Урок окружающего мира в 4 классе по теме Россия — страна лесов (маршрутный лист урока)
Тема урока: Россия – страна лесов
Урок по учебнику О. Т. Поглазова «Окружающий мир» в 4 классе
Программа «Гармония». Тип урока: открытие новых знаний.
Цели урока:
- Личностные: развить интересы и способности учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной деятельности.
- Метапредметные: формирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности учащихся.
- Предметные:
1. Раскрыть основные географические и климатические особенности лесной зоны и её растительного мира.
2. Развивать познавательную активность детей, вырабатывать у них умения работать с картой, книгой. Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы.
3.Воспитывать любовь к Родине.
Задачи урока:
- Личностные:
1.Обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении законов последовательного соединения.
2.Провести рефлексию деятельности после экспериментального исследования и решения задач.
- Метапредметные:
1.Организация работы в парах и группах при решении учебных исследовательских задач.
2.Выслушать устные ответы учащихся о зоне лесов (климатические условия зоны, географическое положение и растительный мир).
- Предметные:
1.повторить особенности растительного мира леса;
2.расширить знания о роли леса в природе;
3.познакомит учащихся с экологическими проблемами лесной зоны;
4.развитие слуховой памяти, обогащение словарного запаса учащихся;
5.воспитывать уважительное и заботливое отношение к лесу, как к природному богатству.
Планируемые результаты
- Личностные:
Самоопределение:
рефлексивная самооценка учебной деятельности
Смыслообразование:
мотивация образовательной деятельности на основе демонстраций;
самостоятельность в приобретении новых знаний и
практических умений
Нравственно-этическое оценивание:
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю.
- Метапредметные
Коммуникативные:
1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения .
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты
учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
6. Критично относиться к своему мнению.
7. Понимать точку зрения другого
8. Участвовать в работе пары и группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.
Познавательные:
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
2. Самостоятельно
отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
3. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
4. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, сообщений.
5. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном виде.
Регулятивные:
1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
- Предметные:
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
3. освоение доступных способов изучения природы и обще¬ства (наблюдение, запись, сравнение, клас¬сификация, получением информации открытом информационном пространстве);
4. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Оборудование: Презентация, карта природных зон России, учебник, рабочая тетрадь, Маршрутный лист урока, инструкции к выполнению.
Этапа урока
хронометраж
Деятельность учителя
Деятельность учеников
I. Организацион-ный момент
1мин.
Я хочу на зорьке встать, Солнце первой повстречать. Крикнуть: « С добрым утром, солнце!» И оно мне улыбнется. Давайте улыбнемся и мы друг другу Доброе утро!- Солнцу и птицам, Доброе утро вам- Улыбчивым лицам.
Доброе утро и нашим гостям. Поприветствуйте их своей улыбкой.
Настрой на урок
Приветствие гостей
II. Сообщение темы и цели урока.
4 мин.
Послушайте отрывок песни и скажите о чём эта песня?
- Что такое Россия для автора этой песни?(как представляет Россию автор этой песни?)
- Как, вы думаете, почему этот урок я начала с этого клипа?
-С какой новой природной зоной мы сегодня познакомимся?
- Правильно тема урока: «Россия – страна лесов»
- Что мы должны узнать?
- Это будет планом изучения всей темы «Лесной зоны».
Свои открытия вы будете записывать в Маршрутный лист урока.
Просмотр видеоклипа
Ответы на вопросы
(о России)
Лес, ветки деревьев
- речь о России, о природе
-Речь пойдет о лесе, о лесной зоне.
Постановка целей урока:
Географическое положение
2)климатические условия.
3)Растения леса.
4)Животные леса.
5)Занятие населения.
6)Экологические проблемы.
III. Рефлексия
1мин.
- Прежде, чем приступить к работе определите уровень знаний по этой теме и отметьте себя на этом рисунке.
К этой иллюстрации мы вернемся в конце урока.
Дети отмечают на иллюстрации уровень знаний по теме в начале урока.
IV. Работа по новой теме.
1. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
2.Географическое положение
3.Климатические условия
1 мин.
5 мин
8 мин
1 мин.
1.Вступительное слово учителя.
