Приемы формирования УУД на разных этапах урока
Формирование регулятивных УУД на разных этапах урокаЭтапы урока Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция) Приемы
Организационный момент, самоопределение к деятельности Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии Стихотворение
- Улыбнись! Даже если на сердце темно
И мешают в дороге ошибки,
Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,
Разве это не стоит улыбки?
Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу.
Песня
Актуализация опорных знаний Планирование, прогнозирование как способность определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения «Верные и неверные утверждения»
Прочитайте предложенные утверждения, разделите их на две группы, проставьте знак «+» напротив утверждений, которые считаете верными и знак «-», неверными.
№ Утверждения «+» или «-»1. Одним из этапов формирования органической химии как науки был «Стихийный этап». 2. Александр Михайлович Бутлеров сформулировал основные идеи теориистроения органических соединений в 1869 году. 3. Теория витализма мешала развитию органической химии как науки. 4. Одно из положений теории строения органических соединений А. М. Бутлерова, говорит о том, что атомы и группы атомов в молекулах веществ взаимно влияют друг на друга. 5. Научный этап развития органической химии был в XV – XVII веках. 6. Теория А. М. Бутлерова объяснила неясности и противоречия в знаниях об окружающем мире, творчески обобщила и достижения в области химии. 2. "Мозговой штурм"
Например, задача: в двух стаканах белые кристаллические вещества, предположительно поваренная соль и сахар, надо определить, где, что находится. Как быть? Требуется найти решение.После предложенных вариантов решения вопроса выясняется, что уже знаем, что необходимо узнать сегодня.
3."Перевод «с русского на русский»"
Например, 2-3 пословицы перевести на язык химических терминов так, чтобы «перевод» был невозможен без изучения нового материала.
«Где вода, там и беда. От воды всегда жди беды»
« Где Н2О, там и коррозия. От Н2О всегда жди коррозии»
4.Пример из урока математики в 6 классе: класс делится на две команды – «Незнайка» и «Скрудж Макдаг». Командам задается вопрос, какие отличительные детали одежды этих героев они помнят (головные уборы в форму конуса и цилиндра). Учитель ставит перед учащимися задачу – сделать похожие головные уборы (для этого каждой команде выдается цветная бумага, ватман, ножницы). У учащихся, как правило, возникают вопросы: какую фигуру нарисовать, какого размера, какова длина окружности и т.д. Тем самым подходят к теме урока: «Конус, цилиндр: основные элементы».
5. Письмо с вопросом.
«Здравствуй, Семен! Пишет тебе твой друг Пашка! Вот решил строить дачу. Дом покрою крышей из кровельного железа. А вот заклепки, какие для крыши взять не знаю. На строительных рынках всего навалом.
В газете читал, что 10% металлоизделий разрушается от коррозии. Ты ведь в химлаборатории работаешь, посоветуй, как сделать, чтобы крыша служила дольше».
6. Стихотворение с описанием явления.
Мы видим мрачную картину,
Вот ржавый гвоздь и ржавая труба,
И даже новую машину
За год буквально съела ржа.
Ползет она как змей ужасный
И вглубь, и вширь, и поперек
Корабль, краскою блиставший,
С дырой в боку ко дну идет.
Ржавеет все-тросы, лебедка,
Опоры зданий и мостов,
И даже руль подводной лодки
Всегда к ржавлению готов.
И где же выход из проблемы,
И в чем причина бедствий тех?
Найдем ответ мы непременно
Пусть нам сопутствует успех.
Подготовка к изучению новых знаний, постановка учебной задачи Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий (алгоритма).
Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик 1.Учитель предлагает учащимся в начале урока самостоятельно записать у себя в тетрадях цели с опорой на глаголы. Затем просит нескольких учащихся озвучить, что у них получилось. После этого учитель с учащимися формулирует общую цель урока, цель для всех.
Глаголы – помощники: - Вспомним... -Повторим... -Изучим... -Узнаем... -Проверим... -Научимся.
2. Учитель предлагает несколько формулировок цели, задача учащихся – выбрать некоторые из них и обосновать свой выбор.
3. Прием «Эпиграф» Учащимся предлагается осмыслить текст, записанный на доске, и придумать, как он может быть связан с новой темой урока.
Эпиграф к уроку химические реакции:
Взаимопревращения веществ
Химический состав свой изменять
Должны все формы жизни в вечном споре.
Они живут, чтоб умереть им вскоре
И умирают, чтоб ожить опять.
4. Прием «Группировка». Ряд слов, предметов, фигур, картинок, фотографий и т. д. учащимся предлагается разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Учащиеся группируют и на основе этого формулируют тему и цель урока.
Например: Формулы CO2, CaO, NaOH, Na2O, Mg(OH)2 распределите на группы. Оксиды учащиеся уже знают. «Какие вещества будем изучать на сегодняшнем уроке?»
5. Прием «Исключение». В этом случае учащимся необходимо через анализ общего и отличного найти лишнее, обосновывая свой выбор. На основе этого формулируется цель.
