Доклад Школьная научная конференция

МОУ СОШ №68
Школьная научно-практическая конференция












Компьютерные игры: вред или польза?

Исследовательская работа







Выполнил: Ряска Даниил,
ученик 7 б класса


Руководитель: Колдарова
Анна Сергеевна, учитель физкультуры, классный руководитель МОУ СОШ № 68








Тюмень 2015г.

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ ........2

Глава I. Теоретическое обоснование вопроса
1.1. Классификация компьютерных игр...........5
1.2. Положительное влияние компьютерных игр на детей.7 1.3. Отрицательное влияние компьютерных игр на детей......8
1.4. Мнения геймеров о компьютерных играх.12
Глава II. Практическое обоснование вопроса
Результаты анкетирования....13
Мини-исследование в компьютерных магазинах...16
Результаты интервью.17
Рекомендации по использованию компьютера и компьютерных игр..19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ...................23
Приложение 1.........24
Приложение 2.....26
Приложение 3.....29
Приложение 4.............30
Приложение 5.....31
Приложение 6.........33

ВВЕДЕНИЕ
В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что существование без этой умной машины сложно себе представить. Мы родились и растем в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. То, что нашим родителям совсем недавно казалось чудом техники, для нас, детей, – просто любопытная вещь, с которой можно возиться как со всякой новой игрушкой. Компьютером теперь никого не удивишь. Если предыдущее поколение было поколением книг, то сегодня «продвинутые» родители, еще не сняв с ребенка памперсы, сажают малыша к монитору. Вместе с компьютерами появились и компьютерные игры, которые сразу нашли массу поклонников разных возрастов.
Уже много лет компьютерные игры продолжают своё триумфальное шествие. Всё больше и больше появляется продвинутых во всех отношениях игр: с ошеломительными спецэффектами, закрученными сюжетами, трёхмерной графикой. С каждым годом ряды геймеров увеличиваются в геометрической прогрессии. Всё больше людей часами засиживаются за ПК, играя в свою любимую компьютерную игру.
Мне самому нравиться играть в компьютерные игры! Они меня увлекают, и я могу просидеть за компьютером целый день. Я просто погружаюсь в другой мир. К тому же очень часто я слышу от родителей, что я не должен целыми днями сидеть за компьютером, что из-за компьютерных игр у меня падает зрение, портится осанка, они влияют на мою психику и т.п. Разговаривая с одноклассниками, я выяснил, что не только мои родители считают так. Поскольку это увлечение среди учащихся нашего класса очень распространено и за компьютерными играми ребята проводят достаточно много времени, мы решили изучить данный вопрос более подробно и выяснить о вреде и пользе компьютерных игр.
Цель исследования: Выяснить, положительные и отрицательные стороны влияния компьютерных игр на человека.
Задачи исследования:
Познакомиться с классификацией компьютерных игр.
Найти примеры положительного и отрицательного влияния компьютерных игр на школьников.
3) Узнать, как относятся к проблеме взрослые (учителя-предметники, медицинский работник, школьный психолог).
4) Провести анкетирование среди одноклассников и родителей, с целью выяснить отношение ребят и взрослых к компьютерным играм.
5) Разработать рекомендаций для детей и родителей по использованию компьютера и компьютерных игр и оформить буклет.
Обратить внимание взрослых на проблему возникновения привязанности к компьютерным играм, о необходимости контроля с их стороны за временем и пристрастиями в играх.
У меня возникло два предположения:
Предположим: что компьютерные игры вредны, т.к. влияют на здоровье детей.
Возможно, что компьютерные игры – полезны, т.к. развивают детей.
Методы исследования:
поиск, сбор и анализ информации по данному вопросу;
беседа-опрос;
наблюдение;
анкетирование, интервьюирование;
обобщения и выводы.
Объектом исследования является процесс использования компьютера.
Предметом данного исследования являются компьютерные игры, и влияние их на школьников.
Продукт исследования: информационный буклет с рекомендациями.
Результат работы:
Оповещение одноклассников и родителей о результатах исследований.
Создание буклета с информацией о пользе и вреде компьютерных игр.
Этапы организации работы

п/п
Наименование мероприятий
Сроки

Подготовительный этап


Определение цели, задач.
октябрь


Выработка гипотезы
октябрь


Сбор информации по данному вопросу из различных источников (книги, журналы, Интернет):
- посещение библиотеки, с целью изучения литературы по теме;
- беседы с одноклассниками, родителями.

октябрь-декабрь



Основной этап


Мини – исследование в компьютерном магазине
январь


Изучение информации
январь


Выводы из информации
январь


Анкетирование школьников и родителей:
- разработать анкету;
- распространить среди сверстников, родителей;
- изучить, проанализировать, сделать выводы.

январь



Консультации со специалистами:
-учителем информатики
- медицинским работником
- школьным психологом
март-апрель

Этап обобщения накопленного материала


Разработать рекомендации для детей и родителей по использованию компьютера и компьютерных игр.
- обобщить результаты, составить рекомендации;
- оформить буклет;
- распространить информацию.

март


Представить презентацию перед учениками и учителями школы на школьной научно-практической конференции
апрель


