Беседа «Причины возникновения конфликтов с учениками подросткового возраста. Способы их предотвращения».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Лекция № 1
На тему: «Причины возникновения конфликтов с учениками подросткового возраста. Способы их предотвращения».
Подготовила: социальный педагог
Куртназарова Э.А.
Симферополь 2016г
Занятие с педагогами.
Форма проведения: Лекция с элементами беседы.
Тема: «Причины возникновения конфликтов с учениками подросткового возраста. Способы их предотвращения».
Цели:
– улучшить понимание закономерностей развития детей;
- ознакомить с методами решения конфликтных ситуаций;
- способствовать изменению восприятия участников конфликта, развитию понимания партнёра.
6. Оборудование: памятки на каждого учителя «Правила педагогического общения» и «Правила воздействия на личность школьника в конфликтной ситуации».
Использованная литература:
Ход
- Часто ли у вас возникают конфликты с учениками подросткового возраста? Для того чтобы вам стало понятно, каковы основные причины их возникновения необходимо вспомнить об особенностях подросткового возраста.
Подростковый возраст является одним из важнейших и самых сложных этапов в онтогенезе человека. В этот период происходит не только коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления и социальные установки, то есть происходит становление личности.
Специфичным для подросткового возраста, по мнению Л. И. Божович является то, что быстрый темп физического и умственного развития совпадают с недостаточной социальной зрелостью, из-за чего кризис подросткового возраста выражен намного сильнее, чем кризисы других возрастов.
Подростки еще не готовы по-взрослому относиться к себе, эффективно регулировать сбои психические состояния, что отражается на продуктивности деятельности и на отношениях с окружающими. Подросток пытается ограничить права взрослых, а свои расширяет, претендуя на уважение его личности, доверие, самостоятельность, то есть признание его равноправным со взрослыми. Так как всё это подкрепляется обостренным у подростков чувством собственного достоинства, то их поведение может быть очень бурным: обиды, протесты, упрямство, уход из школы.
Найти удовлетворяющее подростка место в системе отношений со взрослыми у большинства не получается. Этому мешают стереотипы воспитания, заключающиеся в привычке контролировать и управлять ребенком, как со стороны родителей, так и со стороны учителей, полная материальная зависимость от родителей, неизменность общественного положения подростка, сохранение у него детских черт в поведении. В результате между взрослым и подростком растёт психологический барьер, стремясь преодолеть который, многие подростки прибегают к агрессивным формам поведения. У них возникают различные виды протестов таких, как неподчинение, непослушание, которые в крайне выраженной форме проявляются в открытом негативизме.
Если взрослый осознаёт причину протеста со стороны подростка, то он берёт на себя инициативу в перестройке взаимоотношений и эта перестройка осуществляется бесконфликтно. В противном случае возникает серьёзный внешний и внутренний конфликт. Конфликты между подростком и взрослым возникают по причине расхождения их мнения о правах и обязанностях взрослых и детей.
Важное условие предупреждения и преодоления конфликта – это переход взрослого на новый стиль общения с подростком, изменение отношения к нему как к взрослому. Снятию межличностного конфликта с подростком способствует установление между ними доверительных, дружеских взаимоотношений.
У подростков появляется дифференцированное отношение к учителям и учебным предметам. Отношение подростка к предмету определяется отношением к учителю, преподающему данный предмет. Детям нравятся те предметы, которые преподают их любимые учителя.
В связи с появлением всех вышеперечисленных новообразований, подростковый возраст является самым противоречивым и предоставляет большое поле для проявления конфликтности. В подростковых классах резко увеличивается число вероятных субъектов конфликта, поскольку вместо одного - двух учителей в начальной школе подросток вступает в сотрудничество с десятком учителей. Поэтому необходимо большое внимание уделить проблеме конфликта в данном возрасте.
Практически любой конфликт между педагогом и учащимся значим не только для двух его непосредственных участников, но и для всего учебно-воспитательного коллектива в целом. Конфликт между учителем и школьником оказывает серьезное влияние на жизнедеятельность как ученического, так и педагогического коллектива.
