Открытое занятие по развитию речи в старшей группе Пересказ сказки Петух да собака


МКОУ «Серпейская средняя школа»
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе
«Пересказ сказки «Петух да собака»
(русская народная сказка в обработкеК. Д. Ушинского)-5721354330065


Подготовила и провела
воспитатель Е.И. Петрова
с. Серпейск 2015
Цель: Пересказ сказку без помощи воспитателя
Задачи:
Учить пересказывать по ролям, выразительно передавая диалог действующих лиц.
Учить детей подбирать прилагательные и глаголы к существительным «собака» и «лиса».
Учить детей в игре составлять из отдельных слов предложение; упражнять в «чтении» предложения после перестановки каждого слова.
Воспитывать любовь к устному народному творчеству, желание участвовать в пересказе.
Предварительная работа: чтение сказки «Петух да собака», рассматривание иллюстраций к сказке, дидактические игры: «Угадай слово», «Угадай, какое слово заблудилось».
Материалы и оборудование: книга сказок, иллюстрации лисы, собаки, петуха.
Ход занятия:
Воспитатель загадывает загадку:
«Спозаранку он встаёт,
Звонким голосом поёт.
Травку разгребает,
Зёрна собирает.
У него есть гребешок,
Кто он дети…» (Петушок)
Задаёт вопросы:
Почему вы думаете, что это петушок? (рано утром встаёт, звонким голосом поёт, зёрна собирает, есть гребешок)
Как ходит петух? (важно)
Опишите, какой он? (голосистый, звонкий, с красным гребешком, пышным разноцветным хвостом, красивыми пёрышками, со шпорами на ногах)
Воспитатель загадывает следующую загадку:
«В будке живёт,
Кости грызёт,
Лает и кусается –
Как называется?» (Собака)
Задаёт вопросы:
- Почему вы думаете, что это собака? (живёт в будке, кости грызёт, лает, кусается)
- Какие бывают собаки? (Злые, ласковые, кусачие, большие, маленькие)
- Что умеют делать собаки? (Лаять, бегать, сторожить, кусаться, ласкаться)
Воспитатель загадывает последнюю загадку:
«Лесная рыжая плутовка –
Известна всем её сноровка.
С ней аккуратней, не зевай,
А дверь в курятник запирай!» (Лиса)
Задаёт вопросы:
- Почему вы думаете, что это лиса? (живёт в лесу, рыжая, любит петушье мясо)
- Подберите интересные слова о лисе, какая она? (Рыжая, пушистая, хитрая, ловкая…)
- Когда лиса увидит свою добычу, как она к ней подходит? (Тихо, неслышно)
- А когда увидит охотников, что она делает? (Убегает) Как ещё можно сказать? (Удирает, уносит ноги, летит стрелой, мчится…)
Физминутка: "Улыбнитесь"
Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:
«Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите.
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели - встали, сели - встали
И на месте побежали».
Дети садятся на стульчики.
- А вы любите сказки? Сказка - это удивительный и волшебный мир. С давних времен сказки бережно хранились в людской памяти. Они переходили от бабушек к внукам, сказку любили. Любят и сейчас. Сейчас я прочитаю одну из сказок, а вы внимательно послушайте.
Воспитатель читает сказку «Петух да собака». Задаёт вопросы:
1. У кого жили петух и собака? Почему они решили уйти в лес? (у старичка со старушкой; потому что их плохо кормили).
2. Где ночевали петух и собака? (петух взлетел на сук, собака залезла в дупло).
3. Когда лиса услышала петуха? (когда наступило утро и петух закричал: «Ку–ка–ре–ку!»).4. Как лиса расхваливала петуха, какие слова ему говорила? (и пёрышки – то красивые, и гребень – то какой красный, и голос – то какой звонкий).
5. Что петух ответил лисе? (ему нельзя идти одному, у него товарищ, он ночует в дупле).
6. Чем закончилась сказка? Вам жалко лису? (лиса кинулась в дупло, а собака её поймала и разорвала).
7. Вам жалко лису? Почему? (нет, не жалко, потому что она хотела съесть петуха).
Дети садятся на стульчики. Воспитатель повторно читает сказку. Воспитатель предлагает детям пересказать сказку.
- Пересказывать такую большую сказку одному сложно. А если разбить текст на части, его можно пересказать втроём, даже вчетвером.
Сначала надо рассказать о том, у кого жили петух да собака и что они решили. А потом?
( Где заночевали, и кто их нашёл) А дальше?
(Что хотела лиса от петуха)
Чем сказка закончилась? (Петух обманул лису, а собака разорвала её)
- Мы сейчас кратко озаглавили каждую самостоятельную часть сказки. Так всегда делают взрослые, умеющие пересказывать. Придерживаясь плана, пересказывать легче.
Перед началом пересказа воспитатель предупреждает, что когда будете рассказывать сказку, то голосом передайте, как ласково лиса разговаривала с петухом.
- сначала пересказывают 2 ребенка. Один начинает, другой заканчивает.
- пересказ по ролям.
Во время пересказа воспитатель следит за тем, чтобы исполнители чётко проговаривали свой текст.
Предлагаю вам поиграть в игру «Угадай, какое слово заблудилось». (распределяются между пятью детьми слова: ловко, хитрую, петух, лису, обманул. Проверяется, как они запомнили свои слова. Предлагается по порядку назвать себя.
- Получилось предложение? Правильно, не получилось, потому что слова заблудились, стоят не по порядку, и не понятно, что они говорят про лису и петуха. Давайте поставим их по порядку, чтобы получилось предложение. Что надо сделать? (Переставить слова)
- Какое слово надо переставить?
(дети предлагают варианты перестановок слов. После перестановки каждого слова дети – слова последовательно называют себя, а остальные «читают» фразу).Когда будет составлено первое предложение и дети его «прочитают», воспитатель подтверждает, что получилось предложение, и сам называет его.
Далее составляются новые предложения: Ловко петух обманул хитрую лису; Обманул петух ловко хитрую лису; Хитрую лису ловко обманул петух.
- Молодцы, справились с этим заданием, а теперь, составьте такое предложение, чтобы в нём было слово «собака».
Каждый ребёнок придумывает своё предложение.
Итог занятия: оценивая пересказы детей, обратить внимание на полноту передачи содержания, выразительность интонаций.
-Как называется сказка, с которой вы сегодня познакомились?