ГЛАВА I. Теоретическое обоснование вопроса
Классификация компьютерных игр

Компьютерная игра - это компьютерная программа, служащая для организации игрового процесса, связи с партнёрами по игре или сама выступающая в качестве партнёра. Тот, кто играет в компьютерные игры, называется - геймером.
Все дети любят играть. Но обычные игры не интересны или бывает, что в них не с кем поиграть. А вот в компьютерные игры можно играть одному или с друзьями. Используя сеть Интернета можно заводить новых партнеров по играм. С каждым разом компьютерные игры становятся все интересней. Они создаются так, чтобы увлекать игроков. В них хорошие графические и звуковые оформления.
Из литературы и сети Интернет мы узнали, что мир компьютерных игр широк и разнообразен. Компьютерные игры могут быть классифицированы по нескольким признакам:
- Жанр: игра может принадлежать как к одному, так и к нескольким жанрам;
- Количество игроков и способ их взаимодействия: игра может быть однопользовательской рассчитанной на игру одного человека, или многопользовательской рассчитанной на одновременную игру нескольких человек; а также вестись на одном компьютере, через интернет, электронную почту, или массово.
Компьютерные игры классифицируют по жанрам:
Аркады - игры, в которых всё зависит от ловкости и быстроты реакции игрока. Различают детские аркады, где главная задача игрока обычно состоит в том, чтобы избегать врагов, и аркады для более взрослых, где врагов необходимо ещё и убивать.
Стратегии - игры, где игрок выступает в роли человека, наделённого властью. В экономических стратегиях задача игрока состоит в том, чтобы построить мощную финансовую корпорацию, победив в экономической войне своих конкурентов. В военных стратегиях игрок выступает в роли генерала, управляющего постройкой военных баз и тренировкой войск и должен победить врагов на поле боя.
Квесты (англ. Quest - поиск) - игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки.
Экшен - игры, состоящие в основном из боевых сцен, драк и перестрелок.
Приключения - игры, обладающие полноценным литературным сюжетом, и игрок в процессе игры сам раскрывает все перипетии этого сюжета.
Стрелялки - как видно из названия, игры привлекают тех, кто любит пострелять. Выбор оружия широк – от обычного пистолета до бластера. Игрок либо сам выступает в роли героя и видит виртуальный мир его глазами, либо смотрит на него со стороны.
Головоломки - электронные варианты различных головоломок, одним словом, игры, в которых необходимо как следует напрячь мозги.
3D игры - в них как такового сюжета нет, только иллюзия вида "из глаз" персонажа, основана на трехмерном движении.
Забавы - игры, в основном рассчитанные на детей, где психологическое впечатление от происходящей на экране картинки гораздо важнее самого процесса игры - например, лопание пузырьков.
Образовательные - игры, включающие в себя элементы обучающих программ, которые подаются через сам игровой процесс.
Ролевая игра - жанр игр, где игрок обладает свободой действий - он сам выбирает куда идти, что делать и так далее. Отличительной особенностью которых, является наличие у персонажей определённых навыков и характеристик, которые впоследствии можно улучшать или даже приобретать новые, предварительно выполнив какие либо действия.
Тренажеры - всевозможные гонки, в том числе и в космосе, военные. Перед глазами игрока, находящегося в кабине автомобиля или самолета, находятся различные индикаторы, кнопки, рычаги, руль, штурвал. Ощущения от таких тренажеров близки к тем, что имеют место в реальной жизни. Например, геймер чувствует, как заносит машину, если он отвлечется от управления.
Логические - прекрасный способ провести несколько свободных минут, не покидая рабочего места (головоломки, шахматы, карточные игры).
Таким образом, мы сделали вывод, что с каждым годом качество компьютерных игр улучшается и появляется их огромный выбор. Из всего разнообразия не трудно выбрать подходящие, главное не забывать, что в реальной жизни куда больше интересней.

Положительное влияние компьютерных игр на школьников
Интересно, а какое влияние на школьников оказывают компьютерные игры? Приносят ли они пользу или вред? Чтобы ответить на эти вопросы мы решили воспользоваться Интернетом и поискать там необходимую информацию.
Читая литературу по данному вопросу, мы узнали, что компьютерные игры имеют как положительные, так и отрицательные стороны.
Компьютерные игры помогают ребенку привыкнуть к управлению компьютером, что благоприятно сказывается в дальнейшем, когда дело доходит до более серьезной работы. Самая простая компьютерная игра, соответствующая возрасту, формирует внимание, организацию деятельности, усидчивость, настойчивость.
Игра за компьютером - это сложнейшая координация движений рук, зрительного восприятия и зрительной памяти, это анализ ситуации и процесс принятия решения. Хорошая игра может помочь ребенку преодолеть робость, сформировать коммуникативные навыки.
Зарубежные специалисты считают, что разумная игровая практика способствует развитию познавательных способностей детей. Позитивный эффект компьютерных игр французский детский психиатр Серж Тиссерон видит в формировании способности быстро приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды, требованиям общества, правилам.
Многие стратегические игры позволяют получить навыки управления ресурсами в стрессовых ситуациях. Современные онлайновые игры, а это в основном "стрелялки", очень часто воспитывают командный дух, позволяя "притереться" друг к другу в условиях, "приближенных" к боевым. Участники одной такой команды, как правило, хорошо знают друг друга, общаясь не только в виртуальном пространстве. Выяснение отношений между командами происходит лишь внутри компьютерных сетей, а совсем не на темных улицах.
Сам характер игр – постоянное преодоление препятствий делает геймера более целеустремленным и жизнестойким. Он решает проблемы реальной жизни с не меньшим упорством, с каким преодолевает очередной этап игры. Большинство геймеров способны к быстрому восприятию новых идей и перемен.
Правильно подобранные компьютерные игры позволяют достаточно быстро научиться считать, читать, изучить иностранные языки, развить логическое мышление, улучшить память, внимание, реакцию, глазомер и координацию движений.
Практически любая компьютерная игра развивает тот или иной полезный навык, но все-таки не во всякую игру стоит играть. Все дети разные. Одним лучше подходят спокойные, неторопливые игры, а другим активные, динамические. Родителям надо знать своего ребенка или ученика и рекомендовать ему такие игры, которые не будут его перегружать.
Компьютерная игра может отвлечь ребенка от пагубного влияния улицы. Выпивка, курение и другие вредные увлечения могут отступить на десятый план. Ребенок находит друзей легче, тем более, если у него с этим проблемы

