Рабочая программа кружка Рукодельница


Муниципальное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная
школа с углубленным изучением отдельных предметов № 15
города – курорта Кисловодска
Рекомендовано к утверждению« Утверждаю»
(протокол заседания Метод.совета Директор МБОУ СОШ № 15
№____-от______________2016г. прик.№______от____________2016г.
Заместитель директора по ВРпо МБОУ СОШ № 15
_______________В .В.Чуфаровская__________________И.А.Коваленко Рабочая программа кружка
«Рукодельница »
для учащихся 5-6 кл Автор и руководитель:
учитель технологии МБОУ № 15
Джербашьян Альбина АветисовнаКол-во часов:
всего____часовв неделю____час.
г-к Кисловодск
Не губи ты жизнь бездельем- занимайся рукодельем!
Шей, вяжи - не унывай ,или гладью вышивай.
Вот иголки , нитки, пяльца для проворных наших пальцев.
Ткани, ленточки, кайма – закружилась голова!
Файлы, форум,интернет ( ой забыла про обед !)…
То, что любим – вышиваем, все прилежно оформляем.
А закончена работа, тут уж новая забота.
Вновь сюжеты выбирать, вышивать их, иль вязать.
Информационная карта
Тип программы - Адаптированная Образовательная область - Технология
Направление деятельности - Социально-педагогическая Способ освоения программы - творческий, репродуктивный
Возрастной уровень реализации программы - 5-6 классы
Форма реализации – групповая
Продолжительность реализации программы - 1 год
Пояснительная записка
Программа кружка «Рукодельница» разработана в соответствии с нормативными документами учреждения и современными требованиями к образовательным программам дополнительного образования и являются документом, отражающим деятельность социально-педагогической направленности учреждения.
Набор детей осуществляется по желанию детей и их родителей, либо законных представителей в соответствии с Уставом учреждения. Количество учащихся 10-15 человек в группе
В настоящее время в общеобразовательных учреждениях практикуется системный подход к эстетическому образованию и воспитанию. Он осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Технология» , «Музыка», «Мировая художественная культура», а также с помощью различных факультативов, кружков по изучению искусства и других форм дополнительного эстетического образования и воспитания толерантной личности как носителя национальных культурных традиций.
Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно – прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально – эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов. Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия. На протяжении многовековой истории мира соблюдение обрядов, ритуалов и иных традиций способствовали развитию народной философии и декоративных искусств, играли важную роль в организации жизни общества.
Мир, в котором живет ребенок сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относится не стареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображенное в народном искусстве.
Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом всякого искусства. Народная эстетика наиболее древняя, она – первооснова и один из главных источников современных эстетических воззрений. Больше всего сохранилась она в народном декоративно – прикладном искусстве, в существующих и сегодня художественных промыслах. Основным источником этой народной эстетики служила красота русской земли, которая воспитывала в людях поэтическое восприятие мира и делала их художниками, создавала чудесное совершенство форм. С другой стороны, образы родной природы обязательно воплощались в предметах, имевших практическое значение: в бытовых вещах, хозяйственной утвари, убранстве жилища, одежде, игрушках для детей и так далее. Вышитый передник или, скажем, полотенце – одновременно и бытовой предмет, и высокое искусство.
Из всего многообразия видов творчества декоративно – прикладное творчество является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно – прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах. Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, а также желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предначертании человека.
С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.
Некоторое время назад увлечение различными видами женского рукоделия пережило второе рождение. Созданная своими руками вещь приносит в дом не только красоту, но и приятную атмосферу уюта и покоя. Эти маленькие «шедевры» способны стать кульминационным центром любого интерьера и достойны коллекционирования.
Немного парадоксально, что именно в наше стремительное время у все большего числа людей появляется желание заняться шитьем, вязанием, вышиванием, плетением и так далее. В наше время рукоделие перестает быть только женским, им увлекаются все больше людей и молодых, и достаточно зрелых. Кроме того, общее увлечение родителей и детей любым видом декоративно –прикладного творчества воспитывает у детей чувство своей значимости и взаимопомощи, нужности старших и младших друг другу, сплачивает и укрепляет семью. Осмыслить все вышесказанное помогают занятия рукоделием.