Работа с разного рода планами
1. Обсуждение готового плана урока/решения задачи;
2. Работа с деформированным планом урока/решения задачи;
3. Использование плана с избыточными или недостающими пунктами;
4. Составление своего плана урока/решения учебной задачи.
Например: Для составления вытеснительного ряда металлов (ряд активности металлов) Н. Н. Бекетов проводил опыты по вытеснению одних металлов другими из растворов солей. Представь, что этот эксперимент проводишь ты. Составь краткий план своих действий.
Прием «Тема – вопрос». Учитель формулирует тему урока в виде вопроса. Например: «Внешняя политика Екатерины II: продолжение курса или крутой поворот?» Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.
«Пищевые добавки: вред или польза?»
Учащимся предлагается из перечня действий выбрать те, которые нужны для решения поставленной задачи, и определить их порядок. Когда учащиеся начинают успешно справлять с этой задачей, им предлагается самостоятельно составить нужный перечень действий в правильной последовательности.
Пример: Необходимо определить склонение имен существительных. Укажи последовательность своих действий, вставив номера в правильном порядке.
Определю число
Разберу слово по составу
Выделю окончание
Определю часть речи
Определю род
Выделю безударные гласные
Определю склонение
Учителем предлагаются вопросы:
«Как думаешь, какой результат может получиться?»,
«Как думаешь, что надо знать для выполнения задания….?»,
«Какие трудности могут возникнуть и почему?»
Работа над новой темой, открытие нового знания Постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция«Преднамеренные ошибки»
Например: «Угарный газ!- вскричал Холмс. В раскрытую дверь тянуло страшным ядовитым чадом, от которого мы задыхались и кашляли». Найти в тексте ошибки, изучив свойства угарного газа.
Поиск информации в предложенных источниках
Прием «Тема – вопрос»
Работа над проектом
Работа над исследованием
ФизминуткаСаморегуляция как способность развития свойств внимания, снятия эмоционального напряжения 1. «Нос, пол, потолок». По команде дети показывают рукой направления: пол, окно, потолок, дверь, нос. Педагог сначала, проговаривая команду, показывает правильно, а затем называет одно направление, а показывает другое. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо от того, что показывает ведущий.
2. «Гномы – великаны». По команде «Гномы» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Ведущий сначала правильно показывает команды, затем произносит команду «Гномы», но не приседает и т.д. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо от того, что показывает ведущий. Подобная игра «Четыре стихии». Команды: Земля, воздух, вода, огонь
Закрепление и повторение изученного, включение нового знания в систему знаний и повторение Коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата
Оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения Учащимся предлагается проверить свою работу по ключу, словарю, соотнести полученный результат с образцом.
«Помоги исправить ошибки». Организуется работа с деформированными предложениями / текстами.
«Установи правильный порядок». Учащимся предлагаются задания по установлению правильного порядка в следовании событий историй, явлений и т. д.
Верные и неверные вопросы. Учащимся предлагается составить верные и неверные вопросы по прочитанному материалу.
«Лови ошибку». В предложенном тексте, учитель намеренно допускает ошибки. Задача учащихся их обнаружить и исправить.
Самооценка.
Учащимся предлагается по уже готовым критериям или выработанным в совместной деятельности с учителем оценить результат деятельности или процесс его выполнения. Возможен вариант оценивания учащимися своей письменной работы (домашнюю, классную или контрольную) в соответствии с критериями, приведѐнными на ориентировочной карточке.
Взаимооценка.
1-ый способ: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает на недочеты.
2-ой способ: ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание в паре.
Рефлексия. Итог урока Оценивание учащимися собственной деятельности, определение позиции ученика Вопросы для рефлексии
- Что для тебя было легко (трудно)? - За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников? - Что в изученном сегодня для тебя самое главное? - Какие мысли, прозвучавшие сегодня, созвучны с твоими? - Что показалось неубедительным, с чем ты не согласен? - Какие новые мысли, чувства у тебя появились? - Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов? - Были ли моменты недовольства собой? - Какую пользу ты извлек из этого занятия, изученного текста? - Над чем, как тебе кажется, еще надо поработать? - Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?
Продолжи фразу
Сегодня я узнал… Мне было интересно… Мне было трудно… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился… У меня получилось… Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось
Рисуем настроение
Учащимся предлагается в конце урока сравнить своѐ настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.
«Лестница успеха». Учитель демонстрирует слайд с изображением лестницы успеха и предлагает учащимся оценить свою работу на уроке:
1-я ступенька – учащийся не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов, с самостоятельной работой на уроке не справился;
2-я ступенька – у учащегося остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;
3-я ступенька – учащийся хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил
«Смайлики»
весёлый – я доволен собой (справился с заданием),
простой – мне было трудно, но я справился,
грустный – мне нужна помощь (трудно, задания сложные).
Домашнее задание Планирование Обсуждаем домашнее задание (обговариваем план, по которому будут выполнять Д.з.)