Научно-исследовательская работа Литературные имена поселка Мирный
ОКРУЖНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ
СЕКЦИЯ «Краеведение»
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИМЕНА ПОСЕЛКА МИРНЫЙ
Автор:
Соколова Анна, учащаяся 11 класса
ГБОУ СОШ п.г.т. Мирный
муниципального района Красноярский
Самарской области
Научный руководитель:
Соколова Ольга Ивановна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ п.г.т. Мирный
Красный Яр, 2013 г.
Структура научно-исследовательской работы
Оглавление
Введение.................................................. стр. 3
Глава 1. Биографии поэтов поселка Мирный . ...... 5
Жизненный и творческий путь В.А.Елисеева........... 5
Жизненный и творческий путь В.П.Ревякина....... 7
Жизненный и творческий путь А.Н.Канищева .........8
Глава 2.Исследование поэтического наследия земляков....11
Основная тематика произведений.......11
Своеобразие поэзии мирновских авторов...17
2.3 Образ поселка Мирный в произведениях
поэтов-земляков..................................................................18
Заключение..........................................................23
Список литературы.........................................................24
Введение
Поселок Мирный Красноярского района Самарской области сравнительно молодой: он был образован в 1959 году. Среди его жителей много интересных, творческих и активных людей, в их числе поэты и писатели, издавшие сборники своих литературных произведений.
Тема моей исследовательской работы – «Литературные имена поселка Мирный» - выбрана не случайно. Свое будущее я планирую связать с предметной областью «История», поэтому вполне логичен интерес к литературному краеведению, составляющему элемент современного исторического образования.
Проблема: для формирования гражданского самосознания учащихся, раскрытия их духовных ценностей необходима более глубокая информация о культуре своей малой родины.
Актуальность исследовательской работы обусловлена полным отсутствием материала о биографии поэтов- земляков и анализе изданных ими поэтических сборников.
Гипотеза заключается в предположении, что изучение и анализ творчества поэтов-земляков позволит расширить представление о родном крае, понять самобытность и неповторимость литературного наследия.
Объектом исследования является литературное сообщество поселка Мирный, а предметом – биография и творчество В.А.Елисеева, В.П.Ревякина, А.Н.Канищева.
Целью данной работы является создание информационной базы о биографии и творчестве поэтов и писателей поселка Мирный.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Собрать и систематизировать биографический материал о В.Елисееве, А.Канищеве, В.Ревякине;
2. Изучить поэтическое наследие земляков;
3. Дать анализ основной тематики произведений поэтов;
4. Выделить своеобразие творчества каждого из поэтов;
5. Создать собирательный образ поселка Мирный по произведениям поэтов.
В процессе работы были использованы следующие методы: - анкетирование; - интервьюирование; - обработка информации; - статистическое обобщение данных; - изучение литературных источников; - сравнение; - анализ; - синтез.
Практическая значимость исследовательской работы состоит в том, что создание информационной базы даст возможность учителям литературы, классным руководителям и работникам школьной и поселковой библиотек использовать материал при подготовке уроков и классных часов по литературному краеведению, материал может стать базой для разработки школьных специальных и факультативных курсов. Кроме того, возможно использование НИР администрацией поселения при создании летописи поселка или издании юбилейной книги.
Новизна и яркость работы заключается в создании образа поселка Мирный по произведениям поэтов-земляков.
Глава 1
Биографии поэтов поселка Мирный
Все биографические факты, представленные в исследовательской работе, были получены в результате личных встреч с поэтами-земляками, видеоинтервью зафиксированы на электронных носителях.
1.1 Жизненный и творческий путь В.А.Елисеева.
Родился 8 ноября 1932 года в селе Курумоч Красноярского района Куйбышевской области. Мама, Болдова Полина Акимовна, много лет проработала в школе учителем начальных классов. Отца не видел, жили с отчимом, человеком пьющим, безответственным. Семья была многодетная, Владимир – старший сын, и на его плечи рано легла забота о младших братьях и сестрах. Учиться пришлось с большими перерывами: зимой не во что было обуться. Только в 35 лет получил аттестат о среднем образовании.
В 1951 г. был призван в ряды Вооруженных сил. Службу проходил на Дальнем Востоке в военно-морском флоте. 4,5 года провел на подводной лодке. В конце 1955 года демобилизовался и вернулся на красноярскую землю, в поселок Мирный.
