«Три состояния воды», 2 класс (Система Л.В.Занкова)
«Три состояния воды», 2 класс (Система Л.В.Занкова)
Создать условия
- для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в паре, группах, выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки;
- для воспитания бережного отношения к окружающей среде.
Формирование УУД:
через формирование личностных УУД способствовать становлению личностной позиции;
посредством формирования регулятивных УУД осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
развивая коммуникативные умения и навыки, учить работать в паре, в группе;
через формирование познавательных УУД учить осуществлять поиск нужной информации из различных источников, развивать умение анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков.
Планируемый результат
Предметные УУД
Учащиеся научатся:
- определять три состояния воды;
- различать и сравнивать их особенности;
- понимать последовательность и причины перехода воды из одного состояния в другое: воды в пар (испарение), воды в лед (замерзание), льда в воду (плавление, таяние), пара в воду (конденсация);
- анализировать природные явления, при которых происходит переход одного состояния воды в другое;
- сравнивать температуры замерзания и закипания воды.
Личностные:
- обучающиеся получат возможность для формирования представления о ценности и уникальности природного мира;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости
- развитие навыков сотрудничества;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Познавательные:
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
- сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельной практической работы.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- принимать участие в работе парами и группами;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости
Основные понятия
- Гидросфера: мировой океан, воды суши, вода в атмосфере.
- Свойства воды, использование человеком универсальных свойств воды;
- Снег, лед, иней, туман, пар, облака, вода, роса.
- Какая бывает вода.
Оборудование
Материалы к уроку: презентация, глобус, видеофильм
Ход урока
1. Актуализация знаний.
1. На доске запись: Цветок, снегирь, вода, жук, осина.
- Как можно назвать одним словом эти объекты? (Природа)
- Какой объект лишний и почему?
( Лишняя – вода, т.к. это относится к неживой природе, все остальное – объекты живой природы)
- Давайте вспомним, что мы знаем о воде?
- Как называется водная оболочка Земли?
- Что входит в гидросферу? (Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.)
(на доске появляются таблички с терминами)
Работа в группах.
1 группа: Создают панно с использованием карточек по теме «Мировой океан»;
2 группа: Создают панно с использованием карточек по теме «Воды суши»;
3 группа: Создают панно с использованием карточек по теме «Вода в атмосфере»;
Термины для работы в группах:
Индийский океан
Реки
Тихий океан
Болота
Атлантический океан
Северный Ледовитый океан
Озера
Подземные воды
Ледники
Искусственные водоёмы
Снег
Дождь
Град
Туман
Коллективная проверка.
- На какие группы вы могли бы еще разделить эти термины? По какому признаку?
– Почему вода – это и туча, и туман, и лёд? (Вода может существовать сразу в разных состояниях.)
II. Формирование новых знаний.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с тремя состояниями воды и узнаем, как вода может переходить из одного состояния в другое.
– После дождя улицы и крыши домов мокрые. Но появляется солнце, и всё высыхает. Куда исчезает вода? (Она испаряется, превращается в невидимый пар, который расходится в воздухе.)
– Что происходит с водой в реках, озёрах, морях? (Она испаряется.)
– Что происходит с водой в холодную погоду? (Она тоже испаряется, только не так быстро, как в тёплую.)
Опыт 1. Знакомство с понятиями: пар, туман,
Нальём в чайник воды и доведём до кипения.
Просмотр мультфильма «Семья Почемучкиных. Три состояния воды».
Работа по учебнику стр. 7-8.
- Как называется процесс перехода жидкой воды в газообразное состояние?
Вывод:процесс перехода жидкой воды в газообразное состояние называется испарением.
– Что произойдёт, если мы закроем носик чайника пробкой? (Она вылетит.)
– Что же происходит с паром? (Когда воду кипятят в открытом сосуде, то пар свободно расходится во все стороны.Если сосуд закрыт, то пару некуда деваться, и он начинает с большей силой давить на стенки, ища выход.)