Отрицательное влияние компьютерных игр на школьника

В чём же вред компьютерных игр? Вред наносится не только в процессе игры, но и в многочасовом занятии перед монитором.
Изучив литературу по данной теме, можно выделить несколько вредных факторов:
- сидячее положение в течение длительного времени;
- воздействие электромагнитного излучения монитора;
- нагрузка на зрение;
- перегрузка суставов кистей рук;
- психическая нагрузка и стресс при потере информации;
- компьютерная зависимость.
Сидячее положение
Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей - сколиоз. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.
Воздействие электромагнитного излучения монитора
Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. А если на вашем столе совсем старенький монитор, лучше держитесь от него подальше.
Воздействие на зрение
Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. У пользователя ухудшается зрение, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление, двоение изображения. Это явление получило название "компьютерный зрительный синдром".
Перегрузка суставов кистей рук
Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.
Психическая нагрузка и стресс при потере информации
Компьютер требует сосредоточенности. Однако психическую нагрузку можно уменьшить (в работе следует делать перерывы, необходимо следить за содержательной стороной работы за компьютером). Если компьютер "зависает", в результате действия вирусов или поломки носителей, при сбоях программ теряется важная и полезная информация, то это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна... Нельзя столь болезненно относиться к таким проявлениям (компьютер – всего лишь «железка»), нужно создавать резервные копии файлов, содержащих важную информацию.
Компьютерная зависимость
Иногда компьютер не только становится для ребенка няней или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему окружающих людей. Постепенно ребенок проводит за компьютером все больше времени, может развиться зависимость. Со временем ребенок, увлеченный играми, становится раздраженным, отрешается от своих сверстников и всего общества в целом, у него нарушается режим сна, ухудшается состояние здоровья, снижается зрение. Также ребенок теряет как бы контакт с реальностью, для него "виртуальный" мир становится альтернативой "реального", тем самым теряется какая-либо взаимосвязь с обществом, в котором он находится, игра для него становится наркотиком. Иногда в медицинской практике встречаются случаи убийства или самоубийства под влиянием компьютерных игр. Игрок воображает себя героем своей любимой игры, и начинает входить в эту роль, путая миры, в которых находится. В результате, это приводит к непоправимым последствиям, как в жизни самого ребенка, так и людей, его окружающих.
В 2001 году Россию потрясло самоубийство шести школьников, фатально увлекшихся игрой "Последняя Фантазия". В том же году широкий общественный резонанс приобрел суицид Шона Вуллей из США, "не вернувшегося" из игры "Everquest". Но это скорее крайние формы игровой зависимости, чем норма .
Некоторые компьютерные игры провоцируют у юных пользователей агрессивное поведение, создают культ насилия и войны. В качестве негативных последствий выделяются также сужение круга интересов ребенка, уход от реальности к созданию собственного «виртуального» мира.
Результаты изучения положительного и отрицательного влияния компьютерных игр на школьников были обобщены в следующей таблице:

Положительные стороны
Отрицательные стороны

Формируются умения чем- то управлять, пользоваться компьютером
Нагрузка на позвоночник, руки, кисти, потеря зрения, нарушение нервной системы, нарушение сна

Формирует внимание, усидчивость, настойчивость, сосредоточенность.
Психические расстройства

Возможность обучения, познания мира во время игры
Подмена реального мира виртуальным, проживание чужой жизни

Новая информация
Формирование агрессивного поведения, возвеличивание войн и насилия

Удовольствие, развлечение, новые эмоции
Уход от среды, сокращение круга социальных контактов

Адаптация ребенка к миру, который его окружает
Возникновение ссор, конфликтов

Повышается эффективность обучения (логическое мышление, реакция, глазомер, координация движений)
Утеря смысла жизни и нормальных человеческих ценностей

Самореализация, стремление быть лидером и побеждать
Развитие чувства мнимого превосходства над окружающими

Повод для общения с друзьями и новых знакомств
Компьютерная зависимость


Таким образом, можно сделать вывод, что компьютер – это всего-навсего машина. Им вполне можно управлять. Но если делать это неграмотно – вот тогда он может оказаться вредным для здоровья.





Мнения геймеров о компьютерных играх
Пагубно действуют на психику «бродилки» и «леталки». Это преимущественно динамические игры, от них очень тяжело оторваться ввиду их безостановочного сюжета. Смысл их подавляющего большинства заключается в том, чтобы как можно быстрее и больше убить или взорвать. В этих игрушках кровь льётся вёдрами, а информационной начинки практически никакой. Самой вредной, безусловно, считается «Counter Strike». Миллионы тинэйджеров по всему миру рубятся в неё сутками, и не всегда «за просто так». Единицы на турнирах по «каунтеру» выигрывают деньги, и довольно крупные суммы, но миллионы и миллионы их же и проигрывают, не задумываясь, что проигрывают не только деньги, но и время, и свою молодость.
Меньше воздействуют на психику «гонки» и «спортивные» игры, типа футбольных «Fifa» или баскетбольных «NBA Live». Есть ещё хоккейные, бейсбольные и другие. Эти игрушки по психическому воздействию примерно нейтральны – вреда не приносят, но и пользы от них тоже никакой, только напрасная трата времени.
Гордость творения «игрушечных» программеров – стратегии. Эти виды игрушек признаны большинством не только не вредными, но даже полезными! Характер их предусматривает проблему, которая должна решаться не за счёт быстрого и точного нажатия клавиш, а за счёт выбора верной стратегии и тактики ведения действий, то есть самого настоящего интеллекта, мозгов игрока. Играя, например, в «Козаки» («Cossacs»), можно нехило пополнить свои познания в истории. Кроме того, появляется настоящий интерес изучить историю того самого периода, в котором происходит игровое действие. Таким образом, все игрушки можно классифицировать на вредные («бродилки» «стрелялки»), безвредные – «спортивные» и «гонки», и полезные – «стратежки», а также «головоломки», например, шахматы (.


