Конспект урока по технологии Комнатные растения в интерьере квартиры
Класс 7. № урока. Дата урока..
Тема урока: Комнатные растения в интерьере квартиры.
Уход за растениями.
Цели урока: используя теоретические знания, практические навыки, креативные способности учащихся выполнить посадку и уход за комнатными растениями, разработать эскиз размещения их в интерьере квартиры, оформить кашпо.
Задачи:
Образовательная: способствовать формированию и развитию умений и навыков ухода за комнатными растениями, правилами и приемами размещения их в интерьере квартиры.
Развивающая: способствовать развитию сенсорной и двигательной сферы, формированию и развитию самостоятельности учащихся, развитию навыков работы с различными поделочными материалами (ткань, бумага, пластик, т.д.) и инструментами и приспособлениями.
Воспитательная: способствовать формированию эмоциональной отзывчивости на красоту природы, умения замечать ее удивительные особенности, умение работать в группе, воспринимать и транслировать красоту и изящество своего изделия.
Методическое оснащение урока:
1.Материально-техническая база:
Кабинет технологии, компьютер, проектор, экран.
Инструменты, приспособления: совок, ножницы, клеевой пистолет,
Материалы: комнатные растения, горшок, черепок, дренаж, крупнозернистый песок, почвенная смесь, растения, пластиковое ведерко, веревка, ракушки, салфетки, клей ПВА, лак для декупажа, картон, фетр, пуговицы, шпажки деревянные.
2.Дидактическое обеспечение: Электронная презентация, инструкционные карты, памятка «Комнатные растения», раздаточный материал «Необходимые условия для полноценного роста и развития комнатных растений».
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, методы самостоятельной работы.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Словарная работа: перевалка, жардиньерка, почвенная смесь, пересадка, дренаж, горшок, поддонник, кашпо, контейнер, ампельное растение, лиана, суккулент, террариум.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент.
Приветствие, проверка явки учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.
2. Актуализация знаний учащихся.
Что такое интерьер?
Из каких составляющих создается композиция интерьера?
Чего не хватает в интерьерах на фотографиях?
Формулировка темы и целей урока.
3. Изложение учителем нового материала.
Жизнь человека связана с природой, а значит, и с жизнью растений. Издавна люди украшали цветами и растениями себя и свои жилища, святыни, выражали благодарность за мужество и храбрость (дарили букеты), награждали за заслуги перед отечеством (надевали венки из лавра) и т.д. Так, в Бирме, Индии и в некоторых других странах до нашихдней сохранился обычай украшать гирляндами из цветовпочетных гостей.
Обычай украшать жилище растениями, возможно, возник в стране с резко выраженной сменой времен года, чтобы задержать дома зеленый островок живой природы.
По мере открытия новых земель и роста культурных и торговых связей между народами в Европу вместе с богатствами завозились семена, корни и луковицы необычных растений. Одними из первых заморских диковинок были лимонные иапельсиновые деревья. Для них создавали специальные помещения теплицы (позднее они будут названы оранжереями), зимние сады. В России первыми владельцами оранжерей и зимних садов были князь Голицын и граф Шереметев.
Опыт многих поколений садоводов позволил отобрать из тепличных коллекций виды растений, наиболее устойчивые к микроклимату жилища. Они использовались для украшения парадных помещений. Размещали их на жардиньеркахили подставках.
Жардиньерка специальный цветочный столик, снабженный жестяным или цинковым ящиком со сточной трубкой.
Постепенно сформировались правила содержания растений в закрытых помещениях. И теперь редко встретишь дом, в котором бы не нашлось ни одного растения.
Что вы знаете о фотосинтезе растений?
Комнатные растения создают иллюзию контактов с природой. Красотой форм, окраской, благоуханием они благотворно влияют на человеческий организм, улучшают настроение, снимают напряжение, гасят нервозность. Растения санитары жилых помещений. Они поглощают пыль, очищают воздух от углекислоты, способствуют его увлажнению, уничтожают вредоносные микроорганизмы.
