Занятие по кружку Сказка — ложь,да в ней намёк с детьми СОП и группы риска
Занятие по кружку «Сказка – ложь, да в ней намёк»
для детей СОП и группы риска.
Название занятия: «Скажи "Нет!" - опасным людям».
Название сказки: В. Катаев «Цветик - семицветик».
Цель занятия: Развитие у ребенка навыков критического восприятия
незнакомых взрослых.
Задачи:
Познакомить с понятием «опасные люди»;
Сформировать навык критической оценки «опасной» ситуации, вкоторую может попасть ребенок;
Придумать схему отказа опасным людям;
Закрепить в играх позы отказа, уверенности, когда нужно отказатьнезнакомцам.
Оборудование:
Кусочки хлеба, колбасы.
Кусочки вафли, печенья, баранка.
Лепестки «Цветика-семицветика» с заготовленнымиситуациями.
Ватман, фломастеры или цветные мелки.
Веревка.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 !
Орг. Момент. Этап форм, мотивации Целеполагание Тренинг. Игра
«Нехочуха» Скажи «Нет!» опасн. людям Игра
«Бычок» Опасные
ситуации Мини-беседа Упр-ие «Быть по-моему вели» Рефлексия |
3' 3' 3' 5' 5' 15' 5' 3' 3'
1.Организационный момент. Этап формирования мотивации
Ребята, на нашем занятии речь пойдет об известной сказке. Название я вам не скажу. Я хочу, чтобы вы угадали, о какой девочке и из какой сказки мы будем вспоминать.
Эта девочка пошла в магазин, а в какой вы определите по запаху1. Попросить закрыть глаза и дать понюхать хлеб, колбасу. В какой магазин она пошла?-В хлебный.
А сейчас снова закройте глаза и на ощупь определите, что же она купила в хлебном магазине? (Баранки, печенье, вафли). - Девочка купила баранки.
Вы еще не догадались, как зовут эту девочку, из какой она сказки? Это -Женя из сказки Валентина Катаева «Цветик - семицветик».
2.Целеполагание.
Встретила Женя на улице одного человека. А вот какой он - добрый или злой, вы ответите сами после того, как почувствуете прикосновение к себе. Закройте глаза. (Ко всем прикоснуться чем-то мягким и пушистым). Опрос детей. - Что почувствовали? Какого человека встретила Женя - доброго или злого? - Добрая старушка встретилась девочке. Что она подарила? - Цветик-семицветик.
Ребята, а в жизни нам всегда встречаются только хорошие люди? Могут нам встретиться грубые, колючие, жесткие, резкие люди? - Могут. Они могут причинить нам вред? Что они могут нам сделать плохого? (При ответах детей запоминаем примеры опасных ситуаций). Мы должны быть готовы защитить себя?
Давайте попробуем приготовиться: что мы будем делать при встрече с опасными людьми, что будем им говорить.
3.Ситуативный тренинг - игра "Нехочуха".
А давайте поиграем в «Нехочуху». Во-первых, «Нехочуха» не должен говорить. Я вам жестами буду предлагать что-нибудь недозволенное, а вам надо будет молча, жестами отказать.
Подойдите к зеркалу и посмотрите на себя, когда вы отказываетесь. Как вы думаете, у вас получилось отказать, от вас быстро отстанут?
А сейчас «Нехочуха» ожил, говорить может, но только все его слова звучат так: «Нет, не буду...», «Нет, не стану». Детям раздаются лепестки цветика семицветика с ситуациями. Все дети по очереди становятся «Нехочухами».
4.Коллективное творческое дело составление схемы «Скажи «Нет!» опасным людям».
Давайте придумаем схему отказа. Все мы только что были «Нехочухами». Какое слово мы говорим сначала, чтобы отказаться? - Нет. Напиши его на доске. (Вызвать ребенка). Обведи кирпичиком. Какое следующее слово мы говорили? Я вам немного подскажу: это слово будет означать лично вас, а, значит, это слово (показать жестом) - Я. Напиши! Что мы делали? -- Отказывали. Что говорили? -- Нет, не буду\ Напиши. (Попросить кирпичики располагать горизонтально).
А давайте эту схему представим в виде какого-нибудь образа. Давайте превратим эти кирпичики во что-нибудь: домики, паровозик с вагончиками, солнышко, цветок? Идет коллективное творчество (приготовить цветные мелки; ватман, фломастеры)
5.Релаксационная пауза. Игра «Бычок».
Знаете, как бычок упирается? Играем на победителя! Встаем по 2 человека, спинами друг к другу. Кто кого пересилит? (Натянуть веревку для контроля). Тот, кто выиграл, играет дальше, до победного конца!
6.Упражнение «Опасные ситуации».
На улице к тебе подходит незнакомый человек и просит пойти с ним.Откажи ему.
Ты идешь по улице, и к тебе обращается незнакомый человек спросьбой показать дорогу к детской поликлинике. Даже предлагаетсесть в машину и доехать туда, а потом он отвезет тебя обратно.Откажи ему.
Ты идешь домой после школы. К тебе подходит незнакомая женщинаи говорит, что она подруга твоей мамы и мама просила ее принести ейсвои документы из дома. Откажи ей.
Ты едешь с другом в трамвае, и вы видите явно ничью коробку(красивую и дорогую). Друг предлагает забрать ее. Уговори его этогоне делать.
Твой приятель предложил тебе пойти погулять в Балатовский лесодним. Это далеко от дома и ты не хочешь туда идти. Откажись.
Твоя подружка предложила тебе купить красивых красненькихтаблеток и съесть их. Откажи ей.
Твои друзья предлагают тебе пойти покурить где-нибудь за гаражами.Твои действия.
Твоя подружка предлагает: «Давай украдем из маминой вазы, которуюона не велит трогать,вкусных конфет». Откажи ей.
Ребята, если можно, я вас очень прошу, отказывайте с выражением, т.е. не только жестами, но и голосом.
7.Мини-беседа «Кому неудобно отказать?»
Вспомните, кому Женя подарила последний лепесток цветика семицветика? - Больному мальчику.
Всегда ли надо отказывать? Подумайте, кому неудобно отказать? Ну, например, если бы старушка попросила перевести ее на другую сторону проезжей дороги? А когда добрая волшебница позвала Женю в гости и напоила ее чаем со всякими сладостями?
8.Упражнение «Быть по-моему вели!»
Вы уверены, что когда к вам подойдет незнакомый человек и станет просить о чем-то опасном, вы знаете, как показать жестами, лицом, голосом, всем телом, что вы отказываетесь. Я вам скажу: «Быть по-моему вели!» и вы замрете в позе уверенных детей, которые решительно настроены сказать «Нет!» и знают, как себя вести дальше! Даю вам время представить себя, подумайте. Начали. «Быть по-моему вели!» Молодцы! Вас просто так никуда не заманишь!
9.Рефлексия.
Ребята, о чем вы будете рассказывать вашим знакомым о нашем сегодняшнем занятии? Какую главную мысль вы унесли с сегодняшнего занятия?