– Люди давно заметили это свойство пара и воспользовались им для того, чтобы заставить пар работать. Изобрели паровые машины, которые приводят в движение паровозы, пароходы.
Когда построили первый пароход, то сначала никто не хотел на нём плыть. Многие думали, что его приводит в движение «нечистая сила». Не находилось смельчака, который решился бы сесть на пароход. Когда, наконец, нашёлся такой храбрец, строитель парохода прослезился от радости.
Почти то же было и с паровозом. Тёмные люди отказывались ехать по железной дороге, считая, что «огненный змей», «нечистая сила» тащат поезд.
Опыт 2.
– Дышали вы на холодное оконное стекло? чем оно покрывалось? (Покрывается капельками воды.)
– Откуда взялась на стекле вода? (Она образовалась из пара, как только он прикоснулся к холодному стеклу.Пар всегда есть в воздухе, если его охладить, он превратится в воду.)
– Чайник наш закипает. Подставим холодную ложку. Что с ней произошло? (Она покрылась мельчайшими капельками воды.)
– Положим ложку в морозильник. Что с ней произошло? (Она покрылась ледяной корочкой.)
- В каком состоянии стала вода?
– Внесём её опять в комнату. Что мы видим? (Мы вернули воду в начальное состояние.)
– Какой можно сделать вывод?
Вывод: вода прошла все три состояния: жидкое, газообразное, твёрдое.
Физкультминутка
Опыт 3.
– Зимой вывешивают мокрое выстиранное бельё. Что происходит с бельём? (Оно через некоторое время становится сухим.)
– Куда исчезла вода? (Она превратилась в водяной пар.)
– Что произойдёт с водой, если мы нальём на дно блюдечка немного воды? (Через некоторое время она испарится.)
– Какой вывод можно сделать о свойствах воды?
Вывод: везде, где есть вода, при любой температуре воздуха происходит процесс испарения.
Мы рассмотрели воду в двух состояниях. А как выглядит вода в твердом состоянии? Работа по учебнику стр 10-11, чтение статьи «Что такое снег?»
III. Закрепление изученного.
– Какие свойства воды вы знаете? (Без цвета, запаха, без вкуса, прозрачна, без формы, текуча, в твёрдом состоянии – хрупкая.)
– Когда вы наблюдали туман? (После жаркого дня наступает прохладный вечер, и над рекой, в низинах появляется белая пелена тумана.Туман бывает и зимой в морозную погоду.)
– Какие ощущения вы испытывали, находясь в тумане? (Сырость, плохая видимость окружающих предметов.Автомобили, трамваи замедляют ход, включают фары, сигналят, чтобы не задавить прохожих, не столкнуться.)
– Как образуется туман? (Водяной пар, постоянно находящийся в воздухе, при охлаждении превращается в туман.)
– Из чего состоят облака? (Это тоже туман, но только скопившийся высоко над землёй.)
– Почему мы говорим, что облака движутся? (Их гонит ветер.)
Работа в парах. Проверка:
– Отгадайте:
Чистен и ясен, как алмаз,
Но, бывает, таю.
Я от матери рождён,
Сам её рождаю. (Лёд.)
Меня часто просят, ждут,
А как только покажусь,
Сразу прятаться начнут. (Дождь.)
И не снег, и не лёд,
Серебром деревья уберёт. (Иней.)
Молоко над рекой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. (Туман.)
Растёт она вниз головой,
Растёт зимою и весной.
Но лишь солнце припечёт –
Она заплачет и умрёт. (Сосулька.)
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут.
(Облака.)
Утром падаю всегда –
Не дождинка, не звезда
И сверкаю в лопухах
На опушках и лугах.
(Роса.)
По небесам оравою
Бредут мешки дырявые,
И бывает иногда:
Из мешков течёт вода.
(Тучи.)
IV. Итог урока.
- Какие три состояния воды вы запомнили?
Домашнее задание: выполните практическую работу в тетради.
15