Конспект урока окружающего миру в 1 классе на тему Транспорт (УМК начальная школа XXI века)


«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. 1 КЛАСС».
УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕК»
Раздел: ТРУД ЛЮДЕЙ
Тема урока: КТО РАБОТАЕТ НА ТРАНСПОРТЕ
(Урок открытия нового знания)
Цели деятельности педагога: создать условия для выделения различия и сходства разных видов транспорта; научить определять транспорт электрический и работающий на бензине (керосине), грузовой и легковой.
Задачи урока:
Предметные:
- познакомиться со старинными и современными видами транспорта; формировать представление о назначении транспорта, выделять сходства и различия разных видов транспорта (воздушный, водный, наземный, подземный, пассажирский, грузовой, специальный);
- познакомиться с профессиями, связанными с транспортом; отличать электрический транспорт от транспорта, работающего на топливе (бензине, керосине), грузовой от легкового.
Метапредметные:
1.1. Учить понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и групповой деятельности;
1.2. Соблюдать последовательность действий по выполнению учебной задачи в отведенное время;
1.10. Сравнивать полученные результаты с учебной задачей, с планом ее реализации;
2.2.2. Задавать восполняющие (открытые) и уточняющие (закрытые) вопросы;
3.2.3. Выполнять неполное однолинейное сравнение (устанавливать сходство по одному аспекту)
3) Воспитательные: проявлять уважительное отношение к истории родного народа; осознавать ответственность человека за общее благополучие; проявлять готовность следовать нормам природоохранного поведения.
Оборудование: фотографии, рисунки и загадки про транспорт; схема «Виды транспорта», конверты с заданиями для учащихся по группам, листы с заданиями для работы в паре, презентация.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Мотивация к учебной деятельности.
Слайд № 1(сказочные средства передвижения)
- Как можно назвать одним словом всё, что изображено на картинках?
- Чем же служили эти предметы героям? (Транспортом)
-О чём мы сегодня будем говорить на уроке? (Мы будем сегодня говорить о транспорте)
Слайд № 2
- Правильно. Тема нашего урока «Транспорт. Кто работает на транспорте»
Ребята, а сейчас нам необходимо выбрать учебные задачи нашего урока:
- продолжать учиться работать с задачей;
- учиться работать сплочённо;
- учиться прыгать через скакалку;
- учиться слушать и слышать собеседника;
- учиться думать;
- учиться писать изложение;
- узнать новые сведения о транспорте
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения.
Речевая разминка
Спрашивай - отвечай
Я люблю ездить на …, а ты?
Поиск решения проблемы (открытие нового знания)
- Ребята, а как по-вашему, всегда ли существовал транспорт? Нет. Но люди издавна стремились быстрее преодолевать расстояния, чем ходить пешком. В сказках они придумывали ковры-самолёты, на которых можно летать куда захочешь, сапоги-скороходы, при помощи которых можно быстро пробегать расстояния и даже перемахивать через леса и горы, ступа бабы Яги, печка Емели,…
-Как вы думаете, каким транспортом пользовались люди, когда ещё не было ни машин, ни самолётов, ни поездов…?
Слайд № 3 
Слово «транспорт» пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого оно обозначает «перемещать».
Сначала транспортом называли грузовые морские суда, которые перевозили из дальних стран различные продукты: кофе, чай, различные пряности; и увозили товары, которые продавали в дальних странах наши купцы.
Позже слово «транспорт» стало означать «доставка чего-либо».
Зачем же человеку нужен транспорт? Ведь обходились же люди без него в далеком прошлом, ходили пешком из одного поселения в другое на небольшие расстояния.
Слайд № 4 
Первые транспортные средства появились в XII веке: телега, которой пользовались в летний период времени, и сани, на которых ездили зимой.
- Сравните, чем отличаются друг от друга телега и сани?
- А что значит «сравнить»? (Дети сравнивают изображения этих предметов.)
Затем появились кареты.
Карета – это крытая телега. Предназначалась она для перевозки не грузов, а людей, причем богатых.
А с помощью кого передвигался этот транспорт?
- Отгадайте загадку (при затруднении):
Не землепашец, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник. (Лошадь.)
