по окружающему миру на тему Разнообразие животных (3 класс)

МБОУ «Тюгурюкская ООШ»













Открытый урок в 3 классе
по окружающему миру
Тема: Разнообразие животных.







Подготовил учитель начальных классов
Казанцева Е.Ю.
















2014

Окружающий мир
(урок в 3-м классе, программа «Начальная школа XXI века)

Тема: Разнообразие животных.
Урок изучения нового материала.
Цель: Познакомить с разнообразием животного мира.
Задачи:
Формировать у учащихся представлений о многоклеточных и одноклеточных, о позвоночных и беспозвоночных обитателях животного мира.
Развивать речь, мышление, расширять кругозор и словарный запас.
Воспитывать гуманное отношение к животным.

Оборудование: рисунки с изображениями животных, мультимедийное оборудование, презентация, учебники.

Ход урока:

I. Организационный момент.
Ребята! Я рада вас всех видеть. Какой сегодня чудесный день! Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей, подарим друг другу улыбку и хорошее настроение.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы и цели урока.

Звучит фонограмма голосов различных животных. (Приложение №1)
- Знакомы ли вам звуки, которые вы сейчас услышали?
- Где мы могли их слышать?
- Кого они вам напоминают?
- Как их всех назвать одним словом?
- Может быть, кто-то из вас догадался, о ком и чём будем говорить сегодня на уроке?
- Итак, тема нашего урока «о животных». (,слайд №1)
-Какую же цель мы поставим на сегодняшний урок?
Цель: Познакомить с разнообразием животного мира.
-Как будем достигать намеченной цели?
План работы:





2. Актуализация знаний.

- Где вы встречали животных?
- А у кого дома есть животные? Какие?
- А каких диких животных вы знаете?
- А это все животные, обитающие на нашей планете Земля?
- Рассмотрите рисунок. Кого вы на нём видите?(Приложение №2,слайд №2)
Распределите их на 4 группы! (рыбы, птицы, звери, насекомые)
А теперь, разделите их на 3 группы (как передвигаются): (вода, воздух, земля).
А теперь разделите вот эти животные на 2 группы. (учитель добавляет ещё несколько животных)
Почему вы не можете это сделать? (не хватает знаний)


3. Изучение нового материала.

- Откройте учебник на стр. 88 и прочитайте первый абзац.

- Какое новое слово вы узнали? (Приложение №2,слайд №1)
- Что же такое фауна?


Стремясь разобраться в бесконечном разнообразии животных, учёные разделили их на группы. А какие? Это мы сейчас и узнаем.
Работа в группах. Чтобы узнать что-то новое по теме урока, вам надо прочитать тексты в группах и подготовить сообщение о том, какие животные населяют нашу планету. (Все ответы детей поясняются на слайдах). Каждая группа узнает что-то своё и расскажет товарищам.
Одноклеточные. Самые древние представители животных на нашей планете – одноклеточные. Несмотря на то, что одноклеточные животные состоят из одной клетки, они живут вполне самостоятельно: дышат, питаются, передвигаются, размножаются, то есть в их организмах происходят те же процессы, что и во всех живых телах.
Одноклеточные встречаются в любом водоёме, во влажной почве, в воздухе, в пустыне. Это самые маленькие животные на планете. Увидеть большинство одноклеточных можно при помощи микроскопа. Амеба – это одноклеточное животное. Ее тело состоит из одной клетки. Она похожа на маленький бесцветный студенистый комочек, постоянно меняющий свою форму. Инфузория - одноклеточный хищник, по форме напоминающий туфельку. Передвигается при помощи ресничек.
Вопросы.
Кто самые древние животные?__________________________________
Каких животных называют одноклеточными?________________________
Какими признаками жизни обладают одноклеточные?________________
Приведите пример одноклеточного животного______________________
Что вы узнали об одноклеточных животных?________________________
Где живут одноклеточные?__________________________________

