СДО Конспект урока 1 класс Окружающий мир Хвойные деревья
МБОУ «Нарвинская СШ имени В.И.Круглова»
Учитель Претцер Татьяна Владимировна
Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Хвойные деревья»
(изучение и первичное закрепление новых знаний)
Цели урока:
Образовательно-развивающие:
Применяют опорные понятия: растения, деревья, кустарники, травянистые растения, лиственные деревья, хвойные деревья, хвоя, шишка, цветок, ствол, стебель).Овладение учащимися УУД:
Познавательные:
- анализируют объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
- подводят под понятие;
- выявляют критерии для сравнения и классификации объектов;
- строят логическую цепь рассуждений;
- строят речевое высказывание в устной форме.
Регулятивные:
- контролируют в форме сличения способа действий и его результата;
- производят самооценку учебных достижений;
Коммуникативные:
- планируют учебное сотрудничество;
- умеют слушать и вступать в диалог;
- участвуют в коллективном обсуждении результатов работы индивидуального труда.
1.3. Овладение учащимися специальными (предметными) умениями:
- определяют вид растения по существенным признакам (различным основаниям деления);
- выделяют части растения;
-сравнивают виды растений.
Воспитательные:
2.1. Формирование мировоззрения учащихся на основе философских категорий: причина – следствие, целое – часть, единство – многообразие.
2.2. Формирование личностных УУД
- личностное самоопределение
- нравственно-этическое оценивание.
Формы работы:
-индивидуальный труд
- фронтальная работа
Методы:
- практический
- словесно-наглядный
- частично-поисковый
- проблемный
Средства:
- раздаточные карточки
-тексты
-образцы хвойных деревьев (веточки, шишки)
-презентация
Заявка на оценку:
В классе 15 учащихся.
(max - 22 балла + 2 балла, т.к. в классе 15 детей, всего 24 балла).
«Знаток природы» - 20 баллов и выше
«Умница» - 16 – 19 баллов
«Молодец» - 12 – 15 баллов
Этапы урока Деятельность учителя Баллы, время Деятельность учащихся
1. Орг. этап Здравствуйте, ребята! Прошу садиться.
Звенит звонок, начинается урок. Мы сюда пришли учиться, не зевать и не лениться. Работаем старательно, слушаем внимательно. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем успеха, чтобы каждый в конце урока мог сказать: «Я много знаю и всё умею».
2 мин. Подготовка рабочих мест. Садятся за парты.
Познакомьтесь с заявкой на оценку, спланируйте себе оценку и зафиксируйте на листочке. 1 мин. Знакомятся с заявкой на оценку, планируют её и фиксируют на листочке.
Актуализация знаний. А чтобы тему урока узнать, нужно нам загадки разгадать.
1. Лепестки белы, как снег,Серединка - желтый мех!Что за глупые замашки,Не гадайте на… 2. Что же это за девица?Не швея, не мастерица.Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год. 4. Клейкие почки, зелёные листочки,С белой корой стоит под горой.
3. У меня длинней иголки, чем у елки,
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.
5. Из деревьев ранним летомвдруг снежинки запорхают,Но не радует нас это –Мы от этого чихаем.
Фронтальная работа. 3 мин.
1 балл за правильную отгадку
5 баллов за 5 загадок. Отгадывают загадки.
Ромашка
Ель
Берёза
Сосна
тополь
Задание 1.
Задать вопросы – понятия, используя слова отгадки и ответить на вопрос.
Карточка №1.
Фронтальная работа 5 мин.
1 балл – один вопрос;
1 балл – один ответ;
Всего 10 баллов
Задают вопросы –понятия.
Что такое ромашка?
Что представляет собой ель?
Что считается берёзой?
Что такое тополь?
Что представляет собой сосна?
Отвечают на вопросы.
Ромашка - это травянистое растение.
Ель – это дерево.
Берёза – это дерево.
Тополь - это дерево.
Сосна – это хвойное дерево.
Задание 2.
Назвать «лишнее» понятие и указать основание деления.
Фронтальная работа.
2 мин.
2 балла Называют «лишнее» понятие.
Среди понятий ромашка, ель, липа, берёза, тополь – лишним является ромашка, так как это травянистое растение, а ель, липа, берёза, тополь – деревья.Задание 3.
Задайте вопрос – суждение, используя наши слова – отгадки.
Карточка №2.
Фронтальная работа.
5 мин.
1 балл – один вопрос;
1 балл – один ответ;
Всего 10 баллов
Задают вопросы – суждения и отвечают на них.
Чем объяснить, что ромашка является травянистым растением?
Ромашка является травянистым растением, потому что у неё тоненький и гибкий стебелёк.
Как доказать, что ель является деревом?
Ель является деревом, потому что у ели есть ствол.
Почему сосна является хвойным дерево?
