Проект на тему: «Внеклассное мероприятие по чтению и развитию речи «Литературная гостиная «Весна идет, весне дорогу!»»
проект на тему: «Внеклассное мероприятие по чтению и развитию речи «Литературная гостиная «Весна идет, весне дорогу!»»
2014г.
Содержание.
1. Пояснительная записка к проекту – с.3-4.
2. Цели, задачи проекта – с.5.
3. Планирование и разработка проекта – с.6.
4. Практическая часть проекта – с.10.
5. Использованная литература и источники – с.18
Пояснительная записка
Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития. Речь неразрывно связана с мышлением. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.
Актуальность проекта обусловлена особенностями развития речи школьников с интеллектуальной недостаточностью.
У детей, поступающих в коррекционную школу VIII вида, уже при первичном обследовании обнаруживается многообразие фонетических нарушений. Как правило, у большинства отсутствуют тяжелые дефекты произношения, препятствующие разговорной речи. Однако уже на первых этапах обучения выявляются неточная слуховая дифференцировка близких по звучанию фонем и затруднения звукового анализа слов, что препятствует овладению их составом.
Существует и другая сторона этого явления: в силу инертности психической деятельности произносительная сторона речи почти не привлекает внимания умственно отсталых детей.
Отсутствие коррекции фонетических недостатков оказывает отрицательное влияние на многие стороны личности ребенка, возникает речевая замкнутость, робость, пассивность во всех видах деятельности, связанной с устной речью.
Выразительность речи обеспечивается рядом средств: интонацией, смысловым ударением, темпом и др. В устной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью эти средства представлены очень слабо. Учителям коррекционной школы хорошо известно, что умственно отсталые ученики не владеют мелодикой и тембром речи, поэтому она звучит монотонно, без эмоционально-экспрессивных оттенков. Замедленный темп речи приводит к ненужным паузам, повторам одних и тех же слов, в которых часто нарушается фразовое ударение, Как правило, в повествовательной речи отсутствуют логические ударения. Все эти недостатки произносительной стороны речи определяют систему работы учителя коррекционной школы.
Рассмотрим лексическую характеристику речи детей с нарушением интеллектуального развития. Следует отметить, что в их активной речи отсутствуют разные формы лексики: литературной, книжной, научной, терминологической и др. Самостоятельный словарь у этой категории аномальных детей может быть определен как разговорно-бытовой с ограниченным запасом слов.
Важным моментом в характеристике речевой деятельности учащихся коррекционной школы является расхождение между пассивным и активным словарем. Экспериментально было доказано, что умственно отсталые ученики располагают значительно большим количеством слов, но в активной речи их самостоятельно не используют. Существенным фактором, влияющим на введение в речь разных частей речи (прилагательных, числительных, наречий и др.), являются условия, побуждающие к высказыванию.
Специальные психологические исследования и наблюдения учителей свидетельствуют о том, что грамматическая структура речи умственно отсталых школьников недостаточно развита и развернута. Употребляемые ими предложения чаще всего простые, отсутствуют сложные синтаксические зависимости, указывающие на место, время, причину действия. В структуре употребляемых простых предложений нарушены связи между словами, опускаются предлоги, не учитываются согласования в роде, числе, падеже.
Ребенок с таким нарушением речи не готов ориентироваться в информационном пространстве, интегрироваться в современный социум. Уроки внеклассного чтения, внеклассные мероприятия по чтению и развитию речи способствуют преодолению речевой замкнутости, активизации речевой деятельности, расширению словарного запаса учащихся.
Цели проектной деятельности:
Образовательная:
организовать индивидуальную и групповую творческую деятельность учащихся;
- создать условия для формирования у учащихся жизненно важных компетенций.
Воспитательная:
- воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к деятельности одноклассников;
- воспитывать личную ответственность за выполнение выбранной работы.
Коррекционно-развивающая:
-развивать воображение;
-развивать навык самоконтроля;
- расширять кругозор, активизировать познавательную деятельность;
- развивать навыки публичных выступлений, выразительного чтения.
Задачи проектной деятельности:
1. Под руководством учителя находить необходимую информацию, отбирать интересное, выдвигать идеи, делать выводы.
2. Планировать, организовывать, контролировать и оценивать собственную деятельность.
3. Понимать необходимость и готовность учиться и переучиваться самостоятельно.
4. Формировать навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности.
