Урок по Новейшей истории в 9 классе по теме: « Международные отношения в 1930- е годы

Урок по Новейшей истории в 9 классе по теме: « Международные отношения в 1930- е годы

Цели: - раскрыть причины нарастания международной напряжённости;
- выяснить причины и сущность политики умиротворения;
- анализируя причины бессилия Лиги Наций и демократических стран и США в противостоянии агрессивной политике фашистских государств
- развивать умение находить причинно-следственные связи в изучаемых событиях и давать им свою оценку.

Оборудование: компьютер, презентация, мультимедийный проектор

Ход урока.
1. Орг. начало урока.
2. Проверка домашнего задания:
:
1. В связи с чем научные открытия рубежа XIX – XX века называют революцией в естествознании?
А) разрывали с прежней религиозной картиной мира
Б) положили начало промышленной революции
В) на основе этих открытей делались выводы о революционном переустройстве общества
Г) привели к пересмотру прежних представлений о материи и мироздании
2. Какие научные открытия были сделаны в первой трети XX века7 выберите 4 из 8 перечисленных ответов
А) открытия в микробиологии
Б) открытие строения атома
В) открытие электрического тока
Г) открытие рентгеновских лучей
Д) открытие периодической системы элементов
Е) создание теории относительности
Ж) создание основ генетики
З ) создание теории тяготения

3. Установите соответствие между именами учёных и их научными открытиями
№ П/П
учёный
№ п/п
Открытие

А
А. Шопенгауэр
1
Создание теории циклов экономического развития

Б
З. Фрейд
2
Признание иррациональлных сторон поведения и психики человека

В
А. Бергсон
3
Разработка учения о бессознательном поведении человека

Г
М. Вебер
4
Разработка « понимающей» социологии и теории социального действия



5
Учение о творческой интуиции


4. Что такое модернизм?
А) направление в художественной культуре, отрицающее культурные достижения прежних эпох
Б) архитектурный стиль, распространённый в конце XIX – начале XX века
В) период в развитии культуры, характеризующийся отказом от реализма, ориентированная на новаторство в форме и содержании произведений искусства
Г) религиозное течение, выступавшее за обновление христианской церкви
5. Кто из перечисленных ниже деятелей искусства был связан непосредственно с кинематографом?
А) М. Линдер, Ч. Чаплин, М. Пикфорд
Б) О. Бердслей, Г. Климт, А. Бенуа
В) П. Пикассо, Х. Миро, В. Кандинский
Г) Р. Роллан, М. Твен, В. Гюго
6. Установите соответствие между названием направления живописи и именами их представителей

№ П/П
направление
№ п/п
художники

А
кубизм
1
В. В. Гог, П. Гоген

Б
импрессионизм
2
Ж. Брак, П. Пикассо

В
экспрессионизм
3
Э. Нольде, Э. Мунк

Г
постимпрессионизм
4
К. Моне, К. Писсарро



5
Дж. Полок, Ф. Фон Штук


7. Установите соответствие между названием направления живописи и именами их представителей

№ П/П
направление
№ п/п
художники

А
Фовизм
1
А. Руссо, Н. Пиросманишвили

Б
Супрематизм
2
К. Малевич, Н. Суетин

В
Неопримитивизм
3
С. Дали, И. Танги

Г
сюрреализм
4
Э. Делакруа,Т. Жерико



5
А. Матисс, А. дерен


Ключ к ответам:
1
Г

2
АБЕЖ

3
А-2, Б- 3,В – 5,Г - 4

4
В

5
А

6
А- 2, Б – 4, В – 3, Г - 1

7
А- 5, Б – 2, В – 1, Г - 3


3. Сообщение темы и целей урока.
- В 2014 году исполнится ровно 75 лет с момента начала самой кровопролитной, самая разрушительной, самой жестокой из всех войн – вторая мировая война.Что произошло , когда мир, еще не оправившись от ужасов первой мировой войны, был втянут в горнила второй мировой? Почему? Мы поговорим сегодня на нашем уроке.



План урока: ( сл. 2)
1. Крах Версальско-Вашингтонской системы.
2. Несостоятельность Лиги Наций
3. Военно- политический блок « Берлин – Рим – Токио»
4. Чехословацкий кризис. Мюнхенский сговор 1938 г.
5. Провал идеи коллективной безопасности.


