Работа учителя с учащимися над выразительным чтением стихотворений
Работа учителя с учащимися над выразительным чтением стихотворений
Основы формирования функционально грамотной личности закладываются в начальной школе с самых первых уроков обучения грамоте, во время обучения различным видам речевой деятельности – говорению, слушанию, чтению, и письму. Функционально грамотная личность - это, в том числе, и грамотный читатель, у которого есть потребность в чтении, привычка к чтению, любовь к чтению литературы. Задача педагога – научить качественному чтению, сформировать у детей душевную потребность и привычку, привить любовь к литературному чтению.
Качественное чтение - это “беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи” . Особый жанр литературы – поэзия, как нельзя лучше помогает ребёнку понять, что же такое – выразительное чтение.
Когда слушаешь хорошего чтеца, как будто видишь все, о чем он рассказывает, по-новому понимаешь, казалось бы, уже знакомые произведения, проникаешься настроением исполнителя. Искусство выразительного чтения заключается в глубоком воздействии чтеца на слушателей. Однако, умение воспринимать хорошее чтение, равно как и умение донести до слушателей читаемое произведение, не возникает само собой. Большое значение здесь приобретает работа, которая ведется на уроках чтения, в частности, работа по анализу читаемых текстов и подготовка их к выразительному чтению. Выразительно читать - это значит “действовать словами”, т.е. воздействовать своей волей на слушающего, заставить видеть текст так, как видит его, или относится к нему говорящий.
С чего начинать работу по формированию умения выразительного чтения стихотворений? Учитывая различия в речевой подготовке учащихся, работу над выразительностью речи необходимо вести на уроках обучения грамоте, чтения и письма, начиная с первых уроков, с упражнений в произношении учащимися глухих и звонких согласных, шипящих и гласных звуков. Большую пользу приносят артикуляционные гимнастики, упражнения с зеркальцем, дыхательные упражнения.
В дальнейшем, вся работа приобретает более сложный характер, так как учащиеся используют такие важные технические приёмы выразительного чтения, как сила и звучность голоса, чёткая дикция, правильное дыхание. Кроме этого, овладевают и другими необходимыми умениями: учатся определять ключевые слова, смысловые паузы и логическое ударение, правильно интонировать отрывок, определять ритм и темп чтения произведения.
Овладение приёмами работы с текстом свидетельствует о более глубоком проникновении в содержание читаемых произведений. Таким образом, для формирования выразительного чтения, учащиеся должны овладеть умениями, которые вырабатываются в процессе анализа произведения, а также умениями пользоваться интонационными средствами выразительности.
Представьте, идёт урок чтения, на котором дети самостоятельно читают новое, незнакомое стихотворение. Обратите внимание на своих учеников в момент их первого чтения. В каждом классе наверняка есть такие дети, которые при первом чтении, даже про себя, воспримут стихотворение в его эстетической значимости. Эти дети с верными акцентами интонируют произведение при чтении. Можно предположить, что у них развито чувство стиха. Большинство ребят в классе проявят интерес к тексту после выразительного чтения стихотворения учителем, или мастером художественного слова в записи, или подготовленным ребенком. В классе могут быть учащиеся, которые не проявят интереса к произведению. Ребята младшего школьного возраста неодинаково воспринимают стихи, потому что восприятие поэзии зависит не только от возраста учащихся, но и от темперамента, от уровня начитанности, от склада психики. Опираясь на эти данные нужно строить работу по формированию умения воспринимать лирику, ее анализировать, интерпретировать, интонировать в соответствии с индивидуальным пониманием произведения и определять задачу чтения.
Умение определять задачу чтения включает в себя:
умение понимать мысли героев, сопереживать им, представлять ситуацию, в которой оказывается герой,
определять своё отношение к событиям,
находить интонационные средства для его выражения.
Необходимыми умениями, связанными с подготовкой к выразительному чтению, являются умения, развивающие творческое воображение детей. Эти умения формируются с помощью словесного рисования картин на основе прочитанного текста. Развитие умения определять отношение к прочитанному, умения давать оценки героям, их поступкам, событиям, возможно лишь в том случае, если дети понимают текст.