Военная специальность – торпедист-подводник - на «гражданке» не пригодилась и, чтобы помочь матери «поднимать» детей, приходилось браться за любую работу. Был чернорабочим, строителем, кузнецом, вальщиком на лесоповале, сборщиком живицы (сосновой смолы). Но мечтал о профессии учителя.
В 1967 г. окончил вечернюю школу и вскоре уехал в город Советская Гавань, где и началась педагогическая деятельность Владимира Александровича в школе-интернате. Вспоминает походы с ребятами на Татарский пролив (что между о. Сахалин и материком), Хабаровский педагогический институт, сокурсников, коллег с большой теплотой.
В 1975 г. вернулся в Красноярский район. 40 лет проработал с детьми, преподавая физическую культуру, начальную военную подготовку (НВП), историю, обществознание в Старобуянской, Екатериновской, Мирновской средней и вечерней школах.
На заслуженном отдыхе Владимир Александрович занимался творчеством, встречался с молодым поколением, доказывая необходимость здорового образа жизни. Он ведь всю жизнь занимался спортом, ежедневно делал физзарядку, никогда не курил, отрицательно относился к людям, увлекающимся алкоголем. Личная жизнь не сложилась: «Так и не смог завести семью», - говорит Владимир Елисеев.
10 октября 2012 года умер, похоронен на кладбище поселка Мирный.
О творчестве
Владимир Елисеев поэзию любил с детства. Он считал, что «стихи – это песня», бережно и внимательно относился к Слову. Любимые поэты – К. Симонов, С. Есенин, В. Маяковский.
Писать начал еще в 3 классе.
Первые стихи были напечатаны во флотской газете в «учебке» в Ленинграде.
В 1955 году публиковал стихи в «Волжском комсомольце» (областная газета)
В 1957 году – первая публикация в районной газете, которая теперь называется «Красноярские новости».
В 1973-1974 годах печатался в сборниках поэтов Дальнего Востока и журнале «Дальний Восток».
В 1999 году издал первый сборник «Ностальгия».
В 2005 году – сборник «Поиск истины».
В декабре 2005 года – «Бунтари».
В 2008 году вышел сборник «На перепутье».
В 2011 году вышла в свет автобиографическая повесть «Корни и ветви», над которым автор работал несколько лет.
1.2 Жизненный и творческий путь В.П.Ревякина.
Виталий Ревякин родился 27 сентября 1968 года в городе Куйбышев на Великий праздник Воздвижение Креста Господня. Его жизнь тесно связана с поселком Мирный: здесь прошло детство, школьные годы, здесь создал собственную семью, здесь родились его дети. Кстати, Виталий считает, что собственным рождением тоже обязан Мирному: ведь здесь познакомились его родители. Мама, Лидия Степановна, долгие годы работала фельдшером на скорой помощи, а отец трудился в нефтяной промышленности: был электриком в МУБРе.
В 1985 году по окончании Мирновской средней школы поступил в Куйбышевский политехнический институт на нефтяной факультет, а закончил в 1993 году Самарский государственный технический университет.
В 1987-1989 годах проходил службу в Южной группе войск на территории Венгерской народной республики.
С 1994 года работает в Тольяттинском ЛПУ МГ ООО «Самаратрансгаз» оператором ГРС.
Виталий женат. От первого брака имеет дочь Валерию. Во втором браке с женой Мариной воспитывает дочку Александру и сына Данилу. Обожает своих детей, проводит с ними все свободное время. Очень любит природу, рыбалку. Из классиков отдает предпочтение Сергею Есенину. Виталий – глубоко верующий человек, неоднократно принимал участие в крестном ходе. Считает, что вехи его биографии каким-то непостижимым образом связаны с первопрестольными христианскими праздниками.
О творчестве
Поэзией серьезно начал заниматься в институте. Первое стихотворение сочинил еще в начальной школе и до сих пор его помнит. Первые публикации были в журнале «Самарский молодежный вестник» в 1996-1999 годах под псевдонимом Виталий Печалин.
Печатался в газетах «Красноярские новости», «Волжская коммуна», «Единство» (корпоративное издание ООО «Самаратрансгаз»), художественно-публицистическом альманахе «Литературный факел» (г. Москва) в 2004-2006 гг.
