Конспект урока по Окружающему миру Разнообразие животных (3 класс)
Открытый урок окружающего мира в 3 классе
(УМК «Начальная школа ХХI века ) Н.Ф. Виноградова
Тема урока: Разнообразие животных
Цели урока:
Образовательная: сформировать представление о разнообразии животных на Земле;познакомить с животными пяти типов: хордовые, иглокожие, членистоногие, моллюски, черви; познакомить с классами внутри этих типов: звери, птицы, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, паукообразные, насекомые, ракообразные; показать на основании каких признаков зоологи различают по типам и классам.
Развивающая: Развивать познавательную активность детей, умение сравнивать внешний вид животных, рассуждать, делать выводы.Воспитательная: Воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в группе, интерес к животному миру Земли, формировать бережное отношение к животным.
Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:
Регулятивные: умение выделять и осознавать то, что уже знают о мире животных и что ещё нужно узнать.Познавательные: делать выводы о взаимосвязи между представителями живой природы, учиться классифицировать животных.Личностные: уважительно относиться к мнению других ребят, формировать своё мнение.Коммуникативные: участвовать в диалоге со сверстниками; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других; умение работать в группах. Метапредметные: ввести в урок понятия "эволюция " и "революция" изучаемые на уроках истории, "целое" и "части", изучаемые на уроках математики.
Планируемые достижения учащихся.
-усвоить, что на Земле есть разнообразные животные и приводить примеры животных разных групп,-понимать, что разнообразие животных на Земле возникло в процессе эволюции, и каждый вид животных является частью целого мира фауны.
Оборудование: Четыре коробочки с листочками, на которых написаны слова « шкурки», «чешуйки», « перья», « ракушки» по числу учащихся в группах, на которые они будет разделены,фото животных представителей разных видов и типов,презентация для интерактивной доски ключевые слова: "ЧАСТЬ","ЦЕЛОЕ", "ЭВОЛЮЦИЯ", "РЕВОЛЮЦИЯ",тема "Разнообразие животного мира" с вопросами: "Как разделить животных по группам?","По каким признакам распределить животных?", "Действительно ли животный мир разнообразен?";звездочка с пятью типами животных, и классами в каждом типе, (прикреплен файл на доске)два рисунка с изображением двух "рек": ровной, спокойной, расширяющей своё русло , и другая с резкими поворотами
Ход урока:
1. Организационный момент. Психологический настрой.
Учитель: - Добрый день, ребята, приятно видеть вас всех сегодня. Скажите дети, что вы ждёте от урока? Каким вы хотите, чтоб он был?Ученики: - Мы хотим, чтоб урок был интересным, увлекательным и интересным.Учитель: - Мы с вами постараемся, чтобы ожидания наши оправдались и урок получился интересным и увлекательным.
2. Сообщение темы с мотивирующим приемом «Яркое пятно». Звуковой файл с записью звуков, издаваемые разными животными. (включить)
Учитель: - Ребята, послушайте сейчас звуки и подумайте, кто их издает, одинаковые ли они? Учитель:- Можете ли вы сформулировать тему урока, о чем пойдет речь?Ученики: - Мы слышим разные голоса животных, значит речь на уроке пойдет о разных животных.
Тема урока: Разнообразие животных. (Тема фиксируется на доске.)
3. Актуализация знаний.
Учитель:- На предыдущем уроке вы познакомились с разнообразием мира растений. Как называется мир растений?Ученики: - Флора.Учитель:- Давайте заполним таблицу, выясним, знаете ли вы чем отличаются животные от растений?(на доске) (Дети заполняют таблицу, расставляют признаки в два столбика.)
Приём создания проблемной ситуации "Задание на столкновение противоречивых мнений".
Материал для выдвижения гипотез.
Учитель: - Ребята, я расскажу вам одну историю.
Жили – были две подруги – царицы. Звали их Флора и Фауна. (На слайде рисунки двух цариц.) Жили дружно и мирно. У Флоры все было в порядке. Царство растений представляло единое целое. ( На доске прикрепляю ключевые слова: целое, часть.) Назовите из каких частей оно состоит?Ученики: - Хвойные, цветковые, хвощи, папоротники, споровые.Учитель: - У Фауны до некоторых пор царство тоже было единым целым, и состояло из частей - групп. Но однажды случилась беда: она потеряла «Важную» книгу, где животные все были представлены по группам, они разбежались, растерялись - полный беспорядок. (Слайд с изображением множества животных, размещенных в беспорядке по всему полю: рак, заяц, щука, улитка, змея, черви, морской еж, орел, воробей, черепаха, лягушка, жаба, осьминог, паук, жук, пчела, и др.)
Учитель: - Давайте поможем царице Фауне навести порядок в её царстве, и распределим животных по группам. Посовещайтесь в своих группах и скажите: На какие группы можно разделить всех животных.