Уход за растениями
Каждому комнатному растению для нормального роста и развития требуется уход, который включает выбор соответствующей почвенной смеси, поливку, подкормку, перевалку и чистку.
Для каждого растения требуется своя, особая почвенная смесь, состоящая из листовой (торфяной и перегнойной) и дерновой земли, песка. Различают тяжелые, средние и легкие смеси в зависимости от количества дерновой земли, входящей в состав той или иной смеси. Для растений, корневая система которых слабо развита (папоротники), используют легкую смесь, для быстро растущих(аспарагус) среднюю, а для старых растений с мощнойкорневой системой (цитрусовые) тяжелую. Любую смесь можно приобрести в специализированном магазине или приготовить самостоятельно. Важно, чтобы онабыла достаточно питательной, хорошо пропускала воздух и влагу.
Одним из важнейших мероприятий по уходу за растениями является полив. Ее частота и количество воды зависят от многих факторов:
вида растения;
фазы развития (в период роста растение нуждается в поливе больше, чем в период покоя);
времени года (летом обильно, зимой меньше).Поливают растения ежедневно (частый полив: бегония, лимон, плющ), через день-два (умеренный: сенполия, пальмы, маранта), раз в несколько дней, недель, месяцев (редкий: кактусы, алоэ).
Большинство комнатных растений нужно поливать так, чтобы вода пропитала землю и стекла немного в поддонник. Для этого используют лейку без ситечка, при этом носик лейки должен касаться края горшка. Такие растения, как цикламен, сенполия, поливают с поддона.
Воду для полива берут отстоявшуюся (не менее суток), дождевую или снеговую. Ее температура должна быть на 23°С выше комнатной.
Зимой, когда растения приостанавливаются в росте, применяют "сухую поливку": их реже поливают, чаще рыхлят землю в горшках, чтобы воздух лучше поступал к корням, опрыскивают.
Улучшить процесс фотосинтеза, предупредить заболевания растений и попадание на них вредителей помогает чистка, то есть промывание листьев растений.
Задание 1. Для комнатных растений на вашем столе подобрать условия ухода, Заполнить таблицу (групповая работа).
По мере роста растения увеличивается его корневая система, посуда становится для него мала. Необходима пересадка замена почвы без сохранения кома. Для этогорастения вынимают из горшка, помещают в посуду с водой, осматривают корни. До пересадки горшок (его размер немного больше предыдущего) моют горячейводой с мылом. На дно горшка укладывают черепок выпуклой стороной вверх, посыпают слой мелких камешков или угольков, а затем крупнозернистый песок (до 2 см).
Дренаж готов. После этого засыпают почвенную смесь, делают в ней углубление и сажают растение. Уровень почвы от края горшка должен быть ниже на 23 см.Затем растение необходимо сразу же полить. Исключение составляют кактусы, их поливают примерно через неделю после пересадки.
В случаях когда растения не переносят пересадок (пальмы) или необходимо ускорить цветение, применяют перевалку: растение переносят в новую, большую посуду с сохранением кома. Для этого новый горшок должен свободновмещать прежний. Ком выбивают из старого горшка. Ставят его на новый дренажный слой и заполняют пустые места между стенкой и комом почвой, землю уплотняют. Затем растение поливают теплой водой, опрыскивают и ставят нанекоторое время в затененное место.
Размножать комнатные растения можно различными способами. При температуре не ниже 25°С прорастают семена кактусов, цикламенов, бегоний. Черенками весной и летом размножаются лимон, мирт, традесканция и др. Отрезками стебля можно размножать диффенбахию, монстеру. Деление куста обычно делают весной (папоротники, сансевьера). Наиболее сложный способ прививка (кактусы,цитрусовые).
Для нормального роста растений необходимо периодически (раз в 1014 дней с весны до осени) пополнять почву питательными веществами. Лучше всего для этого использовать готовую цветочную смесь.