– Почему в этой загадке лошадь называют первым на селе работником? (На селе на лошади пахали землю, перевозили грузы, ездили на ней.)
– Каких животных люди используют как транспорт? (Лошадей, ишаков, волов, слонов…)
- Как люди используют этих животных? (В качестве средств передвижения и перевозки грузов)
Слайд № 5 
Одним из первых видов общественного транспорта была конка.
Конка – это небольшой вагончик, который двигается по рельсам, а везут его лошади.
Вместе с конкой возникла железная дорога, по которой ходили паровозы.
В середине XIX века появился первый велосипед.
– Чем привлекателен этот вид транспорта? (Мы не только едем, но и занимаемся спортом, дышим свежим воздухом.)
А в конце XIX века появились первые автомобили.
Всё это было хорошо, но люди ещё с древних времен мечтали летать…
Слайд № 6 
В XVIII веке был совершён полет на воздушном шаре. Затем в небо поднялся дирижабль, которым мог управлять человек, и, наконец, самолёт.
Вот так ребята с каждым годом, веком совершенствовался транспорт.
Физкультминутка для глаз «Автомобили»
Первичное осмысление и закрепление 
Слайд № 7  (рисунок из учебника с.76)
- Какие современные виды транспорта вы знаете?
- Чем они отличаются друг от друга? (способом передвижения: по земле, по воде, в воздухе, под землей)
Дидактическая игра «Четвертый лишний» (работа в группах)
Знакомство с простейшей классификацией транспорта: учащиеся получают конверты с различными видами транспорта, их задача найти лишнее.
- Вспомните правила работы в группе и назовите их.
- Ребята, возьмите со своих столов конверты с заданием. В конверте лежат несколько картинок, одна из них явно лишняя. Найдите её и объясните, почему она лишняя. Наклейте на лист бумаги изображения транспорта одного вида и назовите этот вид транспорта.
(Выполняется работа в группах)
1-я команда: - Нам достались четыре картинки: автобус, автомобиль, поезд и катер. Среди них картинка с катером лишняя, потому что катер передвигается по воде, а все остальное по земле. Это наземный транспорт.
2-я команда: - Нам достались картинки с лодкой, катером, пароходом и вертолетом. Мы считаем, лишний среди них вертолет, потому что он летает по воздуху, а все остальное плавает по воде. Это водный транспорт.
3-я команда: - У нас в конверте лежали четыре картинки с самолетом, вертолетом, дельтапланом и автомобилем. Автомобиль здесь лишний, т.к. он ездит по земле, а самолет, вертолет и дельтаплан летают по воздуху. Это воздушный транспорт.
Параллельно с ответами детей открываются виды транспорта на доске
Вывод: Транспорт бывает:
- наземный
- воздушный
- водный
- ? (подземный)
Какой ещё вид транспорта мы не назвали? Ответить на этот вопрос вам поможет загадка:
Слайд № 8 
Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землёй. (Метро)
К какому виду транспорта мы отнесем метро?(к подземному транспорту)
-Замечательно, а теперь немного отдохнем и разомнемся
Физкультминутка
Чух-чух, чух-чух - мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит,
Паровоз гудит:
«Тороплюсь, тороплюсь, тороплю–у–усь!»
- Ну, вот, немного отдохнули и можно двигаться дальше.
Задание для фронтальной работы «Соображай-ка» (интерактивная доска)
- Все названные транспортные средства служат одной цели. Какой? (перевозке)
- Что же они перевозят? (грузы, людей)
- Таким образом, в зависимости оттого, что перевозит транспорт, его можно разделить ещё на группы.
(Определение функций транспорта: учащиеся выполняют задания учителя, определяя функции транспорта.)
- Внимание, сейчас на экране будут появляться картинки, ваша задача внимательно их рассмотреть и определить, что объединяет эти картинки.
Слайд –№ 9: (автобус, поезд, теплоход, самолёт)
- Все эти транспортные средства объединяются тем, что они перевозят людей.
- Хорошо, а как же называют людей, передвигающихся на этих транспортных средствах? (Пассажиры)
- Значит, какой это транспорт? (Пассажирский)
Слайд –№ 10: (грузовой самолет, грузовик, телега, баржа)
- Все эти виды транспортных средств перевозят грузы.
