Статья Обучение младших школьников приемам рационального чтения лингвистических справочников


Обучение младших школьников приемам рационального чтения лингвистических справочников.
На современном этапе модернизации российской школы Государственным стандартом начального общего образования предусмотрена реализация личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. При этом формирование общеучебных умений и навыков является приоритетом начального общего образования. Среди общеучебных умений важное место занимает умение продуктивно пользоваться существующим разнообразием словарей и справочников. Специально для начальной школы в настоящее время создан ряд словарей, отражающих различные аспекты языковой системы, способных эффективно служить для организации учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка. Однако нередко словари остаются невостребованными, поскольку младшие школьники не владеют умением читать справочную литературу. В связи с этим актуальной является задача формирования у младших школьников умения пользоваться различными справочниками, в зависимости от цели.
Словари бывают разнообразных типов. В первую очередь они делятся на две группы: энциклопедические и лингвистические. В энциклопедических словарях объясняются не слова, а предметы и лица, явления и понятия. В лингвистических словарях сбираются и объясняются сами слова, толкуется их лексическое и грамматическое значение и т.д. К лингвистическим словарям относятся двуязычные и одноязычные словари. В начальной школе используются следующие виды одноязычных словарей: толковый, орфографический, орфоэпический, синонимов, этимологический и ряд других. Наиболее часто используемым видом словаря является толковый. Толковые словари часто называют универсальными, т. к. они содержат в себе объяснение значений слов, их грамматическую характеристику, отмечают их нормативное написание и произношение, иногда содержат сведения этимологического характера. Словообразовательные словари показывают, как образованы слова. Словарная статья в словообразовательном словаре отличается от статьи в толковом, этимологическом и других типах словарей. Статья не имеет описаний и толкований. Слова размещены в словаре по гнездам, или группам однокоренных слов. Этимологические словари содержат этимологическое толкование общеупотребительных слов современного литературного языка. Орфографический словарь − словарь, содержащий перечень слов в их нормативном (правильном) написании.
Каким же умениям необходимо обучить младших школьников?
Умение пользоваться словарями является одним из общеучебных и библиографических умений. Состоит из содержательного, операционного и мотивационного компонентов.
В содержательный компонент входят знания учащихся о типах словарей и их назначении, знание алфавита и алфавитного принципа расположения слов, знание начальных форм слов и др.
В операционный компонент входит умение соотносить учебную задачу, назначение и название словаря; определять начальную форму слова; находить слово в словаре; быстро ориентироваться в структуре словарных статей словарей разных типов; использовать соответствующий способ чтения.
Мотивы и потребности использования словарей составляют мотивационный компонент.
Таким образом, приемы рационального чтения являются составной частью операционного компонента умения пользоваться словарями.
Формирование умения пользоваться словарями предполагает ряд этапов.
1) На первом этапе (подготовительном) формируется умение – находить слово в словаре. В основе данного умения лежит знание алфавита. С этой целью используются три группы упражнений. Первую группу составляют упражнения, направленные на усвоение алфавита. Например: «Продолжи ряд букв…», «Назови соседей буквы...», «Какая буква потерялась?», «Какая буква идет за…» и т. п.
Ко второй группе относятся упражнения, формирующие умение располагать слова по алфавиту. «Спиши слова каждой строчки в алфавитном порядке.», «В каком порядке нужно расставить книги в школьной библиотеке?», «Спиши названия городов в алфавитном порядке».
Третью группу составляют упражнения, предполагающие практическое использование алфавита при поиске слов в словариках учебника.
Подготовительный этап обучения готовит детей к осознанию важности и необходимости использования справочной литературы.
2) На втором этапе происходит овладение операционным компонентом умения пользоваться словарем. На этом этапе происходит знакомство детей с орфографическим, орфоэпическим, толковым, этимологическим словарями.
Последовательность ознакомления с различными типами словарей обусловливается потребностью в них при изучении определенных учебных тем курса русского языка
На данном этапе формируются: умение устанавливать связь между целями использования словаря и его названием; умение ориентироваться в структуре словаря на основе навыков просмотрового и ознакомительного чтения, в частности, умение находить название словаря, фамилию автора, оглавление, список сокращений, словник; умение находить слово, пользуясь оглавлением и алфавитом; умение ориентироваться в структуре словарной статьи (находить заглавное слово, основную информацию в слове, примеры употребления слова), ориентируясь на особенности шрифта (цвет, размер).
Преобладающими на этом этапе обучения будут упражнения репродуктивного типа. «Пользуясь толковым словарем, выясни значение слова…», «С помощью орфоэпического словаря определи произношение слова…», «Проверь по орфографическому словарю правильность написания слова…»
3) На третьем этапе с помощью словарей усваивается языковой материал (понятия, языковые сведения).