Промышленностью выпускается разнообразная красиво оформленная посуда для цветов: горшки, кашпо, контейнеры из фарфора, керамики, жести, пластмасс и древесины.
Горшок емкость с одним или несколькими дренажными отверстиями в дне. Используется для высадки одного или нескольких растений. Его ставят на поддон или помещают в кашпо. Кашпо емкость со сплошным водонепроницаемым дном, в которую ставят горшок. Контейнер водонепроницаемая емкость со сплошным дном, используемая для размещения нескольких горшков или высаживания растений.
Требования растений к окружающим условиям неодинаковы. Одним необходимо много тепла (большинство тропических растений), другим меньше (субтропические); некоторым достаточно малого количества света (теневыносливые), а многие требовательны к нему (светолюбивые растения). Например, для теплых помещений подходят бальзамины, папоротники, традесканция, комнатный виноград; для прохладных герани, гортензия, розы, лавр, цитрусовые.
По степени освещенности все растения можно условно разделить на три группы: светолюбивые (алоэ, аспарагус, бальзамин, лимон); теневыносливые (традесканции, монстера, большинство бегоний и т.д.) и тенелюбивые (плющ,драцена, кливия и др.). Для озеленения жилищ чаще всего используются теневыносливые растения. Они приспосаб ливаются к средним условиям освещенности.
Задание 2. (групповая работа).
Выполнить перевалку растения
Посадить хлорафитум
Посеять семена комнатных растений
Выполнить размножение сенполии листом.Различают четыре основные группы растений:
декоративно-лиственные, листья которых зелены круглый год; при правильном уходе они могут очень долго произрастать в комнатных условиях;
* декоративно-цветущие комнатные растения декоративны круглый год (листва после цветения не отмирает, но может утратить свою привлекательность); при правильном уходе сохраняются долгое время;
декоративно-цветущие горшечные растения используют для создания временных композиций; после цветения их убирают;
кактусы способны очень долго жить в комнатных условиях. Это растения суккуленты, их мясистые стебли покрыты колючками или пушистыми волосками. Многие из них цветут.
При выборе растения большое значение имеет его внешний вид и размеры. Низкое, небольшое растение будет неуместно на фоне голой стены, а высокое древовидное вряд ли поместится на узком подоконнике. По внешнимданным практически все комнатные растения можно разделить на 6 групп:
Злаковидные отличаются длинными, узкими, собранными в пучок листьями (аир, осока). Наиболее популярны среди них виды с более широкими листьями (хлорофитум, нарцисс, валлота).
Растения с прямостоячими стеблями могут иметь различную высоту. Существует три разновидности растений этой группы: столбовидные (клейстокактус Штрауса, цереус перуанский), деревья (лавр, фикус каучуконосный) иложные пальмы (драцена, юкка).
Лианы и ампельные растения. Их стебли нуждаются в опоре или свисают по сторонам горшка. Разновидностями этой группы являются пассифлора, стефанотис (лианы) и бегония повислая, зигокактус (ампельные растения).
Розеточные растения имеют листья, сближенные в одной точке. Эти растения не высоки. Распространены плоские (глоксиния, примула), суккуленты (алоэ карликовое) и воронкообразные розеточные растения (гусмания, эхмея).
Шаровидные растения не имеют плоских листьев, стебель у них почти гладкий либо покрыт волосками или колючками (астрофитум, ребуция).
Кустистые растения это те виды растений, которые нельзя отнести ни к одной из других групп. У таких растений из земли обычно растут несколько стеблей (ахименее, маранта).
Цветы это один из элементов убранства квартиры. Их красота и прелесть воспринимаются во взаимосвязи со всем интерьером и подбираются по законам аранжировки. Существует четыре основных приема размещения комнатныхрастений: одиночные растения, композиция из горшечныхрастений, комнатный садик, террариум.
