Рабочая программа История 6 класс ФГОС Пчелов Лукин


Календарно-тематическое планирование курса ИСТОРИИ РОССИИ.
История России с древнейших времен до конца 16 века.
6 КЛАСС
ПРОГРАММА: О.Ю. Стрелова «История России» 6-7 классы – М.:«Русское слово », 2012
УЧЕБНИК: Пчелов Е.В., Лукин П.В; История России с древнейших времен до конца 16 века: М.: «Русское слово », 2015
№ п./п.
Дата
Кол-во часов


Тема урока

Домашнее задание


планируемая
проведения




1


1
История России
С.4-5

Раздел 1: Древние жители нашей Родины. (5 часов)

2


1
Первобытная эпоха.
§1

3


1
Народы и государства на территории нашей страны в древности.
§2

4


1
Восточная Европа в 1 тысячелетии н.э.
§3

5


1
Восточные славяне в древности
§4

6


1
Повторение и обобщение по теме «Древние жители нашей Родины»
Повт. 1-4





Жители Нижнего Поволжья


Раздел 2: Русь в 9-12 веках.

7


1
Образование государства Русь.
§5-6

8


1
Первые русские князья.
§7

9


1
Князь Владимир и крещение Руси.
§8

10


1
Русь при Ярославе Мудром.
§9

11


1
Преемники Ярослава Мудрого и борьба за киевский престол.
§10

12


1
Древняя Русь: общество и государство.
§11

13


1
Развитие городов и быт жителей Руси.
§12

14


1
Православная церковь в Древней Руси.
§13

15


1
Литература Древней Руси.
§14

16


1
Искусство Древней Руси. «Древняя Русь в 9-12 веках» (защита проектов)
§15

17


1
Повторение и обобщение по теме «Древняя Русь в 9-12 веках»
Повт. §5-15

Раздел 3. Русские земли в 12- начале 13 века. (8 часов)

18


1
Образование самостоятельных русских земель
§16

19


1
Земли Южной Руси
§17

20


1
Юго-Западная Русь.
§18

21


1
Новгородское государство
§19

22


1
Северо-Восточная Русь.
§20

Раздел 4: Русь между Востоком и Западом

23


1
Монгольское нашествие на Русь
§21

24


1
Натиск с Запада
§22

25


1
Золотая Орда. Народы и государства евразийской степи и Сибири в 13-15 веках
§23

26


1
Русские земли под властью Золотой Орды
§24

27


1
Великое княжество Литовское и русские земли
§25

28


1
Русь между Востоком и Западом ( Урок обобщающего контроля)
§21-25

Раздел 5. Русские земли в середине 13-15 веках

29


1
Судьбы северо-Западной и Северо-Восточной земель после монгольского нашествия
§26

30


1
Дмитрий Донской и борьба русских земель с Ордой
§27

31


1
Русские земли в конце 14- первой половине 15 веков
§28

32



Конец эпохи раздробленности.
§29

33


1
Русская православная церковь во второй половине 13 - середине 15 века.
§30

34


1
Русская литература во второй половине 13 – 15 веке.
§31

35


1
Искусство во второй половине 13 – 15 веке.
§32

36


1
История России с древнейших времен до конца 15 века. (Урок обобщающего контроля)
повт.§1-32























Тематическое планирование по истории России с древнейших времен до конца XVI века(6 класс)
к учебнику: Пчелова Е.В. История России с древнейших времен до конца 16 века: М.: «Русское слово », 2013


п/п
Название
раздела
Тема урока
Кол-во часов
Планируемые результаты в соответствии с ФГОС
Дом. Зад.
Дата






предметные
метапредметные
личностные

План
Факт






Регулятивные.
Коммуникативные.
Познавательные.





