Тренинг для воспитателей ДГ лицея «Технический» «КОНФЛИКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬ-РОДИТЕЛЬ. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»


Журавлева Н.Б.
Тренинг для воспитателей ДГ лицея «Технический»
«КОНФЛИКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬ-РОДИТЕЛЬ. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

Цель: познакомить педагогов с понятием «конфликт», способствовать выработке навыков конструктивного выхода из конфликтных ситуаций, обучение навыкам профилактики различных психофизических расстройств.
Ход тренинга.
Слова тренера сопровождаются слайдовой презентацией
Психолог: Слайд1 Сегодня мы будем говорить о конфликтах в системе «воспитатель-родитель». Конфликты являются естественной частью нашей жизни. Так как все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, что наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной конфликта. При этом в конфликтных ситуациях мы все ведем себя по разному. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог-родитель» таит в себе целый ряд конфликтных ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателей крайне важно.
Слайд 3: Что же такое конфликт? Конфликт - это столкновение отдельных людей, социальных групп, выражающих различные, а нередко противоположные цели, интересы, взгляды. Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация.
Предлагаю вам разбиться на 2 группы:
1 группа описывает возможные причины недовольства со стороны родителей.
2 группа описывает список претензий воспитателей к родителям.
Обсуждение через 5-10 минут: На маркерной доске записываются основные моменты претензий:
Со стороны родителей это:
с ребенком мало занимаются в саду,
не создают должных условий для сохранения здоровья,
не могут найти подход к ребенку,
используют не педагогические методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания),
плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не переодели и т.д.),
ребенка заставляют есть или наоборот не следят, чтобы он ел,
ограничивают свободу ребенка,
часто наказывают,
не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили, ударили, поцарапали.
У воспитателей, в свою очередь, тоже есть «свой список» претензий к родителям:
неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке,
забывают оплатить квитанции. Вовремя внести плату за дополнительные занятия,
забывают положить в шкафчик сменную одежду,
приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без
элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика),
поздно забирают детей.
плохо воспитывают детей,
предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются по мелочам.
Психолог: Специалисты выделяют четыре стадии прохождения конфликта:
возникновение конфликта (появление противоречий),
осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной стороной,
конфликтное поведение,
исход конфликта (может быть деструктивным или конструктивным).
Упражнение «Нужны ли конфликты с родителями?»
Задания группам: одна подбирает аргументы в пользу того, что конфликты с родителями не допустимы, другая отстаивает позицию, что конфликты в общении с родителями необходимы. В течение 5 минут каждая подгруппа записывает свои аргументы, затем зачитывает их вслух.
Психолог подводит итог.
Рассмотрим позитивные функции конфликта:
конфликт вскрывает «слабое звено» в учреждении,
это выплеск отрицательных эмоций,
получение новой информации,
помогает прояснить отношения,
разрядка напряженности,
стимулирует позитивные изменения,
способствует сплочению коллектива.
Рассмотрим негативные функции конфликта:
настроение враждебности.
ухудшение самочувствия,
формализация общения,
депрессия, ухудшение здоровья,
эмоциональные затраты,
снижение работоспособности,
целенаправленное деструктивное поведение.
Вывод: таким образом, мы выяснили, что конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. Самое главное уметь правильно разрешать их.
Упражнение «Яблоко и червячок»
Инструкция: «Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червячок и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!» Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите ответ.»
На самом деле вы сейчас записали свой способ выхода из конфликта. А что это за способ мы разберем позже . Психологи ( К.Томас) предлагают 5 способов выхода из конфликтной ситуации:
Конкуренция (соревнование)- предполагает сосредоточение только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера:
«Что бы я победил, ты должен проиграть!»
Избегание (уклонение) – характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и интересам партнера: «Мне все равно выиграешь ты или проиграешь, но я в этом участия не принимаю!»
Компромисс – представляет собой достижения половинчатой выгоды каждой стороной: «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».
Приспособление – предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на задний план: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».
Сотрудничество- является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон: «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».
А теперь вернемся к упражнению «Яблоко и червячок». Сопоставьте свои ответы с предложенными способами выхода из конфликта. У кого какой способ получился? Обсуждение результатов.
(Н-р: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» - соревнование
«Вон посмотри какая там красивая груша весит» - избегание
«Ну хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс,
«Такая видно у меня доля тяжкая»- приспособление,
«Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты х ешь, они еще вкуснее»- сотрудничество).
Вывод: В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными являются такие способы выхода из конфликта, как сотрудничество и компромисс. Однако любая из представленных К.Томасом стратегий может оказаться в разных ситуациях эффективной, поскольку имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Гораздо важнее не избегать конфликта, а грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации и привести стороны к конструктивному соглашению.
