План урока по истории на тему: «Начало Первой мировой войны. Военные действия в 1914-1916 годах. Беларусь в Первой мировой войне в 1914-1916 годах»






Урок истории
по теме:
«Начало Первой мировой войны. Военные действия
в 1914-1916 годах.
Беларусь в Первой мировой войне в 1914-1916 годах»





















Цель урока:
1. Раскрыть суть противоречий между империалистическими государствами, которые привели к Первой мировой войне, проанализировать захватнические цели ее участников, охарактеризовать положение Беларуси в период Первой мировой войны, показать закономерности влияния мировых исторических событий на судьбу отдельных стран и народов.
Способствовать формированию у учащихся чувства ненависти к войне как средству решения международных споров, убеждению в необходимости решать их мирным путем, бороться за мир ради сохранения человечества.
Развитие у учащихся умений и навыков самостоятельной работы над учебным материалом, его осмысливанием, формированием по нему заключений и выводов, работа с картой.

Тип урока: усвоение и закрепление новых знаний.

Методы работы: работа с тестами, самостоятельное изучение нового материала на основе работы с учебником и технологическими картами.

Оборудование урока: учебники по всемирной истории и истории Беларуси (8 класс).

Карты: «Первая мировая война 1914-1918 гг.», «Территориально-политический раздел мира с 1876 по 1914 г.», карты в учебнике на с. 333, 335; атлас по новой истории (8 класс).

Раздаточный материал: технологические карты, карта «Европа во время Первой мировой войны 1914-1918 гг.»; тест «Начало Первой мировой войны».

Война - способ развязывания зубами политического узла,
который не поддается языку...
Амброс Бирс

Даже победоносная война это зло, которое должно быть предупреждено мудростью народов.
Отто фон Бисмарк


План урока
Организационный момент (1 мин.).
Повторение домашнего задания (5 мин.).
Вступительное слово учителя (1 мин.).
Работа над новым материалом (18-20 мин.).
Закрепление изученного материала (12-13 мин.).
Домашнее задание (1-2 мин.).
Подведение итогов урока (5 мин.).

Ход урока
Организационный момент.
Повторение домашнего задания.
Тема: «На пути к Первой мировой войне».
Учитель дает задание поработать в парах, чтобы проверить, насколько учащиеся усвоили тему. Адаптивная система работы на уроке проявляется через работу школьников в статистических парах. Ученики рассказывают друг другу материал домашнего задания, задают вопросы. Учитель поочередно подходит то к одной, то к другой паре учащихся, слушая их рассуждения по теме.
3. Вступительное слово учителя.
Учитель. На прошлом уроке мы изучили политическое положение в мире накануне Первой мировой войны. Она определила несоответствие политического и экономического положения в мире, которое сложилось после промышленной революции в Европе. Первая мировая война стала итогом конфликта в международных отношениях между европейскими индустриальными государствами.
Сегодня мы рассмотрим противоречия между империалистическими государствами, которые привели к войне, проанализируем цели ее участников, составим хронологию военных действий и период с. 1911 по 1916 год. Особенностью этого урока является параллельная работа с курсом «История Беларуси». Первая мировая война затронула и Беларусь. Нам необходимо охарактеризовать ее положение в указанный период и определить, как повлияли мировые события на судьбу нашей страны и ее народа.
4. Изучение нового материала.

План
Причины войны.
Повод и начало войны.
Ход военных действий в 1915 г.
Военная кампания 1916 г.
Беларусь в годы Первой мировой войны (1914-1916).
Общие выводы.

Беседа с учащимися
1. Противоречия каких военно-политических блоков привели мир к мировой войне?
Тройственный союз.
Антанта (Тройственное соглашение).
2. Какие государства входили в состав каждого блока?
Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия).
Антанта (Россия, Франция, Англия).
3. Когда образовались эти блоки государств?
15 1882 г. (Тройственный союз).
В 1907 г. (Антанта).
4. Что послужило причиной обострения отношений? Каковы причины войны? Что явилось поводом к ней? Каков характер Первой мировой войны?
Задание: прочитайте п. 1, 2 § 43, с. 332 и материалы познавательно-информационного блока «Причины войны и цели воюющих сторон». Выполните задания 1, 2, 3 технологической карты.