Так как звуковая сторона языка с трудом улавливается учениками на слух, особенно движение голоса по звукам разной высоты, очень хорошо использовать таблицы, которые включают в себя знаки разметки текста. Эти знаки запоминаются постепенно, по мере практического ознакомления с ними. Детям предлагается запомнить и использовать при работе с текстом следующие знаки разметки текста:
1. Ударение в слове ( ' )
2. Логическое ударение: слово подчеркивается одной чертой. ( _____ )
3. Паузы: короткая, средняя, длительная. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]),
понижение голоса - стрелкой вниз ( [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]).
Для того, чтобы помочь ребёнку описать своё настроение, эмоциональное восприятие стихотворения, можно предложить заготовленные карточки со словами, описывающими палитру эмоций от негативных до восторженных. На первых порах возможно условное разделение на три группы, которые также обозначаются символами:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]: печаль, грусть, разочарование, горе, скорбь, волнение,,
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]: равнодушие, спокойствие, безразличие,,
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]: восторг, радость, удовольствие, наслаждение, гордость,
Кроме этого можно использовать и палитру цветов. В течение урока, на каждом этапе работы над стихотворением ребёнок раскрашивает лист бумаги и выбирает для этого цвет. Организовать работу учитель может по своему усмотрению.
Работа над стихотворением проводится по следующим этапам:
Этап восприятия. Сопровождается первыми эмоциями, переживаниями, удивлением, вопросами. Обратите внимание на реакцию детей, на их комментарии, вопросы, высказывания. Вопросы детей - это начало диалога между автором и читателем, ориентированного на осознание основной мысли произведения, авторской позиции. Этап связан с трудностями процесса чтения.
Анализ произведения. Специально организован учителем. Цель: понять главную авторскую идею, увидеть, как идея подается в данном произведении. (К.И.Чуковский: “Анализ- это открытие увлекательных и поражающих ценностей там, где дети их раньше не замечали”). Ребята намечают пути дальнейшей работы над стихотворением. Анализ учит ребенка всматриваться в каждое слово, предложение, строфу или, наоборот, идти от общего представления целого текста к его деталям, частностям. Анализировать следует те особенности текста, которые позволят решить поставленные учебные задачи.
Интерпретация – рождение нового смысла. Необходимо соединить первые представления о замысле автора с результатами анализа. Цель: творческое, сознательное стремление читателей обнаружить и истолковать смысл стихотворения.
Итог работы: выразительное чтение вслух.
Учащихся младшего школьного возраста привлекают тексты, в которых есть интересные герои, содержатся увлекательные события, присутствует какая-то тайна, которую ребенок хочет разгадать сам. Ребенка может заинтересовать язык автора произведения, передающий особые оттенки переживаний, чувств. Ребята с желанием будут читать игровые, шуточные, юмористические стихи.
Лирические произведения, отражающие состояние, переживания героя, содержат внутренний монолог, пронизанный самыми разными интонациями, воздействующими на читателя. Ребенку, пока еще не имеющему богатого читательского опыта, тяжело сразу проникнуться настроениями поэта, переживаниями лирического героя. К этому юного читателя нужно подготовить, изучая небольшие по объему произведения с интересными темами. На таких стихотворениях ребенок с помощью педагога откроет в себе способность удивляться неожиданно сказанному слову, интересно описанному пейзажу, оригинальному сравнению. Может быть, открытие будет таким, что ребенок захочет еще раз перечитать, пересмотреть уже знакомые строки и опять удивиться мастерству автора.
Работа над выразительным чтением будет способствовать желанию ребенка научиться понимать не только то, что лежит на поверхности текста, но и проникать в глубину идеи автора, выразить свое индивидуальное отношение к прочитанному, передать это отношение при выразительном чтении вслух. Все те знания и умения, которые получают ученики в процессе подготовки к выразительному чтению произведений, применяются ими в моменты исполнения произведения для слушателей.
На уроке чтения это могут быть такие формы работы, как чтение по ролям, инсценирование произведений. Готовясь к выступлению, дети обдумывают смысл всей работы, распределяют роли. Ученик, получив свою роль, пытается найти определённый образ своего героя и соответствующую ему манеру исполнения. Чтение по ролям подводит детей к драматизации, что в свою очередь, углубляет восприятие художественного образа произведения, воспитывает любовь к родному языку, умение чувствовать его.