1
Древние жители нашей Родины
Что изучает история Отечества?
1
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, и задачи в учёбе и познавательной деятельности

Умеет организовывать и регулировать свою учебную деятельность


Осознание своей идентичности как этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности
С.6-8







2

Первобытная
Эпоха на территории России
1
История России - часть всемирной истории. Заселение территории нашей страны: древнейшие люди (500 тыс. лет назад) охотники и собиратели ледниковой эпохи(40-35 тыс. л.н.). Потепление климата и формирование современных природных зон (тундры, леса, степи). Переход к оседлому земледелию и кочевому скотоводству. Народы, проживавшие на территории России до середины I тысячелетия до н.э.: племена индоевропейской языковой семьи, финно-угорской языковой группы, тюркской языковой группы.
Обучающиеся учатся самостоятельно планировать пути  достижения учебных задач. Обучающиеся учатся определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия.
Обучающиеся учатся работать в коллективе, умению формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями одноклассников
Обучающиеся учатся обобщать изучаемый материал по первобытной эпохе на территории нашей страны, устанавливать аналогии со знаниями по первобытной эпохе, полученные по истории Древнего мира,  самостоятельно выбирать основания и критерии для сравнения. Обучающиеся учатся структурировать учебный материал в процессе работы над таблицей
Языковая семья
народы





Формирование устойчивого познавательного интереса. Понимание, что история России является частью всемирной истории
§1



3

На окраинах античного мира
1
Первые очаги цивилизации на территории нашей страны: города-государства Северного Причерноморья, Скифское царство и другие.

Обучающиеся учатся ставить перед собой учебные задачи, на основе соотнесения того, что им уже известно о греческой колонизации и того, что еще предстоит изучить
Обучающиеся учатся умению с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Обучающиеся учатся структурировать знания (составляя хронологическую последовательность) при изучении вопроса: «Кочевые народы, населявшие Северное Причерноморье».
Учатся сравнивать по плану жизнь и деятельность различных народов и царств Северного Причерноморья
Формируется межэтническая толерантность, уважение и принятие культуры, образа жизни других народов, населявших территорию нашей страны.
§2,




4

Кочевые племена на территории Восточной Европы в III-X веках
1
Великое переселение народов и начало восхождения народов нашей страны на ступень цивилизации. Кочевые народы Степи и их государства: Тюркский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария. Распространение на территории современной России христианства, ислама, иудаизма
Обучающиеся учатся составлять план и последовательность своих действий на уроке.
Обучающиеся учатся использовать монологическую и диалогическую формы речи в соответствии с нормами родного языка
Обучающиеся учатся анализировать историю развития Дунайской Болгарии и Волжской Булгарии, сравнивать, находить общее и отличное.
Учатся выстраивать логическую цепочку рассуждений при поиске ответа на проблемный вопрос «Почему ранние государства кочевников существовали недолго»?
Учатся составлять развернутый план характеристики Хазарского каганата.
Формируется межэтническая толерантность, уважение и принятие культуры, образа жизни других народов, населявших территорию нашей страны
§3



5



















Восточные славяне в VI-VIII веках
1
Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Язычество.


Обучающиеся учатся самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале, учатся умению самостоятельно контролировать свое время и управлять им.
Обучающиеся учатся ставить вопросы. Учатся инициативному сотрудничеству в поиске и сборе информации
Обучающиеся учатся показывать на карте места расселения славянских племен. Сравнивать различные системы земледелия, соотносить их с природными особенностями местности.
Обучающиеся учатся работать с текстом учебника, находить информацию в учебнике при ответе на вопрос: признаки родового строя и зарождения государства в жизни восточных славян в VII-VIIIвеках. Обобщать материал и представлять его в виде таблицы «Жизнь восточных славян в сер. 1 тыс.- в конце 1 тыс.»
Осознание своей этнической принадлежности через освоение культурных ценностей в частности в сфере древних религиозных (языческих) верований. Формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для культурной самоидентификации личности.
§4,


