4. Изучение нового материала
1) рассказ учителя
1. Крах Версальско-Вашингтонской системы.
- ( сл. 3)
Давайте вспомним, когда состоялась конференция в Версале? ( Верса
·льский ми
·рный догово
·р  договор, подписанный 28 июня 1919 года (ровно через пять лет после убийства эрцгерцога Франца Фердинанда) в Версальском дворце во Франции, официально завершивший первую мировую войну 1914-1918годы.
После длительных секретных совещаний , словия договора были выработаны на Парижской мирной конференции 19191920 годов и мирный договор был подписан между представителями с одной стороны стран-победительниц и капитулировавшей Германией  с другой)
- Какие решения были приняты на этой конференции? ( определяли послевоенные границы, были унизительными для Германии)
- Какое отношение имеет Версальская система к Вашингтону? (Вашингтонские соглашения  конференция, была созвана , для того, чтобы рассмотреть вопросы о послевоенном соотношении сил в Тихоокеанском бассейне и об ограничении морских вооружений. Американская дипломатия , стремилась взять реванш за поражение в Париже и добиться усиления своего влияния в решении важных международных проблем.)

- До начала мирового кризиса сохранялась стабильность в отношениях между государствами, соблюдался Версальско-Вашингтонский договор. Но с началом кризиса появилась неустойчивость существующей системы международных отношений, началось её разрушение.

2) работа по учебнику:
- В чём проявилась эта неустойчивость вы должны узнать сами, прочитав п.1 на стр. 133 – 134 и выделить эти признаки
( сл. 4)
1) торгово-экономические связи между ведущими капиталистическими странами стали свёртываться
2) были возведены барьеры в виде таможенных пошлин
3) каждая страна действовала в одиночку
4) США вернулась к политике изоляционизма
5) Япония привела в действие свою программу экспансии на материк
6) возмутителями мирового спокойствия стала Германия и примкнувшая к ней фашистская Италия.

2. Несостоятельность Лиги Наций
- ( сл. 5)
Давайте вспомним, что это за организация
( Ли
·га На
·ций  международная организация, основанная в результате Версальско-Вашингтонской системы Версальского соглашения в 191920 годах.
- Сколько государств, входило в Лигу Наций? ( В период с 28 сентября 1934 по 23 февраля 1935 в Лигу Наций входило 58 государств-участников.)
- С какой целью она была создана? ( разоружение, предотвращение военных действий, обеспечение коллективной безопасности, урегулирование споров между странами путём дипломатических переговоров, а также улучшение качества жизни на планете. )
- Лига Наций прекратила своё существование в 1946 году.
- В уставе Лиги Наций в статье 16 предусмотрена система санкций против страны- агрессора.
- Как вы думаете, могла ли Лига Наций в 1930-е годы воспользоваться этой статьёй?
- Как действовала Лига Наций по отношению к странам-агрессорам?
- Прочитайте материал п.2 и подтвердите свой ответ примерами.

страны
Политика внешней экспансии

Япония ( сл. 6)




Германия ( сл. 7)










Италия: ( сл. 8)
1931г.- пользуясь гражданской войной, японцы захватили Маньчжурию, чем нарушили договор 9 Вашингтонской конференции. 1937г. - вторжение в Центральный Китай.

1933-1935гг. - полный пересмотр Версальско-Вашингтонской системы, отмена военных ограничений. Восстановление «равенства» и ликвидация «несправедливости». Германия вызывала сочувствие, т.к. боролась с коммунистической угрозой. 1936г.- Германия поддержала фашистский мятеж в Испании 1938г.- германские войска вошли в Австрию


1935-1936гг. – агрессия Италии против Эфиопии 1936г.- оформлен союз «Берлин-Рим» 1936г. - Антикоминтеровский пакт Германии и Японии 1937г.- оформилась ось «Берлин-Рим-Токио»