Публиковался в коллективных сборниках: «От юности моей», изданном Самарским отделением Союза писателей России в 2004 году; «Поэтическая россыпь» (2007 г, Самара); «Навстречу солнечной мечте» (2009, г.Белгород); литературном альманахе «Мир» (2010, г.Чапаевск).
Его стихи включены в юбилейные книги: «Ты был первым! Самаратрансгаз»(2003) в разделе творческих талантов предприятия, выпущенную к 60-летию «Самаратрансгаза»; «Откуда приходят стихи»(2006), изданной к 100-летию Нефтегазстройпрофсоюза России (г.Москва); «Мирный – мой поселок. 50 лет»(2006), изданную к 50-летию со дня основания поселка; «Муниципальный район Красноярский. 1928-2008»(2008).
Виталий Петрович Ревякин издал три сборника:
в 2003 году - «Осенняя прохлада»,
в 2007 - «Земля Русколани»,
в 2012 – «Осколок родины моей».
Стихи Виталия Ревякина удивительно музыкальны, на некоторые из них самодеятельными авторами написаны песни. Тематика произведений чрезвычайно многообразна. Виталий пишет о родном крае, о природе, о любви и страсти, о пороках, фантазиях и мечтах, о смысле жизни, о духовных человеческих ценностях, о вере, о душе. Сам Виталий Петрович твердо убежден в том, что «настоящие стихи должны затрагивать душу и пробуждать сознание».
1.3 Жизненный и творческий путь А.Н.Канищева.
Александр Николаевич Канищев родился 17 декабря 1951 года в городе Егорьевск Московской области. Его родители были эвакуированы туда в подростковом возрасте с Курской дуги во время Великой Отечественной войны. Там и остались, создали семью.
В 1955 году, когда Николаю исполнилось 4 года, семья переехала в поселок Винтай (Прибрежный) Самарской области. Здесь Саша пошел в первый класс, здесь и закончил школу. Он вспоминает, что особого интереса к учебе не проявлял, был, что называется, «твердым троечником», но литература составляла исключение.
Дальнейшее образование Александр продолжил в профессионально-техническом училище города Тольятти, где получил профессию сантехника. К тому времени родители переехали в поселок Мирный, отец устроился в газовое хозяйство, мать работала в ОРСе. Здесь началась трудовая деятельность Александра Николаевича. Затем служба в рядах вооруженных сил в Белоруссии, в ракетных войсках.
Вскоре после демобилизации познакомился с замечательной девушкой Верой, которая приехала в Мирный по окончании торгового техникума и по счастливой случайности снимала комнату в доме его родителей. Впоследствии она стала его женой. В 2013 году Александр Николаевич и Вера Андреевна отметили 40-летний юбилей совместной жизни. У них двое детей: сын Сергей и дочь Елена, подрастают внуки. Секрет семейного счастья, по их мнению, кроется во взаимопонимании, уважении, терпении и умении прощать.
После армии пришел работать в АТБ, выучился на шофера. К технике тянуло всегда, но возможности купить новый личный автомобиль не было. Покупал подержанные машины, ремонтировал, отлаживал. Александр Николаевич говорит: «Люблю технику и люблю, чтоб машина ходила, как часы». Любовь к технике и умение обращаться с ней передает теперь внуку.
Александру Николаевичу всегда удавалось совмещать учебу, работу и занятия литературным трудом без ущерба для семьи. Работы не боялся: был и водителем, и в газовом хозяйстве трудился, и на заводе, и оператором на АЗС. Среднее образование получил, закончив вечернюю школу в п. Мирный, затем высшее образование в сельскохозяйственном институте в п. Кинель.
А.Н.Канищев – очень интересный человек, мягкий, добрый, романтичный. Считает, что литературой можно лечить человеческую душу. Про себя он говорит, что является заядлым рыбаком («заразил» рыбалкой и сына, и внука), заядлым голубятником. Про голубей он готов рассказывать часами. Вспоминает, что в детстве, когда еще жил в Винтае, самостоятельно сделал голубятню – точную копию избушки на курьих ножках. Многие жители приходили и дивились такому чуду. В Мирном тоже держал большую стаю – 50 голубей-бабочек. Сейчас Александр Николаевич на заслуженном отдыхе, занимается приусадебным хозяйством, воспитанием внука и поэзией...