повт. §1-4,




6

Древние жители нашей Родины
1













7
Древняя Русь в 9-12 веках
Образование древнерусского государства
1
Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности вдоль торгового пути «из варяг в греки». Проблема призвания варягов Рюрика. Образование Древнерусского государства (862 г., 882 г.), объединение севера и юга великим князем Олегом.
Обучающиеся учатся основам саморегуляции в познавательной деятельности в форме осознанного управления своей учебной деятельностью, направленной на достижение поставленных учителем задач. (При поиске ответа на вопрос «Какие признаки свидетельствуют о том, что на территории расселения восточнославянских племен в IX веке начало складываться государство»?)
Обучающиеся учатся учитывать разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве
Обучающиеся учатся раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. Показывать на карте главные торговые пути Древней Руси. Учатся анализировать различные точки зрения о происхождении Древнерусского государства, высказанные историками. Учатся работать с историческими документами, анализировать их и делать выводы.
У обучающихся формируется историко-географический образ Древней Руси.
§5



8-9

Первые русские князья
2
Формирование княжеской власти. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Князь и дружина, полюдье.
Обучающиеся учатся осуществлять самоконтроль в форме сличения результатов работы своей группы по составлению хронологической таблицы «деятельность первых князей» с представленным учителем эталоном с целью обнаружения отклонений с последующей коррекцией, внесении необходимых дополнений.
Обучающиеся учатся договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при работе над таблицей, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Обучающиеся учатся объяснять смысл понятий: полюдье, князь, дружина, уроки, погосты. Учатся систематизировать материал (представлять его в виде хронологической таблицы) о деятельности первых князей на основании учебника и отрывка из «Повести временных лет»
У обучающихся формируется образ социально- политического устройства Киевской Руси, представление о государственной организации.
§6.



10

Князь Владимир и крещение Руси
1
Князь Владимир I (980-1015): личность в зеркале легенд, правление. Крещение Руси (988 г.): причины, ход, значение, становление Русской православной церкви. Сохранение двоеверия. Вхождение Руси в круг цивилизации православного мира.

Обучающиеся учатся анализировать условия достижения цели на основе выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
Обучающиеся учатся вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении ответа на вопрос: Какое значение имела деятельность Владимира Святославича для Древнерусского государства и общества до и после 988 года?
Обучающиеся учатся актуализировать знания из курса всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах. Учатся давать оценку принятия христианства на Руси. Учатся устанавливать причинно-следственные связи в вопросе о принятии христианства.
Обучающиеся учатся давать и объяснять собственную оценку действиям Владимира Святославича.
§7



11

Древняя Русь при Ярославе мудром
1
Расцвет Руси при Ярославе Мудром (1019-1054): усобицы и канонизация Бориса и Глеба, культурное развитие, укрепление международного положения. Принятие «Русской правды» Ярославом и его сыновьями (1072 г.): замена первобытных обычаев (кровной мести) государственными законами.
Обучающиеся учатся осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению познавательной задачи: «Какому из судебников раннего Средневековья ближе «Русская правда» - «Кодексу Юстиниана» или «Салической правде» Хлодвига»? Осознание и оценка качества и уровня освоения учебного материала
Обучающиеся учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию при решении проблемного вопроса: «Возможно ли было избежать усобицы между сыновьями Владимира или это закономерный процесс»?
Обучающиеся учатся характеризовать первое русское законодательство, самостоятельно делать выводы о том, чьи интересы оно защищало. Анализировать статьи Древнерусского законодательства. Выявлять и приводить примеры, демонстрирующие признаки сохранение родоплеменных традиций в законодательстве. Оценивать деятельность Ярослава Мудрого. Составлять исторический портрет.
Обучающиеся учатся давать и объяснять собственную оценку действиям Ярослава Мудрого, Бориса и Глеба, Святополка Окаянного.
§8,



12

Преемники Ярослава Мудрого и борьба за Киевский престол
1
Проблема начала распада Древнерусского государства на уделы. Отношение Руси и жителей Степи (половцы). Личность Владимира Мономаха и Любечский съезд князей 1097 года.