Работа в группах . Обсуждение мнений.
Ученики 1 группы: Наша группа считает, что животных можно разделить на диких и домашних.Ученики 2 группы: - Мы думаем, что животных можно разделить по месту обитания: на воде, на суше, в воздухе.Ученики 3 группы: - Можно разделить по виду питания: травоядные, насекомоядные, хищники.Ученики 4 группы: - Мы предлагаем разбить на группы птиц, зверей, насекомых, рыб.
4. Постановка учебных задач.
Учитель: - Ребята, был задан один вопрос, а мнений было много и все разные? Почему так получилось? Чего мы ещё не знаем? На какие вопросы нам надо найти ответ?Ученики: - Кажется, что все правы, и говорят правильно, но по - разному, потому что не знаем на что обращать внимание, когда делим животных на группы.Учитель: - Значит нам необходимо ответить на некоторые вопросы. И первый из них:
Как разделить животных по группам?
( на доске на листочке первый вопрос.)
Учитель: - Есть ли ещё вопросы, на которые нам необходимо ответить?Ученики: - Нам надо бы узнать, а действительно ли животный мир разнообразен? (Вопрос вывешивается на доске.)
Игра "Перемещалки".
(Учитель расставляет коробочки, в которых листочки на которых написаны слова «шкурки», « чешуйки», « ракушки», « перья»)Учитель:- Мы поиграем сейчас в игру. Возьмите из коробочки по одному листочку. Я называю признак: тот, у кого ракушка – образуют первую группу, у кого перо – вторую группу, у кого шерсть - 3 группу, чешуйка – 4 группу. Положите листочки в коробочку. У нас образовались новые группы из учеников. Что помогло вам так быстро распределиться?
Ученики: - Назвали, по какому признаку нам надо объединиться.Учитель: - Каких знаний не хватало, когда нужно было распределить животных по группам?Ученики: - Мы не знали по каким признакам распределить животных?(На доске вывешивается третий вопрос.)Учитель: - И так, у нас возникло три вопроса:
Как разделить животных по группам?По каким признакам распределить животных?Действительно ли животный мир разнообразен?
5. «Открытие » учащимися новых знаний. Побуждение к гипотезам.
Учитель:- Вопрос «Как разделить животных по группам?» с давних пор интересовал ученых разных стран. Существовали разные мнения и ученых. Основателем классификации, разделения животных на группы, был шведский ученый Карл Линней. По его мнению, нужно было делить на группы по признакам сходства. (Портрет Карла Линнея.)
Ребята, а есть ли у вас предположения ( гипотезы) по поводу того, по каким признакам животные могут быть схожими?Ученики: - Перьями, шерстью и чешуёй.Учитель: - Перечисленные признаки - это покров. Какие это могут быть группы?Ученики: - Птицы, звери, рыбы. (Поднимаем вверх зайца, щуку, орла, воробья)Учитель: - Что объединяет эти три группы животных?Ученики: - Наличие покрова и скелета. Значит лягушку и жабу можно тоже сюда поместить.Учитель: - Какую группу вы ещё можете назвать?Ученики: - Насекомые.Учитель: - Есть ли у насекомых скелет и шерсть? Нет, значит, их в сторону поставим. На ваш взгляд, нет ли похожих на насекомых? Давайте их поставим вместе. (Перемещаем картинки жука, пчелы, а затем паука и рака влево.) Заметили ли вы сходство?Ученики: - У них конечности как будто из нескольких деталей.Учитель: - Правильно, их и называют членистоногие, конечности состоят из отдельных члеников. Об этом мы уже знаем.Учитель: - Можете ли вы назвать животных, подходящих к созданным нами группам, из оставшихся? (На середине поля осталась змея, черепаха, улитка, черви, морской еж, осьминог.)Вывешивается на доску звездочка, на которой видны только пять признаков, по которым делим на типы ( такие же звездочки у каждого ученика)
Учитель: - Ребята, ученые выявили 5 признаков сходства, 5 типов животных. Прочитайте признаки, нет ли подходящих к ним животных у нас на доске?Ученики: - Есть. Если на теле иглы, то это иглокожие и морской ёж подходит.Ученики: - У черепахи панцирь, как наружный скелет, и поэтому можно отнести к пресмыкающимсяУченики: - Улитка имеет раковину, осьминог имеет 8 конечностей - их отнесем к моллюскам.Ученики: - Черви не имеют скелета.Учитель: - У змеи тело покрыто ороговевшими чешуйками, она относится к пресмыкающимся.Учитель: - Всех распределили?Ученики: - Да!Учитель: - На какие вопросы нам удалось ответить?Ученики: - Как распределить животных по группам? На какие признаки обращать внимание?Учитель: - Какой вопрос остался?Ученики: - Многообразен ли животный мир?На звездочке у каждого типа проявляются классы.