Психолог: Давайте рассмотрим алгоритм действия в конфликтной ситуации:
Выделить суть проблемы
Посмотреть на проблему со стороны
Поставить себя на место другого участника конфликта – что бы Вы сделали в данной ситуации
Постараться найти конструктивное решение проблемы, которое будет оптимальным для Вас и для другого.
Для формирования правильного умения вести себя с родителями и общаться без конфликтов предлагаю ряд упражнений.
Упражнение: «Предъявление конфликтной ситуации».
Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями. Каждой группе необходимо разыграть конфликтную ситуацию между родителем и воспитателем и показать развязку конфликтной ситуации.
Упражнение «Ваши предложения».
Задание. Сформулировать и записать несколько рекомендаций по проведению мероприятий, которые могут помочь сплотить воспитателей и родителей.
Инструкция: Для выполнения задания необходимо разделиться на подгруппы. Каждая подгруппа представляет свой перечень мероприятий и объясняет целесообразность их реализации.
Упражнение «Желаю Вам».
Цель: Развитие умения доброжелательно общаться с родителями.
Инструкция: Сделать комплимент сидящему рядом педагогу, выступающему в роли одного из родителя вашей группы
Вывод: Лучший комплимент- похвала успехов ребенка.
Психолог: Психологические рекомендации при правильном поведении человека в предконфликтной и конфликтной ситуации:
Всегда решать спорные вопросы в настоящем времени, не упоминая прошлые обиды;
Адекватно воспринимать, сознавать суть конфликта с точки зрения психологических механизмов – интересов, целей и задач сторон. Чаще задавать вопрос: «Правильно ли я Вас поняла?» - это поможет избежать умственных барьеров.
Быть открытым и доброжелательным в общении.
Попробовать понять позицию оппонента «изнутри», поставив себя на его место.
Не говорить обидных, унижающих достоинство личности слов. Не кричать. Резкость вызывает резкость.
Уметь аргументированно высказать свои намерения в случае неудовлетворения требований.
В минуты торжества над другими давайте ему возможность «спасти себя», т.е. выйти из ситуации с достоинством.
Искореняя недостатки других, сделайте так, чтобы эти недостатки были легко исправимыми.
А теперь краткий курс доброжелательных отношений:
Шесть важных слов: «Я признаю, что допустил эту ошибку»
Пять важных слов: «Вы сделали это просто чудесно»
Четыре важных слова: «А как Вы считаете?»
Три важных слова: «Вы посоветуйте, пожалуйста»
Два важных слова: «Искренне благодарю»
Важнейшее слово: «Мы»
Психологическая зарядка.
Для поддержания стабильного психологического состояния у Вас и родителей, а также для профилактики различных психофизических расстройств важно уметь забывать. Как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.
Упражнение на стирание антистрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаш и ластик. Медленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка из жизни. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» представленную ситуацию с бумаги. Стирайте до тех пор, пока представленная ситуация не исчезнет совсем с листа. Откройте глаза. Проведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.
Психолог: И напоследок еще немного. Иногда отзывы о детских садах напоминают передачу про интриги, скандалы, расследования. Мамы и папы шпионят за воспитателями, подслушивают, что происходит в группах, ищут любую мелочь, чтобы придраться к педагогу, затем передают друг другу немного приукрасив, так возникают сплетни…предшественники конфликта.
Хочу вам рассказать «Притчу о сплетнях»:
Один человек пришел к своему Наставнику и спросил:
- Знаешь ли ты, что сказал о тебе сегодня твой друг?
- Подожди, сказал Учитель,- просей сначала все то, что ты хочешь сказать через три сита.
- Три сита?
- Прежде чем что-то говорить, нужно трижды просеять это.
Во-первых, просеять через сито правды. Ты уверен, что все, что ты мне хочешь сказать есть правда?
- Да нет, я просто слышал…
- Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда это или нет. Тогда просеем это через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
- Нет, напротив…
- Значит, продолжал Учитель,- ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но при этом даже не уверен, что это правда? Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли необходимо услышать мне то, что ты хочешь рассказать?
- Нет, в этом нет никакой необходимости…
- И так, заключил Наставник, в том, что ты хочешь сказать мне нет ни правды, ни доброты, ни необходимости. Зачем тогда говорить это?
Обсуждение притчи. (рефлексия).
Литература:
Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители. «Речь» Санкт-Петербург, 2007.
Р.С.Немов Психология, т-2.- М.,2003.
Г.В.Ложкин Практическая психология конфликта. – К.,2000.
Е.М. Семенова Тренинг эмоциональной устойчивости. - М.,2005.