Обучающиеся учатся составлять план работы, последовательность действий на уроке, осуществлять констатирующий контроль по результатам действий на уровне произвольного внимания.
Обучающиеся учатся осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь при изучении новой темы
Обучающиеся учатся характеризовать положение отдельных групп населения, используя отрывки из «Устава» Владимира Мономаха, учатся анализировать документы и делать выводы. Составлять характеристику, исторический портрет личности Владимира Мономаха. Давать оценку лествичной системы престолонаследия, приводить доказательства ее несовершенства. Учатся структурировать текст параграфа, находить главную и второстепенную информацию
Обучающиеся учатся давать и объяснять собственную оценку действиям Владимира Мономаха
§9



13

Общественный строй Древней Руси.
1
Образование древнерусской народности. Общественный строй: бояре-вотчинники, зависимые люди, свободные общинники, горожане: быт разных слоев населения
Обучающиеся учатся целеполаганию, включая постановку учебных задач на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, итого, что еще неизвестно. (Ранее полученная информация по соц. составу общества на основе оценки законодательных актов Древней Руси и новая, дополненная и расширенная информация по данному вопросу)
Обучающиеся учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия.
Обучающиеся учатся характеризовать положение отдельных групп населения, используя материал учебника. Учатся самостоятельно формулировать вопросы для сравнения структуры и жизни общества Древней Руси и западной Европы в X-XIIвеках, делать выводы. Учатся искать материал, готовить рассказ по заданному плану (в.№5 стр. 76). Учатся анализировать репродукции, работать с иллюстрациями.
У обучающихся формируется образ социального устройства Киевской Руси.
§10



14

Православная церковь в Древней Руси
1
Вопрос о соотношении христианства и язычества в древнерусской культуре. Организация православной церкви.
Обучающиеся учатся при планировании достижения целей (при работе над мини проектом) самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения. Овладевать основам саморегуляции в познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.
Обучающиеся учатся работать в группе над поиском решения проблемы, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающиеся используя разнообразные источники, учатся находить дополнительную информацию о том, какие дохристианские праздники и традиции были приспособлены к новой вере. Создавать мини проекты. Учатся доказывать, что христианство приобщило Русь к высокой духовности, важнейшим достижениям культуры
Обучающиеся учатся эмоционально положительно принимать свою культурную, религиозную, нравственную, этническую идентичность
§11



15-17

























Культура Древней Руси. «Древняя Русь в 9-12 веках» (защита проектов)
2
Древнерусская культура: фольклор (былины), влияние Византии (православная литература и идеи, кириллица, правила изобразительного искусства). Письменность: летописи, «Повесть временных лет» Нестора. Живопись (иконы, мозаики, фрески) и зодчество (София Киевская и София Новгородская). Историческое и культурное наследие Древней Руси.
Обучающиеся учатся целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную. (Создание учителем ситуации поиска необходимых доказательств для подтверждении или опровержения мнения о величайшем наследии культуры древней Руси)
Обучающиеся учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы. Учатся работать в группе, устанавливать рабочие взаимоотношения, эффективно сотрудничать, строить продуктивное взаимодействие.

Обучающиеся учатся рассказывать о развитии культуры Киевской Руси. Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески, мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства и др. Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества
Обучающиеся осваивают общекультурное наследие. Учатся эмоционально положительно принимать свою этническую принадлежность
§12 .



18

Повторение и обобщение по теме «Древняя Русь в 9-12 веках»
1





повт§.5-12







19
Русские земли в 12- начале 13 века
Удельный период русской истории
1
Государственная раздробленность Руси с начала XII века: причины, черты, последствия.
Обучающиеся учатся выделять и осознавать то, что уже усвоено и то, что еще предстоит усвоить, осознанию качества и уровня усвоения материала. Оцениванию результатов работы.
Обучающиеся учатся формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности при работе над вопросом «Значение удельного периода в истории России»
Обучающиеся учатся объяснять смысл понятия политическая раздробленность с опорой на знания из курса истории Средних веков. Актуализация знаний и применения их в новых изменившихся условиях. Обучающиеся учатся называть хронологические рамки периода раздробленности. Раскрывать причины и последствия раздробленности. ( Устанавливать причинно-следственные связи) Показывать на исторической карте территории крупнейших самостоятельных центров Руси.
Обучающиеся учатся основам социально критического мышления при работе над таблицей «положительные и отрицательные последствия раздробленности Руси».
§13