Учащиеся должны овладеть следующими умениями:
-обосновывать цель деятельности с учетом общественных потребностей;
- находить и обрабатывать необходимую информацию с использованием современных технологий;
- выбирать себе книги для чтения по силам и интересам;
- работать с текстом произведения;
- составлять различные виды рассказов (рассказ по восприятию, по памяти, пересказ, рассказ-очерк, рассказ с изменением лица рассказчика, творческий рассказ, рассказ-инсценировку);
-выразительно читать;
-в соответствии с темой оформлять зал для мероприятия.
Планирование и разработка проекта
Выбор темы проекта. Учащиеся 6а класса заинтересовались проведением общешкольного внеклассного мероприятия по чтению и развитию речи, посвященное теме весны. Встал вопрос: в какой форме провести данное мероприятие, какие художественные произведения использовать.
Этапы проведения проекта.
I.Подготовительный этап.
1.1.Продумывание темы проекта (учитель совместно с учеником)
1.2.Выбор возрастной категории учащихся.
1.3.Формулирование основополагающего вопроса, проблемных и учебных вопросов по выбранной теме.
1.4.Опреление целей проведения проекта.
1.5.Формулирование дидактических целей проекта.
1.6.Формулирование учебных целей.
1.7.Формулирование методических задач.
На первом этапе определились, что это будет общешкольное мероприятие, посвященное теме весны. Пройдет мероприятие в форме поэтической гостиной под названием «Весна идет, весне дорогу!» Выдвинуто мнение, что участниками мероприятия будут учащиеся 5-9 классов. Каждый класс представит два стихотворения о весне. Для этого в каждом классе должен пройти конкурс чтецов, (отборочный тур).
II. Содержательный (формирующий) этап.
2.1.Формирование групп для составления структуры проекта.
2.2.Выдвижение гипотез решения проблем.
2.3.Определение формы представления результатов.
2.4.Обсуждение плана работы учащихся в группе.
2.5.Обсуждение возможных источников информации.
2.6.Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе.
2.7.Самостоятельная работа групп.
На втором этапе учащиеся занимались составлением структуры проекта. Было предложено несколько вариантов. Решили, что если мероприятие носит название «Поэтическая гостиная», значит, основная часть мероприятия должна быть посвящена выразительному чтению стихотворений о весне. Ребята высказались, что два чтеца от класса читают стихотворения, а остальные учащиеся тоже должны быть задействованы на мероприятии. Так возникла идея придумать игру со зрителями- отгадывание загадок о весне и составление пословиц из набора слов. Также было предложено каждому классу-участнику подготовить домашнее задание- выучить закличку о весне.
Ребята разбились на группы для отбора загадок, пословиц. Было решено, что за отгаданную загадку участник получит подснежник. Необходимо было продумать оформление зала. Ребята поддержали предложение учителя украсить зал букетами из мимозы, сделанной своими руками. Изготовление подснежников и мимоз решили поручить учащимся 5а, 7а классов.
Учащимся 7б класса было предложено подготовить виртуальную экскурсию в Третьяковскую галерею и представить зрителям картины русских художников о весне. В завершение мероприятия было предложено творческой группе 9б класса спеть песню «Весенняя капель».
Таким образом, структура творческого проекта общешкольного мероприятия «Поэтическая гостиная «Весна идет, весне дорогу!»» была представлена следующим образом:
1 часть. Выразительное чтение стихотворений. «Весна, воспетая стихами»
2 часть. Игра со зрителями
3 часть. Виртуальная экскурсия в Третьяковскую галерею.
III. Итоговый, результативный (рефлексивный).
3.1.Подготовка учащимися плана мероприятия.
3.2.Представление подготовленного материала зрителям.
3.3.Оценивание результатов проекта школьниками и учителем
3.4.Награждение.
На третьем, итоговом этапе был составлен сценарий мероприятия. Назначен день проведения внеклассного занятия, назначен ведущий мероприятия. Продуманы и обговорены вопросы поощрения и награждения. Решено, что все участники внеклассного мероприятия будут отмечены Грамотами за активность.
Практическая часть проекта
Ход мероприятия:
1 ученик
Из далеких краев, где морская волна
Кружевной рассыпается пеной,
К нам на крыльях ветров прилетает Весна
И приносит с собой перемены.
2 ученик
Украшает Весна и сады и поля,
Покрывает цветами овраги.
Оживает прогретая солнцем земля,
Пьет душистые капельки влаги.
Ведущая
Здравствуйте, уважаемые гости нашей литературной гостиной! Сегодня нас ждёт интересная встреча с прекрасным.
Вот мы и дождались наступления весны. Все ярче светит солнце. Расцвела мимоза. Много прекрасных стихотворений написано поэтами об этом времени года.
3 ученик
Идет матушка весна, отворяй-ка ворота.
