Подростки группы риска. Причины проблемы


Политический строй, социальное и национальное расслоение общества, экономические, рост количество неполных, многодетных, неблагополучных семей не могут не отразиться на развитии подрастающего поколения. Утрачено значительное число семейных традиций, изменилось отношение родителей к детям и наоборот. Увеличилось количество детей и подростков, имеющих поведенческие проблемы, так называемые группы риска.
В связи с создавшимся экономическим положением возросло число малоимущих семей, родители вынуждены большую часть времени проводить на работе, не уделяя должного внимания подростку, что также сказалось на нравственном, физическом и психологическом развитии. Подростки чувствуют себя незащищенными, испытывают психологические стрессы, не знают к кому обратиться за помощью.
Ежегодно растет количество правонарушений, совершаемых детьми и подростками. Увеличилось количество девиантных проявлений в поведении школьников.
В условиях современной школы почти всех подростков можно отнести к категории группа риска в той или иной степени выраженности.
Социальному педагогу школы в своей работе приходится сталкиваться с различными проблемами, но проблема детей и подростков группы риска является наиболее актуальной, т.к. на данный момент нет единой эффективной системы сопровождения данной категории.
В контексте данной выпускной квалификационной работы под категорией «группа риска» понимаются подростки, имеющие социально-педагогические проблемы (состоящие на учете в полиции, склонные к пропускам уроков, имеющие асоциальные наклонности). Риск – возможность негативного события.
Подростки группы риска – это подростки, находящиеся в обстоятельствах, обуславливающих неполноценное воспитание и развитие, испытывают трудности в обучении, проблемы в социализации и межличностном взаимодействии. В основном это психологически и физически здоровые дети, имеющие проблемы, возникшие по независящим от них причинам.
Работа социального педагога школы с подростками группы риска регламентируется рядом Федеральных законов, государственных программ, на основании которых составляются внутришкольные планы работы. Это ФЗ, указывающие на то, что любой ребенок имеет право на получение образования и воспитания: «Об основах социального обслуживания населения», «Об основных системах профилактики безнадзорности и правонарушений», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
В условиях современного общества почти все дети и подростки подвержены риску. У подростков отсутствует сочувствие близким, нарушены межличностные отношения, нет уважения к старшим. Подростки стали подвержены феномену риска из-за проблем в воспитании.
Основной идеей социально-педагогической деятельности с подростками группы риска является поиск положительных тенденций в их поведении. Главная задача – найти в каждом подростке что-то хорошее, раскрыть его способности, творческий потенциал, помочь подростку найти возможность меняться к лучшему.