20

Южная Русь
1
Крупнейший самостоятельный центр Руси - Киевское княжество, особенность его географического положения, социально-политического и культурного развития
Обучающиеся самостоятельно планируют свою работу с учебным материалом, при поиске ответа на проблемный вопрос учителя: «Почему в удельный период Киевская земля превратилась в арену борьбы между князьями»
Продолжают формировать умение - давать устный отзыв на ответы одноклассников
Обучающиеся учатся работать с исторической картой. Показывать на исторической карте расположение крупнейшего Киевского княжества. Учатся давать характеристику княжества по плану: 1) географическое и политическое положение 2) соседи и внешняя политика, 3)особенности управления княжеством, 4)особенности хозяйства и основные занятия жителей, 5)Яркие исторические личности, 6)памятники истории и культуры.
Формирование устойчивого познавательного интереса при самостоятельном поиске ответа на вопрос
§14,



21-23

Юго-Западная Русь, Новгородское государство, Владимиро-Суздальская Русь
3
Крупнейшие самостоятельные центры Руси –Галицкое и Волынское княжества, Новгородское государство и Владимиро-Суздальское княжество особенности их географического положения, социально-политического и культурного развития,




Обучающиеся самостоятельно планируют свою работу с учебным материалом, при поиске ответов на проблемные вопросы учителя: «Почему именно в Галицком и Волынском княжествах раньше других возникли боярские вотчины», «В чем, по вашему мнению, были преимущества единого Галицко-Волынского княжества» Обучающиеся учатся анализировать условия достижения цели на основе выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
Продолжают формировать умение - давать устный отзыв на ответы одноклассников
Обучающиеся учатся формулировать собственное мнение и позицию, координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке совместного вывода о преимуществах и недостатках Новгородской системы управления;
Обучающиеся учатся работать с исторической картой. Показывать на исторической карте расположение крупнейших Галицкого и Волынского княжеств, Новгородской земли и Владимиро-Суздальского княжества. , Учатся давать характеристику княжеств по плану: 1) географическое и политическое положение 2) соседи и внешняя политика, 3)особенности управления княжеством, 4)особенности хозяйства и основные занятия жителей, 5)Яркие исторические личности, 6)памятники истории и культуры.


Формирование устойчивого познавательного интереса при самостоятельном поиске ответов на вопросы
§15,16,
17



24

Политическая раздробленность.
1
Возникновение Киевской Руси. Социально-политическое устройство государства. Особенности внутренней и внешней политики князей в IX-XII веках. Русь Удельная. Достижения Древнерусской культуры. Роль христианства.
Планируют цели и способы взаимодействия. Удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности. Оценивают свои достижения
Обучающиеся учатся обмениваться мнениями, слушать друг друга. Проявляют заинтересованность не только с личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса.
Находят дополнительную информацию, самостоятельно работают со справочной литературой, создают индивидуальные презентации. Учатся выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядным материалом. Учатся основам реализации проектно-исследовательской деятельности.
Учатся эмоционально положительно принимать свою этническую принадлежность




25
Русь между востоком и западом в 13-14 веках.
Монгольское нашествие на Русь
1
Борьба против внешней агрессии в XIII веке и монгольское завоевание: империя Чингисхана, битва на Калке, поход Батыя на Русь 1237–1242 (причины поражения, последствия).
Экспансия с Запада (причины). Александр Невский: личность в свете источников, Невская битва 1240 г. и Ледовое побоище 1242 г.
Русь и Орда: установление зависимости (ханские ярлыки, уплата дани и т.д.).
Золотая Орда: укрепление государства. Борьба населения русских земель против ордынского владычества.