О творчестве
Писать стихи начал в 11 лет, первое в порыве чувств посвятил однокласснице. С возрастом любовь к стихосложению окрепла.
Когда трудился в Самаре на заводе «Металлург», познакомился с творческой семьей Чепурных. Молодая поэтесса мечтала поступить в Московский Литературный институт. Под ее влиянием Александр тоже отправил туда рукопись своего рассказа «Котенок», и неожиданно для себя получил предложение о заочном обучении. Но к тому времени он уже учился заочно на 4 курсе СХИ, и от заманчивого предложения Литинститута пришлось отказаться. Известный уже тогда поэт, член Союза писателей России, Евгений Чепурных привел нашего земляка в литературное объединение города Самара. Этот опыт имел большое значение для становления Александра как поэта.
В 80-ые годы А.С. Канищев начинает сотрудничать с районной газетой «Свет коммунизма». Его литературным наставником и критиком становится А.Д.Степанов, многие годы занимавший пост заместителя редактора красноярской газеты. Он познакомил мирновского поэта с литературным объединением г. Тольятти «Колесо», на базе которого проводился всероссийский съезд писателей. Это культурное событие широко освещалось СМИ, и Александр Николаевич, по его выражению, тоже «попал в кадр». Это сотрудничество оказалось бесценным.
Александр Николаевич в 2009 году выпустил сборник «Песнь ветров», куда вошли избранные стихи и рассказ «Котенок».
В 2011 году состоялась презентация второго поэтического сборника «Через рассветы, сквозь ветра».
Автор рассказывает, что поводом для написания произведений служит какое-то яркое событие, которое либо удивляет, либо радует, либо волнует поэта. Рождается одна строка, впоследствии вырастающая в стихотворение. Почти все свои стихи он знает наизусть. Очень своеобразна манера декламации – нараспев. Порой строки не рифмуются, но стоит только начать читать их самому автору своим мягким напевным голосом, как все встает на «круги своя». Восприятие легкое и ненавязчивое, а значит, душе приятное.
Глава 2
Исследование поэтического наследия земляков
2.1 Основная тематика произведений поэтов-мирновцев.
Изучив сборники произведений В.Елисеева, В.Ревякина, А.Канищева, я пришла к выводу, что в их творчестве можно выделить общие темы, традиционные для русской поэзии.
1) Тема поэта и поэзии. В. Елисеев в стихотворении «Земная простота» поднимает вопрос о назначении поэзии в современном мире и о месте поэта в нем:
Бессмертие не каждому дано,
А рукописи – это настроенье!
В них много правды, только все равно
Нам не понять последнего мгновенья.
Величие поэзии не том,
Чтоб ублажать красавиц яснооких,
И образы нанизывать на строки,
Или хлестать по обуху кнутом.
Автор утверждает, что стихи подобны птицам, а «птица, как крылатая мечта, что в души к нам стучится постоянно».
Стихотворение «Поэзия - загадочная штука» - это мудрый совет мастера, наставление молодым авторам, начинающим свой путь в мир поэзии:
Но если есть способности к труду,
То, перебрав словесную руду,
Пытайтесь отыскать слова-алмазы.
Пусть струны вашей лиры, не умолкнув,
Безмолвие души изгонят прочь.
В «Обиде» Владимир Александрович предупреждает, что путь поэта тернист и гением суждено стать не каждому:
Мы в жизни все стремимся в Мастера,
Но не ко всем приходит Маргарита.
Главное в судьбе настоящего поэта - не стремление к славе и богатству, а потребность нести истину людям, до самой кончины проповедовать добро, красоту и любовь:
Но только б не покинуло желанье
Увидеть смерть за письменным столом.
Эти строки стали пророческими: Владимир Александрович писал стихи, будучи тяжело больным, до тех пор, пока силы окончательно не оставили его. Он умер рядом с письменным столом.
В.Ревякин в стихотворении «Жизнь поэта» продолжает тему самопожертвования лириком личным покоем и счастьем:
Жизнь поэта – судьбою сгореть
И остаться с людьми разговором.
Вспоминает о несчастных судьбах великих поэтов, перед которыми склоняет голову Россия. Он чувствует с ними неразрывную связь, ответственность за свой поэтический труд:
Навсегда я в душе сберегу
Жизни, близкие с личной судьбою.