Беседа с учащимися после выполнения ими задания учителя
1. Сформулируйте причины Первой мировой войны.
Борьба за передел разделенного мира, т. е. за колонии.
Борьба за господствующее положение в мире.
2. Почему борьба за колонии вовлекла в войну Германию, с одной стороны, и Англию, Францию, Россию с другой?
Германия, будучи политически раздробленной до 1871 г., опоздала к разделу мира на колонии.
Англия по количеству колоний занимала 1-е место в мире, Россия 2-е, Франция 3-е.
Германия хотела силой оружия заставить Англию, Россию и Францию поделиться с ней колониями.
3. Что стало поводом к Первой мировой войне?
Балканский кризис, «пороховая бочка», убийство австрийского наследного принца Франца Фердинанда.
4. Какие войны бывают по характеру?
Оборонительные, справедливые, отечественные (защита своих территорий).
Захватнические, несправедливые, империалистические (захват чужих территорий).
5. Какой была эта война по характеру с обеих сторон?
Захватническая, несправедливая, империалистическая, так как она велась за овладение чужими территориями, т. е. за колонии.
Учитель. Война начиналась между Антантой и Тройственным союзом. Но Италия не спешила вступать в нее, она даже торговалась, на чьей стороне ей воевать более выгодно. Весной 1915 года она вступает в войну на стороне Антанты. Так был открыт Итальянский фронт. В октябре 1914 года в войну на стороне Германии вступает Турция, а весной 1915 года - Болгария. Между какими блоками государств велась Первая мировая война и на каких фронтах?
Задание. Внимательно рассмотрите карту «Европа во время Первой мировой войны 1914-1918 гг.» (карта лежит на каждом ученическом столе) и, прочитав её, выполните задания 4 и 5 технологических карт.

Беседа после выполнения задания
1. Между какими блоками государств велась Первая мировая война?
Четвертной союз.
Антанта.
2. Какие государства входили в Четвертной союз?
Германия.
Австро-Венгрия.
Болгария.
Турция.
3. Назовите, на каких фронтах велась Первая мировая война.
Восточный.
Западный.
Балканский.
Итальянский.
Румынский.
Кавказский.
4. Как вы думаете, какие из фронтов сыграли решающую роль в войне?
Восточный.
Западный.

Работа с настенной картой
Ученики показывают на карте страны Четвертного союза и Антанты, указывают, на каких фронтах велись военные действия.
Учитель. Война началась с Балканского кризиса, который оформился 28 июля 1914 года, когда Австро-Венгрия объявила войну Сербии. Тридцать первого июля Россия начала всеобщую мобилизацию. Германия предъявила России ультиматум - прекратить ее. Не дождавшись ответа, 1 августа 1914 года Германия объявила России войну, а 3 августа Франции. Четвертого августа Англия (союзница Франции) объявляет войну Германии. Так начинается Первая мировая война. С вступлением в нее Англии с многочисленными колониями война из европейской превращается в мировую.
Германия делала ставку на молниеносную войну (быстротечную), т. е. следовало за короткий срок разгромить сначала Францию, а затем Россию. Германия не планировала вести войну одновременно на двух фронтах Западном и Восточном. Но на деле всё произошло иначе. Вначале был сорван план молниеносной войны и она приняла затяжной характер, а Германия вынуждена была вести сражение на обоих фронтах одновременно. Какие основные военные действия развернулись на основных фронтах войны - Западном и Восточном?

Задание. Прочитайте п. 3, 4 § 43, с. 336-339 и выполните задание 6 технологической карты. При выполнении задания используйте карту раздаточного материала и материал информационно-познавательного блока «Основные боевые действия и события Первой мировой войны».



Учащиеся в тетради заполняют таблицу.
Дата
Западный фронт
Восточный фронт

1914 г.
Август

Сентябрь


Октябрь

Декабрь
Вторжение немецких войск в Бельгию, Францию, осада немецкими войсками Парижа
Сражение на реке Марне, отступление немецких войск, крах молниеносной войны, позиционная война
Вступление в войну Турции на стороне Германии
Переход к оппозиционной войне
Наступление русских войск в Восточной Пруссии под Танненбергом (поражение русских)
Отступление русских войск из Восточной Пруссии, бои в Польше

1915 г.
Апрель

Май

Октябрь

Битва у реки Ипр, применение отравляющего газа иприта
Вступление в войну Италии на стороне Антанты

Наступление немецких войск, оккупация Польши, Литвы, Западной Беларуси, оппозиционная война

Вступление в войну Болгарии на стороне Германии

1916 г.
Февраль-декабрь Лето

«Верденская мясорубка»

Битва на реке Сомме (танки)

«Брусиловский прорыв»