Сосна является хвойным деревом, потому что у неё есть хвоинки.
Чем объяснить, что липа является деревом?
Липа является деревом, потому что у неё есть ствол.
Как доказать, что тополь является лиственным деревом?
Тополь является лиственным деревом, потому что у него на веточках листочки.
Задание 4.
Продолжить предложения, сравнивая понятия.
Карточка №3.
Фронтальная работа.
4 мин.
По баллу за каждое предложение (максимум -3 балла) Продолжают предложение, сравнивая понятия.
По сравнению с травянистыми растениями, у которых нет ствола, … у деревьев есть ствол.
Не только у берёзы есть листья, а и у тополя есть листья.
Как и у берёзы, так и у тополя листья осенью меняют окраску.
Задание 5.
Составьте логическую цепочку, от родового понятия до единичного.
Индивидуальный труд 3 мин.
1 балл-
Составляют логическую цепочку.
Растения – дерево – лиственное дерево – берёза.
Растение – травянистое растение – крапива.
Сообщение темы урока. Послушайте рассказ, который я вам прочитаю.
Однажды Маша гуляла по зимнему лесу, ей очень понравились красивые заснеженные деревья, она решила с ними поближе познакомиться. Но лишь она к ним прикоснулась, как отдёрнула руку. Какие колючие, злые деревья растут в лесу, - подумала Маша.
Ответьте на мои вопросы.
- Почему деревья оказались колючими?
- А какие колючие деревья вы знаете
А как такие деревья называют?
Ребята, догадались, какая тема урока?
Сегодня на уроке мы будем говорить о хвойных деревьях. Рассмотрим поближе сосну и ель, и узнаем, чем они различаются, а так же об одном дереве, которое на зиму сбрасывает хвою.
Фронтальная работа.
4 мин. Слушают рассказ и отвечают на вопросы.
У них есть хвоинки, которые колются.
Ель, сосна, кедр, пихта, лиственница.
Деревья называются хвойными.
Тема урока «Хвойные деревья»
Рассмотрите общий вид сосны и ели. Сравните расположение веток у этих деревьев.
Индивидуальный труд. 2 мин. Рассматривают общий вид и сравнивают расположение веток.
Физкультминутка. 2 мин
Сравним хвоинки и шишки ели, сосны, пихты.
Индивидуальный труд 2 мин.
Сравнивают хвоинки, шишки.
Определите, по каким признакам они схожи и отличаются.
Индивидуальный труд 2 мин.
2 балла Определяют признаки.
Хвоинки схожи по цвету, а отличаются по размеру и способу крепления.
Шишки схожи по цвету, а отличаются по форме и размеру.
-Какую роль играет лес в нашей жизни
- Лес имеет важное значение е в жизни людей.
В наше время очень много вырубается лесов
Леса становится всё меньше и меньше.
- Представьте, что по лесу протекала речка.
Что с ней произойдёт, если вырубят лес?
Лес – это великое богатство.
- Деревья живут очень долго, до 500 лет.
Но чтобы вырастить молодую ёлочку нужно до 10 лет, сосенки вырастают чуть быстрее. Лесники выращивают молодые сосны и ели, потом их высаживают на вырубках. Дети тоже помогают.
Фронтальная работа.
4 минут
Отвечают на вопросы.
- Лес это дом для зверей и птиц, место сбора ягод и грибов.
Деревья выделяют нам кислород, чистый воздух.
Для строительства, для изготовления бумаги, мебели, музыкальных инструментов.
- Хвоей питается глухарь, даже лоси едят сосновую хвою, белки достают семена из шишек, клесты выводят своих птенцов в лапах ели.
Речка обмелеет и высохнет.
Первичное закрепление. Докажите, что сосна – хвойное дерево.
Докажите, что берёза – лиственное дерево.
2 мин.
2 балла за одно умозаключение. Доказывают.
Поскольку у сосны листочки – это хвоинки, а у хвойных деревьев листочки – это хвоинки, следовательно, сосна – хвойное дерево.
Поскольку у берёзы на ветках листочки, а у лиственных деревьев на ветках листочки, следовательно, берёза – лиственное дерево.
Подведение итогов урока.
Рефлексия. - Какая у нас была цель урока?
- Мы достигли цели?
Фронтальная работа.
- Подсчитайте набранное за урок количество баллов, запишите на полях и поставьте оценку.
-Поднимите руки те, кто получил запланированную в начале урока оценку.
- Кто получил оценку выше, чем планировал?
- А кто наоборот?
- Почему некоторые из вас не достигли желаемой оценки?
Кого вы бы хотели похвалить за урок?
Фронтальная работа.
2 мин. Узнать о хвойных деревьях.
Определить по каким признакам они отличаются друг от друга и от лиственных деревьев.
Анализируют работу на уроке.