Та же мысль звучит в стихотворении «Я не первый»:
Я не первый и не миллионный...
Я такой же, как все, кто без мест –
Я несущий на гору законный,
Богом данный мне творческий крест.
Подобно М.Ю.Лермонтову мотив одиночества и непонятости в современном мире звучит в стихотворении «На что поэту жизнь дана!?»:
На то поэту жизнь дана,
Чтоб сердце строчкам было радо,
В стихах чтоб выжила душа...
А остального и не надо.
А. Канищев в стихотворении «Мне стихи что ль нужны?» убежден в том, что поэту-современнику также приходится проходить через «хулу и суму, слезы, зависть», бедность ради «любви сердца и жара».
2) Тема Родины, обращение к ее историческому прошлому занимает большое место в творчестве В.Елисеева и В.Ревякина.
Исторический очерк в стихах В.Елисеева «След» посвящен Самарской земле. Перед мысленным взором поэта проплывают времена Тимура и Тохтамыша, «Пугачевские приметы», кибитка Пушкина, проезжавшего через наш край, суровая Великая Отечественная война, нефтяные вышки в Жигулях. В заключительных строках объясняется причина любви к малой родине:
Родину себе не выбирают
Как не выбирают цвет лица.
Потому и нет милее края,
Что храним его в своих сердцах.
Поэма «Бунтари» посвящена 100-летию Старобуянской республики. Трагические события, случившиеся в этом селе, были яркой страницей первой русской революции.
Гордостью за Родину, свой народ пронизано стихотворение «Русский дух»:
А мы, мы русские по духу,
А потому из века в век
Мы жили сердцем, а не брюхом,
С единой верой в голове.
Теме Родины и истории также посвящены поэмы «Урок истории», «Кладоискатели», стих-я «Где Кондурча впадает в Сок», «Поколение победителей», «России жить в веках» др.
Гордость за Родину, за наших предков сквозной нитью проходит через творчество В. Ревякина. Показательным является стихотворение из одноименного сборника «Земля Русколани»:
Гордо я и свободно ступаю
По Земле Русколани родной –
С Богом, как мне дано, поступаю,
И живу лишь Отчизной одной!..
В другом стихотворении «Наши предки – скифы и сарматы...» автор говорит: «Я горжусь историей своей!» и дань уважения отдает «искреннею строчкой, а не златом...».
О необходимости сохранить историческую память говорится и в «Родном Отечестве».
Виталий Петрович всем сердцем и душой болеет за настоящее нашей Родины («Край мой – Отечество»). Не только молитвами, но и делами надо доказывать свою любовь к земле родной, трудиться на ее благо, приумножать ее богатства и мощь. Об этом говорится в стихотворении-гимне «Россия – Святая Отчизна Земная»:
Трудом преумножим Отечество наше,
Свой долг мы исполним, чтоб вечно жила –
Тебя, наша Родина, сделаем краше,
Сильнее, богаче, чем прежде была!
Много произведений посвящено родному краю: «Самарский край», «Самара деревянная», «Улочки старой Самары», «Красный Яр», «Наш Мирный – родной поселок» и т.д.
У А. Канищева невозможно не отметить стихотворение о Родине «Посвящение. День памяти». Устами тринадцатилетнего мальчишки автор рассказывает о страшном времени, «когда рыдала Русь, от боли страшно билась» - о Великой Отечественной войне. «Москва Великая» посвящена столице огромной державы, здесь слышны и гордость, и любовь, и нежность.
3) Теме природы посвящено большинство стихов В.Ревякина и А.Канищева.
В пейзажной лирике описывается природа Поволжья: величественная Волга и загадочные Жигули, ковыльные степи и густые леса, земляничные поляны и цветущие луга. С особым чувством читаешь строки о тех уголках природы, где сама была неоднократно. Например, у В. Ревякина в стихотворении «Островок на Кондурче», что находится под Заглядовской горою:
Островок сам невелик:
Три-четыре где-то метра.
На воде от солнца блик.
Рябь, бегущая от ветра.
Или описание «Царева кургана», что в поселке Волжский В. Елисеева:
Могучий крест подняв над головой,
Слоняясь к храму, словно для беседы,
Ты как бессмертный грозный часовой
Оберегаешь древние легенды.
