Урок в 10 классе по теме Электрическое поле


КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
«ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ» учителя физики
Мигиной Натальи Александровны
Предмет: физикаКласс: 10 классВремя: 40 минДата проведения: 18.01.2016
Уровень проведения: городской
Место проведения: МБОУ Гимназия № 1 г.о. Самара
Реализуемые технологии: технология развития критического мышления посредством чтения и письма, здоровьесберегающие технологии, технология разноуровневого обучения, информационно-коммуникационные технологии.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока: изучить историю возникновения понятия «электрическое поле», раскрыть его смысл, изучить основные характеристики, способы его представления.
Задачи урока:
Образовательные: способствовать усвоению основных понятий темы «электрическое поле»,
способствовать формирование представлений о теориях дальнодействия и близкодействия в науке;
развивать умения изображать линии напряженности электрического поля.
Воспитательные: развивать творческую активность учащихся,
повышать познавательный интерес к предмету.
Практические: формировать и развивать умения применения приема ТАСК и ИНСЕРТ, развивать культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе
Развивающие: развить навыки и умения смыслового чтения, самостоятельной работы в группе и индивидуально, содействовать развитию коммуникативной культуры, умение отражать результаты своей деятельности в устной и письменной форме.
Необходимое оборудование и материалы: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, тесты и карточки с заданиями: для групповой работы, для динамической паузы, самостоятельной работы, презентация в форме файла SMART NOTEBOOK, файл с записью фрагмента демонстрации
План урока:
Организационный этап (1 мин).
Этап «вызов» (подготовка обучающихся к основному этапу урока) (3 мин).
Этап «осмысление»:
3.1 «смысловое чтение» (10 мин);
3.2 выступления обучающихся, обсуждение, закрепление прочитанного материала (15 мин).
Динамическая пауза (3 мин).
Информация о домашнем задании (0,5 мин).
Этап «рефлексия» (6,5 мин).
Подведение итогов урока (1 мин).
Технологическая карта урока:
Тема: Электрическое поле Тип: Изучение нового материала.
Задачи:
- способствовать усвоению основных понятий темы «электрическое поле»,
- формировать приемы «смыслового чтения», культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе;
- развивать творческую активность учащихся, повышать познавательный интерес к предмету.
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные Личностные
понимать, что поле - особая форма материи, применять основные термины и понятия темы «электрическое поле»;
уметь изображать силовые линии электрических полей. понимать и принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
слушать вопросы учителя и соучеников и отвечать на них;
развивать владение навыками «смыслового чтения». проявлять интерес к предмету;
учиться слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения, ориентироваться в ситуации ;
самостоятельно планировать собственную деятельность, определять время для ее осуществления.
Межпредметные связи: история, математика.
Ресурсы урока: рабочая программа, файл SN «10 кл. Электрическое поле», выход в интернет или файл с записью фрагмента демонстрации, интерактивная доска, тексты и задания для выполнения на уроке, карточки диагностики результатов урока, учебник «Физика.10 класс»
Ход урока:
Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся
1. Мотивация познавательной деятельности. Актуализация необходимых знаний
(Организационный этап и этап «вызов»)
перед уроком на доске размещает слайд с цитатой Герца Г.; приветствует обучающихся, отмечает отсутствующих;
задаёт вопросы по теме предыдущего урока (решение задач на применение закона Кулона);
определяет вместе с детьми задачи урока, предлагает учащимся ответить на проблемный вопрос: «Как осуществляется взаимодействие между точечными электрическими зарядами?» настраиваются на тематику изучаемого раздела;
включаются в деловой ритм урока,
вспоминают о законе Кулона, формулируют его;
записывают дату, вводный вопрос урока в тетрадь;
участвуют в беседе с учителем, с его помощью определяют задачи урока, вносят предложения ответа т на поставленный вопрос, приходят к выводу о необходимости дополнительных знаний.
2. Организация познавательной деятельности
(Этап «осмысление»)
организует работу учащихся с текстами и карточками (следует разложить перед уроком на края парт). Класс при этом разбивается на три группы¹, получающие для чтения и анализа разные тексты.