Учитель: - Ученые в каждом типе животных выделили ещё и классы по схожести и родству.Ученики: - Их так много!Учитель: - Как вы считаете, в чем скрывается причина наших затруднений, почему так трудно определить к какой группе относится то или иное животное?Ученики: - Потому что животных очень много! И они все разные.Учитель: - Ребята, вы видите на доске изображены две "реки". Реки разного характера, одна течет ровно, долго, набирает силу, становится шире и больше, расширяется её русло. Назовем её "Эволюция". Другая река течет быстро, совершает резкие повороты и виражи. Название ей "Революция". Кто из вас слышал такие слова?В 1917 году была революция и жизнь людей резко изменилась. Резкие изменения в развитии техники тоже называют технической революцией, например интернет, компьютеры быстро вошли в жизнь людей.Учитель: - Какую из этих "рек" выбрали для того, чтобы отобразить процесс появления животных на Земле?Ученики: - Я бы выбрал эволюцию, так как быстро не могут появляться на Земле новые животные, на это потребовалось много миллионов лет, и постепенное расширение русла говорит о том, что появляются новые группы животных.
6. Физминутка под музыку.
7. Побуждение к плану проверки.
Учитель: - Посмотрите. О каких группах животных мы не знали сначала?Ученики: - Моллюски, иглокожие, паукообразные и ракообразные, пресмыкающиеся, земноводные.Учитель: - Где мы можем прочитать, чтобы проверить, верны ли данные утверждения?Ученики: - В учебниках.Учитель: - Работаем в группах. Прочитайте в учебнике и найдите факты, подтверждающие или опровергающие наши гипотезы, правильно ли мы распределили животных?
8. Работа в группах по учебникам.
(Учитель кладет на столы фото животных, про какую группу животных должна группа прочитать в учебнике)
9. Общая проверка всех решающих гипотез.Показ слайдов обобщенного плана для каждой группы.
Учитель: - Правильно ли мы распределили этих животных? Выберите, кто в группах будет отвечать, расскажите, правильно ли мы распределили животных? Что нового узнали из учебника?Ученики первой группы рассказывают о том, что какие ещё животные относятся к группе моллюсков и иглокожих.
Вторая группа сообщает о паукообразных и ракообразных, что они по количеству конечностей отличаются друг от друга, и от насекомых.
Ученики третьей группы рассказывают о том, что какие ещё животные относятся к группе пресмыкающихся, за что они получили такое название,
четвертая группа выяснила, что земноводные отличаются от пресмыкающихся тем, что потомство появляется в воде, а пресмыкающиеся откладывают яйца на суше.
Учитель: - Молодцы, ребята, вы справились с заданием.
- Обратимся к вопросам. Научились ли мы распределять животных по группам? (Снимается вопрос) Узнали ли мы признаки, по которым распределяют животных? Убедились ли мы в том, что мир животных разнообразен? Каким разнообразным не был животный мир, но мы должны беречь каждого животного, и, по – возможности, предотвращать их гибель и исчезновение с лица Земли.
10. Первичное закрепление.
Группы ребят задают друг другу вопросы.Учитель: - Ребята, посовещайтесь в группах и задайте вопросы другим группам по новой теме урока.Ученики: - К какой группе принадлежат Ученики: - Как называется группа, если у животных 6 ног, 8 ног, чешуя, шерсть, и т.д.
11. Закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой .
Учитель: - На работу отводится 2 мин, проверка - 1 мин. Удачи вам!Самостоятельно выполняют задание.Учитель: - Поставьте себе оценку. А теперь хором отвечаем, к какой группе животных относятся животные на слайде.Показ учителем разных видов животных.
12. Домашнее задание :
Нарисовать фантастическое животное - загадку, в котором были бы представлены разные группы животных, например, голова от одного животного, хвост от другого, крылья и т.д. Одним словом, такое животное, какого на свете не существует. На следующем уроке проведем конкурс рисунков загадочных животных. Будем отгадывать, какие животные спрятались в одном. Целое будет тоже состоять из частей.
13. Итог урока. Рефлексия.
Учитель: - Что у нас получилось хорошо? Что не получилось? Над чем ещё надо поработать?Над какой темой мы сегодня работали? Какой вывод сделаем?Какой процесс развития животного мира мы с вами узнали?Что на уроке вы бы назвали целым? Какие части этого целого вы узнали? На все ли вопросы мы ответили? - Если вам всё было понятно, раскрасьте шарик зеленым цветом,если есть один или два вопроса непонятных - синим цветом, если вообще всё трудно и непонятно - красным цветом. Хорошо, что больше зеленых шариков поднялись в воздух, но молодцы и те ребята, которые не боятся признаться, что есть ещё непонятное.Оценивание.Спасибо за урок. Урок окончен.
15