Конспект выступления на августовской педагогической конференции 2016: «Современное дошкольное образование: проектирование и организация образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
Выступление на августовской педагогической конференции 2016:
Современное дошкольное образование:
проектирование и организация образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
2. Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого не только формируется здоровье, но и осуществляется развитие личности.
Это возраст активного действия. Это возраст, когда каждый день приносит что-то новое.
В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных воздействий.
3. Введение в действие Закона «Об образовании в Российской Федерации» в декабре 2012 года ознаменовало новый этап в развитии отечественной системы дошкольного образования, так как оно стало первым уровнем общего образования.
4. Согласно новому закону, каждый уровень системы образования предполагает введение образовательных стандартов. Так 1 января 2014 года вступил в силу, а в январе этого года закончен плавный переход на ФГОС ДО.
5. Что же изменилось сегодня в образовательном процессе ДОО? По каким критериям отследить успешность внедрения ФГОС ДО?
6. Ответ на этот вопрос дают сами дошкольные учреждения. Профессиональное сообщество педагогов ДОУ совместно с сотрудниками федерального института развития образования предлагают следующие критерии определения качества дошкольного образования соответствующего требованиям ФГОС ДО:
1. Качество основной образовательной программы ДОО.
2. Качество организации образовательного процесса.
3. Качество условий реализации программы, включая качество развивающей предметно-пространственной среды.
4. Профессионализм педагогов.
Рассмотрим качество дошкольного образования нашего детского сада в соответствии с заданными критериями:
7. Качество основной образовательной программы МБДОУ № 1 «Аленушка»:
Содержание образовательного процесса выстроено согласно основной образовательной программы МБДОУ № 1 «Аленушка» (Утверждена приказом от 31.08.2015г. № 122).
Образовательная программа МБДОУ сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральным государственным стандартом дошкольного образования на основе основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, с учётом деятельностного и комплесного подхода обеспечивающих развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.8. 2. Качество организации образовательного процесса.
Главная особенность организации образовательной деятельности в МБДОУ № 1 «Аленушка» сегодня это во-первых повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста, во-вторых вся образовательная деятельность в детском саду подчинена «событийному» принципу. Такими событиями стали различные праздники и значимые для детей мероприятия, к которым можно готовиться, которых можно ждать.
Особенно нашим детям понравились такие праздники, как:
9. - «День знаний!»;
10. - «Праздник первых штанов» (наш детский сад с 2012 года имеет статус казачье образовательное учреждение, поэтому региональному компоненту уделяется большое внимание);
11. - «Новый год!»;
12. - «Светлое Рождество»;
13. - «Международный женский день 8 марта»;
14. - «День дружбы» и другие.
ФГОС ДО «требует» обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались, поэтому приоритетной для наших педагогов стала проектная деятельность.
В первых младших группах реализованы такие проекты, как:
15. -«Посадка липовой аллеи»;
16. - «Встречаем птиц!»;
17. -«Любим мы зарядку».
18. Работая над проектом "Откуда мы - с Дона, где высь и простор», с более старшими детьми, были созданы мини-музей «Мы - донские казачата», проведены экскурсии в музей нашего детского сада «Казачья горница», к Дону, по улицам родного города. Организовано участие воспитанников во Всероссийском конкурсе «Многообразие вековых традиций».
19. В процессе реализации проекта «История моего края» разработан и проведен цикл занимательных мероприятий «Мой любимый город», «Играй да пой казачий Дон», праздники «Покровская ярмарка» и «Капустная вечеринка».
20. Успешно реализован проект «Великой Победе посвящается…». Разработан цикл мероприятий по патриотическому воспитанию. Разработка мероприятия для воспитанников средней группы ДОУ «9 мая-День Победы» отмечена сертификатом за участие в общероссийском конкурсе.
Конспект НОД «Наши деды солдатами были» отмечен Дипломом Всероссийского профессионального конкурса методических разработок.
Результатом работы над проектом стало создание «Книги памяти», участие в акции «Бессмертный полк», участие детей в конкурсе чтецов, изготовление юбилейных открыток, организация посещения музея «Боевой славы» организация экскурсии к местам боевой славы.
21. Используя технологию проектной деятельности в работе с родителями воспитанников, был разработан и успешно реализован проект «Организация развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке в ДОУ». Проект опубликован на сайте Академии развития творчества АРТ-талант. Отмечен Дипломом Победителя Всероссийского творческого конкурса для педагогов и воспитателей «Территория детства».
И еще огромное количество не менее интересных проектов были разработаны и воплощены в жизнь нашими педагогами.
22. 3. Качество условий реализации программы, включая качество развивающей предметно-пространственной среды.
Если рассматривать предметно-развивающую среду, как условие реализации Программы, то здесь мы так же добились определенных результатов:
23. - На протяжении ряда лет, благодаря совместным усилиям педагогов и родителей наш детский сад становился Победителем Муниципального конкурса на лучшее благоустройство территории.
Предметно-пространственная среда групп и участков сответствует требованиям ФГОС ДО:
24. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
25. Трансформируемость пространства дает возможность изменению предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации.
26. Полифункциональность материалов позволяет детям и педагогам разнообразить предметную среду за счет использования различных составляющих.
27. Вариативность среды. Наличие различных пространств (уголков), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей
28. 4. Профессионализм педагогов.
Анализ состава педагогических работников позволяет отметить, что в МБДОУ № 1 «Аленушка» с детьми работают опытные, квалифицированные педагоги. В процессе перехода на ФГОС ДО, 100% педагогических работников прошли курсовую подготовку по проблемам реализации ФГОС ДО.
4 педагога прошли курсовую переподготовку по направлению «Дошкольное образование», два педагога по направлению «Педагогика и психология дошкольного образования».
29. Начиная с 2013 – 2014 учебного года МБДОУ № 1 «Аленушка» имеет статус областной пилотной площадки по апробации примерной общеобразовательной программы «Мир открытий» (Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 16.04.2013г. № 267 «О присвоении статуса областной пилотной площадки образовательным учреждениям»).
30. В этом учебном году наши коллеги: Макарова Г.С. и Кравченко Л.П. заняли призовые места в региональных конкурсах.
Г.С. стала победителем областного конкурса «Лучший педагогический работник дошкольного образования». А Л.П. лауреатом регионального конкурса «Детские сады – детям!», в номинации «Лучший воспитатель детского сада Ростовской области».
31. Успех введения Стандарта зависит от грамотного информационного сопровождения и отчётности о проделанной работе перед родителями, контролирующими органами и социальными партнёрами. В нашем ДОУ активно ведется работа и в данном направлении.
32. Таким образом, коллеги, введение Стандарта в нашей дошкольной организации привело к тому, что:
- изменился характер деятельности воспитанников на исследовательский, творческий, а игра стала основным содержанием образовательной деятельности;- у педагогов активизировалось стремление к реализации Стандарта на следующих его этапах;
- повысилась заинтересованность родителей деятельностью дошкольной организации;
- организована эффективная система управления.
33. Проблемы есть, но они решаемы. Необходимо помнить, что даже самые замечательные методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности всех участников образовательного процесса.
34. Спасибо за внимание!