Рядом с моим домом расположен сосновый бор. Он прекрасен в любое время года, но зимой особенно. Отклик в моей душе нашли строки А.Канищева, передающие очарование зимнего леса:
Хорошо в новогоднем лесу,
Опустилась звезда на сосну,
и зажглись ярким светом чудес
Голубые снежинки с небес.
Произведя анализ пейзажной лирики В.Ревякина, пришла к выводу, что больше всего стихов автор написал об осенней природе: «Осень задержалась», «Осенняя прохлада», «Осенний вечер», «Осенняя баллада», «Я сейчас у осени в плену...»,
«Красавица осень», «Последняя осень», «Грибная пора». Мне кажется, что объяснение этому предпочтению содержится в четверостишии Виталия:
Я осенью родился
И я по ней иду,
Я осенью забылся
И с нею пропаду...
4) Тема любви широко представлена в поэзии моих земляков.
В творчестве каждого автора есть стихи о первой любви. Это и понятно: ведь прекрасное чувство, испытанное впервые, просто не может не оставить след
в тонкой душе поэта-романтика. Лирический герой В.Ревякина в стихотворении «О первой любви» представлен робким и застенчивым юношей, не решившимся открыть свои чувства, но принявшем его как великое счастье:
Не скажу, безмолвно уповая,
Не откроюсь, пылкости во вред,
Пропаду, себя не замечая –
Ведь тебя не будет – это бред.
«Первая любовь» В.Елисеева – это «девочка босоногая, девочка быстроглазая», которая «со мной по деревьям лазала». Герой не воспользовался случаем, «не взял свое счастье дешево, чтоб совесть не грызла упреками». И через какое-то время «девушку в школьном платье умчал длиннохвостый поезд». История этой любви одновременно и светлая и печальная:
Казалось, что не было чище,
Светлей той любви на свете.
Я был бы, наверное, нищим,
Если б ее не встретил.
Свою молодость вспоминает и А.Канищев в стихотворении «Просит девушка не любить ее сильно»:
Пахнут губы как вишнею спелой,
И глаза голубые горят.
Встарь в березовой рощице белой,
Как березы под ветром шумят,
Все надежды, досады и муки,
Горит сердце, плескается боль.
Все отдать пожелаешь подруге
За одно только слово «любовь».
2.2 Своеобразие поэзии мирновских авторов.
В творческом наследии В.Елисеева следует отметить такой жанр как басня. В большинстве их действующими лицами традиционно являются животные или птицы. Сатира Владимира Александровича направлена против самодуров-начальников, взяточников, карьеристов («Песья демократия», «Лесной разговор», «Гнездо», «Новая метла»).
Еще одна яркая индивидуальная особенность - авторские посвящения жителям Красноярского района и нашего поселка, например, Павлу Гроссману, В.И.Чижовой, Жанне Овчинниковой, Алене Амосовой, Геннадию Рукавишникову, Л. и В. Демидовым, М. Малышеву. Авторское посвящение – это лирическое стихотворение, которое автор адресует какому-либо лицу в знак уважения или в память о нем.
Специфичность в творчестве В.Ревякина я вижу в обращении к христианской теме. Как уже было сказано выше, Виталий – глубоко верующий человек, и поэтому образ Бога, необходимость соблюдения христианских заповедей – основной мотив его произведений. Сами за себя говорят названия стихотворений: «Русская икона», «Молитва», «В Храме Рождества Христова», «В душе моей молитва пела», «Стою на службе в церкви», «Крестный ход».
В лирике Виталия Петровича можно выделить цикл «Стихи о поэтах». Его отличает глубокое поклонение таланту классиков, уважение к их литературному труду и яркой индивидуальности, знание биографического материала и творчества. Например, «Жизнь поэта» - о судьбе Кольцова, Ахматовой, Рубцова, Гумилева, Мандельштама. «Уходят поэты» посвящено Андрею Вознесенскому, «Я пройдусь по вишневому саду» - А.П.Чехову. «Четверостишия поэтам» о Пушкине, Лермонтове, Блоке, Есенине, Цветаевой. Есть стихи по мотивам классиков, зачастую они написаны по эпиграфу («Мне с каждой осенью приходит новый пыл»).
Самобытность творчества А.Канищева состоит в том, что каждое его стихотворение – это отдельный образ, картина, за внешней простотой которого стоит многозначность. Примером может служить стих «Тополя роняют цвет в июне»:
Тополя роняют цвет в июне
Заревом хлебов узорной рани.