Длительное время в теории и практике конфликты в педагогическом общении рассматривались как нежелательные явления, как ошибки в деятельности педагога или учащихся. Но сейчас всё больше говорят о продуктивных функциях конфликтов. Поэтому необходимо изменить отношение к конфликту как к отрицательному явлению. Конфликт может иметь как негативные, так и позитивные последствия. Проблема состоит в том, чтобы определить реальные причины конфликта и найти наиболее оптимальные пути его разрешения.
Неразрешенный своевременно конфликт через определенный период времени может дать серьезные осложнения, поэтому надо своевременно вскрывать назревшие противоречия и находить способы разрешения. Инициатива в урегулировании конфликта должна принадлежать педагогу, как более профессионально подготовленному.
В виду того, что педагогические конфликты воспринимаются конфликтующими сторонами совершенно по-разному, в первую очередь из-за разницы в возрасте и в общественном положении, особенно остро в этих конфликтах стоит проблема взаимопонимания. С. Л. Рубинштейн писал: «Не умея проникать во внутреннее содержание действий и поступков ребёнка, в мотивы его действий и внутреннее отношение к задачам, которые перед ним ставятся, воспитатель, по существу, работает в слепую» [Рубинштейн: 1973, 189].
Так же конфликт – это сигнал к изменению, который даёт шанс что-либо изменить в себе или окружающих до возникновения реального столкновения, которое может привести к неблагоприятным последствиям. Профилактике конфликтов служит способность педагога не воспринимать поведение ребёнка как удар по своему самолюбию, умение признать в себе наличие отрицательных черт характера, а не проецировать их на подростка. Каждая педагогическая ситуация имеет воспитательное воздействие на ее участников.
При разговоре с подростком учителю надо четко знать, что следует сказать, как сказать, когда сказать, чтобы достигнуть цели обращенной к ребенку речи, при ком сказать и зачем сказать.
- Часто ли вы называете своих учеников по именам? А когда вызываете к доске?
Надо называть ученика по имени даже тогда, когда вы сердиты на него. Следует учитывать, что именно подростки не так уж часто слышат свое имя. В школе к ним чаще обращаются по фамилии. Сверстники в этом возрасте предпочитают называть друг друга кличками, полуименами. А ведь каждый считает свое имя лучшим словом в своем лексическом запасе, и, услышав его, ученик «автоматически» настраивается на доверительное общение с человеком.
- Часто ли вы используете в общении с подростком выражения типа: «Ты должен хорошо учиться!», «Ты должен слушаться учителей!», «Ты должен уважать старших!»?
· На доске написать:
Типичная фраза: Как необходимо говорить:
«Ты должен хорошо учиться!» - «Я уверен, что ты можешь хорошо учиться»
«Ты должен уважать старших!» - «Ты знаешь: уважение - элемент культуры»
- Чувствуете ли вы разницу? Какую?
В общении учителя с учениками большое значение имеет не только содержание речи, но и мимика, тон, интонации речи. Ребенок удивительно точно узнает по интонации отношение к нему взрослых.
Сейчас мы с вами попробуем выполнить упражнение, которое способствует готовности к преодолению неожиданных трудностей и решению непредвиденных педагогических задач. Кроме того, эти упражнения развивают воображение, интуицию, тренируют умение выражать педагогически целесообразное чувство. Для этого мы сейчас будем разыгрывать разные ситуации.
Возможные задания:
вызовите ученика спокойно;
вызовите ученика весело;
вызовите ученика равнодушно;
вызовите ученика доброжелательно;
вызовите ученика с юмором;
вызовите ученика с иронией;
войдите в класс и поговорите с тремя учениками с разными эмоциональными нагрузками.
Много зависит от настроение учителя. Добрый, уверенный, энергичный настрой учителя на общение с учениками способствует уменьшению возникновения числа конфликтов и наиболее лёгкому, быстрому и безболезненному разрешению. Ученики ценят хорошие отношения с теми учителями, которые могут разделить их радости. При таких отношениях бывают и конфликты, но разрешать их значительно проще.
Важно, чтобы учитель общался со своими воспитанниками не только на уроках, но и после уроков, занятий, на переменах, кружках и т.д. Воспитывающее влияние личности педагога тем глубже, чем шире общение с ним детей за рамками урока. Подростки особенно любят поговорить с учителем вне урока. Это общение позволяет им лучше понять друг друга и успешнее взаимодействовать.
В работе А. С. Чернышева «Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций» рекомендуется соблюдать следующие правила педагогического общения.
