ЕГЭ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ: РАЗДЕЛ АУДИРОВАНИЕ


ЕГЭ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ: РАЗДЕЛ АУДИРОВАНИЕ

С введением такого вида государственной аттестации как ЕГЭ по немецкому языку перед учителем встает непростая задача, которая предполагает под собой формирование коммуникативной компетентности учащихся. Важно научить школьников не просто понимать на слух иностранную речь, но и уметь уверенно поддержать разговор на бытовые темы. Однако на практике реализовать подобную задачу достаточно сложно. Наиболее эффективным методом обучения иностранному языку является аудирование. С применением аудирования на уроках немецкого языка у учащихся формируются фонетические, грамматические и лексические навыки.
Аудирование – это рецептивный вид речевой деятельности, представляет собой одновременное восприятие и понимание речи на слух [1, с. 185].
Для успешного восприятия речи на слух, а также для создания благоприятных условий формирования навыков учащихся для получения высоких баллов за данный раздел на ЕГЭ необходимо учитывать следующие факторы:
характер и объем речевого сообщения;
количество его предъявлений и темп речи читающего текст;
наличие ориентиров восприятия, различного рода опор.
Выделяют такие виды аудирования как учебное и коммуникативное. Учебное аудирование предполагает прослушивание одного и того же материала некоторое количество раз. Последующие прослушивания позволяют учащимся более полно отразить суть аудиоматериала, а также лучше запомнить языковые конструкции для последующей передачи услышанной информации.
Коммуникативное аудирование – рецептивный вид речевой деятельности, нацеленный на восприятие и понимание устной речи на слух при её одноразовом прослушивании [1, стр. 188].
В зависимости от целей понимания устной речи коммуникативное аудирование подразделяют на несколько видов (рис. 1).



Рис. 1. Виды коммуникативного аудирования

В раздел «Аудирование» экзаменационной работы входят задания, соответствующие рисунку 1, т. е. от учащихся требуются умения понимать общую суть предлагаемого материала, выделять запрашиваемые в задании моменты, а также владеть полным содержанием текста [2]. Рассмотрим каждый из них подробней.
Extensives Hцren (аудирование с пониманием основного содержания, с извлечением основной информации и игнорированием деталей текста). Первый вид аудирования связан с обработкой смысловой информации и направлен на формирование умения выделять знакомую информацию, не обращая внимания на детали. Задания такого типа предполагают определение темы и коммуникативной направленности говорящего, ответы на вопросы формального/неформального характера, составление резюме или плана по прослушанному материалу.
Intensives Hцren (аудирование с полным понимание содержания и смысла/детальное аудирование). Второй вид аудирования предполагает наиболее полное и точное понимание воспроизводимого текста, а также требует от учащегося высокой степени концентрации внимания и памяти, для того чтобы как можно более детально передать прослушанную информацию. После прослушивания текста учащимся следует предложить задания следующего типа:
составление вопросов к полученным фактам;
написание развернутого плана по тексту;
добавление своих фактов, если текст не окончен.
Selektives Hцren (аудирование с выборочным извлечением информации). Третий вид аудирования, целью которого является выбрать среди речевого потока интересующую информацию, отбрасывая ненужное. При выполнении этого типа работы учащимся можно предложить выбрать из аудиофайла географические названия, даты, факты и другую специфическую информацию. Выборочное аудирование способствует более углубленному уровню знания языка [1, стр. 190].
Задача учителя состоит в том, чтобы сформировать у учащихся навыки в различных типах аудирования, т. е. выпускники, сдающие ЕГЭ по немецкому языку должны четко понимать, что и каким образом следует выполнить в задании. Подготовку к ЕГЭ следует начинать задолго до выпускного класса. Так, например, можно начать знакомство школьников с этим видом работы, опираясь на диалоги. Как правило, диалоги включают в себя большинство общеизвестных и употребляемых конструкций и небольших предложений (просьбы, обращение, вопросы и ответы на них и др.).
При выборе аудиоматериалов важно учитывать словарный запас учащихся, уровень их подготовки. На начальном этапе в процессе обучения можно использовать адаптированные материалы для прослушивания, однако усложнять их следует по мере обучения. Важно чтобы на записи присутствовали как женские, мужские, так и детские голоса. Чем раньше учащиеся научатся распознавать тон и тембр голосов, тем легче будет проходить подготовка к ЕГЭ в старших классах. После того как у школьников сформируется навык понимания информации, отражающей неформальные ситуации (например, диалог в такси, магазине, телефонный разговор и т.д.), можно включать в обучение тексты содержащие более сложный материал (например, доклады с конференций или деловые переговоры), а также использовать для прослушивания аудиоматериалы, записанные носителями языка.
В заключение можно отметить, что заблаговременное включение аудиоматериалов различной тематики в учебный процесс позволяет сформировать у школьников навыки, необходимые для сдачи выпускного экзамена на высокий балл. При правильной мотивации и построении работы учитель может продемонстрировать учащимся, что занятия аудированием способствуют пониманию устной речи не только носителей языка, но и людей, которые в той или иной степени владеют немецким языком.

Список литературы:
Терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков: справочное пособие / И. Л. Колесникова, О. А. Долгина. – М.: Дрофа, 2008. – 431 c.
Подготовка к ЕГЭ. Немецкий язык/Демонстрационные материалы/2017 год. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

О. К. Сергеева, учитель немецкого языка I квалификационной категории
МОУ «Рыбницкая РМСОШ № 9»
г. Рыбница, Приднестровье

Рисунок 115