Кулик мчится, плачет над волнами:
Нежной лаской лето обвенчали.
Еще одна особенность его поэзии – индивидуально-авторские неологизмы. Их использование привносит ощущение необычности слова.
Р.Максимова, редактор газеты «Красноярские новости» отмечает, что Александр Николаевич «По каким-то своим соображениям практически не пользуется знаками препинания – еще одна трудность для чтения, но и еще один вход для воображения читателя, еще одна возможность открыть в строке что-то свое».
2.3 Образ поселка Мирный в произведениях поэтов-земляков.
Поселок Мирный – самый молодой из крупных населенных пунктов Красноярского района. Основание поселка связано с открытием нефтяного месторождения в 1956 году. Вот как об этом рассказывает Виталий Ревякин:
Однажды нефть у нас нашли
Геологи разведкой –
Бурили в глубь родной земли
Нефтяники – и метко!
Забил огромнейший фонтан,
И люди ликовали:
Здесь нефти целый океан!
И Мирный строить стали.
Строительство началось с возведения построек барачного типа у подножия горы, которую называют Жареный Бугор. Позже появились многоквартирные дома, составляющие основную часть поселения. Несколько бараков сохранились до сих пор. В.Ревякин с ностальгий вспоминает о том времени, дружном и веселом:
В бараке детства моего
Давно живут чужие люди...
Наш позабытый старый двор
Был раньше больше и просторней –
Играли в нем в футбол на спор,
Кто всех сильнее и проворней.
В одном из бараков располагалась когда-то вечерняя школа, в которой работал учителем В.Елисеев. Теперь на этом месте построено здание котельной, а память о школе осталась в стихах Владимира Александровича:
Когда переезжаете овраг,
Откуда начинается поселок,
То вас встречает старенький барак,
Который мы зовем вечерней школой.
Совсем рядом с многоэтажками, и на горе, и внизу, располагается сосновый бор, переходящий в смешанный лес. Во многих стихах наши поэты славят его красоту, например у В.Ревякина есть такие строки:
Бор сосновый серебрится.
На иголках белый лед.
В.Елисеев бор называет «волшебным»:
А вокруг волшебный лес,
Там, где сосны до небес...
А.Канищев так передает очарование зимнего леса:
Хорошо в новогоднем лесу,
Опустилась звезда на сосну,
и зажглись ярким светом чудес
Голубые снежинки с небес.
Весной на улицах поселка благоухает сирень, пахнет тополиными и березовыми почками. Эти приметы находим в стихах А.Канищева:
В моем краю
Дрожит листва,
Сирень душистая пылает
Белая ночь,
Запах сирени,
Как хорошо
В уединенье...
Весны я буду ждать за окном
Когда опять распустятся березы
И сладким соком свежим серебром
Волной душевной в путь разбудит грезы
Начало настоящего лета, не календарного, хорошо заметно в Мирном по тополиному пуху, который застилает весь «низ». Канищев утверждает, что «Тополя роняют цвет в июне».
Летом поселок утопает в зелени, об этом говорит В.Елисеев:
Мы живем не в городе.
Но и не в деревне.
Улицы просторные
В зелени деревьев...
Ему вторит и В.Ревякин:
Наш Мирный – родной поселок
В низу, за мостом, на горе...
Среди тополей и елок,
С березками в каждом дворе.
Одной из особенностей Мирного является его компактность. Поселок занимает небольшую площадь, благодаря плотной застройке многоэтажными домами. Местные жители условно разделяют его на «гору» и «низ». Из окон нашей квартиры, расположенной на «горе», виден и сосновый бор, и Сокольи горы, и Жигули, и факел – один из символов поселка. Поэтому мне особенно близки следующие строки В.Елисеева:
Край мой словно каменная чаша:
Жигули и Жареный Бугор.
В стороне, где рыжий факел пляшет,
Голубеет цепь Сокольих гор.
Те же приметы можно найти в другом стихотворении этого автора:
Пусть наш поселок неприметен.
И невелик он и не мал,
Но далеко огнями светят
Его глазастые дома.
Он словно вырвался из леса
К полям в распахнутый простор.
Не на него ли загляделся
Наш древний Жареный Бугор.