ГЛАВА II. Практическое обоснование вопроса

Результаты анкетирования

Чтобы выяснить отношение взрослых и моих одноклассников к компьютерным играм, были разработаны анкеты и проведен опрос среди одноклассников, а также родителей.
Всего в анкетировании приняли участие 53 человека: 27 – из числа учащихся и 26 человек из числа родителей учащихся.
Анкета для учеников состояла из 16 вопросов, а для родителей из 7 вопросов на каждый из которых нужно было выбрать один ответ (Приложение 1). Изучив результаты опроса, мы сделали следующие выводы:
Результаты опроса учащихся
После того как анкеты были обработаны, выяснилось, что из опрошенных мною школьников - 27 (100%) имеют дома компьютер. Если проведённые несколько лет назад исследования показали, что любимым занятием в свободное время было просмотр телевидения, то сейчас это компьютерные игры, которыми увлекаются 100% учащихся.
На вопрос: «С какого возраста ты играешь в компьютерные игры?» мы получили следующие ответы:
- с 4 лет - 3 респондента (15%); - с 5- 6 лет - 6 респондентов (22%);
- с 7-8 лет - 10 респондентов (37%); - с 9-10 лет - 6 респондентов (22%);
- с 11-12 лет - 2 респондентов (7,5 %).
В день на игру ребята тратят от 30 минут до более 2-х часов. 15 % опрошенных посвящают этому занятию меньше 30 минут в день, 30 % опрошенных - играют 1-2 часа, 56% опрошенных - более 2 часов.
Если бы ребятам позволили все свободное время уделять компьютерным играм, то согласились - 7 опрошенных (26%), не согласились - 8 (30%) и затрудняются ответить 12 респондентов (45%).
Компьютерные игры для школьников в основном развлечение, так считают 18 респондентов (69%), отдых - 7 респондентов (26%), и только для 2–х респондентов (7,5%) – это смысл жизни. В свободное время 5 опрошенных (18,5%) - предпочитают погулять; 12 респондентов (45%) – поиграть в компьютер; 4 респондента (15%) – предпочитают почитать; 6 респондентов - другое. Ссоры с родителями из-за компьютера бывают у 12 опрошенных (45%), 10 опрошенных (37%) ответили, что таких ссор не бывает, у 4 опрошенных - иногда.
На вопрос: «Как, по твоему мнению, игры влияют на игрока?» - 9 респондентов (34%) считаю, что отрицательно, 8 респондентов (30%), что положительно, а 10 респондентов (37%) – затрудняются ответить. В тоже время, отмечают, что компьютерные игры полезны тем, что развивают логику, воображение, быстроту реакции и тренируют память. А отрицательно в компьютерных играх то, что они занимает много времени, воспитывают плохие качества, отвлекают от других занятий и плохо влияет на состояние здоровья.
На вопрос: «Может ли компьютер заменить тебе друга?» - 22 респондента (82%) ответили, что нет, 5 респондентов – не знают.
Результаты опроса родителей
У всех опрошенных 26 респондентов (100%) мною родителей имеется дома компьютер, который используют для работы, общения и игры. 2 респондента (7,5%) отметили, что компьютер есть, но не пользуются им. Все родители считают, что ребенок должен уметь работать на компьютере, начиная с 7-10 лет, так ответило 18 опрошенных (69%), с 5-6 лет – 4 опрошенных (15%) и с 11-14 лет – 4 опрошенных (15%). Большинство родителей ответило, что компьютер дети используют в основном для игры - 12 респондентов (46%), слушает музыку – 6 респондента (23%), набор текста и составление презентаций – 16 респондентов (61,5%), поиск в Интернете – 11 респондентов (42%).
Одна половина родителей считает, что долгое времяпровождение у мониторов компьютеров вредит здоровью и мешает учебе, другая отмечает, что удобно, что ребенок проводит время за компьютером т.к. он всегда сидит дома, с дурными ребятами не дружит, всегда под присмотром.
На вопрос: «Стараетесь ли вы контролировать процесс игры вашего ребенка в компьютерные игры, и как именно?» Ответы были следующие: ограничиваю время игры – 10 респондентов (38%); обсуждаем вместе с ребенком и приходим к общему решению – 6 респондентов (23%), разрешаю играть взамен на что-либо («поиграешь, когда уберешь в комнате (помоешь посуду, прочитаешь 10 страниц)» и т.д.) – 5 респондентов (19%) и стараюсь заинтересовать ребенка чем-то другим – 6 респондентов (23%), у 6 родителей – нет такой проблемы. Чтобы отвлечь ребёнка от чрезмерного увлечения компьютерными играми нельзя действовать запретами. Это понимают все взрослые и предлагают больше времени проводить с ребенком или увлечь другими занятиями. Для более наглядного представления результатов анкетирования предлагаю ознакомиться с диаграммами (Приложение 2).
Проведенный опрос показал, что большинство детей увлечено компьютерными играми. Они тратят на игру по 2-3 часа и более. Из-за этого у ребят и родителей часто случаются ссоры. Из анкет мы узнали, что большинство учащихся знают о вреде чрезмерного увлечения компьютерными играми, но все равно продолжают очень много играть. А для некоторых это увлечение уже стало смыслом жизни. При этом большинство отмечают, что компьютерные игры отрицательно влияют на игрока. Чрезмерному увлечению компьютерными играми также способствует слабый контроль со стороны родителей. Именно родители должны помочь детям сделать правильный выбор игры, определить время, проведенное за игрой и проявить понимание.









2.2. Мини-исследование в компьютерных магазинах
Следующим этапом нашей работы стало мини-исследование компьютерных магазинов. Я посетил три магазина, где продаются диски с компьютерными играми: «М-видео», «Multi Zona» и «GameZona» (Приложение 3).
Полки магазинов были заставлены всевозможными играми: развивающими, обучающими, гонками, стрелялками, играми для всей семьи. Из разговора с продавцами компьютерных игр я узнал, что чаще всего покупают игры дети в возрасте от 7 до 14 лет, молодые люди в возрасте 16 – 18 лет, реже взрослые, дошкольникам игры покупают взрослые. Оказывается, ассортимент игр пополняется каждую неделю. Самым большим спросом у покупателей пользуются «стрелялки», «квесты», «экшен» и логические игры. Обучающие игры, чаще покупают родители для детей. Обычно школьники покупают компьютерные игры, которые предназначены для детей старшего возраста или для взрослых.
Мне было очень интересно узнать то, как сами продавцы игр ответят на вопросы: «А какое влияние на детей оказывают компьютерные игры? Приносят ли они пользу или вред?»
В большинстве случаев ответ был такой: «Компьютерные игры влияют на детей как положительно, так и отрицательно. Важно, покупать игры по возрасту, не развивающие агрессию и соблюдать гигиенические требования: играть определённое количество времени, делая перерыв во время игры, выполнять зарядку для глаз. Использование игр в разумных пределах никогда не даёт отрицательных результатов. Очевидно одно: все хорошо в меру».
А теперь проанализируем то, что по этому поводу думают специалисты нашей школы.