Основой исследования путей формирования навыков выразительного чтения у детей в начальных классах стала теория методики работы над выразительным чтением, разработанная в трудах К.разрабатывается и в наше время, но какова сущность самого процесса выразительного чтения и что в это понятие включено разными источниками, трактуется по-разному.
В связи с этим данная проблема является актуальной. Она обусловлена, с одной стороны, тем, что необходимость обучения детей правильному, осознанному, выразительному чтению - одна из главных задач школьного обучения, а с другой стороны, выразительное чтение предполагает выработку у учащихся определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. К тому же, являясь эффективным и доступным средством развития воображения и речи, нравственных и социальных чувств учащихся, воспитания у них художественного вкуса, формирования умений творческой работы, выразительное чтение позволяет решать задачу наиболее полного усвоения идейного, нравственного и эстетического содержания художественного произведения. Научно-методическая актуальность нашего исследования обусловлена также тем, что в обширной научно-педагогической и методической литературе встречаются разнообразные методики работы над выразительным чтением.
В современной педагогике чтение рассматривают как один из видов речевой деятельности. А речевая деятельность представляет собой активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи или приема сообщения. Следовательно, речь - это язык в действии, общении. Когда мы принимаем сообщения, мы слушаем или читаем; когда передаем сообщения, мы говорим или пишем. Таким образом, существует четыре вида речевой деятельности, связанные между собой: слушание и чтение, говорение и письмо. Чтение более тесно связано со слушанием, так как в обоих процессах принимается сообщение. Чтение относится к письменным видам общения (как и письмо). Речевая деятельность, а, следовательно, и чтение имеет определенную структуру, предметное содержание, речевые механизмы.
В структуре речевой деятельности выделяется три уровня:
первый - мотивационное звено, наличие мотивов и цели действия. У младшего школьника такие мотивы - желание научиться читать, что-то конкретно узнать из книги, понять, о чем в ней говорится, получить удовольствие от чтения;
* второй уровень - ориентировочно-исследовательский, уровень планирования, внутренней организации речевой деятельности (в чтении этот уровень реализуется в просмотре текста, его заголовка, определении темы, установлении связей, прогнозировании содержания - ученик рассматривает структуру текста и пытается предугадать события);
* третий уровень - исполнительский: при чтении ученик производит смысловую обработку текста, используя различные действия: размечает текст, подчеркивает важные мысли, определяет личностное отношение к событиям, героям; результатом работы с текстом становится его понимание.
Итак, предмет речевой деятельности - мысль, а результат - ее понимание. Чтение может осуществляться с разной целью, поэтому существуют разные виды чтения:
1. Изучающее - предполагает детальное знакомство с содержанием текста и стремление подробно получить информацию. Оно требует стопроцентного понимания читаемого текста.
2. Поисковое - предполагает найти ответ на какой-либо вопрос.
3. Просмотровое (ознакомительное) - предполагает знакомство с содержанием текста в целом, не вникая в детали.
Фактически эти виды чтения отрабатываются окончательно в основной школе. В начальной школе ученики осваивают чтение изучающее, хотя необходимо дать представление и о других видах чтения. Необходимо учитывать и функции чтения
- познавательную, которая реализуется в процессе получения информации (читаю, чтобы знать);
- регулятивную, которая направлена на управление практической деятельностью (читаю, чтобы уметь);
- ценностно ориентационную, которая связана с эмоциональной сферой жизни человека (читаю, чтобы наслаждаться).
Итак, важно сформировать изучающее чтение в двух формах - вслух и молча (про себя). Чтение вслух предназначено для слушателей, т. е. это четкое, внятное, безошибочное чтение целыми словами, в нормальном темпе. В школьном обучении оно способствует орфоэпической грамотности, формированию навыков восприятия. Кроме того, данный вид чтения позволяет учителю проверить правильность и беглость чтения при организации фронтальной работы класса.
Чтение про себя - это чтение глазами, без внешних речедвижений. Наличие шевеления губами не является чтением про себя. Чтение про себя - также необходимый компонент в обучении чтению, потому что правильно поставленное молчаливое чтение способствует развитию самостоятельности учащихся при восприятии и усвоении ими содержания читаемого. Овладение этим видом чтения имеет практическое значение, так как люди обычно читают именно молча, про себя.