Широко раскинулся на карте нашей страны зелёный океан лесов. Плещутся в этом океане белоствольные берёзки, темные, сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таежные дебри. Одно из замечательных богатств, которыми наделена Россия – лес.
Зона лесов занимает 1\3 территории России.
- И так отправляемся в заочное путешествие по лесной зоне.
2.- Давайте напомним первый пункт плана.
Проверка задания:
- Каким цветом вы раскрасили зону лесов на контурной карте. Почему?
-Покажите лесную зону на карте.
3. Прочитайте второй пункт плана. Для того, чтобы ответить на вопрос,
нужно поработать с учебником.
- Работать будете в парах.
На партах лежат листы с заданиями и инструкциями как их нужно выполнять. Возьмите лист и карточку №2 и выполните задание.
(Приложение 1)
- Проверка задания
Сравните климатические условия лесной зоны с тундрой.
Вывод: К югу от тундры солнце выше поднимается над горизонтом, и поэтому его лучи приносят больше тепла. В результате в лесной зоне лето более теплое и длиннее, чем в тундре, зима короче и менее морозная, осадков выпадает достаточно для роста растений.
1) - Географическое положение.
Индивидуальная работа учащихся.
1. На стр. 127 найдите, где находится зона лесов.
-Предположите, каким цветом может быть показана зона лесов на карте. Почему?
Работа с картой
- Работа в парах:
1. Чтение текста на стр. 127-128
Заполнение таблицы климатических условий природных зон.
Ответы учащихся
(С севера на юг, солнце поднимается выше, больше тепла
(Лето теплое; зима короче, чем в тундре и мягче).
4.Физкультминутка
2мин
Тихо встаньте, улыбнитесь,Все в деревья превратитесь.Сколько нас здесь посчитай!(счёт)Бодро ветками качай!
5. Растения леса
6. Краеведение
10 мин
5мин
2 мин
5. -Напомните третий пункт плана.
-Разнообразие лесов России.
-- На каждом уроке мы говорим, что неживая природа тесно связана с живой. А какие условия нужны для того, чтобы выросли деревья? - Какие виды лесов вы знаете?
Сейчас вы поработаете в группах. Ваша задача узнать какие растения характерны для того вида леса, который указан на ваших листочках. На листе №2 дана инструкция, как нужно выполнить задание. (Приложение 2)
1гр. –хвойные леса(тайга)
2гр.-широколиственные леса
3 гр.смешанные леса После у вас будет время поделиться информацией друг с другом.
Проверка задания.
Выступление 1 человека от группы.
Вывод: Северная часть лесной зоны покрыта хвойными лесами – тайгой. В тайге растут сосны, ели, пихта, лиственница, кедры. Они менее требовательны к теплу. К югу от тайги расположены смешанные и широколиственные леса. В смешанных лесах вместе с хвойными деревьями растут разнообразные лиственные (показать на карте)
- Какое значение имеет опавшая листва для леса? (слайд )
Лесная подстилка: удобряет почву и придает рыхлость, удерживает воду в лесной почве и предохраняет растения и нити грибниц от высыхания. Зимой спасает почву от глубокого промерзания. В лесной подстилке обитают животные, зимуют. Лесная подстилка регулирует количество молодой поросли леса. Не давая прорастать большому количеству семян.
- Почему, грибы мы изучаем отдельно? Вы помните, грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это особая группа живых существ. Грибы состоят из шляпки и ножки. А в почве от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница – подземная часть гриба.
- Оказывается, грибы нужны в лесу. Дело в том, что нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями. И вот что интересно: один из самых лучших помощников растений - гриб-мухомор.
- Какие ягоды растут в лесах?
6. Краеведение.
- Ребята, а в какой природной зоне живём мы с вами?
- Какие в нашей местности встречаются виды лесов?
Вывод: значит, все особенности с которыми познакомились характерны и нашей местности.
Растения леса.
Слушают рассказ учителя
(Солнце- температура воздуха- влага- почва- растения.)
Лес: Хвойный, смешанный, широколиственный
Проверка заполнения таблицы.
1. Чтение текста
1гр.- Стр. 128
2гр. –стр.129-130
3 гр. – стр. 129
2. Дайте определение
3. Выберите, те иллюстрации и названия растений, которые характерны вашему виду леса. Приклейте их на лист.
4. подготовьте выступление.