В многоклеточном организме - много клеток. Каждая клетка имеет определенную «профессию». Например, одна отвечает за питание (от заглатывания пищи до ее переваривания и всасывания необходимых организму веществ), другая – за движение (а это не только перемещение животного в пространстве, но и действия, необходимые для захвата пищи). Бурый медведь, кит, орёл, заяц, воробей, губки – это многоклеточные животные. Само название говорит о том, что тело таких животных состоит из множества клеток. В многоклеточном организме клетки различны по своему строению и играют разную роль. Все клетки связаны друг с другом, составляют единый организм.
Вопросы
Каких животных называют многоклеточными?________________________
Как работают клетки?_____________________________________________
Приведите примеры многоклеточных животных______________________


Среди многоклеточных животных есть беспозвоночные. У них нет внутреннего скелета. К беспозвоночным животным относятся пауки, насекомые, ракообразные, моллюски.
Насекомые – самая многочисленная группа беспозвоночных животных. Они очень разные по внешнему виду, имеют много приспособлений к жизни.
Вопросы
Кто такие беспозвоночные?_________________________________
Почему их так назвали?____________________________________

Рыбы, птицы, звери, змеи (многоклеточные) относятся к позвоночным. У них есть внутренний скелет. Его основу составляет позвоночник. К нему подвижно прикреплены другие кости. Внутренний скелет позвоночных один на всю жизнь. Он состоит из живых клеток и растет вместе с телом.
Кто такие позвоночные?_________________________________
Почему их так назвали?____________________________________

Физминутка
Покажите мне, ребята,
Как прыгают в лесу зайчата?
На большой лесной лужайке
Весело играют зайки.

А ребятки наши знают,
Как же голуби летают?
Голубей над домом стая,
В небе высоко летает.

Как же ходит косолапый?
Покажите- ка, ребята!
Косолапый зверь медведь
Побрёл по лесу и стал реветь.

Ходит как лисичка наша?
Хвостиком сестричка машет.
Рыжехвостая лисичка
Очень хитрая сестричка.

Ну, а дети наши знают,
Рыбки в море как играют?
Они плавают на просторе!
В глубоком, синем море!
Заяц, голубь, медведь, лиса, рыба это какие животные? (многоклеточные и позвоночные)


5. Закрепление изученного материала.

(Каждый учащийся получает карточку с мини-тестом. В течение 3-х минут дети выбирают и отмечают правильный ответ.)
Тест:
1.Выберите правильный ответ
А) Животные – часть природы;
Б) Жизнь животных не связана с растениями и другими организмами
2. Фауна – это:
А) Мир животных;
Б) Растительный мир Земли.
3. На какие группы можно разделит этих животных?
Амёба, медведь, волк, губка, коралл, дельфин.
1 группа:
2 группа:
4. Составьте схемы:

Позвоночные животные

Беспозвоночные животные




6. Просмотр фрагмента фильма «Прогулки с динозаврами».

- Встречаются ли сейчас эти животные в жизни? (Приложение №2, слайд №5). Почему?
- А могут ли ныне существующие животные исчезнуть с нашей планеты и
оказаться в группе вымерших?

- Почему они могут оказаться вымершими?
- Многие страны принимают меры по охране исчезающих видов животных,
создавая заповедники и запрещая охоту на редких животных.
- Редких и исчезающих животных и растений вносят в специальную книгу.
- Кто знает как она называется? (Приложение №2, слайд №6, №7, №8).
- Как люди могут помочь выжить многим видам животных?
- Какой бы вы дали наказ другим людям, взрослым и вашим ровесникам, о
том, как нужно относиться к животным. (Приложение №2, слайд №9).
- А мы с вами что можем сделать?

III. Итог урока.

- Вот и подошёл к концу наш урок.
- Что нового вы сегодня узнали? Что запомнилось?
- Пригодятся ли вам эти знания в жизни?

IV. Домашнее задание.
- Подготовить рассказ о беспозвоночных животных.
- Нарисовать рисунок понравившегося животного
-составить кроссворд о животных