Но что же такое выразительное чтение? По словам К. Станиславского, выразительное чтение - это умение действовать словами, т.е. воздействовать своей волей на волю слушающего, заставлять видеть текст так, как видит его или относится к нему говорящий.
Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала. Выразительное чтение вошло в практику русской школы и в систему воспитания во второй половине XVII в. Оно было связано с театральным искусством. Основные методики чтения разработаны К.Д. Ушинским. Он рекомендовал смотреть на художественное произведение «как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни», и подчеркивал, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали».
Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением .
Процесс выразительного чтения включает в себя две стороны: техническую и смысловую. В техническую сторону входят: способ чтения, темп (скорость) чтения, динамика (увеличение) скорости чтения, правильность чтения. Смысловая сторона включает выразительность и понимание (сознательность). Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно (в полном соответствии со значением предложения) делать логические ударения. Помимо этого, немаловажную роль играет интонация. Интонация является одной из сторон культуры речи и играет важную роль в образовании повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Основные компоненты интонации - логическое ударение, логические и психологические паузы, повышение и понижение тона голоса, темп, тембр, эмоциональная окраска.
1. Логическое ударение - выделение наиболее важного по смыслу слова. Благодаря удачному выбору важных в логическом смысле слов выразительность чтения очень повышается. Недопустимо резкое усиление на слове, отсутствие при нем паузы. Это ведет к выкрикиванию, нарушает благозвучие речи.
2. Логические и психологические паузы. Логические делаются для выделения наиболее важного слова в предложении, перед ним или после него. Психологические паузы нужны для перехода от одной части произведения к другой, резко отличающейся по эмоциональному содержанию.
3. Темп и ритм чтения. Темп чтения - степень быстроты произношения текста. Общее требование к темпу выразительного чтения - соответствие его темпу устной речи: слишком быстрое чтение, как и чересчур медленное, с излишними паузами, трудно воспринимается. Однако в зависимости от картины, рисуемой в тексте, темп может меняться, ускоряясь или замедляясь соответственно содержанию. Ритм особенно важен при чтении стихотворений. Обычно характер ритмического рисунка (четкость, быстрота или плавность, напевность) зависит от размера, которым написано стихотворение, т.е. чередования ударных и безударных слогов. Но надо приучать детей при выборе ритма в каждом конкретном случае исходить из содержания произведения, определяя, о чем говорится в нем, иначе при чтении могут возникать ошибки.
4. Мелодика речи (повышение и понижение тона голоса). Голос понижается в конце повествовательного предложения, повышается на смысловом центре вопроса, поднимается вверх, а затем резко падает на месте тире. Но, кроме этих синтаксически обусловленных изменений высоты тона, есть еще и интонация смысловая, или психологическая, которая определяется содержанием и отношением к нему.
5. Основная эмоциональная окраска (тембр). Только тогда выразительность будет искренней, живой и богатой, когда мы сможем разбудить в ученике стремление передать свое понимание прочитанного. А это возможно при условии глубокого восприятия содержания на основе анализа.
В первую очередь сам учитель должен владеть мастерством выразительного чтения, так как в начальной школе непосредственное восприятие, происходящее при первом знакомстве с произведением, чрезвычайно важно. От того, выразительно или уныло, «бледно» прочитано литературное произведение, зависит отношение к нему слушающих, так как здесь решается вопрос: понравится или не понравится произведение. Первоначальному знакомству с текстом К. С. Станиславский придает огромное значение, утверждая, что первые впечатления «девственно свежи», что они «семена» будущего творчества. «Если впечатления от первого чтения восприняты правильно, - это большой залог для дальнейшего успеха. Потеря этого важного момента окажется безвозвратной, так как второе и последующие чтения будут лишены элементов неожиданности, столь могущественных в области интуитивного творчества. Исправить же испорченное впечатление труднее, чем впервые создать правильное».
Таким образом, формирование навыков выразительного чтения у младших школьников - очень важная часть работы учителя начальных классов. Для того, чтобы правильно понять текст, его нужно правильно прочитать; а для того, чтобы выразительно прочитать, текст нужно понять. Выразительное чтение невозможно без полного, комплексного анализа произведения, а также без умения пользоваться интонационными средствами выразительности.
15