Конспект урока-практикума по окружающему миру на тему Изучение свойств воздуха (3 класс)


Класс: 3 «В» Учитель: Игнатова А.А.
Предмет: Окружающий мир
Тема: Свойства воздуха.
Цель урока: выяснить свойства воздуха опытным путем;
Задачи:
определить значение воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнения;
воспитывать бережное отношение к природе;
воспитывать культуру общения, умение работать в группах.
Планируемые результаты:
Личностные: ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы.
Предметные: приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе; доказывать необходимость охраны воздуха.
Метапредметные: научиться пользоваться схемами, таблицами, диаграммами для получения нужной информации; научиться исследовать свойства воздуха на основе демонстрационных и самостоятельных опытов и характеризовать их; научиться выполнять групповые задания, совместно проводить опыты, обсуждать их результаты и делать выводы.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-исследование.
ТСО: проектор, экран, компьютер.
Оборудование:
- оборудование для проведения опытов;
- презентация;
- видео фрагмент «Реакция воздуха на температуру»
- карты урока с таблицей по группам.
-Экологические задачи (раздаточный материал).
Этапы Содержание Примечание
1. Организационный момент
Окружающий нас мир
Интересно познавать
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать.
Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу.
- Сегодня у нас будет с вами не простой урок, а самый настоящий урок научных открытий.
- Сегодня мы выступим в роле настоящих исследователей. Недаром мы разделились на исследовательские группы.
А кто такие исследователи?
Вот сегодня и мы будем новое изучать.
Какими качествами должен обладать исследователь?
- быть внимательным, нужно много знать, практиковаться, наблюдательным, бдительным, уметь работать в команде. Ответы детей
2. Постановка проблемы, актуализация знаний.
Сообщение темы урока.
- Ребята, определить тему урока поможет загадка, послушайте её.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! Что это?
- Сформулируйте тему урока.
Слайд 1
- На какие вопросы, связанные с темой воздух мы уже можем ответить?
- А что бы вы еще хотели узнать о воздухе?
- Сегодня на уроке вы будете исследователями. Мы постараемся найти ответы на интересующие вас вопросы.
-
А как мы сможем ответить на вопросы, которые мы поставили перед собой?
- Про воздух так говорят: «Он невидимый, но все же без него мы жить не можем».
- А сколько человек может прожить без воздуха? Без пищи? Без воды?
- Что же такое воздух?
- На слайде вы видите диаграмму, на которой выделены цветом составные части воздуха. Слайд 2
- Восстановите диаграмму.
Отгадывают загадку. Называют отгадку – ВОЗДУХ.
(Мы продолжаем изучать тему воздух).
- Нужен ли нам вообще воздух? (он нам жизненно необходим)
- Что такое воздух? (смесь газов)
- Как обнаружить воздух?(клик)
- Какие свойства есть у воздуха?
- Отношение человека к воздуху, нужно ли его охранять.
- проведем опыты или исследования
- используем свой жизненный опыт
- воспользуемся материалом учебника и помощью учителя.
(Без пищи человек может прожить несколько месяцев. Без воды несколько дней. Без воздуха лишь несколько минут).(Смесь газов: азота, кислорода, углекислого газа и других газов).
Восстанавливают диаграмму.
3. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.
1) Доказываем реальность воздуха. Опыты.
- Ребята, а вы верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду?
- Воздух занимает место в пространстве? Есть ли он вообще? Может, его придумали?
- В реальности существования воздуха легко убедимся, проделав опыты.
Докажем это? Ведь, кто ищет, тот всегда найдет ответ даже на самый трудный вопрос!
- Мы сегодня будем работать в группах. Давайте напомним себе правила работы в группе. Правила успешной работы:
Да)Ответы детей
НА ДОСКЕ:
1. Работать дружно.
2. Быть внимательным друг к другу.
3. Быть вежливым.
4. Помогать товарищу.
5. Доброжелательно относиться друг к другу.
Слайд 3
ОПЫТ 1. Опустите стакан, перевернутый вверх дном, в широкий сосуд с водой. Наклони его слегка, не вынимая из воды. Что вы увидели? Проводят опыт.
Делают вывод - (из стакана начали выходить пузырьки воздуха).
Слайд 4
ОПЫТ 2. Опустите в стакан с водой комочек сухой земли, мела, сахара. Что вы увидели?
- А теперь сделаем вывод. Что подтвердил опыт? Проводят опыт.
Делают вывод - (из опущенных в стакан тел начали выходить пузырьки газа – это воздух).
ОПЫТ показал, что в комочке сухой земли, куске мела, сахаре есть воздух.
Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.
2) Свойства воздуха. Опыты - Какими же свойствами обладает воздух?