Вступление в войну Румынии на стороне Антанты


Задание. На основании таблицы, прочитанного материала и материала информационно-познавательного блока «Основные боевые действия и события Первой мировой войны» сделайте вывод об итогах военных действий в 1914-1916 гг.
Учитель. В целом военные кампании 1914-1916 годов последовательно ослабляли могущество государств Германского блока. В 1916 году наступил явный перелом в пользу Антанты, но было очевидно, что полная победа требует большей концентрации сил. Первая мировая война приобрела жесткий характер. Начали применяться новые виды оружия: отравляющие газы, танки, подводные лодки, самолеты.
Учитель предлагает провести динамическую паузу.
1. Упражнения для глаз:
а) поищите даты, записанные на доске и соответствующие определенным событиям:
Начало Первой мировой войны.
Завершение Первой мировой войны.
Год образования Тройственного союза.
Год образования Антанты.





б) Поищите те же даты, только в обратном порядке.
2. Теперь найдите страны, связанные определенными событиями:
Участницы Четвертного союза.






Участницы Антанты + Италия, вступившая в войну на ее стороне в 1915 г.








Учитель. Была ли Беларусь участницей войны? Почему? Каково было положение Беларуси в период Первой мировой войны в 1914-1916 годах?
Ответы учеников.
Педагог предлагает заслушать сообщение ученика, который получил опережающее задание по теме на белорусском языке «Беларусь у гады Першай сусветнай вайны (1914-1916)» (рассчитано на 2-3 минуты). Ученик делает сообщение, одновременно работая с настенной картой «Беларусь у гады Першай сусветнай вайны». Ученики отслеживают учебный материал по карте в учебнике по истории Беларуси за 8 класс, с. 231-242 и решают проблемное задание, поставленное учителем, задание раздается каждому ученику в виде адаптивной карты на белорусском языке.

Адаптыуная карта

Пытанне
Адказ

1. Чаму Беларусь стала арэнай баявых дзеяння у Першай сусветнай вайне?


2. Што з’явілася прычынай акупацыі Белаpyci?


3. Якую ролю  палітыцы ваюючых дзяржа адыгрывала Беларусь?


4. Складзце храналогію баявых дзеяння на тэрыторыі Беларусі.


5. Якое было становшча насельніцтва Беларусі  час акупацыі?


6. Які плы, на ваш погляд, можа аказаць вайна на лес асобных народа i краін (на прыкладзе Беларусі)?



Начинается работа над проблемным заданием – ответами на вопросы. Какими примерно должны быть вопросы и ответы?
Учитель. Обоснуйте, почему мы соединили факты всемирной истории и истории Беларуси?
1-й ученик. Мы белорусы, наша Родина – Республика Беларусь, и в первую очередь каждый из нас должен знать историю своего народа, историю Отечества, ощущать за нее боль.
2-й ученик. Беларусь в начале ХХ века – западная часть Российской империи, которая разделяла Россию и ее противников – Германию и Австро-Венгрию. Значит, театр военных действий неизбежно должен был развернуться на территории Беларуси.
3-й ученик. Чтобы понять, что Первая мировая война – боль для человечества, трагедия, зло, угроза жизни людей, катастрофа (особенно войны мирового значения), лучше всего рассмотреть ее на фоне жизни в то время белорусского народа.
Учащиеся используют текст учебников, раздаточный материал, познавательно-информационные блоки.

Закрепление изученного материала
1. Работа в статистических парах. Ученики проговаривают изученный на уроке материал, отвечая друг другу на вопросы (подготовка к работе с тест-картой)
1. 2.
2. Тестирование по теме «Начало Первой мировой войны. Военные действия в 1914-1916 гг. Беларусь в войне» (тесты, распечатанные на каждого ученика, даются в двух вариантах). Учащиеся осуществляют взаимопроверку тест-карт и выставляют отметки друг другу. Карты сдаются учителю, отметку по желанию ученика можно выставить в журнал, а можно занести в «оценочную копилку» к тематическому контролю.
Домашнее задание. § 43, с. 332-339. «Всемирная история», § 27, с. 231-242. «История Беларуси».
Рефлексия. У каждого ученика на столе лежит карточка, где написано: «Выберите, какое впечатление у вас осталось от урока» (нужное обвести).





Так себе Материал не усвоен

Полезно и понятно, Затрудняюсь ответить
материал усвоен На уроке было комфортно

1882г.

1 августа 1914г.

11 ноября 1918г.

1907г.

Австро-Венгрия

Турция

Четвертной

Болгария

Германия

Россия

Италия (1915)

Антанта

Англия

Франция

да

нет



15