- Значит какой это транспорт? (Грузовой)
-Очень хорошо, а сейчас загадка:
(Знакомство с автомобилями специального назначения)
Слайд № 11 
Если кто-то заболел,
Срочно нас зовет на помощь, —
Набери скорей ноль-три...
И приедет...(Скорая помощь)
Просмотр мультфильма «Смешарики: азбука безопасности»
Какие еще автомобили специального назначения вы знаете?
- Скорая помощь, пожарная машина, полиция, МЧС, аварийная машина, служба газа, и другие.

Кроме этих машин, есть еще автомобили, которые перевозят продукты, почту, бензин, цемент или участвуют в спортивных соревнованиях. Они тоже относятся к специальному транспорту.
(На доске получается следующая схема)

-Итак, давайте подведем небольшой итог.
- Для чего же сегодня нам служат машины?
- Чтобы перевозить грузы, пассажиров и помогать людям в разных трудных ситуациях.
- Ни одна машина не может передвигаться без помощи человека.
Игра «Кто управляет этим видом транспорта?».
–Назовите профессии людей, которые управляют определённым видом транспорта:
(слайды – № 12-13)
 автобус – водитель автобуса;
 ракета - космонавт;
 корабль – капитан;
 поезд – машинист;
 самолёт – лётчик;
 трактор – тракторист;
 подъемный кран – крановщик;
 трамвай – вагоновожатый.
- Молодцы!
Физкультминутка
Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),И на место тихо сели.
Игра «Заправь-ка!». (Работа в парах)
- Ребята, возьмите на своих столах листы с заданием, вас ожидает очередное задание.
( Дублируется на интерактивной доске)
Слайд № 14
– Сейчас вы будете работниками заправочной станции. «Заправьте» машины необходимым топливом. На листе справа и слева изображены различные виды транспорта: автобус, поезд, велосипед, автомобиль, троллейбус и другие; в центре – АЗС и опора линии электропередачи.
Нужно нарисовать дорожки от транспорта к этим станциям, в зависимости от того, передвигается ли он с помощью электричества или с помощью топлива.
Выполнение задания. Коллективная проверка.
К какому транспорту вы не провели ни одной дорожки? Почему?
(К велосипеду. Ему не нужно топливо, он приводится в движение силой нажатия на педали. Телегу везёт лошадь, ей топливо тоже не нужно)
ВЫВОД: Какой транспорт можно назвать экологически чистым? (Велосипед и лошадь с телегой.)
Итог урока.
–На какие виды делится весь транспорт в зависимости от места передвижения? (Наземный, водный, воздушный и подземный.)
- А по своему предназначению? (грузовой, пассажирский и специальный)
- Каким видом транспорта пользуетесь вы?
- Молодцы, отгадайте последнюю загадку:
На столбе висят три глаза,Мы его узнали сразу.Каждый глаз, когда горит,Нам команды говорит. (Светофор)
- Для чего нам нужен светофор?
- Ребята, вы уже знаете основное правило всех участников дорожного движения, т.е. и пешеходов и водителей транспорта. Давайте, вспомним его!
Три цвета есть у светофора, Они понятны для любого. Красный свет – прохода нет, (хором)Желтый – будь готов к пути,А зеленый свет – иди!
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.
- Когда-то основным транспортным средством людям служили повозки, запряжённые лошадьми. Сейчас автомобили стали для людей неотъемлемой частью жизни. Люди, конечно, выигрывают от такой замены. А природа?
- Как же быть? Подумайте об этом дома и попробуйте «изобрести» новый вид транспорта - экотранспорт. Нарисуйте его, запишите название и устно расскажите, для чего нужна ваша машина, как и где она перемещается и т.д.
Рефлексия.
-Ребята, вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие, и теперь я прошу вас оценить урок и нашу с вами работу на уроке. Поднимите зеленый цвет светофора, если трудностей не возникло и всё было понятно, жёлтый, если возникли небольшие трудности, красный - ничего не понятно.
Слайд № 15
Я научился…
Я узнал…
Я подумаю о том, …
- А теперь звенит звонок, всем спасибо за урок!