Конспект открытого урока по окружающему миру Превращения и круговорот воды (3 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9
Майкопского района, п. Первомайский
ПЛАН-КОНСПЕКТ
открытого урока
по предмету «Окружающий мир»
в 3 «А» классе
Учитель: Новикова Светлана Александровна
22 октября 2015г.
Урок по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ в 3 «А» классе МБОУ СОШ №9
Тема: Превращения и круговорот воды.
Цель: познакомить с круговоротом воды.
Задачи:
- образовательные: сформировать у учащихся понятие о разных состояниях воды, о превращении и круговороте воды в природе;
-развивающие: развивать способности наблюдать, мыслить, способствовать формированию умения выделять главное из информации учителя, развитию познавательного интереса, самостоятельности мышления;
-воспитательные: воспитание любви к природе, воспитание познавательного интереса.
Планируемые результаты:
Предметные:
- различать три состояния воды;
- понимать причины и процесс круговорота воды в природе.
Метапредметные:
- понимать цель урока, стремиться ее выполнить;
- оценивать достижения на уроке;
- наблюдать учебный эксперимент, высказывать предположения, делать выводы;
- работать со схемами в учебнике: анализировать, объяснять, моделировать круговорот воды в природе.
Личностные:
- иметь представление о целостности окружающего мира;
- испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;
- понимать свою роль в деле охраны окружающей среды;
- актуализация своего опыта.
Формируемые УУД:
- Познавательные: общеучебные – умение работать с информацией в тексте, умение размышлять, осмысливать, обобщить полученную информацию, присвоить новое знание, сформировать у учащихся собственное отношение к информации; смысловое чтение, моделирование круговорота воды разными способами; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта), умение соотнести новую информацию с ранее полученной (от старых знаний к новым – осмысленное чтение), умение анализировать то, что он уже знает об изучаемой теме.
- Личностные: способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
- Регулятивные: ориентирование в учебнике и в рабочей тетради; контроль своих действий; оценка результатов своих действий; прогнозирование результатов уровня усвоения изучаемого материала.
- Коммуникативные: умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с товарищами; вступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в парах; строить понятные речевые высказывания, аргументировать свои ответы, обосновывать свое мнение и доказывать.
Оборудование:
карточки с заданиями;
две тарелки, лед, спиртовка, лабораторный штатив;
плакат «Круговорот воды в природе»;
магниты.
Ход урока
I Организационный момент
II, Актуализация знаний.
- Первая буква имени Вавилова (Валера), вторая - имени Пляхотко (Оля), третья - имени Совковой (Даша), четвертая - имени Папазян (Ангелина).- Что за слово получилось? (Вода).
- А что мы помним о воде?
Проверка домашнего задания
стр.32 №5 (рабочая тетрадь)- частицы воды при нагревании и охлаждении. (Вода при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается).
стр.32 №6 (рабочая тетрадь) - какие вещества растворяются в воде: сахар, глина, пищевая сода, крахмал. (Вода хороший растворитель, но не все вещества растворяются в воде).
стр.32 №7 (рабочая тетрадь) - сколько стаканов воды выпивает человек за сутки? (2 литра)
Фронтальный опрос
- Сколько воды в теле школьника, если его масса 30 кг? (30:3*2= 20 литров).
- Какие свойства имеет вода?
- Какова роль воды в жизни организмов?
- Как можно очистить загрязненную воду? (Сначала пропустить воду через бумажный или многослойный тканевый фильтр, затем прокипятить или добавить несколько кристаллов марганцовки.)
III. Самоопределение к деятельности
- Как вы думаете, изменяется ли количество воды на планете? (Ответы учеников.) Этому вопросу мы посвятим наш урок.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
Три состояния воды
- Отгадайте загадки (слова-отгадки крепятся на магнитной доске)
Лёгкий, белый и пушистый,А на солнышке искристый,Лишь зимой у нас бываетИ в ладошке быстро тает. (Снег)
То ли дым, то ль облака,То ль волшебная рекаИз чудесной мягкой ваты,Кто укрыл всё белой лапой?То не сказка, не обман,Землю скрыл густой... (Туман)
Он не снег, но тоже белый,А в тени немного синий.Что же это, в чем тут дело!?На траве белеет ... (Иней)
Вышла туча на прогулкуИ взяла с собой шкатулку.Туча бегала, резвилась,И шкатулочка открылась,И рассыпался вниз — ох! —Круглый, ледяной горох. (Град)
Утром капельки водыНа траве увидишь ты,В каплях лепестки цветов,В каплях листики кустов.Пьёт из капельки оса.Эти капельки —… (Роса)
- Что объединяет эти явления? (Это все вода. Вода в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном.)- Приведите примеры воды в природе, находящейся в твердом состоянии. (Лед, град, снег, сосульки.)
