Развитие речи учащихся в сочетании с работой над выразительным чтением.
На уроках чтения работу над развитием связной речи сочетаю с работой над выразительным чтением. Так при чтении и басни Крылова " Чиж и голубь" провожу такую работу.
1. Прочитайте басню про себя.
2. На какие три части можно разделить текст?
3. Каким тоном читаем каждую часть?
4. Как их можно отделить голосом?
5. Что передаёт восклицательная интонация?
6. Какая интонация соответствует ( запятая, двоеточия, тире) ?
7. Выделите в каждом предложении слово которое соответствует содержанием басни и должно произноситься с более сильным ударением.
8. Что передаём протягиванием гласных при чтении слова " попался"?
Такие упражнения, посвящённые целостному интонационно-звуковому анализу проводим и на уроках природоведения, внеклассного чтения. Это не только укрепляет межпредметные связи, но и даёт дополнительное время для развития звуковой стороны речи учащихся. При выражении мыслей в устной или письменной форме ребятам всегда очень сложно выбрать наиболее точное, яркое слово для высказывания. С трудом ребята объясняют значение приставок, суффиксов. В целях развития правильной и хорошей речи учащихся на уроках русского языка, чтения, природоведения работаем над многозначностью слова, омонимами, синонимами, антонимами. Предлагаю токого типа упражнения. Подбери однокоренные слова.
1. Гриб
-тот, кто любит собирать грибы
-маленький гриб
-части гриба под землёй
2. Час
-мастер по починке часов
-солдат стоящий на посту
3. Вал
-дорога через горный хребет
-остановки в пути
-снежные глыбы, которые обрушиваются с гор.