Конспект урока по окружающему миру Разнообразие животных№ класс Школа России
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме «Разнообразие животных».
Цель: познакомить с классификацией животных и их групповыми признаками.
Тип урока: постановка и решение учебной задачи.
Методы и формы обучения: словесный (беседа); наглядный; практический; частично-поисковый.
Планируемые результаты:
Предметные:
-учащиеся научатся классифицировать животных по их групповым признакам,
-определить их с помощью атласа-определителя,
- аргументировать, делать выводы.
Метапредметные:
Овладеть способностью понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; отвечать на вопросы; обобщать собственные представления, формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, владеть диалогической речью.
Личностные:
-Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир.
-умение оценивать себя по критериям успешности учебной деятельности;
-формировать мотивацию к обучению;
-вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов.
Регулятивные:
-совместно формулировать цель и задачи урока;
-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
-выполнять самопроверку по эталону и корректирование своей деятельности.
Познавательные:
-Познакомить детей с группами животных и их основными признаками, повторить имеющиеся знания о животных.
-Развитие познавательных процессов, творческих способностей, воображения, памяти, любознательности, самостоятельности.
Коммуникативные:
-Уметь общаться со сверстниками в форме диалога;
-умение говорить свою точку зрения и слушать других, а также аргументировать ;-осознанно выбирать критерий качественной оценки работы.
Технологии обучения: технология деятельностного метода, проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, проектная технология, технология оценки образовательных достижений.
Оборудование: карточка с заданиями, распечатки таблицы, учебник «Окружающий мир 3 класс» А.А.Плешаков, ноутбук, проектор.
Этап урока. Ход урока. УУД
1.Организационный момент Прозвенел звонок, начинается урок.
Встаньте правильно. Тихо садитесь.
Солнце медленно встаёт.
Свет его на нас прольётся,
Луч его нам улыбнётся,
Новый день оно начнёт.
С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь друг другу! С отличным настроением начинаем наш урок. Создание благоприятной психологической обстановки, доверия. Поддержание эмоционально-положительного настроя на урок.
2.Актуализация знаний. Карточки с заданиями.
-Нарисуй при помощи условных знаков правила поведения в природе.
Фронтальный опрос.
-Какую роль играют растения в жизни людей?
-Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими?
-Назовите растения, занесённые в Красную книгу.
-О каком растении вы подготовили сообщение?
Растения выделяют кислород, которым дышат живые существа. Растения образуют на свету сахар и крахмал и другие вещества. Познавательные:
Ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные: сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатам учебной деятельности.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свои позиции до других.
3.Самоопределение к деятельности. - Посмотрите внимательно на экран
/ слайд с изображением разных групп животных/.
- Скажите, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
(о животных)
- Какие изображены животные? (разные)
- Кто сформулирует тему нашего урока? (Разнообразие животных).
Перед вами кроссворд. Разгадав его, мы узнаем, какая наука изучает животных. На экране будут появляться разные животные, вы должны сказать их название.
К доске идёт записывать ответы в кроссворд ученик. (Кроссворд на доске):
а к к л рс у я л зо о л о г и я
а к ра с у с щя о о а ша е
цдк к ри а а и
л ца
- Как называется наука, которая изучает животных? (зоология) / слайд/
- Вспомните, чем отличаются разные группы животных?
(количеством ног и покровом тела)
По мере обсуждения групп, данные мы будем заносить в таблицу (на экране):
/слайд/
Название группы Признак группы Представители группы
- А вы будете работать в своих тетрадях. Откройте тетради. Найдите задание № 4: записывайте названия представителей разных групп животных.
- Какие группы животных вы уже знаете? (звери, птицы, рыбы, насекомые)
- К какой группе вы отнесёте этих животных?(насекомые)
Какие отличительные признаки этих групп.(заносим в таблицу). А вы в тетрадях запишите представителей этой группы животных.
- - Каких животных этой группы вы знаете? Назовите тех, которых видите на экране. ( птицы)
- Что отличает птиц от всех других животных? (тело покрыто перьями, 2 крыла и 2 ноги) Заносим данные в таблицу в тетради.
- Назовите этих животных. / слайд/ К какой группе они относятся? (рыбы)
-Какая следующая группа? (звери)Каких представителей этой группы знаете? Заполните таблицу.
- Что можно сказать об этих животных? Чем они отличаются от других? (водные животные, ног нет, а есть плавники, тело покрыто чешуёй) Заносим данные в таблицу в тетради.
- Назовите этих животных. / слайд/ К какой группе они относятся? (паукообразные)
- Вспомните отличительный признак паукообразных.
(8 ног) / слайд/ Заносим данные в таблицу в тетради.
- Назовите этих животных. Где они живут? (на суше и в воде). / слайд/
- Как называется группа этих животных? (земноводные)
- Чем они отличаются от других животных? (кожа голая, нежная.)
/ слайд/ заполняем таблицу и записываем представителей этой группы в тетради.
Посмотрите на экран и назовите этих животных. /слайд/
- Как называется группа этих животных? (пресмыкающиеся или рептилии)
- Какие особенности имеют пресмыкающиеся? (их тело покрыто сухими чешуйками, иногда панцирем).
/ слайд/ Записываем в таблицу.
Познавательные: общеучебные Формулировать ответы на вопросы учителя; составлять диалоги и речевые высказывания.
Логические- осуществлять поиск нужной информации.
Коммуникативные: умение точно и полно выражать свои мысли в соответствии с заданием учителя.
Личностные: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему урока и задачи.
Физкультминутка.
Изучение нового материала
Единственное животное, которое может подпустить человека близко. Но вовсе не потому, что он храбрый. Просто он плохо видит, больше надеется на свой нюх.