Программа по различным видам рукоделия
предназначена для обучения детей 10-13 лет.
Учебный курс-1год обучения
Учебная нагрузка: 1час в неделю
Учебных недель – 35
Учебных часов : 35 часов
Данная программа составлена на основе программы для школьных учреждений:
--Технология.Организация кружковой работы.Дополнительное образование.-Яковлева И.В.,Сафонова Н.С.,Волгоград: Учитель – 2011 год.
В программе органически сочетаются разнообразные досуговые и образовательные формы деятельности. Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно- прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Цели программы:
1.Ознакомление обучающихся с культурными традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание народных традиций.
2. Воспитание способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной жизни.
3. Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям России, уважения к людям труда.
4. Самопознание ребенком своей личности и своих творческих способностей и возможностей.
5.Обеспечение условий для творческой активности, саморазвития и самореализации учащихся.
6.Создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно- прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия .
7. Содействие жизненному самоопределению учащихся.
9.Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.
Задачи программы:
Обучающие:
1. Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.
2.Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
3.Обучить технологиям различных видов рукоделия.
Воспитательные:
1.Приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной; формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.
2. Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности.
3. Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.
4. Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
5.Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Развивающие:
1. Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность.
2. Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.
3.Развивать положительные эмоции и волевые качества.
4. Развивать моторику рук, глазомер.
Мотивационные:
1. Создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.
2.Социально-педагогические:
3.Формирование общественной активности.
Реализация в социуме.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в нем.
Программа кружка дополнительного образования «Рукодельница» по целевой направленности является прикладной. По содержательной направленности - художественно-эстетической.
Программа является доступной для различных категорий учащихся, в ней тесно связаны теоретические и практические занятия А преобретенный опыт позволяет в большей мере применять необходимые знания и умения на практике и в жизни.
Формы и методы работы
Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.
В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.
Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию
Методическое и дидактическое обеспечения
Учебно-воспитательный процесс направлен на развитие творческих способностей детей , на развитие практических гавыков.Чем полнее и эмоциальней восприятие изложенного детям материала. Этому способствует:
1 . Методико- дидактическое обеспечение.
2 . Пакет творческих заданий по различным темам , способствующих созданию оптимальных условий развития творческих способностей.
3. Картотека журналов, справочников
4. Фонд литературы по предмету.
5. Наглядный материал в виде иллюстраций, схем, рисунков.
6. Раздаточный материал.
7. Технические средства обучения.
Занятия проходят по следующей схеме:
1.Индивидуальная работа учащихся с периодической консультацией у педагога, помощью педагога.
2.Групповая-теоретические и практические занятия преимущественно с практическим характером.
3. Коллективная- - конкурсы, выставки
Учебно – тематический план к рабочей программе
кружка «Рукодельница»
№ Название раздела Кол-во часов
1 Вводное занятие 1
2 Бисероплетение 6
3 Топиарий 6
4 Соленое тесто 5
5 Изготовление цветов 5
6 Оригами 5
7 Лоскутная пластика 6
Итого: 35
Календарно – тематическое планирование
кружка «Рукодельница»

Темы №
Зан. Тема занятия Оборудован.,материалы Методы организацииКол.
Час.
1 1 Вводное занятие,ТБЖурнал ТБ,
Образцы работ Беседа 2 БИ С Е Р О П Л Е Т Е Н И Е 6
1 История бисероплетенияЖурналы,
«Банк идей» Объяснение 1
2 Основы бисероплетения , материалы Образцы
бисера Практическ.
работа 1
3 Техника плетения Бисер, прово-
лока,лескаПрактическ.
работа 1
4 Плетение «Дерево Бонсай» Бисер,проволо-
ка, образцы Практическ.
работа 1
5 Плетение «Дерево Бонсай» Гипс, декор,
горшочек Практическ.
работа 1
6 Завершение работы, оформление Декор Практическ.
работа 1
3 Т О П И А Р И Й 6
1 История появление топиарий , «Дерево
Счастья» Журналы,
«Банк идей» Объяснение 1
2 Материалы и приспособления Образцы мате-
риалов Объяснение 1
3 Изготовление шаров для топиариевОбразцы мате-
риалов Практическ.