Русь и Великое княжество Литовское: объединение литовскими князьями западных и южных земель Руси.
Обучающиеся учатся самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в исполнение. Учатся основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса при работе над вопросом «К каким последствиям может привести монгольское нашествие на русские земли»?
Обучающиеся учатся основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса при выдвижении гипотез в работе над проблемным вопросом: «Какие бы могли быть последствия для Руси если бы натиск с запада не удалось остановить».
Обучающиеся учатся основам саморегуляции в учебной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью на уроке, направленным на достижение целей.
Самостоятельно составлять план и последовательность действий при поиске ответа на проблемные вопросы о значении Кревской унии для будущего русских земель в составе литовского княжества.
Обучающиеся учатся устанавливать рабочие отношения в группе, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем.
Обучающиеся учатся умению формулировать собственное мнение, аргументировать его и координировать его с позициями партнеров.
Обучающиеся учатся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникационных задач, владению устной речью, умению строить монологическое высказывание.
Обучающиеся учатся в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять собственную инициативу для достижения этих целей.
Обучающиеся учатся актуализировать знания из курса всеобщей истории о монгольской державе. Обучающиеся учатся основам изучающего чтения, структурированию текста, включая умение выделять главное и второстепенное. Учатся выстраивать последовательность описываемых событий. Устанавливать причинно-следственные связи
Обучающиеся учатся рассказывать (на основе информации учебника, отрывков из летописей, карты и картосхемы) о Невской битве и Ледовом побоище. Раскрывать причины экспансии с запада. Осуществляя расширенный поиск информации при составлении исторической характеристики Александра Невского.
Обучающиеся учатся объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой орды, характеризовать повинности населения. Структурировать тексты параграфа, выделяя главное и второстепенное. Умению сравнивать две противоположные тактики, которые использовали русские князья во взаимоотношениях с Ордой, объяснять причины подобной политики.
Обучающиеся учатся основам изучающего чтения. Учатся устанавливать причинно-следственные связи. Сравнивать, находить общее и отличное в общественном и государственном устройстве Великого княжества литовского и Киевского княжества
Осознание своей этнической принадлежности через эмоциональное сопереживание трагического прошлого в истории нашего государства
У обучающихся формируется чувство патриотизма, гордости за свою страну.
Осознание своей этнической принадлежности через эмоциональное сопереживание трагического прошлого в истории нашего государства
§18,





















§19



20


21












Повт.18-21



26

Натиск с Запада
1









27

Русские земли под властью Золотой Орды
1









28















29


Великое княжество Литовское











Русь между Востоком и Западом
1














1













30
Объединение русских земель вокруг Москвы
Возвышение Москвы
1
Пик раздробленности Северо-Восточной Руси. Восстановление хозяйства: крестьянский труд, вотчинные хозяйства князей, бояр и монастырей, восстановление городов. Начало объединения русских земель: борьба Москвы и Твери. Иван Калита (1325–1340): противоречивость поступков и значение для возвышения Москвы.

Обучающиеся учатся основам прогнозирования как предвидения развития процесса в будущем на основе анализа и оценки взаимоотношений Ивана Калиты с Ордой
Обучающиеся учатся давать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты с точки зрения исторической перспективы..
Обучающиеся учатся показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества. Оценивать факторы, которые предопределили экономический и политический подъем Московского и Тверского княжеств. Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Комментировать итоги правления Даниила в Москве
У обучающихся формируется понимание важности политического прогнозирования. Представление о большом значении личности в политическом процессе
§22,



31

Москва при Дмитрии Донском
1
Взаимоотношения Москвы с Ордой. Дмитрий Донской (1359–1389 гг.): особенности личности, вклад в объединение Руси. Куликовская битва (1380 г.): причины, ход, значение для Руси и русского народа.
Обучающиеся учатся целеполаганию, включая постановку новых целей. Преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе выделенных учителем действия в новом учебном материале
Обучающиеся учатся давать и аргументировать оценку деятельности Дмитрия Донского. Учатся задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с одноклассниками. Учатся осуществлять контроль, оценку деятельности.
Обучающиеся учатся устанавливать причинно-следственные связи при изучении вопроса об изменении отношения Руси с Золотой Ордой всер.XIV века. Объяснять причины, ход и значение Куликовской битвы. Учатся анализировать учебный материал при работе над вопросом: « Кто и почему примкнул к войску Мамая, а кто поддержал Дмитрия Ивановича».
У обучающихся формируются чувство гордости за свою страну, уважения к истории, эмоционально положительное принятие своей этнической принадлежности.
§23,