Ёж спешил к себе домой.
Нёс запасы он с собой.
Через кочки ёж скакал, Быстро по лесу бежал. Вдруг он сел и изменился- В шарик круглый превратился. А потом опять вскочил И к детишкам поспешил.
Сегодня вы узнаете ещё несколько групп животных (иглокожие).
- Как вы думаете, почему они так называются? (на коже есть иголки). Прочитайте в учебнике об иглокожих.
- Назовите представителей этой группы животных. Запишите.
Познавательные:
Извлечь и переработать информацию для открытия новых знаний.
Регулятивные: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, уметь их обосновать и доказать другим. Приводить аргументы , оформлять свои мысли в речевой форме. Слушать других, пытаться принять другие точки зрения.
. Как называется группа следующих животных?
-Посмотрите на экран /слайд/, назовите этих животных. (дождевой червь). Группа этих животных называется черви.
- Прочитайте, что написано о них в учебнике.
- Какая особенность этих животных?(имеют мягкое тело)
- Запишите представителей этой группы в тетради.
- Следующая группа животных – моллюски / слайд/. У моллюсков мускулистое мягкое тело либо с раковиной, либо без раковины.
- Прочитайте, что написано о моллюсках в учебнике.
- Какая особенность у Моллюсков?
/ слайд/
- Запишите представителей в тетрадь.
- Посмотрите на экран / слайд/.
- Кого вы видите на экране? (краб, рак) / слайд/
- Как вы думаете, как называется следующая группа животных? (ракообразные) – \появляется название на экране.\- Прочитайте, что о них говорится в учебнике.
- Какая особенность у этих животных? (тело покрыто панцирем, имеется 2 клешни)
- Запишите представителей этой группы в тетрадь.
Закрепление учебного материала. /Задания по вариантам:
1 задание.
- Узнайте животных по описанию. Назовите, к какой группе относится животное.
(Дятел, сова, белка, заяц, рысь, лягушка.)
2 задание.
Распределить данных животных на группы.
Лягушка, муравей, бабочка, жаба, стрекоза, воробей, уж, ящерица, медведь, дятел, окунь, черепаха, щука, лиса заяц, судак, тритон, синица. 3 задание.
1 – вариант.
1. Животных, тело которых покрыто перьями, называют _________________. Ещё их называют «дети воздуха».
2. Змеи, ящерицы, черепахи относятся к группе:
а) земноводных;
б) насекомых;
в) пресмыкающихся.
3. Это водные животные, их тело покрыто чешуёй в виде колечек, есть плавники: ________________________.
4. Лягушки и жабы относятся к особой группе:
а) пресмыкающихся;
б) земноводных;
в) насекомых.
5. У этих животных три пары ног, у большинства развиты крылья:
а) пауки;
б) насекомые;
в) черви.
6. Лось, кабан, лиса, заяц, лиса, мышь, волк – это _______________________.
2 – вариант.
1. Эти животные – очень разные существа. У большинства из них тело покрыто шерстью. Это __________________________________.
2. Мухи, комары, тараканы, блохи – переносчики болезней. Они относятся к группе _____________________________.
3. Лягушек и тритонов, которых можно обнаружить в пруду, озере и речке, называют:
а) земноводными;
б) насекомыми;
в) пресмыкающимися.
4. Ящериц, змей, черепах относят к группе:
а) земноводных;
б) насекомых;
в) пресмыкающихся.
5. Эти животные живут в морях, реках и океанах, имеют удлинённое и обтекаемое тело, покрытое скользкой чешуёй. Назовите, к какой группе животных их относят:
а) пресмыкающихся;
б) рыб;
в) земноводных.
6. Беркут, сапсан, фламинго, дрофа, аист, воробей, голубь – это ______________________. Познавательные:
Вспомнить и классифицировать животных по описанию, по признакам, по представителям.
Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить речевые высказывания.
Регулятивные:
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Рефлексия. Какой была главная задача нашего урока? (Выделить группы животных и определить отличительные особенности этих групп).
- Какие вы теперь знаете группы животных? (Насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы, птицы, звери.)
- Назовите их отличительные особенности.
- Послушайте, что пишет М. Пришвин, и подумайте, чего он опасается?
- Если будет вода, а в ней ни одной рыбки - я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летает ласточка — я не поверю воздуху, и лес без зверей, с одними людьми - не лес. (М. Пришвин) (Что животные исчезнут.)
- Почему это может произойти?
- О чем мы должны знать и помнить в природе?
(Мы должны помнить, о том, что животные - наши друзья. Мы должны вести себя в природе и жить так, чтобы не навредить животным.)Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса,
А зовут ее …(лиса)
В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется … (медведь)
Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло –
Спать летит в дупло… (сова)
В лесу под щебет и под свист
Стучит лесной телеграфист:
Здорово, дрозд-приятель!
И ставит подпись… (дятел)
Краской сероватая,
Походкой мешковатая,
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая… (ворона)
У какой кисочки на ушах кисточки? (рысь)
Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверушка?
Щелкает орешки мелко.
Ну, конечно, это … (белка) Личностные:
Вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов.
Коммуникативные:
обмениваться своим мнением, слушать товарищей и делать выводы.
Домашнее задание Подготовить проект о животных. Подведение итогов урока. - Оцените свою работу на уроке:
Было интересно, считаете, что усвоили новый материал – рисуете солнышко.
Не очень довольны своей работой на уроке, были ошибки в работе - рисуете солнышко, которое закрыла тучка.
Недовольны своим результатом, многого не поняли и не усвоили - рисуете тучку.
Регулятивные: оценить свои результаты по поставленным на уроке целям и задачам.