И не ему ли чубом рыжим
Кивает факел озорной...
Висит нами белой пряжей
След самолета в вышине,
А за поселком сотни скважин
В стальные трубы гонят нефть.
Поселок Мирный от Самары находится недалеко – 40-50 минут на маршрутном автобусе – и ты в большом шумном городе, где стремительно течет жизнь. Несмотря на такую близость к областному центру, у нас царит особая атмосфера: тишина, покой, природа. Об этом говорится в строках Елисеева:
В наш поселок не приходят поезда.
Далеко от нас вокзалы и причалы.
Лишь автобусы торопятся сюда,
Пролетают мимо птицы из металла,
А дома уже поднялись на бугор,
Словно хочется им быть поближе к птицам.
И шумит вокруг домов сосновый бор...
Время неумолимо идет вперед, наш поселок становится старше и краше, увеличивается население поселения. В 2007 году один из старейших жителей поселка адресовал самым маленьким жителям стихотворение «Где мы живем», в котором находим элементы инфраструктуры современного Мирного:
Интересный наш поселок:
Детский сад и рядом школа.
В самом центре магазин,
И у нас он не один.
Церковь, парк, а рядом рынок...
А вот в парке есть фонтан.
Кто захочет полечиться,
То за парком есть больница.
Рядом с парком есть аптека,
Словом, все для человека.
Вот таким видят поселок Мирный наши поэты-земляки В.Елисеев, А.Канищев, В.Ревякин. Таким вижу его я.
Заключение
Данная исследовательская работа стала для меня интересной и полезной, потому что, во-первых, я познакомилась с поэтами – земляками – людьми думающими, неравнодушными, талантливыми. Своей жизнью, творчеством они показывают нам, читателям, как прожить жизнь честно, достойно, всегда и везде оставаясь человеком, не следуя сомнительным веяниям времени, оставляя за собой право сомневаться. Изучение биографии позволило понять и прочувствовать творчество поэтов поселка Мирный, расширить представление о родном крае, понять самобытность и неповторимость литературного наследия. Ведь поэзия – это светлый миг и неисчерпаемый источник, который как в сказке, напоит «живой водой» всех, кто прикоснётся к нему. Она дарит нам наслаждение, воспитывает светлые чувства, учит любить и понимать жизнь. Во-вторых, я научилась обрабатывать собранный материал, анализировать поэтический текст, приобрела навыки исследовательской деятельности, а также опыт выступления перед аудиторией.
В результате проделанной работы мне удалось осуществить следующее:
1. Собрать и систематизировать биографический материал о В.Елисееве, А.Канищеве, В.Ревякине;
2. Изучить поэтическое наследие земляков;
3. Дать анализ основной тематики произведений поэтов;
4. Выделить своеобразие творчества каждого из поэтов;
5. Создать собирательный образ поселка Мирный по произведениям поэтов.
Таким образом, цель данной работы достигнута. Информационная база о биографии и творчестве поэтов и писателей поселка Мирный создана и выполнена на электронном и бумажном носителях.
Список используемой литературы
1. Елисеев В.А. Поиск истины. Стихи, поэмы. – Самара: Кредо, 2005. – 198 с.
2. Елисеев В.А. Ностальгия. Сборник стихов. – Красный Яр, 1999. 84 с.
3. Елисеев В.А. Бунтари. – Красный Яр, 2005. 28 с.
4. Елисеев В.А. На перепутье. Стихи, поэмы, притчи, басни. – Красный Яр, 2008. 80 с.
5. Елисеев В.А. Корни и ветви. Повесть. – Кинель-Черкассы: МУП «Редакция газеты «Трудовая жизнь», 2011. 450 с.
6. Канищев А.Н. Песнь ветров. Стихи, рассказ. – Красный Яр, 2009. 40 с.
7. Канищев А.Н. Через рассветы, сквозь ветра. Сборник стихотворений. – Красный Яр, 2011. 80 с.
8. Ревякин В.П. Осенняя прохлада. Стихи. – Самара: Самарское отделение Литературного фонда России, 2003. 103 с.
9. Ревякин В.П. Земля Русколани. Стихи. – Самара: Самарское отделение Литературного фонда России, 2007. 160 с.
10. Ревякин В.П. Осколок Родины моей. Стихи. – Самара, 2012. 112 с.
13PAGE 15
13PAGE 14515