Одиночные растения могут быть вечнозелеными или цветущими. Их располагают отдельно на полу, подоконнике или на специальной подставке в горшках или декоративных кашпо. Отдельно стоящие растения большеобращают на себя внимание. Они могут быть миниатюрными (цикламен, бегония) или крупными, как фикус или пальма. Разнообразные виды лиан, разрастаясь, образуютзеленый уголок. Одиночные растения с разнообразнымипестрыми листьями наиболее эффектны на фоне однотонной стены.
Для композиции из горшечных растений горшки устанавливаются близко друг к другу, чтобы образовалось большое зеленое пятно. Их можно разместить на полу, этажерках, подставках. Обычно на заднем планерасполагается высокое растение с крупными листьями, а околонего более низкие. Для создания композиций пользуются различными подставками и декоративными кашпо. Вертикальные цветочные композиции удобныв помещениях малых размеров. Растения размещают на разных уровнях, используя готовые подставки.
Контейнер с растениями, посаженными в грунт или в отдельные горшки, прикрытые мхом и галькой, образует комнатный садик. Он может быть миниатюрным и располагаться на столе, окне либо образовывать крупную композицию, занимающую угол помещения или часть комнаты (зимний сад). Один из вариантов комнатного садика висячие сады. Они выполняются из корзин, подвешенных к потолку или к настенным кронштейнам на веревке, декоративных цепях и т.п.
Прекрасным декоративным элементом любого интерьера является террариум. Это цветочная композиция, посаженная внутри пластмассовогоили стеклянного сосуда, например аквариума со съемной крышкой.
При размещении растений следует учитывать их декоративно-художественную ценность и своеобразие.
Лучший способ разместить вьющееся растение в комнате посадить его в контейнер (или кашпо), подвешенный к потолку или на кронштейн к стене. Тогда стеблям, спадающим каскадом, ничто не будет мешать. Растение вданном случае может зрительно увеличить высоту композиции или оживить скучную стену.
Место крупного одиночного растения на полу. Для этих целей выбирают растения с привлекательной формой кроны, высокие цветущие растения или высокие лианы с крупными листьями (монстера). Высокие узкие растения зрительно поднимают потолки, низкие распростертые опускают.
На подоконнике с точки зрения внешнего эффекта лучше помещать одиночное растение низкое и кустистое, если расположить его посередине окна, или высокое и узкое, если оно будет располагаться асимметрично. Растение должно гармонировать с обстановкой комнаты.
Комнатные растения с длинными стеблями дуговидной формы эффектно смотрятся, если их установить на специальную высокую подставку или поместить в висячую корзину.
У окон цветы можно установить на разного рода столиках, горках и других приспособлениях. Художественно оформленные цветочные столики называются жардиньерками.
На стенах обычно размещают декоративно цветущие растения (для оживления гладкой светлой стены) и лианы (для оформления окон, картин).
Определенная расстановка растений не только изменяет зрительно пространство помещения, но и позволяет разделить комнату на отдельные зоны, организовать уголок отдыха в виде небольшого зимнего сада. Для этого подходят легкие ажурные деревянные или металлические стеллажи, трельяжи, стеклянные полки и т.п. Если растения подбираются по колориту, интерьер принимает неотразимый вид.
Задание 3. Дополнить эскиз интерьера комнаты (детская, кухня, прихожая, гостиная), разместив в нём растения. (групповая работа).
4.Практическая работа.
Вводный инструктаж (задачи практической работы, предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы, инструктаж по технике безопасности).
Задание: Выполнить декорирование кашпо и изготовить стикер для цветов. (групповая работа).
Самостоятельная работа учащихся.
Текущий инструктаж учителя.
Целевые обходы.
Заключительный инструктаж учителя.
5.Подведение итогов урока учителем.
Сообщение учителя о достижении целей урока.
Оценка результатов труда учащихся, выставление отметок в журнал и дневники.
Проверка правильности заполнения Памятки
Оценка выполнения работ по уходу за комнатными р астениями
Оценка творческих работ учащихся
Рефлексия: Оценить своё отношение к уроку (нарисуйте смайлику губки)
Домашнее задание.
Выполнить мини-проект «Оформление школы комнатными цветами»
15