Первый март пришел,
Белый снег сошел.
А за ним и апрель, отворим окно и дверь,
А уж как пришел к нам май,
Солнце в терем приглашай.
1 часть «Весна, воспетая стихами»
Ведущая: Первая страничка литературной гостиной- «Весна, воспетая стихами». Ребята прочитают стихотворения о весне.
Открывают литературную гостиную учащиеся
5 класса
1.Стихотворение Аполлона Майкова «Весна»
2.Анатолий Быстров «Весеннее»
6 класс
1. Ирина Асеева «Берёзкины серёжки»
2.Роман Сеф «Лицом к весне»
7акласс
1.Михаил Васильевич Исаковский «Ветер»
2.Федор Иванович Тютчев «Весна»
8а класс
1.Михаил Васильевич Исаковский «Весна»
2.Алексей Плещеев «Весна»
3.Надежда Мигунова «Весенние деньки»
4.Зоя Александрова «Подснежник»
2 часть «Игра со зрителями»
Ведущая:
Я вижу, зрители заскучали. Сейчас мы с вами вспомним устное народное творчество- что это такое, кто мне подскажет? (Это все то, что люди передавали из уст в уста на протяжении веков, что придумано народом) Что относится к устному народному творчеству? (Загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, песни, прибаутки, заклички). А мы с вами со всем этим знакомимся на уроках чтения и развития речи.
1-ое задание
Первые перелетные птицы, грачи, нам в своих клювиках доставили каждому классу конверты с заданиями. В конверте 2 набора слов. Из этих слов вы должны составить поговорки. Правильно расположить слова, чтобы получилась поговорка о весне. У каждого класса должно получится 2 поговорки. На подготовку данного задания дается 3 минуты. Затем 2 ученика от класса прочитают получившиеся поговорки.
2-ое задание
Каждому классу было дано домашнее задание. Подготовить одну веснянку, или по-другому, закличку. В старину и взрослые и малые дети звали весну. Мы встречаем весну и тоже зовем ее. От этого будет зависеть как быстро придет весна, как дружно придет весна.
Начнем с 5 класса (каждый класс дружно прокричит заранее выученную закличку о весне)
3-тье задание. Отгадай загадку. (Отгадавший загадку получает подснежник. Таким образом выявляется лучший знаток загадок. У кого много подснежников, тот и знаток)
Загадки о весне
1.Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?
(Весной)
2.Была белая да седая,
Пришла зелёная, молодая.
(Зима и весна)
3. Снег чернеет на полянке,
С каждым днем теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это, что за время года.
(Весна)
4. В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(Ручеек)
5. Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы ...
(Скворечник)
6. Здесь на ветке чей-то дом
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут ...
(Гнездо)
7.Пестрая крякуша ловит лягушек.
Ходит вразвалочку, спотыкалочку.
8.Хоть я не молоток по дереву стучу:
В нем каждый уголок обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный (дятел)
9. Не ездок, а со шпорами,
Не будильник, а всех будит.(петух)
10. Лежала между елками подушечка с иголками.
Тихонечко лежала, потом вдруг убежала.(еж)
11. Без крыльев, а быстрее птицы,
С дерева на дерево перелетает. (белка)
12. Погляди на молодцов: веселы и бойки,
Волокут со всех сторон материал для стройки.(муравьи)
13. Он сети, как рыбак, готовит,
а рыбы никогда не ловит. (паук)
3 часть. Виртуальная экскурсия в Третьяковскую галерею.
Ведущая:
Весну воспевали не только в литературных произведениях. Приход весны, красоту весенней природы передают нам и художники. Сейчас нам предстоит посетить Третьяковскую галерею. Мы совершим виртуальную экскурсию в Третьяковскую галерею. Что же такое виртуальная экскурсия? Это возможность посетить какое-либо место не выходя из дома. Третьяковская галерея-это художественный музей русского изобразительного искусства в Москве, где представлены картины знаменитых русских художников. Мы увидим картины, которые изучали на уроках, и картины, которые вам возможно еще не знакомы. Во всех этих картинах художники изображают весну.
(Экскурсию проводят ученики, которые заранее подготовили рассказы по картинам. Картины известных художников демонстрируются через «мультимедийку»).Итак, экскурсоводы, пожалуйста.
Исаак Левитан. «Март»
Картина проникнута чувством ожидания. Об этом говорит и смиренная лошадь с санями, которая ждёт своего хозяина. Озарённая солнцем, она задремала от тепла ласкающих нежных весенних лучей.