У младших школьников развивается умение пользоваться словарями на уроках русского языка в целях выяснения информации о значении, происхождении, написании, произношении слов. Формируется умение помимо основной, извлекать дополнительную информацию о слове.
4) На четвертом этапе развивается мотив самообучения и применения словарей. Мотивы пользования словарем в целях самообразования возникают только после выработки соответствующих основных умений.
Использование лингвистических словарей позволяет ученику быть активно действующим субъектом, сознательно воспринимающим слово со всем комплексом его свойств и стремящимся к их усвоению самостоятельно, без помощи взрослых, с целью улучшить, собственную речь.
В исследованиях психологов экспериментально доказано, что разные типы текстов требуют разных способов чтения. Язык словарей не является языком естественным. Этот язык особый – информационный, формализованный, кодированный, который определяет и технику чтения, а именно использование различных видов рационального чтения.
В исследованиях по теории речевой деятельности описаны следующие виды чтения – ознакомительное, изучающее (аналитическое), просмотровое, поисковое (сканирование). Их выделение связано со спецификой текста и теми коммуникативными задачами, которые данные способы чтения призваны выполнять.
Изучающее чтение обеспечивает вдумчивое, глубокое понимание содержания текста и полный его охват. При работе со словарями данный вид чтения предполагает умение точно извлекать информацию из словарной статьи. Виды упражнений: подбор родового слова-названия; определение лексического значения слова и сравнение со словарем.
Ознакомительное чтение – это быстрый вид чтения, задачей которого является понимание основных идей каждого абзаца (каждой части) и текста в целом, усвоение его содержания без специальной установки на последующее воспроизведение. Целью данного вида чтения лингвистических справочников является знакомство с содержанием словарной статьи, понимание основной информации. Упражнения: среди заголовков словарных статей выпишите слова с удвоенной согласной буквой; прочитайте объяснение значения слова.
Просмотровое чтение базируется на умениях по начальным фразам абзаца выделять и обобщать факты в процессе чтения, прогнозировать дальнейшее развертывание текста, по заголовкам членить текст на смысловые части. Данный вид чтения используется для предварительного знакомства со словарем. Цель – получение общего представления о содержании словаря или словарной статьи. Самое главное, чему должен научиться ребенок, понимать есть ли нужная ему информация или нет. Приемы: рассматривание титульного листа, перелистывание, быстрое чтение заголовков и т.п.
Поисковое чтение ориентировано на чтение специальной литературы (лингвистических справочников). Его цель – быстрое нахождение в тексте вполне определенных данных (слов, фактов, характеристик, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Учащемуся известно из других источников, что такая информация содержится в данном справочнике. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текстов, он сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает поисковому чтению без детального анализа. Данный вид чтения отрабатывается в первую очередь при работе с алфавитным указателем, помещенным в конце словариков, предназначенных для младших школьников. Упражнения: из словарных статей выпишите заголовки, которые являются именами прилагательными (глаголами) и.т.д. Какая помета помогла вам быстро выполнить задание? Просмотрите слова на странице…, назовите слова, имеющие три значения. Как вы это определили? Есть ли на этой странице слова, имеющие два значения? Выпишите их в тетрадь.
Таким образом, описанные выше виды чтения – ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое – виды рационального чтения, которым необходимо обучать младших школьников.
В ближайшее время лексический фрагмент урока русского языка со словарями должен стать обязательным в начальной школе, а работа с разными типами словарей должна превратиться в необходимость. Такая позиция определена «Требованиями к уровню подготовки обучающихся, оканчивающих начальную школу» Примерной программы по русскому языку, которые ставят задачу научить младших школьников «сравнивать, различать словари, справочники», а также пользоваться ими. Умение пользоваться словарями относится к общеучебным умениям, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лаврова Н.М Развитие умения пользоваться лингвистическими словарями. //Начальная школа плюс до и после № 05, 2005
2. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2010
3. Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987. 
4. Развивающее языковое образование в современной начальной школе: пособие для студ. факультетов нач. образования и учителей нач. классов/Т.Г.Рамзаева, Л.В.Савельева, Е.А.Гогун и др.; Под науч. Ред. Т.Г.Рамзаевой.– СПб.: Специальная литература, 2009
5. Рамзаева Т.Г. Проблема развивающего языкового образования и ее реализация в начальной школе // Начальная школа. – 1999 №1
6.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010.
7. Черняк В.Д. Формирование лексикографической компетенции на разных ступенях многоуровнего филологического образования//В сб.: Тенденции развития языкового и литературного образования в школе и вузе: Материалы международ. науч.-.практ. конф 22-25 апр. 1998. – СПб.: Сударыня, 1998