Результаты интервью

Всем взрослым так же был задан один и тот же вопрос: ««Какое влияние на детей оказывают компьютерные игры? Приносят ли они пользу или вред?» (Приложение 4).
Гуранова Елена Александровна, школьная медсестра: «Одна из главных опасностей компьютерных игр - формирование зависимости от них. Эмоционально привлекательные сюжеты не дают возможность ребенку мало играть. Тогда как, по санитарным требованиям занятия в школьном возрасте (6-9 кл.) за компьютером не должно быть более 20 - 25 минут. Более длительное пребывание за компьютером оказывает негативное влияние на ребенка. Нарушается развитие зрительной, костно-мышечной и нервной систем. Ребенок получает недопустимую нагрузку на организм. В школьном возрасте компьютерный мир формирует уход от реальности, заторможенность социального развития, снижает адаптацию к реальным взаимоотношениям, умение планировать, предвидеть результаты своей деятельности.
Компьютерная игра должна находиться на одном уровне с прочтением книги, прогулкой, любимым спортом. Если все это соответствует действительности, то не стоит проявлять излишнее беспокойство. Ну а когда в жизни все приоритеты сводятся к игре, то нужно как можно скорее начать борьбу с игроманией».
Курманова Айсылу Хасановна, учитель информатики: «Компьютерные игры могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на детей. Отрицательное то, что на игры занимают много времени, отвлекают от других занятий и плохо влияет на состояние здоровья, может возникнуть психологическая зависимость. На здоровье ребёнка влияют электромагнитные и прочие излучения исходящие от монитора, а также наблюдается общее и зрительное утомление при долгой работе за компьютером. Положительное в компьютерной игре то, что они развивают у ребенка память, внимание, логику, быстроту реакции. Но важно знать меру, учащиеся должны проводить за компьютером не более 40 минут в день. Очень важно, чтобы был постоянный контроль со стороны родителей».
Исайкина Татьяна Владимировна, школьный психолог: «Чрезмерное увлечение компьютерными играми приводит к зависимости, что напрямую влияет на здоровье и психику ребенка. Многие дети так увлекаются играми, что живут, можно так сказать, виртуально. Реальная жизнь их начинает мало интересовать. Они всё реже общаются со сверстниками. Отсюда возникают проблемы в общении. У ребёнка пропадает интерес к учёбе. Со временем может развиться «игромания».
Несколько конкретных рекомендаций родителям как уберечь ребенка от компьютерной зависимости:
- Как можно раньше прививайте отношение к компьютеру как к средству получения знаний, а не эмоций.
- Подберите логические, развивающие, обучающие игрушки и лимитируйте время игры.
- Обеспечьте ребенка яркой, интересной, насыщенной жизнью (участвуйте в детском представлении, многочисленные кружки, походы и другое).
- Предоставьте возможность самовыражаться и удовлетворять потребность в эмоциях.
- Желательно предоставить ребенку возможность адекватного выплеска негативных эмоций, агрессии (спорт, состязательные игры, борьба)».
В результате опроса все взрослые сошлись в одном: само по себе существование компьютерных игр не может пагубно влиять на детей. Умеренное использование игр в повседневной жизни не губит детский организм. Если неукоснительно знать и соблюдать все рекомендации специалистов, компьютер не только не навредит нашему здоровью, а станет нашим другом.
Рекомендации детям и родителям по использованию компьютера и компьютерных игр

Изучив литературу, учитывая советы продавцов, специалистов нашей школы, после анализа анкет были подготовлены рекомендации по использованию компьютера и компьютерных игр. Все наши предложения мы оформили в виде буклета, который может быть использован родителями и детьми.
Рекомендации для детей
Заканчивай занятия с компьютерными играми за 2,5-2 часа до сна.
Офтальмологи рекомендуют тем, кто вынужден много сидеть перед монитором делать небольшие перерывы в работе, меняя положение тела и выполнять гимнастику для глаз (Приложение 5).
Не проводи за компьютером более 1 часа в день.
Высота стола должна регулироваться от 680 до 800 мм, если это невозможно, стол должен быть высотой 725 мм и иметь подставку для ног.
Кресло обязательно должно быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки.
Расстояние от глаз до экрана монитора должно быть не менее 50 см, оптимально - 60 - 70 см.
В качестве источников общего освещения рекомендуется применять люминесцентные лампы. Общая освещенность должна быть 300 - 500 люкс. Естественный свет из окон должен падать сбоку, желательно слева.
Нижний уровень экрана должен находиться на 20 см ниже уровня глаз.
Высоту клавиатуры надо отрегулировать так, чтобы кисти рук располагались горизонтально.
Спинка кресла должна поддерживать спину пользователя.
Угол между бедрами и позвоночником должен составлять 90 градусов.
Следует увеличить влажность в помещении: разместить цветы, аквариум в радиусе 1,5 м от компьютера; оптимальная влажность 60% при температуре 210С.
Каждые 10 минут отводите взгляд на 5-10 секунд в сторону от экрана.
Рекомендации для родителей
Запрещать ребенку играть в компьютерные игры не нужно. Чтобы игра не навредила здоровью ребенка - постарайтесь вместе соблюдать некоторые правила:
- Ребенок не должен играть в компьютерные игры перед сном.
- Через каждые 20-30 минут работы на компьютере необходимо делать перерыв.
- Ребенок не должен работать на компьютере более 1,52 часов в день.
- Родители должны контролировать приобретение ребенком компьютерных дисков с играми, чтобы они не причинили вреда детскому здоровью и психике.
- Игры выбирайте по возрасту ребенка, имеющие смысловые задачи.
- В процессе игры на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенком.
- Мебель (стол и стул) по размерам должны соответствовать росту ребенка.
- Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см.
-Помните, что только после 12 лет дети могут хотя бы отчасти научиться разделять реальности – виртуальную и действительную.
- Компьютер должен быть установлен правильно и иметь высокие технические характеристики, освещение должно быть естественным и достаточным,
- Играть в развивающие компьютерные игры для детей можно не более 15 минут подряд (в зависимости от возраста ребенка продолжительность игры может немного увеличиться, однако не должна превышать 40 минут подряд).
- Если ребенок использует компьютер безответственно, необходимо ввести пароль. Разговаривайте с Вашим ребёнком обо всём: о школе, погоде, друзьях, учителях.
- Нагружайте Вашего ребёнка: пусть он тратит своё время на помощь семье, на спорт, любые другие увлечения.
- Побуждайте вашего ребёнка творить, думать, ставить цели и достигать их.
Помните: профилактика всегда проще и безболезненнее, чем лечение.























ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщая теоретическую и практическую части нашего исследования можно сделать следующие выводы:
Человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днём всё больше и больше детей включает в структуру своих увлечений компьютерные игры. Компьютерные игры – явление очень сложное и нельзя однозначно сказать, что они плохо влияют на моих сверстников. То есть, вред и польза определяется временем, проводимым за компьютером.
Дети, умеренно играющие в компьютерные игры, имеют более развитое пространственное мышление, быстрее переключают внимание с одного объекта на другой, лучше следят за несколькими событиями одновременно и имеют развитое восприятие визуальной информации, чем их не играющие сверстники.
Поэтому мои предположения, о том, что компьютерные игры вредны, т.к. влияют на здоровье детей, и то, что компьютерные игры – полезны, т.к. развивают детей, подтвердились частично.
Компьютерные игры могут быть использованы как во благо, так и во вред. Чего больше, вреда или пользы, принесут компьютерные игры человеку, зависит только от него самого. Нельзя сказать, что компьютерные игры – это плохо, и надо отказаться от них. Как нельзя сказать, что хорошо, и можно играть, сколько хочется и в любые игры. Влияние компьютерных игр на детей неоднозначно. Кто–то развивает логическое мышление, кто-то забывает про окружающий реальный мир. Здесь нужно придерживаться главного принципа – не навреди.
Для того чтобы компьютерные игры были помощниками в учёбе и не навредили здоровью, мы советуем:
1. Играйте по принципу «Поиграл и хватит» – не больше одного часа в день.
2. Свободное время проводите не за компьютером, а со своей семьёй или друзьями; чаще гуляйте, играйте в подвижные игры и читайте.
3. Обязательно занимайтесь каким-нибудь активным видом спорта.
А самое главное для родителей: не допустить, что бы виртуальный мир стал для ребёнка важнее, чем реальный.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Новосельцев В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?//Директор школы. – 2003. - № 9.
Компьютерные игры. Обучение и психологическая разгрузка, М.: Знание, 1988. - 96 С. (Новое в жизни, науке и технике. Серия «Вычислительная техника и ее применение»); №3.
А. Клименков Компьютерные дети // Компьютера. Компьютерный еженедельник. -2007.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. - М.:ВАКО, 2007.
Ресурсы сети Интернет:
Компьютерные игры: вред или польза, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учительский портал [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Как влияют компьютерные игры на психику ребенка?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Исследование влияния компьютерных игр.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. Чем полезны или опасны компьютерные игр.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6. Вредны ли или полезны компьютерные игры для человека?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7. Вся правда о компьютерных играх.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
8. Все о компьютерных играх
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
9. Я и компьютер: плюсы и минусы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Приложение 1
АНКЕТА ДЛЯ школьников

У тебя дома есть компьютер?

· – да
· – нет
· – скоро будет
4. Играешь ли ты в компьютерные игры?

· – да
· – нет
· – иногда
5. Если ДА, с какого возраста ты играешь в компьютерные игры?

·- 4 лет
· – 5-6 лет
· – 7-8 лет
· – 9-10 лет
6. Какие твои любимые игры? (Названия игр писать НЕ надо!)

· – разные
· – стрелялки
· – бегалки
· – обучающие

· – стратегии
· – поиск предметов
· – гонки
· – головоломки
7. Сколько времени ты тратишь на игру?

· – меньше 30 мин.
· – 2 часа
· – больше 2-х часов
8. Сколько раз в день ты садишься за компьютер? _______________
9. Если бы тебе позволили все свободное время уделять компьютерным играм (подразумевается отказ от чтения, просмотра телевизора), то согласился бы ты?

· – да
· – нет
· – не знаю
10. Для тебя компьютерные игры – это

· – развлечение
· – отдых
· – смысл жизни
11. Если у тебя есть свободное время, ты предпочтешь:

· – погулять
· – поиграть за компьютером
· – почитать
· – другое
12. Бывают ли у тебя ссоры с родителями из-за компьютера?

· – да
· – нет
· – иногда
13. Как, по твоему мнению, игры влияют на игрока?

· – положительно
· – отрицательно
· – не знают
14. Чем, по-твоему, полезны компьютерные игры?

· – не знаю
· – развивают логику
· – развивают быстроту реакции

· –помогают определить свои интересы в жизни
· – тренируют память

· – развивают воображение
· – другое
15.Какой вред, по-твоему, приносит увлечение компьютерными играми?

· –не знаю
· – воспитывает плохие качества
· – занимает много времени

· –отвлекают от других занятий
· – плохо влияет на состояние здоровья

· – другое
16. Может ли компьютер заменить тебе друга?

· – да
· – нет
· – не знаю

Спасибо за ответы!


АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Есть ли у вас дома компьютер и пользуетесь ли им вы сами?

· – да, пользуюсь для
· – нет компьютера
– общения,
· – компьютер есть, но не пользуюсь
– работы,
– игры (нужное подчеркнуть)
– другое

2. Считаете ли вы, что ребенок должен уметь работать с компьютером?

· – да
· – нет
· – не знаю

3. Если ДА, то с какого возраста?

· – 5-6 лет
· – 7-10 лет
· – 11-14 лет

4. Если НЕТ, то почему?

· – вредно для здоровья

· – это пустое занятие, баловство

· – мешает учебе

· – по религиозным соображениям

· – другое____________________________________________________________

4. Какие программы осваивает ваш ребенок?