Дверь дома открыта, с минуты на минуту выйдет хозяин, которого так заждалась лошадка, и отправится в путь. Главное в этой картине- это ожидающая весну природа.
Алексей Саврасов. "Грачи прилетели»
Эта картина - тихий гимн русской природе, весне, которая еще только начинается. Мы видим природу, совсем не отошедшую от зимнего сна, не преобразившуюся, а только пробуждающуюся. С первого взгляда, кажется, что художник нарисовал зиму. И, лишь вглядевшись в детали, понимаешь: это - весна. Рыхлый грязный снег, огромная проталина с водой. Ну и главная деталь о весне - грачи. Они облепили ветки березы, вернулись в свои старые гнезда, которые покинули осенью. Грачи - перелетные птицы, раз они прилетели, значит, весна точно началась, в этом нет сомнений.
Исаак Левитан. «Весна. Большая вода»
Исаак Левитан, великий русский художник-пейзажист, так и назвал свою картину - "Большая вода". Она изображает весеннее половодье. Вода - разлившаяся река - занимает большую часть полотна. Она голубая, холодная, чистая. В ней отражается чистое голубое небо, легкие облака и пока еще голые деревья. Мы видим наступление весны.
Исаак Левитан. «Цветущие яблони»
Перед зрителем предстает яркий, солнечный, весенний день в яблоневом саду. Молодые яблоньки растут в нем стройными рядами.
На заднем плане – небольшой, местами покосившийся забор, крепкий, построенный из сруба дом. Скорее всего, в нем и живет садовник. На переднем плане – простая деревянная скамейка. Она стоит просто посреди сада, среди густой зеленой травы и весенних цветов. Кто-то приходит в этот сад, садится на эту незатейливую скамейку и вдыхает аромат цветущих яблонь.
Заключение.
Вот и подошла к концу наша встреча в литературной гостиной. А в завершение учащиеся исполнят песню «Весенняя капель».
Всем спасибо за внимание. До новых встреч.
Планирование ресурсного обеспечения
Определили желаемые компоненты проекта, требующие материальных затрат:
Цветная бумага.
Гофрированная бумага.
Гибкая проволока.
Офисная бумага.
Были предложены источники ресурсов: все принести из дома.
Экспертиза проекта
Чтобы оценить степень достижения целей проекта после его выполнения, решили опросить учащихся, учителей, родителей, присутствующих на мероприятии: получилось ли наше мероприятие ярким, запоминающимся; что следует доработать с точки зрения сторонних наблюдателей.
Рефлексия
Проанализировать мнение участников внеклассного занятия, обсудить достоинства и недостатки провед нной работы, найти пути их решения.
Ожидаемые результаты
Участникам внеклассного мероприятия удалось продемонстрировать читательскую самостоятельность, умение выразительно читать, составлять небольшие рассказы. Получить положительные эмоции от содеянного.
Перспектива дальнейшего развития
Удачное завершение данного проекта побуждает ребят к участию в других общешкольных мероприятиях, повышает интерес к чтению дополнительной литературы. Этот проект может послужить первой ступенью для дальнейшего развития проектной деятельности по драматизации сказок.
Литература
Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. М.И. Шишкова. Пособие для педагога-дефектолога. Москва. ВЛАДОС. 2010
Речевое развитие умственно отсталых школьников. 5-9 класс. С.Ю. Ильина. Теоретико-экспериментальное исследование. Издательство КАРО. Санкт-Петербург, 2005.
Русский язык и чтение. 5 -7 класс: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения \ М.Е. Прокопьенко . –Волгоград: Учитель, 2009 . – серия «Коррекционное обучение»
«Чтение. Учебник для 7-го класса специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида» А.К. Аксёнова: - Москва «Просвещение» 2010.
Увлечение чтением. Уроки для развития мышления и техники чтения. 2-е издание. В.Б. Эдигей/М.-УЦ «Перспектива».2011.
Сборник текстов для проверки навыков чтения. С.И. Сабельникова/М.-«Вако». 2011.
Уроки Ушинского/Х.- Изд-во «Ранок»,2007.
Биографии писателей и поэтов.
Иллюстрации к произведениям по разделам курса.
Картинный словарь.
3.Литература для дополнительного самостоятельного чтения.
4.Наглядные пособия: В мире мудрых пословиц;
5.Портреты писателей и поэтов XIX и XX века.
6.Развивающие игры: Собери пословицу, Угадай сказку./К.-«Весна Дизайн»,2009г.
Приложение. Презентация «Весна идет, весне дорогу!»
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715
жђЗаголовок 1жђЗаголовок 2жђЗаголовок 315