Группа 1- текст 1 (Приложения 1, 8);
Группа 1- текст 1 (Приложения 2, 6);
Группа 1- текст 1 (Приложения 3,6);
акцентирует внимание учащихся на ограничение времени – 10 мин на всю работу (можно вывести на экран часы или секундомер, в средствах Smart Board они есть);
перемещаясь по классу, отвечает на возникшие вопросы обучающихся, оказывает помощь в заполнении карточек(см. приложения 5,6);
по истечению выделенного времени предлагает учащимся рассказать остальным, что они узнали по обозначенной теме;
ведет обсуждение, переадресовывает вопросы или отвечает на них;
переводит право ответа от одного обучающегося к другому (по ситуации), от группы к группе;
сопровождает ответы учащихся сменой соответствующих слайдов на интерактивной доске (см. Приложение 4);
включает видео фрагмент с демонстрацией силовых линий электрического поля (2 мин),
его можно смотреть прямо из YouTube https://www.youtube.com/watch?v=JvOMX0m-ja4 или скачать заранее. слушают указания учителя;
читают текст в первый раз;
читают текст вторично, размечая его по методу ИНСЕРТ;
заполняют карточки по методам ТАСК (группа 1) и маркировочные таблицы (группа 2, 3);
поочередно представители разных групп начинают отвечать по изученному материалу: представители группы 1 строят свой ответ по вопросам, указанным на карточке (Приложение 8), остальные могут выбирать из таблицы свой порядок;
обучающиеся слушают, запоминают, задают вопросы, отвечают на них;
смотрят на сопровождающие слайды к ответам на доске;
делают в своих тетрадях записи по материалу , излагаемому другими группами;
смотрят видео фрагмент, при необходимости –задают вопросы учителю или одноклассникам.
¹ Примечание. На группы учащихся следует разбить предварительно по следующему принципу: в группе 1 должны быть только «сильные учащиеся», т.к. на них упадет большая, чем у прочих нагрузка по усвоению нового материала. Остальные группы должны быть более- менее равноценны по составу.
3. Динамическая пауза.
раздаёт группам карточки – задания, в которых указано, линии какого источника поля им следует изобразить своей группой (в зависимости от наполняемости класса групп здесь может быть от 3 до 5);
определяет время на подготовку (30 с);
осуществляет смену деятельности обучающихся (физкультминутка), предлагая им выйти и изобразить им заданное, при этом остальные группы должны догадаться, линии какого поля им показывают. получают задание от учителя;
обсуждают в группе, как им следует расположиться, что сделать, чтобы изобразить линии электрического поля своего источника поля;
по очереди выходят и изображают силовые линии;
угадывают, что же им изобразили одноклассники.
4. Домашнее задание. Самоанализ. Подведение итогов
(этап домашнее задание, «рефлексия», подведение итогов урока)
включает слайд с записью домашнего задания, озвучивает и комментирует его;
подводит итоги работы групп и класса в целом;
объясняет учащимся содержание и способ выполнения домашнего задания (приложение 6). открывают дневники, записывают домашнее задание;
слушают комментарий учителя о работе на уроке класса и отдельных обучающихся, узнают оценки за урок;
подписывают карточки с проверочными заданиями и выполняют эти задания (см. Приложение 9);
составляют синквейн по теме «Электрическое поле»;
просит обучающихся заполнить карточку с проверочными заданиями;
напоминает принципы составления дидактического синквейна² (см. Приложение 8)
за полминуты - минуту до конца урока предлагает обучающимся (по желанию) прочитать свой синквейн;
предлагает сдать свои работы;
благодарит обучающихся за урок. по желанию зачитывают свой синквейн вслух;
сдают карточки контроля;
прощаются с учителем.
²Примечание. Существуют разные виды синквейнов. Под дидактическим синквейном понимают пятистрочие (стихотворение)об определенном объекте, понятии, составленное по следующим правилам:
1. одно слово (существительное, название понятия);
2. два прилагательных, описывающих понятие;
3. три глагола, к понятию относящиеся;
4. фраза (примерно 3-4 слова), характеризующая личное отношение к понятию, объекту;
5. одно-два слова, резюме по сути понятия.
Литература:
Мякишев Г.Я. Физика. 10 класс: для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе : базовый уровень / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под ред. Н.А. Парфентьевой. - М.: Просвещение, 2014. – 416 с. : ил.
Тихомирова С.А. Физика. 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый и профильный уровени) / С.А. Тихомирова, Б.М. Яворский. – 2-е изд., испр. – М. : Мнемозина, 2011. – 304 с. : ил.
http://biofile.ru/bio/5950.html
http://class-fizika.narod.ru/10 5a.htmЗаместитель директора
МБОУ Гимназия № 1 г.о. Самара ___________________________________ / Имаева Н.Е. /
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
1. Прочитайте текст и разметьте:
«+» (Плюс) - сигнализирует о сильном аргументе в поддержку тезиса,
«-» (минус) - о слабом аргументе или аргументе в пользу антитезиса, «интересно» - представляет собой повод для размышления. 
«?» (вопросительный знак) - ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
Такая разметка текста называется «ИНСЕРТ». Это звуковой аналог условного английского сокращения  (INSERT– Interactive Noting System for Effective  Readingand Thinking) в дословном переводе означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления.
Теперь применим модифицированный прием ТАСК-М. Заполните таблицу. 
ВОПРОС ОТВЕТ
1.     Какая тема обсуждается?  
2.     Каково основное утверждение по теме?  
3.     Сформулируйте контрутверждение.  
4.    Приведите доводы в защиту основного утверждения.  
5.     Перечислите доводы в защиту контрутверждения.  
