Работа на тему самообразования Роль музыки на занятиях в ансамбле спортивной современной хореографии»
Работа по самообразованию
На тему: «Роль музыки на занятиях в ансамбле спортивной современной хореографии»
Концертмейстер –
Белая Елена Михайловна
г. Джанкой
Спортивная современная хореография тесно связана с музыкой. Но, если музыка может восприниматься самостоятельно, то спортивная хореография не может существовать без музыки. Эти два понятия неразделимы! Музыкальное сопровождение в спортивной современной хореографии обязательно и имеет большое значение, т.к. способствует повышению эмоционального тонуса и делает этот вид танца особенно привлекательным.
Значение музыки на занятиях спортивной современной хореографии велико. Она не только помогает определить и сохранить скорость и ритм, в котором следует выполнять упражнения, а также подсказывает характер выполняемого движения. Нежная и протяжная музыка передается таким же нежным и слитным движением тела, рук, выражением лица. Энергичная и радостная передается движениями сильными и бодрыми. Когда характер музыки и характер движения одинаковы, то есть выражают одно и то же чувство, мы говорим, что это движение музыкально. Музыка всегда создает настроение, вызывает желание двигаться. Занятия с музыкой на тренировках не только более интересны, но и необходимы. Умение распределять движения под музыку не простая задача, поэтому без музыкального сопровождения на тренировках не обойтись, т.к. это еще и целенаправленное музыкальное воспитание. Давая определенные темп, метр и ритмический рисунок, музыка выявляет и подчеркивает характерные особенности движения, помогает его исполнению и одновременно приучает детей понимать соответствие между характером музыки и характером движения.
Музыка играет огромную роль в спортивной современной хореографии и выполняет ряд специальных функций:
- благодаря музыке современная хореография является эффективным средством эстетического воспитания. В процессе занятий учащиеся знакомятся с музыкальной грамотой, с понятиями ритма и метроритма, структуры метра и такта, формы и жанра музыки. Это помогает им глубоко воспринимать музыку, развивает у них художественный и музыкальный вкус. Музыка помогает решать и другие задачи эстетического воспитания, как, например, воспитание чувства красоты движения, культуры поведения;
- музыка имеет важное значение при обучении движениям, в особенности при воспитании выразительности и артистичности;
- музыкальное искусство обладает большой силой непосредственного эмоционального воздействия. Под музыку легче переносятся большие физические и психологические нагрузки, повышается работоспособность.
- при создании композиций индивидуальных и групповых упражнений первостепенное значение приобретает выбор музыкального произведения. Идея всего упражнения, образное решение композиции, способствующее раскрытию индивидуальности ребенка, определяются характером музыкального сопровождения, формой произведения. Воздействие музыки на движение велико и известно уже давно. Влияние ее тем сильнее, чем интенсивнее танцоры погружаются в музыку, могут ее воспринимать и ею вдохновляться. Оно зависит от умения слушать музыку, понимать и воплощать ее в движениях.
Музыкальное сопровождение занятий развивает музыкальный слух, чувство ритма, учит согласовывать движения с музыкой и в конечном итоге развивает интеллектуальные способности. Музыка на занятиях должна быть простой, доступной и выразительной. На занятиях я использую два метода музыкального сопровождения: импровизированный и программный.
Импровизированный метод требует от концертмейстера умения по ходу занятия находить нужный аккомпанемент, импровизируя в зависимости от характера движений. Программный метод предусматривает предварительный подбор музыкальных произведений для различных движений. Оба метода не исключают друг друга.
Для музыкального сопровождения учебно-тренировочных занятий я использую классические произведения, мелодии народных песен и танцев, а также современную музыку, исполненную на музыкальном инструменте или в записи под магнитофон.
Говоря о музыке и современной хореографии, нельзя не упомянуть о связи между упражнениями и средствами музыкальной выразительности. Для правильного согласования движений со средствами музыкальной выразительности я систематически развиваю у воспитанниц на занятиях музыкальный слух, обучаю их средствам музыкальной выразительности и умении их различать. Лишь при этом условии воспитанники смогут сопоставлять их со своими мышечными ощущениями. Увеличивая напряжение мышц на громкое звучание (f), уменьшая на тихое (p), ускоряя и замедляя движения соответственно темпу музыки, воспитанники приобретают умение тонко регулировать силу и скорость своих движений. В результате у них формируются условно - рефлекторные связи между музыкой и движением, что помогает его совершенствовать.
Выделяя отдельные средства музыкальной выразительности, необходимо учитывать весь комплекс их, передающий содержание произведения в целом. Например, когда руководитель дает задание на изменение силы движения, я подбираю такую музыку, в которой средствами музыкальной выразительности создается нужная для занятий положительная эмоциональная основа.
Мелодия составляет основу музыки, и в ней, в первую очередь, выражен замысел композитора. Она помогает запомнить музыку, следовательно, и упражнение. Зная мелодию произведения, под которое выполняется упражнение, воспитанники могут повторить его и без музыки, сохраняя нужный темп, ритм и даже динамические оттенки. Услышав мелодию, можно быстро восстановить последовательность движений, на основе сформировавшихся условно – рефлекторных связей между движением и музыкой. Мелодия как бы подсказывает характер движения, форму и последовательность элементов.
Каждое музыкальное произведение исполняется в определенном темпе, с той или иной скоростью. Чаще всего встречаются темпы: adagio – медленно, andante – умеренно, allegro – быстро. Для овладения различными темпами руководитель дает воспитанникам специальные задания. Я подбираю музыкальное произведение, а воспитанники, прослушав его, определяют и называют темп, и затем выполняют движения с соответствующей скоростью. В дальнейшем это умение закрепляется и совершенствуется при выполнении всех упражнений.
Музыкальное произведение влияет на выбор выразительных средств: элементов мимики, пантомимики, выразительной окраски прыжков, поворотов, равновесий и поз. Характер и композиция упражнений спортивной современной хореографии находится в прямой зависимости от всех деталей музыкального произведения. Вот в этом и заключается сложность подбора музыки для индивидуальных и групповых упражнений.
Говоря о роли музыки в спортивной хореографии, нельзя не сказать о значении концертмейстера на занятиях по хореографии и на тренировках. При подготовке к проведению занятий с музыкальным сопровождением, будь то непосредственно инструментальная музыка или магнитофонная запись, преподаватель или хореограф нуждаются в квалифицированном музыкальном руководстве. Эта помощь должна заключаться в поисках гармонии между музыкой и физическими упражнениями.Хореограф должен получать существенную помощь от концертмейстера. Посредством музыкального сопровождения он должен не только помогать им организовывать внимание воспитанниц, но и воспитывать у них музыкальный слух и вкус. От концертмейстера в значительной мере зависит и отношение воспитанниц к выполняемому упражнению.
В компетентность концертмейстера входят воспитательные, педагогические и образовательные задачи, так как он выполняет функции музыкального педагога. Эти функции выполняются успешно, когда концертмейстер знаком со спецификой спортивной современной хореографии. Он должен знать терминологию упражнений, азы хореографии и методы преподавания различных движений.
Концертмейстер должен иметь хорошую музыкальную память и уметь качественно исполнять большое количество разнообразных музыкальных произведений и отрывков по памяти, без нот, а также хорошо читать с листа.
15