Правило 1. «Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы». Педагогу важно сформировать у себя установку на «педагогическую зоркость» внимательное отношение к каждому острому моменту во взаимодействии со школьниками и вдумчивый анализ случившегося.
Правило 2. «Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета». Ослабление воспитательного влияния учителя на школьникапроисходит в силу недостаточной компетентности молодого специалиста как предметника.
Правило 3. Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия». Есть два способа воздействия на человека прямой и косвенный, опосредованный. Первый способ традиционный, игнорирующий особенности личности, основан на волевом «давлений на психику» ученика и поэтому менее эффективен.
Более эффективный способ косвенный. Через возбуждение интересов, потребностей и мотивов поведения человека от него можно добиться большего.
Правило 4. «Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности». Важное средство формирования личности школьника педагогически грамотная оценка его как личности.
Правило 5. «Совместная деятельность сближает людей повышает их авторитет (если она хорошо организована)». Социальные психологи рекомендуют по возможности чаще использовать совместную деятельность как наиболее эффективную форму организации жизнедеятельности людей.
Необходимым является формирование психологической культуры у учащихся. Ученикам нужно давать информацию, стимулирующую их размышлять об особенностях человеческого общения, личности человека, взаимооценок. Такую работу можно организовать через систему бесед, сочинений, обучения способам общения путём специальных упражнений. В последнее время возрос интерес к деловым играм, которые иногда относят к игровому методу социально-психологического тренинга, как наиболее эффективному методу для коррекции поведения. Для решения данного вопроса учителю необходимо находиться в тесном сотрудничестве со школьным психологом, который сможет помочь правильно организовать и провести такие занятия. Важно проводить мероприятия по передаче учащимся знаний и практических навыков по конструктивному общению и развитию рефлексии, эмоциональной саморегуляции и грамотному поведению в конфликтах. Так же у подростков часто отмечается полное невладение такими необходимыми способами общения, как умение слушать, видеть собеседника и слабо развитые рефлексивные свойства. Обучение психологической культуре следует начинать с подросткового возраста, так как именно в нём возникает настоятельная потребность в информации о своей личности.
А. С. Чернышев предлагает использовать следующие правила воздействия на личность школьника в конфликтной ситуации.
Правило 1. «Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию (Дейл Карнеги)». Постарайтесь приложить волевые усилия, чтобы в острой ситуации сдержать себя. Подростковая и юношеская аудитория высоко ценит спокойствие и юмор педагогов в напряженных ситуациях.
Правило 2. «Задержка реакции». Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом, особенно если его действия не представляют угрозы для окружающих. Надо сделать вид, что Вы как будто не замечаете «нарушителя», хотя в то же время даете понять, что хорошо видите его действия. Суть приема в том, что он подчеркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя и поэтому педагогу вроде бы пока не до него, а следовательно соответственно обесценивается и позиция «нарушителя».
Правило 3. « Перевод реакции». Этот прием технически реализуется через выполнение учителем повседневных действий на уроке (обращение к классу с приветствием, работа с журналом, взгляд в окно и т. д.) несмотря на чрезвычайную обстановку. В итоге «герой» конфликта остается наедине с собой, этим снижается сам «замысел» борьбы.
Правило 4. «Рационализация ситуации». Известно, что все то, что стало смешным и неуклюжим в глазах окружающих, теряет силу воздействия и перестает быть опасным. Осмеянный нарушитель как носитель отрицательных групповых норм теряет авторитет в глазах класса, его отрицательное влияние на класс резко уменьшается, зато авторитет и влияние учителя возрастает. Способность учителя применить юмор в конфликтной ситуации быстро разряжает обстановку, а дружный смех присутствующих по поводу неуклюжести их товарища завершает дело.
Правило 5. «Парадоксальная реакция». Постарайтесь при случае использовать коварный замысел школьника сорвать урок с пользой для урока. Желательно еще поблагодарить нарушителя за помощь (с легкой иронией).
- Хочется надеяться, что данная беседа поможет вам в дальнейшей работе с учащимися подросткового возраста.
Использованная литература:
1.Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога средней школы. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2003.-168с.
2. Истратова О. Н. Справочник по групповой психокоррекции. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2006.-205с.
3. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.-365с.
15