Заполняют таблицу, выбрав иллюстрации нужных растений
Для 2 группы:
– Каким образом расположены растения в широколиственном лесу?
-Как можно объяснить ярусное положение растений в лесу?
Выступление учащихся
Ярусами
– От того, какие деревья растут в лесу, зависит жизнь других лесных растений.
Широколиственные леса образованы в основном теплолюбивыми деревьями с широкими листьями.
-Ответы учащихся
-Ответы учащихся
-Ответы учащихся
Лесная зона
Смешанные, широколиственные,
хвойные
V. Итог урока
2мин
- Подведем итоги нашей работы.
« Анализ природной зоны» (коллективно составление кластера)
- Все ли пункты плана мы рассмотрели?
На следующем уроке мы продолжим изучать лесную зону, узнаем о том, что дает человеку лес, какие экологические проблемы существуют, а про животных леса узнаете дома.
Составление кластера (зоны лесов)
VI. Рефлексия
Оценивание
2 мин
Вернемся к иллюстрации, и оцените уровень своих знаний по изученному материалу. Отметьте себя на этом рисунке, где вы сейчас находитесь?
Словесная оценка: вы хорошо поработали, молодцы. Я посмотрю, как вы выполнили задания на листочках, и поставлю вам оценки.
Оценивание
VII. Домашнее задание.
1 мин
Домашнее задание:
· - Животные лесной зоны (сообщение)
- Составление синквейна на тему «Лес»
Спасибо всем за работу.
Маршрутный лист урока окружающего мира
ФИ ученика, дата _______________________________________________________________________
1. Природная зона ________________________________________________________________
2. Географическое положение
3. Карточка погоды
зимний день летний день
4. Растения
5. Животные
6. Цепи питания
7. Жизнь людей
1) коренное население___________________________________________________________________
2) занятия______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
8. Экологические проблемы
Инструкция
1 группа – Хвойные леса (тайга)
1.Прочитайте текст на стр. 125
2. Дайте определение, что такое хвойные леса.
3. Подготовьте выступление.
Инструкция
1 группа – Хвойные леса (тайга)
1.Прочитайте текст на стр. 125
2. Дайте определение, что такое хвойные леса.
3. Подготовьте выступление.
Инструкция
1 группа – Хвойные леса (тайга)
1.Прочитайте текст на стр. 125
2. Дайте определение, что такое хвойные леса.
3. Подготовьте выступление.
Инструкция
1 группа – Хвойные леса (тайга)
1.Прочитайте текст на стр. 125
2. Дайте определение, что такое хвойные леса.
3. Подготовьте выступление.
Инструкция
2 группа – широколиственные леса
1. Прочитайте текст на стр.125.
2. Дайте определение, что такое широколиственные леса.
-Подумайте, как можно объяснить ярусное положение растений в лесу?
3. Подготовьте выступление.
Инструкция
2 группа – широколиственные леса
1. Прочитайте текст на стр.125.
2. Дайте определение, что такое широколиственные леса.
-Подумайте, как можно объяснить ярусное положение растений в лесу?
3. Подготовьте выступление.
Инструкция
2 группа – широколиственные леса
1. Прочитайте текст на стр.125.
2. Дайте определение, что такое широколиственные леса.
-Подумайте, как можно объяснить ярусное положение растений в лесу?
3. Подготовьте выступление.
Инструкция
2 группа – широколиственные леса
1. Прочитайте текст на стр.125.
2. Дайте определение, что такое широколиственные леса.
-Подумайте, как можно объяснить ярусное положение растений в лесу?
3. Подготовьте выступление.
Инструкция
3 группа смешанные леса.
1.Прочитайте текст на стр. 125-126
2. Дайте определение, что такое смешанные леса.
3. Подготовьте выступление.
Инструкция
3 группа смешанные леса.
1.Прочитайте текст на стр. 125-126
2. Дайте определение, что такое смешанные леса.
3. Подготовьте выступление.
Инструкция
3 группа смешанные леса.
1.Прочитайте текст на стр. 125-126
2. Дайте определение, что такое смешанные леса.
3. Подготовьте выступление.
Инструкция
3 группа смешанные леса.
1.Прочитайте текст на стр. 125-126
2. Дайте определение, что такое смешанные леса.
3. Подготовьте выступление.
15