· – не знаю

· – слушает музыку, аудиокниги

· – графические редакторы

· – набор текста

· – составление презентаций

· – поиск в Интернете

· – компьютерные игры

5. Стараетесь ли вы контролировать процесс игры вашего ребенка в компьютерные игры, и как именно?

· – у нас нет такой проблемы

· – разрешаю или запрещаю конкретные игры

· – обсуждаем вместе с ребенком и приходим к общему решению

· – ограничиваю время игры

· – разрешаю играть взамен на что-либо («поиграешь, когда уберешь в комнате (помоешь посуду, прочитаешь 10 страниц)» и т.д.)

· – стараюсь заинтересовать ребенка чем-то другим (кружки/студии, чтение книг вслух, прогулки, спорт и т.д.)

6. Сколько времени в день проводит за компьютером ваш ребенок?

· – меньше 30 мин.
· – 2 часа
· – больше 2-х часов

7. Бывают ли у вас ссоры с ребенком из-за его чрезмерного увлечения компьютером?

· – часто
· – регулярно
· – иногда
· – никогда


Благодарим за ответы!


Приложение 2

Результаты АНКЕТИРОВАНИЯ ОДНОКЛАССНИКОВ

Цель: выяснить, в какие игры любят играть ученики и их отношение к компьютерным играм.
Было опрошено 27 человек.
У тебя дома есть компьютер? Играешь ли ты в компьютерные игры?

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
С какого возраста ты играешь в компьютерные игры?
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
3. Какие твои любимые игры?
14 респондентов – гоночки; 13 респондентов – стрелялки;
4 респондента – бегалки; 7 респондентов – обучающие;
6 респондентов – стратегии; 7 респондентов – поиск предметов;
6 респондентов – головоломки; 7 респондентов – разные.
4. Сколько времени ты тратишь на игру?
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

5. Если бы тебе позволили все свободное время уделять компьютерным играм (подразумевается отказ от чтения, просмотра телевизора), то согласился бы ты?
Да - 7 респондентов (26%); Нет – 8 респондентов (30%); Не знаю - 12 респондентов (45%).
6. Для тебя компьютерная игра.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
7. Если у тебя есть свободное время, ты предпочтешь:

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Бывают ли у тебя ссоры с родителями из-за компьютера?
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

9. Как, по твоему мнению, игры влияют на игрока?
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13. Чем, по-твоему, полезны компьютерные игры?
4 чел. –не знаю 7 чел. – помогают определить свои интересы в жизни
16 чел. – развивают логику 8 чел. – тренируют память
14 чел. – развивают быстроту реакции 11 чел. – развивают воображение

14.Какой вред, по-твоему, приносит увлечение компьютерными играми?
4 чел. - не знаю 7 чел. – воспитывает плохие качества
10 чел. – занимает много времени 14 чел. – отвлекают от других занятий
21 чел.– плохо влияет на состояние здоровья
15. Может ли компьютер заменить тебе друга?

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

Результаты АНКЕТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Считаете ли вы, что ребенок должен уметь работать с компьютером?
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
2. Если ДА, то с какого возраста?
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

3. Какие программы осваивает ваш ребенок?
6 чел. – слушает музыку, аудиокниги 11 чел. – поиск в Интернете
4 чел. – графические редакторы 12 чел. – компьютерные игры
16чел. – набор текста, составление презентаций
4. Стараетесь ли вы контролировать процесс игры вашего ребенка в компьютерные игры, и как именно?
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 14155. Сколько времени в день проводит за компьютером ваш ребенок?
10 чел. – меньше 30 мин. 0 – 2 часа 16 чел. – больше 2-х часов
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
6. Бывают ли у вас ссоры с ребенком из-за его чрезмерного увлечения компьютером?
3 чел. – часто 13 чел. – иногда 10 чел. – никогда
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Приложение 3
Мини-исследование в компьютерных магазинах

Консультант магазина «М-видео»

Консультант магазина «Multi Zona» Консультант магазина «GameZona»


Приложение 4
Интервью со специалистами нашей школы

Гуранова Елена Александровна, школьная медсестра

Курманова Айсылу Хасановна, учитель информатики


Исайкина Татьяна Владимировна, школьный психолог
Приложение 5
Упражнения для глаз
Упражнения для снятия зрительной усталости и улучшения зрения
Устают глаза при работе за компьютером? Выполни упражнения для глаз. Если у вас устали глаза от длительной работы за экраном монитора, то выполните хотя бы несколько из описанных ниже упражнений.
Если вы хотите улучшить свое зрение, то упражнения следует выполнять ежедневно.
Описание упражнений взято из комплекса занятий по йоге. Считается, что эти упражнения способствуют сохранению хорошего зрения и здоровья глаз. 
Перед выполнением упражнений посоветуйтесь с врачом-офтальмологом.
Упражнения выполняются в положении сидя, голову держите прямо и неподвижно. Не напрягайтесь.

ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ В РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ
Каждое из упражнений проделайте не менее 4 раз. После каждого упражнения поморгайте несколько раз, потом закройте глаза, чтобы они расслабились. Останьтесь на несколько секунд в этом положении.

- Вверх-вниз
Поднимите взгляд максимально вверх (посмотрите вверх), опустите взгляд максимально вниз (посмотрите вниз). 

- Вправо-влево
Переводите взгляд вправо-влево. Можно поднять пальцы на некотором расстоянии справа и слева от головы и смотреть поочередно на них (пальцы находятся на уровне глаз). Вы должны видеть пальцы, но не напрягайтесь. Не двигайте головой.

- По диагонали
Теперь выполните диагональные движения глаз. Посмотрите вверх-вправо, потом вниз-влево. Выберите точки для фокусирования взгляда в указанных направлениях. Повторите диагональные движения из точки вверху-слева к точке внизу-справа и обратно.