Слайд 5
- Как нам это узнать?
- Результаты будем записывать в таблицу.
Заполняем ТАБЛИЦУ. Будем проводить опыты
ОПЫТ 1. Давайте попробуем поймать воздух. Возьмите каждый по полиэтиленовому пакету, расправьте его. А теперь зачерпните им воздух. Сожмите концы пакета. Что случилось с пакетом? Он надулся. А почему? (Внутри оказался воздух!)
- Давайте посмотрим. Воздух имеет какой-нибудь цвет? Он какой?
- О каком свойстве воздуха это говорит? Попробуйте в своей группе заполнить первый столбик таблицы. Проводят опыт
Он надулся.
Внутри оказался воздух!
Заполняют таблицу.
(Воздух прозрачен.- На доске)ОПЫТ 2.Посмотрите на растения. Какого они цвета?
- Какого цвета школьная парта? Школьная доска?
- А какого цвета воздух?
- О каком свойстве воздуха это говорит? Заполните второй столбик таблицы. Проводят опыт. (Зеленые)
Ответы детей.
(Нет цвета)
Заполняют таблицу.
(Воздух бесцветен.- На доске)ОПЫТ 3. Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному? В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха и мы ощущаем разные запахи. А в пакете воздух пахнет? Давайте приоткроем его. Нет. А чистый воздух пахнет?
- Заполните третий столбик таблицы.
- Давайте проверим, как вы заполнили столбцы таблицы. Проводят опыт.
Заполняют таблицу.
(Воздух не имеет запаха. На доске)Проверка таблицы.
- У воздуха есть еще одно интересное свойство, он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают. Почему? (Слайд 6)
Потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.
– Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Почему они не замерзают зимой?( Слайд 7)
Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.
– У серого волка хвост большой, пушистый. Когда зверь укладывается спать прямо на снегу, он укрывает свой нос и лапы своим пышным хвостом.
– И лисе(Слайд 8) в самые сильные морозы не холодно в снежной постели, ведь она укрывается, как теплым пледом, своим хвостом, между длинными волосками которого много воздуха, не пропускающего холод. А еще зимой на лапках у рыжей красавицы вырастает густая-прегустая шерсть, кажется, будто лиса надела теплые варежки. Ходить по снегу и льду ей не страшно.
– Мыши-полевки прячутся в норках под высокими снежными сугробами, там тепло и уютно.
– А некоторые птицы – тетерев, глухарь – в самые трескучие морозы зарываются в глубокий снег. Так теплее. Об этом есть даже стихотворение:
Веет стужею январь,
Рябчик, тетерев, глухарь
Глубоко зарылись в снег.
Он их греет, словно мех.
- Какое свойство воздуха объясняет эти факты?
- Заполните четвертый столбик таблицы.
- Как человек использует в быту знания о том, что воздух плохо проводит тепло? Ответы детей
Заполняют таблицу.
(Воздух плохо проводит тепло. НА ДОСКЕ)(В шерстяной и меховой одежде между волосками много воздуха. Именно поэтому, такая одежда хорошо сохраняет тепло нашего тела в холодную погоду).- Почему в таблице «Свойства воздуха» остался пустой столбик? (Еще есть свойства воздуха).
ОПЫТ 4. Давайте посмотрим, будет ли происходить что-то с воздухом при нагревании и охлаждении. Для этого опыта понадобится пластиковая бутылка, воздушный шарик кипящая вода, а в роли льда выступит жидкий азот. Газ, который используют для быстрой шоковой заморозки, его температура минусовая и он помогает предмету мгновенно охладиться. Внимание на Экран.
- Почему шарик начал надуваться?
Правильно ему стало тесно в бутылке, и шарик начал надуваться.
- Что произошло, когда бутылку поместили в стакан с жидким азотом и охладили?
- Почему?
Заполните последний столбик таблицы «Свойства воздуха».
- Дорогие ребята-исследователи, мне хочется поздравить вас с небольшой победой. Вы исследовали воздух и правильно определили его основные свойства.
- Послушаем стихотворение. О каких свойствах воздуха говорится в стихотворении?
Читает ученик.
Воздух
Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим,
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим. - Этот опыт показывает, что воздух при нагревании расширяется НА ДОСКЕ
(Выделение пузырьков прекратится)
- Это происходит потому, что воздух при охлаждении сжимается.
Читает Настя М.
4. Физкультминутка
- Вы, наверное, устали?
- Воздух поможет вам отдохнуть.
1. Упражнение « Цветочная поляна». (Слайд 9)
- А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной полянке, вокруг прекрасные цветы. Сорвите цветок, который вам понравился больше всех. Понюхайте его.