3. Военно-политический блок « Берлин-Рим-Токио»
- ( сл. 9) Чём вам говорит название этого блока?
- Три державы агрессора, вставшие на путь агрессии, заключили военно-политические договорённости
Октябрь 1936 г. – итало-германское соглашение (Берлинский протокол) ось «Берлин-Рим».
Стороны договорились о следующем:
«Правительство , Великой Японской Империи, правительство Германии и правительство Италии, признавая предварительным и необходимым условием долговременного мира предоставление каждому государству возможности занять свое место в мире, считают основным принципом создание и поддержание нового порядка, необходимого для того, чтобы народы в районах Великой Восточной Азии и Европы могли пожинать плоды сосуществования и взаимного процветания всех заинтересованных наций, выражают решимость взаимно сотрудничать и предпринимать согласованные действия в указанных районах в отношении усилий, основывающихся на этих намерениях. Правительства трех держав, преисполненные стремления к сотрудничеству со всеми государствами, которые прилагают подобные усилия во всем мире, полны желания продемонстрировать свою непреклонную волю к миру во всем мире, для чего правительство Великой Японской Империи, правительство Германии и правительство Италии заключили нижеследующее соглашение.
Статья 1. Япония признает и уважает руководящее положение Германии и Италии в установлении нового порядка в Европе.
Статья 2. Германия и Италия признают и уважают руководящее положение Японии в установлении нового порядка в Великой Восточной Азии.
Статья 3. Япония, Германия и Италия соглашаются ,осуществлять взаимное сотрудничество, основывающееся на указанном курсе, если одна из трех договаривающихся сторон подвергнется нападению со стороны какой-либо державы, которая в настоящее время не участвует в европейской войне и в японо-китайском конфликте, то три страны обязуются оказывать взаимную помощь всеми имеющимися в их распоряжении политическими, экономическими и военными средствами.
Статья 4. В целях осуществления настоящего пакта безотлагательно создается смешанная комиссия, назначаемая правительством Японии, правительством Германии и правительством Италии.
Статья 5. Япония, Германия и Италия подтверждают, что указанные выше статьи никоим образом не затрагивают политического курса, существующего в настоящее время между каждым из трех участников пакта и Советским Союзом.
Статья 6. Настоящий пакт вступает в силу с момента его подписания. Срок действия пакта десять лет со дня вступления в силу. Договаривающиеся Стороны по требованию одной из держав, заключивших пакт, обсудят вопрос пересмотра настоящего договора в любой момент до истечения этого периода»

Ноябрь 1936 г. – германо-японское соглашение о борьбе против коммунизма (Антикоминтерновский пакт). В 1937 присоединилась Италия. Так образовался военно-политический треугольник.

4. Чехословацкий кризис. Мюнхенский сговор 1938г. Политика умиротворения агрессора. Аншлюс Австрии – начало планов Гитлера по воссоединению с Германией территорий, где проживают этнические немцы. В Судетской области Чехословакии большинство населения – немцы, Германия требует эту территорию. ( сл. 10) 29-30 сентября 1938г. – Мюнхенский сговор, участники – Чемберлен (Великобритания), Даладье (Франция), Гитлер (Германия), Муссолини (Италия). 1-10 октября 1938г. – Судетская область передана Германии. Март 1939г. – Германия захватила оставшуюся часть Чехословакии. 5. Провал идеи коллективной безопасности стр. 136 - 138
( сл. 11)
В 1934 г. после выхода Германии и Японии из Лиги Наций в её состав приглашён Советский Союз.
Весной 1939 г. обстановка в Европе осложнилась. Оккупирована Чехословакия, фашистский режим Франко в Испании, Франция окружена тремя фашистскими государствами. Италия захватила Албанию.
У Сталина вызывали недоверие Англия и Франция, а это на руку Германии.
23 августа 1939 г был заключен советско-германский пакт о ненападении, который предусматривал нейтралитет СССР и Германии в случае военных конфликтов одной из сторон. Но это был вынужденный шаг для СССР, т.к. развязывала руки в отношении Балтии и Финляндии, и разделе Польши.
1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу. 3 сентября 1939 года Англия и Франция объявили войну Германии. Началась Вторая мировая война – самая кровопролитная, самая жестокая, охватившая 61 государство мира, где проживало 80% населения Земли. Число погибших составило 65-66 миллионов человек.

Можно ли было предотвратить вторую мировую войну?
- Почему Советский союз пошёл на подписание договора?

5. Подведение итога урока
Вопросы на стр. 138
6. Домашнее задание:
Параграф1-15, подготовиться к зачёту









13PAGE 15


13PAGE 14915




15