ВРАЩЕНИЕ ГЛАЗ
К вращению глаз можно приступать только после 3-4 дней выполнения упражнений на движения глаз по сторонам. Медленно вращайте глазами по часовой стрелке, а потом против: сначала опустите глаза и посмотрите на пол, потом медленно переведите взгляд влево, выше и выше, пока не увидите потолок. Продолжайте круговое движение глаз вправо, опуская взгляд постепенно вниз, пока снова не увидите пол. Вращение выполняйте медленно. Поморгайте, закройте глаза и отдохните. Повторите упражнение в противоположном направлении. Выполните 5 полных циклов вращений. Поморгайте не меньше 5 секунд. При вращении глаза должны описывать максимально большой круг. При выполнении упражнения вы должны чувствовать небольшое напряжение глаз.

УПРАЖНЕНИЕ НА ТРЕНИРОВКУ ФОКУСИРОВАНИЯ
Возьмите в руку карандаш или используйте палец руки. Держите карандаш вертикально на расстоянии около 15-25 см от глаз (на минимальном расстоянии, на котором вы четко его видите), кончик карандаша на уровне глаз. Сфокусируйте на нем взгляд. Потом немного поднимите взгляд и посмотрите прямо вдаль (дальше 3 метров), найдите там точку, на которой можете сфокусироваться. Посмотрите опять на кончик карандаша (или пальца). Опять переведите взгляд на удаленную точку. Повторите движения 10-15 раз. Поморгайте, закройте глаза и плотно сомкните веки. Не забывайте глубоко дышать. 
НАПРЯЖЕНИЕ ГЛАЗНЫХ МЫШЦ
Как можно плотнее закройте глаза. Сомкните их (зажмурьтесь) так, чтобы глазные мышцы сильно напряглись. Сохраняйте напряжение глаз в течение 3 секунд и потом быстро откройте их. Это упражнение способствует глубокому расслаблению глазных мышц. Поморгайте несколько раз.

УПРАЖНЕНИЕ НА РАССЛАБЛЕНИЕ ГЛАЗ
Потрите ладони (15-30 секунд), чтобы они стали теплыми. Положите пальцы правой руки на пальцы левой так, чтобы ладони образовали чашу. Мягко положите ладони на глаза (ладони лежат, не касаясь глаз, но полностью прикрывая их от света). Пальцы на лбу. Проверьте, что можете свободно моргать под ладонями. Постарайтесь расслабить мышцы глаз. Локти на столе или на коленях. Голову держите прямо. Дышите глубоко. Упражнение следует выполнять, начав с 1-2 минуты. Потом каждую неделю постепенно увеличивайте длительность упражнения на минуты, пока не доведете ее до 10 минут.
 
Тем, кто много времени проводит за монитором, врачи-офтальмологи советуют чаще мигать
Тем, кто много времени проводит за монитором, врачи-офтальмологи советуют чаще мигать. При длительной работе за монитором мы мигаем реже, чем обычно. Из-за этого наши глаза хуже смачиваются слезной жидкостью, и как следствие этого возникает зрительный дискомфорт, глаза чешутся, появляется ощущение песка в глазах.
Чтобы глаза меньше уставали, рекомендуется мигать каждые 3-4 секунды в течение 2 минут.
Выполняйте это упражнение каждый раз, когда почувствовали, что глаза начинают уставать, или примерно через каждый час работы.
 
 

Источник: «ОПТИКА ДЛЯ ВСЕХ»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 







Приложение 6













































13PAGE 15


13PAGE 142615




Root EntryTimes New RomanTimes New Roman_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1 
·
·Times New Roman1.ЬTimes New Roman1И
·
·Times New Roman Times New RomanTimes New Romanс 4 лет )с 5-6 лет )с 7-8 лет )с 9-10 лет)с 11-12 лет)_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1ґ
·
·Times New Roman1.ЬTimes New Roman1И
·
·с 5-6 лет с 9-10 лет!Круговая 1
·
·Круговая 2
·
·Круговая 3
·
·Круговая 4
·
·Круговая 22
·
·_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1 
·
·Times New Roman1.ЬTimes New Roman1И
·
·1-2 часа%Круговая 1
·
·Круговая 2
·
·Круговая 3
·
·Круговая 4
·
·Круговая 22
·
·Times New RomanTimes New Romanсмысл жизниСектор 4C_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1 
·
·Times New Roman1.рTimes New Roman1И
·
·Times New RomanTimes New Roman_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1s
·
·Times New Roman1.рTimes New Roman1И
·
·поигратьв компьютерTimes New RomanTimes New Roman_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1 
·
·Times New Roman1.ЬTimes New Roman1И
·
·Круговая 1
·
·Круговая 2
·
·Круговая 3
·
·Круговая 4
·
·Круговая 22
·
·_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1 
·
·Times New Roman1.рTimes New Roman1И
·
·Круговая 1
·
·Круговая 2
·
·Круговая 3
·
·Круговая 4
·
·Круговая 22
·
·Times New RomanTimes New Romanне знаю_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1 
·
·Times New Roman1.рTimes New Roman1И
·
·Круговая 1
·
·Круговая 2
·
·Круговая 3
·
·Круговая 4
·
·Круговая 22
·
·Times New Roman_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1 
·
·Times New Roman1.ѕ
·
·Times New Roman1И
·
·Times New Roman5-6 лет7-10 лет(11-14 лет_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1 
·
·Times New Roman1.ѕ
·
·Times New Roman1И
·
·5-6 лет
·
·7-10 лет
·
·11-14 лет
·
·Times New RomanTimes New Romanразрешаю или запрещаю конкретные*обсуждаем вместе с ребенком иприходим к общему решениюограничиваю время игры*разрешаю играть взамен на что-либо стараюсь заинтересовать ребенкачем-то другим *нет таких проблем_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1 
·
·Times New Roman1.Ь
·
·Times New Roman1.ИTimes New Roman1И
·
·разрешаю или запрещаю конкретные игры
·
·обсуждаем вместе с ребенком и приходим к общему решению
·
·ограничиваю время игры
·
·разрешаю играть взамен на что-либо
·
·стараюсь заинтересовать ребенка чем-то другим
·
·нет таких проблем
·
·Times New Romanменьше 30 мин./2 часа&больше 2-х часов&_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1 
·
·Times New Roman1И
·
·меньше 30 мин.
·
·2 часа
·
·больше 2-х часов
·
·Times New Roman