6. Содержит ли этот текст непонятные, сложные или "перегруженные" слова и выражения? Если да, то найдите и поясните их.  
7.     Видите ли вы какие-либо допущения, ценности или идеологическое влияние в основном утверждении или доводах в его защиту? Найдите их и укажите, насколько они влияют на справедливость утверждения.  
8.    Видите ли вы какие-либо допущения, ценности или идеологическое влияние в контрутверждении или доводах в его защиту? Найдите их и укажите, насколько они влияют на справедливость утверждения.  
9.     Изложите свое утверждение полностью в следующей форме: Несмотря на то, что ... (укажите контрутверждение либо один из самых сильных доводов в его защиту), ... ( основное утверждение), поскольку ...(главные причины, побуждающие верить в истинность основного утверждения).  
10.  В случае необходимости пересмотрите ваше основное утверждение и повторите все стадии ТАСК.  
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Карточка № 1
Покажите командой линии напряженности поля
точечного положительного заряда.
Карточка № 2
Покажите командой линии напряженности поля, образованного системой двух
равных по величине разноименных точечных зарядов.
Карточка № 3
Покажите командой линии напряженности поля , образованного системой двух
равных по величине одноименных точечных зарядов.
Карточка № 4
Покажите командой линии напряженности
однородного электрического поля.
Карточка № 5
Покажите командой линии напряженности поля
положительно заряженного шарика.
Карточка № 6
Покажите командой линии напряженности поля
точечного отрицательного заряда.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ТЕКСТ № 1.
Близкодействие и дальнодействие.
Закон взаимодействия неподвижных электрических зарядов Кулоном был установлен экспериментально. Но оставался нерешенным вопрос о том, как осуществляется это действие.
Если мы наблюдаем действие одного тела на другое, находящееся от него на некотором расстоянии, то обычно мы склонны сначала исследовать, нет ли между телами какой-то материальной связи.
Согласно теории близкодействия взаимодействие между удалёнными друг от друга телами всегда осуществляется с помощью промежуточных звеньев (или среды), передающих взаимодействие от точки к точке.
Например, при игре в теннис посредниками, передающими взаимодействие теннисистов друг на друга, являются ракетки и мяч. Водитель автобуса заставляет дверь открыться, нажимая на кнопку и направляя так сжатый воздух в цилиндр, управляющий механизмом двери. Т.е. между водителем и дверью существует непрерывная соединительная линия, в каждой точке которой совершается некий физический процесс. Именно с помощью этого процесса, распространяющегося от точки к точке, происходит передача действия, причём не мгновенно, а стой или иной скоростью.
Многие ученые, сторонники теории близкодействия, для объяснения происхождения гравитационных и электромагнитных сил придумывали невидимые истечения, окружающие планеты и магниты; незримые атмосферы вокруг наэлектризованных тел.
Размышления эти были подчас интересны и остроумны, но!- они ничего не давали науке. Так продолжалось до тех пор, пока Ньютон не установил закон всемирного тяготения. Последовавшие успехи в исследовании Солнечной системы настолько захватили воображение учёных, что большинство стало склоняться к мысли о бесполезности поисков каких-либо посредников передачи взаимодействия.
Возникла теория прямого действия на расстоянии через пустоту.
Согласно теории дальнодействия действие передаётся мгновенно на сколь угодно большие расстояния. Тела способны «чувствовать» присутствие других тел без какой-либо среды между ними.
Сторонников этой теории не смущала мысль о том, что тело действует там, где его нет. Среди них ведь были и Ампер, и Кулон. Разве не видно, как наэлектризованная палочка прямо через пустоту (воздух ведь можно и откачать, но это, как показали опыты, ничего не меняет) притягивает гильзу на ниточке? Да и сила притяжения магнита заметно не меняется, если его завернуть в бумагу или положить в деревянный ящик. Более того, при самом тесном контакте между телами или частями одного тела остаются промежутки! Груз, подвешенный на нити, не разрывает её, хотя между атомами, из которых она состоит, ничего нет. Действие на расстоянии – единственный способ действия, встречающийся повсюду.
Решительный поворот к представлениям близкодействия был начат великим английским учёным Майклом Фарадеем, а окончательно завершён Максвеллом. Согласно идее Фарадея электрические заряды не действуют друг на друга непосредственно. Каждый из них создаёт в окружающем пространстве электрическое поле. Поле одного заряда действует на другой, и наоборот. По мере удаления от заряда поле ослабевает. А ведь тела (та же гильза) реагируют на наэлектризованную палочку, если она к ним довольно близко!
Первоначально эта идея выражала лишь уверенность Фарадея в том, что действие одного тела на другое через пустоту невозможно. Не было доказательств существования поля. Такие доказательства и нельзя получить, исследуя лишь взаимодействие неподвижных зарядов. Успех к теории близкодействия пришел после изучения электромагнитных взаимодействий движущихся заряженных частиц.