- Какое слово выразит его душистый аромат?
- Сделайте глубокий вздох и скажите… ( АХ! )
2. Набрали в рот воздух, выдыхаем как будто задуваем свечу на именинном торте. (Слайд 10)
3. Надули щеки как мяч. Выпускаем воздух как будто мяч «прокололи».(Слайд 11) 5. Продолжение знакомства с новым материалом. А как вы думаете, имеет ли воздух вес? Давайте это проверим.
ОПЫТ 5.
У каждой группы на парте лежат самодельные весы. К краям весов привяжите надутый шарик. Теперь положите середину линейки на указательный пальчик. Скажите, весы сохраняют ровное положение?
С чем это связано? Почему надутый шарик перевешивает?
Выполняют опыт
Устанавливают самодельные весы, привязывают шарики.
-Нет
-Ему помогает воздух, которым он наполнен.
Делаем вывод: Воздух имеет вес.
ОПЫТ 6.
А теперь пожалуйста отвяжите шарик. И положите его в свою миску с водой. Что происходит?
Почему же так происходит? Ведь предыдущий опыт говорил о том, что воздух имеет вес. Выполняют опыт
Шар не тонет. Плавает на поверхности.
Воздух Легче воды.
ОПЫТ 7.
А теперь попробуем доказать что воздух движется. Возьмём бумажные листы, сложенные их гармошкой. На что похоже?
Правильно веер! Что нужно сделать, чтоб доказать, что воздух движется? Помашем им! Каждый попробует помахать. Что почувствовали?
Сделаем вывод.
Воздух может двигаться.
ОПЫТ 8. Теперь капитаны возьмут шприц. Я попрошу вас заткнуть пальцем отверстие шприца и надавить на поршень. Что чувствуете? Каждый проведите этот опыт.
Сделаем вывод: Воздух упругий.
5. Продолжение знакомства с новым материалом. 1) Экологическая тревога. Источники загрязнения воздуха.
- Как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым»? Слайд 14
В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа. При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ.
600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты.
- Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые запахи ели и сосны, аромат дуба, берёзы и лиственницы очень полезны для человека.
- А вот в городах воздух совсем другой. А какой?
- К нам пришла телеграмма от жителей одного большого города: «Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполонили улицы, обрушили на горожан свои выхлопные газы. Мы задыхаемся от ужасного дыма! Помогите!»
- Вы мне можете объяснить, с чем или с кем это связано?
Загрязненный.) (Воздух пахнет бензином, выхлопными газами, ведь в городах много машин, есть фабрики, заводы, которые тоже загрязняют воздух. Дышать таким воздухом для человека очень вредно. Чтобы очистить воздух, мы сажаем деревья, кустарники: липы, тополя, сирень).2) Охрана воздуха.
Домашнее задание - Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле!
- Загрязненный воздух не может быть использован для дыхания ни одним из живых существ.
- Что же делают люди, чтобы воздух был чистым?
- Сегодня немало делается для охраны чистоты воздуха. Давайте выясним основные пути охраны воздуха, решив экологические задачи.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Задача 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений? (10 тонн)
- Какой способ охраны воздуха предложен в условии задачи?
Задача 2. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз? (14кг)
- Какой способ охраны воздуха указан в задаче?
- Конечно, зеленые насаждения являются главным очистителем воздуха. Вот почему так легко дышится в лесу.
- Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.
Сделайте вывод.
Д/З Как используется воздух в наши дни. – Подготовить сообщение. (На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух…)Работа в группах.
установка очистных сооружений
озеленение окружающей среды
Воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.
В наши дни так же используется воздух, посмотрите на эти предметы
-воздушные шары
-ветряные мельницы
-колеса велосипеда
-парусные лодки
-самолеты
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Назовите тему урока одним словом
- Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле?
-Что узнали о воздухе?
Оцените свою работу на уроке. Поставьте себе оценку за урок.
- Кто оценит свою работу на уроке на «отлично и хорошо»? Приклейте к облачку зелёный шарик.
- Кто считает, что тему он понял, но не со всеми вопросами ему удалось справиться самостоятельно. (приклейте желтый шарик на облачко)
- Кто недостаточно уверенно чувствовал себя на уроке, кому нужна помощь в усвоении знаний данной темы?(Приклейте красный шарик к облачку)
- Кто сможет продемонстрировать родителям опыты, которые проводили на уроке?
Так как мы здесь все исследователи, проделали большую экспериментальную работу. Я хочу вас поздравить с успешными открытиями и вручить каждой команде Диплом исследователей, которым награждается команда… за совершенные открытия в области изучения свойств воздуха. Вручение Дипломов капитанам команд.