32

Московская Русь при приемниках Дмитрия Донского
1
Распри в Московском княжестве, распад Золотой Орды (с 1420-х годов) и образование самостоятельных татарских ханств – Крымского, Казанского и т.д.
Обучающиеся учатся самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Обучающиеся учатся работать в коллективе, умению формулировать собственное мнение и позицию (при оценке поведения князей в династической войне), аргументировать ее и координировать ее с позициями одноклассников
Обучающиеся учатся делать выводы о последствиях династических войн для Московского княжества и других удельных земель. Формулировать проблему наследования власти в государстве. Раскрывать причины распада Золотой Орды, сравнивать ее процессом дробления других государств в эпоху Средневековья, самостоятельно выбирать основания и критерии для сравнения.
Обучающиеся учатся основам социально критического мышления
§24,



33

Русская православная церковь во второй половине XII-середине XVвека
1
Роль церкви в общественной жизни Руси и Сергий Радонежский: основание Троицкого монастыря и значение духовного подвига. Обретение Русской церковью независимости.
Принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителей ориентиры действий
Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Актуализация знаний об организации церкви в Древней Руси. Обучающиеся устанавливают причинно-следственные связи при ответе на вопрос: « Почему именно Москва становится религиозным центром Руси»? описывают этапы обретения русской церковью независимости.
Обучающиеся учатся давать и объяснять собственную оценку действиям Сергия Радонежского, Пересвета, Осляби.Усваивают гуманистические, ценности.
§25



34-36

Русская культура во второй половине XII-середине XV века
3
Упадок русской культуры после монгольского завоевания. Завершение христианизации. Возрождение русской культуры в XIV–XV веках: памятники литературы времен борьбы с Ордой, каменное зодчество, идеи творчества Феофана Грека и Андрея Рублева (икона «Троица»).


Обучающиеся учатся умению оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Обучающиеся учатся умению осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной речью, монологической контекстной речью.
Обучающиеся учатся описывать памятники культуры (архитектуры, иконописи второй половине XII-середине XV века). Раскрывать значение содержания, патриотическую направленность литературного творчества. Учатся сравнивать различные архитектурные стили, сложившиеся в данный период.
Освоение общекультурного наследия Руси, уважение истории, культурных и исторических памятников. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
§26, задания в конце параграфа по выбору учащихся



37

Объединение русских земель вокруг Москвы
1
Борьба против внешней агрессии в XIII веке. Выдающиеся исторические личности. Возвышение Москвы. Достижения культуры в XIII-XVвеках. Роль христианства в объединении русских земель и противостоянии Золотой Орде.
Планируют цели и способы взаимодействия. Удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности. Оценивают свои достижения
Обучающиеся учатся обмениваться мнениями, слушать друг друга. Проявляют заинтересованность не только с личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса.
Находят дополнительную информацию, самостоятельно работают со справочной литературой, создают индивидуальные презентации. Учатся выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядным материалом. Учатся основам реализации проектно-исследовательской деятельности.
Учатся эмоционально положительно принимать свою этническую принадлежность
повт§22-27







38

Конец удельной эпохи
1
Иван III (1462–1505): черты личности и значение правления для судьбы страны. Свержение золотоордынского ига: 1480 г. – Стояние на реке Угре. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: причины, значение присоединения Новгорода (1478 г.), завершение процесса при Василии III.

Обучающиеся учатся самостоятельно планировать пути достижения цели.Умению оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Обучающиеся учатся задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности, формулировать собственное мнение, аргументировать его и координировать его с позициями партнеров
Обучающиеся учатся навыкам поискового и изучающего чтения при заполнении таблицы
Удельные княжества и земли
Годы и способы присоединения к Москве
Значение присоединенных земель для Москвы.





Показывать на карте рост территории Москвы. Объяснять значение создания единого Русского государства. Учатся описывать «Стояние на реке Угре». Учатся составлять характеристику ИванаIII.
У обучающихся формируется чувство российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, ее историческое прошлое
§27,



39-40

История России с древнейших времен до конца 15 века. (Урок обобщающего контроля)







повт. §1-27














15