работа 1
4 Изготовление сердец для топиариевОбразцы мате-
риалов Практическ.
работа 1
5 Изготовление топиарий по выбору Кофе, бусы,ленТы,декорПрактическ.
работа 1
6 Изготовление топиарий, оформление Гипс , декор Практическ.
работа 1
4 С О Л Е Н О Е Т Е С Т О 5
1 Способы приготовления соленоготеста Мука, соль,
краски Практическ. работа 1
2 Техника изготовления изделий Тесто, образцы Практическ.
работа 1
3 Лепка цветов, животных и др. фигур Тесто,
образцы Практическ.
работа 1
4 Изготовление композиций по мотивам
сказок Тесто,образцыработ Практическ.
работа 1
5 Изготовление панно из соленого теста Тесто,образцыработ Практическ.
работа 1
5 И З Г О Т О В Л Е Н И Е
Ц В Е Т О В 5
1 Цветы вязаные крючком Крючок, нитки
образцы Объяснение,
Прак.работа 1
2 Цветы канзашиТкань, игла,
нитки,образцыОбъяснение,
Прак.работа 1
3 Цветы из бисера Бисер,проволокаОбразцы работ 1
4 Цветы из листьев кленаНитки, листья
клена 1
5 Цветы из бумаги Цветная бумага,
Образцы работ 1
6 О Р И Г А М И 5
1 Искусство оригами Образцы работ Объяснение 1
2 Базовые формы Бумага,образцыработ Практическ.
работа 1
3 Цветы Бумага,образцыработ Практическ.
работа 1
4 Птицы Бумага,образцыработ Практическ.
работа 1
5 Корабли Бумага,образцыработ Практическ.
работа 1
7 Л О С К У Т Н А Я
П Л А С Т И К А 6
1 История лоскутного шитья Журналы, литература Объяснение 1
2 Материалы , инструменты, оборудование Швейная маш.
Ножницы,иглаОбъяснение,
Прак.работа 1
3 Подбор ткани,подготовка ее.Понятие о
композиции Лоскуты ткани,
«Банк идей» Объяснение,
Прак.работа 1
4 Раскрой и изготовление прихватки Лоскуты ткани,
«Банк идей» Объяснение,
Прак.работа 1
5 Технология соединения лоскутов ткани Ножницы,игла,
нитки Объяснение,
Прак.работы 1
6 Раскрой и изготовление декоративнойподушки Ткань,ножницы,
Нитки, игла Практическ.
работа 1
Итого: 35
Условия реализации программы.
1.Кружок проводится в кабинете технологии. Кабинет хорошо оборудован. 2. Все материала и оборудование имеются в наличии. 3. В шкафах кабинета размещается постоянная выставка работ учащихся.
4.Имеютяся необходимые журналы и литература.
5.Собран материал «Банк творческих идей»
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации, участие в конкурсах и выставках.
С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы :
Кашкарова-Герцог Е.Д.»Руководство по рукоделию», Москва, изд.» Просвещение»,2002г.
Терешкович Т.А. «Рукодельница», Минск,»Полымя», 1993г.
Квилинг:волшебство бумажных завитков.С. Букина,М.Букин,Ростов на-Дону,»Феникс»,2010г.
Исксство делать цветы, Е.П.Сухорукова,Л.Г.Чечуленская, Москва, 1994г.
«Бисерное рукоделие» ,Тимченко Э.А,Смоленск,»Русич», 2009г.
«Цветы из бисера»,Л.Г.Куликова,Л.Ю.Короткова,Москва, «Глобус»,2008г.
«Золотые страницы рукоделия», Н.К. Зайцева , Москва, 2004г.
А Н К Е Т А
Вопросы родителям:
1.Что интересует Вашего ребенка?____________________________________
2. Какое занятие доставляет ему радость?______________________________
_________________________________________________________________
3. Какое направление в работе кружка Вы рекомендуете своему ребенку? (Вязать, лепить, плести бисером, мастерить поделки из различных материалов…)_____________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Вопросы учащимся:
1.Мне нравится…(продолжи пожалуйста)_____________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
2. Что ты умеешь делать своими руками?______________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
3 .Чему ты хочешь научиться?_______________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
С П А С И Б О !