- При какой температуре воздуха вода из жидкого состояния переходит в твердое? (При температуре 0°С.)
- Приведите примеры воды в природе, находящейся в газообразном состоянии. (Пар.)
Мы протерли мокрой тряпкой классную доску. Прошло несколько минут, и доска стала сухой. Вода испарилась, то есть прекратилась в пар — прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар — это вода в газообразном состоянии.
В природе вода постоянно испаряется с поверхности морей, рек, озер, почвы. Поэтому в воздухе всегда содержится невидимый водяной пар.
- Прочитайте текст в учебнике на с. 55. (по цепочке вслух )- В каких трех состояниях вода находится в природе? (Жидком, твердом, газообразном.)
- Расскажите, как образуется снег. (Вода превращается в лед. Крошечные льдинки высоко в облаках увеличиваются и превращаются в снежинки.)- Что значит «вода испаряется»? (Превращается в пар.)
Круговорот воды
Понаблюдаем, что происходит с водой при нагревании.
(Учитель над тарелкой с водой закрепляет тарелку со льдом и нагревает воду до кипения.)
Что мы видим под верхней тарелкой? (Тарелка запотела.) Что происходит через некоторое время? (Появились капельки.)
(Капельки становятся все более крупными и больше не могут удерживаться на дне, падают обратно, в нижнюю тарелку.)
Как капли появились на дне тарелки? (Они испарились с поверхности воды.)
Какую работу в этом процессе выполняет лед? (Охлаждает пар. Пар превращается в капельки воды.) Как происходит движение капель? (По кругу.)
Получился круговорот воды.
(Учитель на доске записывает: круговорот.)
Демонстрация плаката «Круговорот воды в природе».
Итак, вода в виде пара поднимается вверх, остывает, пар превращается в капельки воды, они снова падают вниз. Таким образом, вода совершила круговорот.
— Количество воды изменилось? (Нет, так как происходит круговорот.)
- Прочитайте текст в учебнике на с. 57.
- Как образуются облака? (Пар поднимается от земли, охлаждается и образует множество водяных капелек или крошечных льдинок. Из этих капелек и льдинок образуются облака.)- Почему идет дождь? (Пар в облаках охлаждается, превращается в воду, капли падают на землю в виде дождя.)
- Изменяется ли количество воды в природе? (Не изменяется.)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
№1 (с.33).
- Прочитайте задание. Угадайте, во что способна превратиться вода. (Пар, лед, дождь, облако, капля, снежинка, туман, туча).
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
№ 2 (с. 33).
- Прочитайте задание. Назовите три состояния воды.
- Прочитайте приведенные примеры. Напишите, какое это состояние воды.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
№3 (с. 33).
- Прочитайте задание. Что происходит с частицами воды при испарении? (При переходе воды в пар расстояние между частицами увеличивается.)
- Изобразите это с помощью схематического рисунка (один из учащихся может это выполнить на доске)
№4 (с. 34).
- Прочитайте задание. Нарисуйте схему круговорота воды в природе.
VII. Рефлексия Работа в группах
- Расскажите, используя опорные слова, о круговороте воды. (Учащиеся работают с карточками, заранее приготовленными учителем).
Испарение. Образование облаков. Выпадение осадков. Просачивание воды в землю. Стекание в водоемы.
- Итак, вода находится в природе в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном (схемы частиц). Вода постоянно совершает круговорот: испаряется с поверхности земли, образует облака, в виде дождя, снега или града возвращается на землю.
VIII. Подведение итогов урока
- Изменяется ли количество воды на планете?
- О каких трех состояниях воды вы узнали?
- В каком состоянии находится вода при температуре ниже 0С: жидком, газообразном, твердом, мягком?
- В каком состоянии находится вода, если вы видите на траве росу: в твердом, в загрязненном, в газообразном, в жидком?- Что представляет собой вода в газообразном состоянии: лед, капли, водяной пар, сугроб?
- Во что может превратиться вода: в иней, в кислоту, в дождь, в росу.
- Что вам показалось наиболее интересным?
- Оцените наш урок (смайлики под своим именем каждый учащийся клеит на доске).
Домашнее задание
1. Учебник: прочитать текст на с. 55-58, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 58.
2. Рабочая тетрадь: № 5 (с. 34).
- Спасибо вам за урок! Мне было с вами очень приятно сегодня работать!
Используемые источники:
Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. (часть 1).
Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 частях. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2014. (часть 1).
Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3кл. к УМК А.Плешакова («Школа России») изд. Москва «ВАКО» 2014г.
Контрольно-измерительные материалы «Окружающий мир» 3 кл./Сост. И.Ф.Яценко.- 4-е изд., переработ.- М.: ВАКО, 2013г.
Интернет-ресурсы:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkolawww.zapartoi.ruwww.PROSHOLU.rumy-class.ruhttp://www.prosv.ruhttp://infourok.ru/nachalnye-klassy